О безмолвии в миру

Переславль Залесский
Православный христианин
С Эклессиастом согласен. Я не о том. Нужно ли говорить про
опыт безмолвия всем?
Человеку порой не хватает просто верно направленного внимания. Бог и открыл бы ему нечто,но человек не хочет видеть или по ленности и привычке не обращает на это внимание... хотя все для общения с Богом имеет.
 
Православный христианин
Человеку порой не хватает просто верно направленного внимания. Бог и открыл бы ему нечто,но человек не хочет видеть или по ленности и привычке не обращает на это внимание... хотя все для общения с Богом имеет.
Это общие фразы ,ни к чему не ведущие. Все ли созерцателями должны быть, спрошу прямо. Я считаю .нет.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Православный христианин
все ли должны дышать воздухом или иметь зрение???
Ну зачем это? Вера прославляется ,а не созерцание Вы как ап.Фома хотите руки вложить? Так блаженны не видевшие ,но верующие.Вы так любите Бога ,что не можете подождать смерти? Так об этом не говорят.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Ну зачем это? Вера прославляется ,а не созерцание Вы как ап.Фома хотите руки вложить? Так блаженны не видевшие ,но верующие.Вы так любите Бога ,что не можете подождать смерти? Так об этом не говорят.
человека от Бога отделает лишь его внимание. Бога можно увидеть практически во всем.
 
Православный христианин
человека от Бога отделает лишь его внимание. Бога можно увидеть практически во всем.
Это немножко не то ,о чем говорим. Если Вы о первых словах из Евангелия от Иоанна , то там тоже необходимо с рассуждением. В противном случае ,и египтяне правы ,поклонявшиеся ,скажем ,крокодилам. Бог же во всем.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Можно молчать и непрестанно при этом говорить. И можно говорить и при этом безмолвствовать,
Как верно подмечено


Я не к тому, чтобы переворачивать с ног на голову, красиво сказано и тп, но это действительно недооценивается, я не замечал долго разницу.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Может кому на пользу или для размышления.
Из переписки:
(Игорь С) Хотетельная точка по половой части находится внизу живота. Она как-то связана с сердечной областью проскоком. Минуя то, что выше аж до сердечной области. В этой точке есть движение. И оно как-бы включает в свою орбиту сердце. А там и овладевает всем телом. И умом.
Пронаблюдал услаждение вкусом пищи в месте, где слюнки текут. Объемом насыщения область желудка и ниже по животу.


(Никодим) Игорь, ведь все желания проходят через стадию образов,которые находятся в области памяти...Память в голове, путь от низа живота до ума, проходит через сердце, автоматом принимая проходящий мимо импульс, облекая его своими потребностями. Пройдя через сердечные нужды, образ в голове складывается в форму желания,который спускается вниз в область воли,где проходит последнюю инстанцию согласия. Грех он в памяти человека.и человек сам рисует, создает для воли свои образы желаний, используя нужды души."Тело" или точнее ум человека, как бы говорит, ты получишь душа,что хочешь, но только если это будет так-то и так-то...такой некий духовный террорист...Конечно эти духовные террористы это бесы,нашедшие лазейку к святая святых в человеке,его уму и сознанию, подкидывая мысли удобные для реализации своих целей... Им нужна конечная воля человека.Свою они уже использовали.
Ошибка в том, как я заметил, что мы цепляемся за память, мы пытаемся сохранить нечто свое,будь оно хорошим или плохим.но держимся за это,тем самым лишая себя возможности двигаться дальше,двигаться быстрее. память ограничивает человека, в памяти наши все страсти.Время это индикатор скорости,или точнее присутствия сознания в духовных уровнях. Находясь в самоедстве,отчаянии,мы погружаемся в область бесовских сил,бесовского мира,практически неподвижного. Но когда мы увлечены чем-то,забывая про свое я, про свою фиксацию на прошлом, время летит,говорим мы,оно пролетает незаметно... Так если увлечься Богом, поиском Его в своей жизни, быть в постоянном состоянии охотника,о каких страстях тогда можно говорить,на них нет времени,да их просто забываешь...Ты автоматически ведешь себя, как охотник,тихо спокойно.ум не отвлекая на всякую чушь,потому как Бог может Себя проявить,как птица из кусов,которую ты должен подстрелить своим умом.Ну это так,образно.Ум сам по себе становится подвижен,но он не скачет из стороны в сторону(как ты говоришь),а готов молниеносно устремиться за этой "синей" птицей...не оглядываясь на прошлое. Бог всегда проявляет Себя по разному,потому что Он неповторим...в этом и основная сила в устремлении за Ним.Плоды Его всегда разные,Он не скупиться на разнообразие, только успевай восхищаться и не забывай благодарить.
Основная ведь задача молитвы - это набрать внутреннюю скорость ума, чтобы влиться в общий поток Божественного бытия. Главное не удерживать это чувство в памяти,иначе оно будет грузом для этого.Просто - вылетела "птица",схватил ее умом и полетел, слился с ней,не оглядываясь назад,к памяти.Память лишь, как якорь необходим, куда ты должен вернуться.Но в момент молитвы - нужно оставить все.Просто все.Тишина ума это следствие оставления,лишь необходимо иметь готовность к "прыжку". Вспомнился Аватар и оседлание им огненного феникса.И главное, чтобы не было никакой корысти,наоборот,должна быть внутренняя готовность жертвовать собой ради других,тогда это чувство покрывается благодатным елеем,при котором скорость ума повышается,и ты можешь вливаться в еще более высокие уровни духовной атмосферы. Там чувства "работают" с совершенной отдачей и совершенно иначе,там присутствует полнота и острота,четкость и молниеносность осознания.
В общем. как-то так. Описал то, что сам пережил.
 
