- Православный христианин
Я этой книги не читала, но судя по приведенному кусочку, вроде все верно написано, может немного с излишним оптимизмом и самоуверенностью, но противоречий православному учению не увидела. Может это только в этой части, а далее там то, о чем пишет И. Брянчанинов? Кстати раньше не слышала о Фоме Кемпийском, хотя святые Папы в ранний период (признанные и у нас), очевидно до раскола, там были. Свой коммент скопировала здесь на Азбуке: https://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/...-i-stradanijah-gospoda-nashego-iisusa-hrista/Для православных христиан в духовных вопросах, вообще не имеют авторитета граф М. М. Сперанский и оберпрокурор Победоносцев, в том числе и А. П. Лопухин.
Для православных христиан, большое значение в духовных вопросах, имеют труды свт. Игнатия Брянчанинова, прославленного в лике святых нашей церкви.
Вот что он пишет в противовес приведенного Вами текста:
«В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышет утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! Они не понимают, что, обоняв утонченную воню живущих в себе страстей, они наслаждаются ею, признают её в слепоте своей вонею благодати! Они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник неспособен к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоумия и сладострастия. Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лоиола и другие подвижники Латинства47, признаваемые в недре его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, – говорит писатель жития его, – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество. Сыну ли Своему по естеству, или сыну по благодати – Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!»
Источник: Полное собрание творений и писем : В 8 т. / святитель Игнатий (Брянчанинов) / Общ. ред. О.И. Шафранова. – 2-е изд., испр. и доп. : Письма : В 3 т. - М. : Паломникъ, 2011-.; Творения: в 5 т. / Т. 1. - 2014. - 799 с. / О прелести. 214-238 с. ISBN 978-5-88060-031-1
Конечно, Игнатий Брянчанинов для меня несомненный авторитет и просветитель, его трудам доверяю на все 100%. И вам верю, ибо вы изучали эти вопросы, у вас опыт. Думала, что на Азбуке ничего сомнительного нет, оказывается и тут надо быть осторожной. Надо администрации как-то отмечать (ставить под сомнение) подобные выкладки... Спасибо вам, теперь буду знать.