Православный христианин
Из старых записей

Перечитываю дневник о. Арсения Троепольского (АТ, как недавно установлено, автора "Откровенных рассказов странника", ОРС) и удивляюсь мудрости его первого наставника:

«В 1823 г., еще во время обучения в Московском университете, АТ посетил в Симоновом монастыре схимонаха Павла, ученика Паисия Величковского, который преподал ему следующее наставление: «Сколько возможно, возбуждай в себе любовь к ближним, и имей простое око. К сему руководствует уединение и себевнимание, соединенное с Иисусовой молитвою, которая всему глава» (Троепольский. 1865: 76–77).

Любовь к ближнему и простое око открывают сердечный вход, а недостаток этих качеств его закрывают. Все-таки, на мой скромный взгляд, это обстоятельство и явилось для АТ в дальнейшем не только подспорьем, но и препятствием на его духовном пути, так как усиленные поиски сердечного места, все же, не способствуют простоте (а о любви в его дневниках тоже сказано не так уже много).

Более точно говоря, любовь к ближнему открывает сердечный вход, а простое око созерцает самодействующую в сердце энергию Духа. О ней пишет АТ в дневнике:

«В 1816 году сама собою открылась способность вовращаться [термин АТ] внутрь себя,
охраняться вообще от всяких помыслов. Это производимо было даже и в нощи,
сидя в согбенном положении, в глубоком покое и ощущая нечто невыразимое».

"Сама собою" -- энергия Духа, ее проявление, не зависит от воли и усилий подвижника.
Термин АТ "вовращаться" нечто среднее между вращаться и возвращаться, на мой взгляд, удачно описывает энергию Духа, находящуюся в движении и покое одновременно.
"Ощущая нечто невыразимое" -- типичное среди исихастов описание энергии Духа.

После этого ему уже не нужны были механические способы для отыскания сердечного места. Ему уже нужна была любовь, как ключ, который открывает сердечный вход, и простое око, чтобы пребывать в этом открывающемся в нем созерцании. Почему, вероятно, о. Павел, ученик прп. Паисия, и дал ему такой мудрый совет: возбуждать в сердце любовь к ближнему и иметь простое око, а остальное – только способствующие всему этому средства, в том числе и глава их – Иисусова молитва.
 
Крещён в Православии
начинает словами : ,,Так говорит Бог ",так мне Бог повелел сказать".
К сожалению так непринято, нет такого дерзновения...теперь ссылаются на отцов и Писание, даже если и Бог так им сказал лично... Или это может вылиться : исходя из того, что ничего не делается без Промысла, а провещевать благоволит Дух, то каждый начнёт : так говорит Бог...и от ветра головы своея начнёт вещать не сообразуясь с отцами и толкованиями, как это делают протестанты...
Может быть исходя из "научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем есть" и не утверждают : так говорит Бог...
 
Православный христианин
К сожалению так непринято, нет такого дерзновения...теперь ссылаются на отцов и Писание, даже если и Бог так им сказал лично... Или это может вылиться : исходя из того, что ничего не делается без Промысла, а провещевать благоволит Дух, то каждый начнёт : так говорит Бог...и от ветра головы своея начнёт вещать не сообразуясь с отцами и толкованиями, как это делают протестанты...
Может быть исходя из "научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем есть" и не утверждают : так говорит Бог...
Я в том смысле ,если действительно им повелевает Бог говорить. А так неизвестно откуда их слова. Они их не подтверждают волей Божьей. Понимаете? Я вот пишу и никогда пока так не говорю. Почему? Потому что напрямую мне Бог не говорит иди и скажи. Могу цитировать Библию ,св. Отцов ,могу от ума. Это может быть как правда ,так и ложь. Даже цитаты из Библии не к месту ,не в контексте могут быть в данном случае частью лжи. Лукавый тоже цитировал Библия .Поэтому в и говорю, что ни у одного говорящего нет прямых указаний от Бога. Иначе бы сказали. Дело не в дерзаниях ,а в действительности
 
Крещён в Православии
Я в том смысле ,если действительно им повелевает Бог говорить. А так неизвестно откуда их слова. Они их не подтверждают волей Божьей. Понимаете? Я вот пишу и никогда пока так не говорю. Почему? Потому что напрямую мне Бог не говорит иди и скажи. Могу цитировать Библию ,св. Отцов ,могу от ума. Это может быть как правда ,так и ложь. Даже цитаты из Библии не к месту ,не в контексте могут быть в данном случае частью лжи. Лукавый тоже цитировал Библия .Поэтому в и говорю, что ни у одного говорящего нет прямых указаний от Бога. Иначе бы сказали. Дело не в дерзаниях ,а в действительности
Вы святых в истории России знаете? Действительно святых... ни один из них так не говорил... А Иоанн Кронштадтский с Богородицей напрямую разговаривал... и прямые указания в Евангелиях даны, разве ещё что-то надо уточнять? Спаситель что сказал о пророках? - они до Иоанна(Крестителя или Богослова?) .... А Бог ведь с пророками говорил напрямую, видимо теперь нет такой надобности. И ещё одно : именно Господь наказывал "пойди и скажи, так говорит Бог", а не по своей воле пророки так говорили...они же смиренными были, а смиренный этим общением кичится не будет, кто-то даже просил забрать у него эту способность общения... поэтому если кто-то имеет такое прямое общение, то по смирению никогда это не обнародует...чтобы его не потерять.
 
Православный христианин
Вы святых в истории России знаете? Действительно святых... ни один из них так не говорил... А Иоанн Кронштадтский с Богородицей напрямую разговаривал... и прямые указания в Евангелиях даны, разве ещё что-то надо уточнять? Спаситель что сказал о пророках? - они до Иоанна(Крестителя или Богослова?) .... А Бог ведь с пророками говорил напрямую, видимо теперь нет такой надобности. И ещё одно : именно Господь наказывал "пойди и скажи, так говорит Бог", а не по своей воле пророки так говорили...они же смиренными были, а смиренный этим общением кичится не будет, кто-то даже просил забрать у него эту способность общения... поэтому если кто-то имеет такое прямое общение, то по смирению никогда это не обнародует...чтобы его не потерять.
Пророки прорекали о Христе. А Богословы должны передавать Слово Божье. Как в Откровении сказано Иоанну. Впрочем ,может Вы и правы. Спорить не буду.
 
Православный христианин

--------------------------​

Что такое безмолвие​

Как-то спросили старца Силуана: «Хлопотливое экономское послушание, при необходимости общаться со множеством людей, не вредило ли монашескому безмолвию?»

На это старец ответил: «Что есть безмолвие? Безмолвие — это непрестанная молитва и пребывание ума в Боге. Отец Иоанн Кронштадтский всегда был с народом, но он больше был в Боге, чем многие пустынники. Экономом я стал за послушание, и за благословение игумена мне на этом послушании было лучше молиться, чем на Старом Русике, куда я по своей воле отпросился ради безмолвия... Если душа любит народ и жалеет его, то молитва не может прекратиться».
------------------------------------
В сказанном содержится, по-моему, такая мысль. Подвижнику, в котором действует любовь, иногда лучше безмолвствовать среди людей, чем в пустыне. Потому что тогда у нее больше повода себя проявить. Любовь тогда зажигается от одного взгляда на человека. А в пустыне от одного памятования о нем.
 
Православный христианин
Из обсуждени

+++Категорию Личность к Иисусу Христу применяет прп Иустин (Попович)

и еще некоторые святые и религиозные философы после 19 в. И не применяет, скажем, прп. Максим с его всеобъемлящей богословской системой в эпоху христологических споров, когда, казалось бы, такого рода категория в ту эпоху очень пригодилась бы православному богословию. Почему? Этому может быть несколько объяснений. Одно из них: он предвидел опасность от введения подобной категории в богословие (например, за счет введения дополнительной по отношению к ипостаси субъектности). А современные отцы не предвидели. Потому что при всем уважении к о. Софронию, о. Иустину, к Лосскому, например, их нельзя считать специалистами в философии Аристотеля, там где гений прп. Максима, напротив, не имеет себе равных.
 
Православный христианин
Из обсуждения

+++Бог Личен

Бог личен и безличен, потому что выше и того, и другого понятия о Нем. Сказав о Нем "Личность", мы тут же должны благочестиво уравновесить это высказывание противоположным, потому что Бог, в силу Своей простоты, неопределим никаким понятием. Если мы этого не делаем, то в силу краткости и потому что это подразумевается. В одном месте Писание говорит "Бог есть любовь", а в другом "Ненавижу вас, николаиты". Потому что Бог есть и то, и другое: и любовь, и ревность по Богу, так как в неисчислимое число раз превышает и то, и другое о Нем понятие.
 
Православный христианин
Имена Божии -- это Его энергии. Часть из них перечислены у Ареопагита в трактате "О Божественных Именах". Книге, ставшей знаковой для всего последующего православного богословия, начиная с прп. Максима. Имена эти -- Благо, Истина, Красота, Любовь, Свет, Сущий, Жизнь, Премудрость... и вообще все, что высказывается о Боге в Писании, в том числе и Само Имя Бог. Имена эти образуют верхний этаж пирамиды энергий Божиих, нижним этажом которой являются логосы, а Вершиной -- Логос. Будучи создано в соответствии со своим логосом, например, предназначенное к жизни творение получает свою жизнь от энергии Жизнь, которая действует как "белильщик выбеливает свой холст", пишет Ареопагит, являясь при этом жизнью-самой-по-себе, то есть не получая эту жизнь из какого-то иного еще источника, кроме Самого Бога. Имена, энергии Божии многочисленны и многообразны относительно творения. Но относительно Бога все это одна энергия в силу Его простоты. В Боге нет разделений и потому энергия Божия тоже Бог. Но есть различия -- между сущностью Божией и Его энергией.
 
Православный христианин
Описание безмолвия от одного брата
...................................................................
Делание, которым я в данный момент занимаюсь. Так как внешние обстоятельства меня отвлекли и ум вышел из сердечного места, я ввожу его дыхательным методом в то место, в котором он должен примерно находиться. Обычно достаточно одного вдоха, чтобы ему навстречу из сердечного места не начал действовать источник самодвижной молитвы. Когда ум устанавливается в этом месте и как бы погружается в этот источник, он уже не отвлекается ни на что, безмолвствуя и созерцая, как пишут отцы, невыразимое. Помыслы обходят его далеко стороной. Когда внешние обстоятельства его отвлекают, он не прекращает этого своего делания, занимаясь по-необходимости и деланием, и этими обстоятельствами, до поры до времени. Но внешние обстоятельства все же отвлекают, и тогда ум вновь возвращается к дыхательному методу. Вновь ему навстречу поднимается самодвижная молитва... и далее.

От постоянного, таким образом, пребывания в безмолвии ум светлеет, очищается, и началом, признаком этого очищения является возникающая в сердце любовь ко всему творению. А завершением -- пребывание в сердце Самого Христа.
...................................................................
 
Сверху