О безмолвии в миру

Православный христианин
О деятеле и созерцателе
-----------------------------
"28. Деятель не может обойтись без псалмопения, заботясь о своей кротости и подобающем деятельным [подвижникам] пробуждении. Созерцатель же или не может петь псалмы, или не желает. Не может, потому что в нем действует божественная благодать, и он в высшей степени насыщается духовным наслаждением в молчании, ликуя не оглашаемым шумом сердцем; и не хочет, ибо созерцает только одну Вещь и подвигает умное [начало души] к действию непреходящими и мирными помышлениями в глубоком спокойствии. Поэтому созерцателю необходимо прилежать делу Боговидения в молчании. А если даже оказывается, что порой он читает некоторое время, то это не удивительно для тех, кто видит непостоянство ума и сложность и изменчивость нашей природы. Следует знать, что после отверзения ви́дения благодатью какое бы то ни было чтение оказывается ниже дела ви́дения: ибо одно [осуществляется] само по себе, а другое — по причине умного рассмотрения. Ибо ни в каком чтении ум не в силах соблюсти свою нераздельность. Но в умной свободе, которая та́инственно совершается в молчании, ум видит по большей части объединенным образом, что весьма отлично от [ви́дения] раздельного" (прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае).
---------------------------
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
О деятеле и созерцателе
-----------------------------
"28. Деятель не может обойтись без псалмопения, заботясь о своей кротости и подобающем деятельным [подвижникам] пробуждении. Созерцатель же или не может петь псалмы, или не желает. Не может, потому что в нем действует божественная благодать, и он в высшей степени насыщается духовным наслаждением в молчании, ликуя не оглашаемым шумом сердцем; и не хочет, ибо созерцает только одну Вещь и подвигает умное [начало души] к действию непреходящими и мирными помышлениями в глубоком спокойствии. Поэтому созерцателю необходимо прилежать делу Боговидения в молчании. А если даже оказывается, что порой он читает некоторое время, то это не удивительно для тех, кто видит непостоянство ума и сложность и изменчивость нашей природы. Следует знать, что после отверзения ви́дения благодатью какое бы то ни было чтение оказывается ниже дела ви́дения: ибо одно [осуществляется] само по себе, а другое — по причине умного рассмотрения. Ибо ни в каком чтении ум не в силах соблюсти свою нераздельность. Но в умной свободе, которая та́инственно совершается в молчании, ум видит по большей части объединенным образом, что весьма отлично от [ви́дения] раздельного" (прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае).
---------------------------
Я Вас прошу, размещайте пожалуйста ссылку на тот труд и страницу, откуда взята цитата, так как многое зависит от контекста.
Пока не понятно о чем идет речь.
В любом случае, это не наш уровень. Это, возможно, не уровень даже, Серафима Саровского и подобных святых.
Возможно, это уровень пророков, Авраама, царя Давида, Иоанна Крестителя или святых апостолов, отшельников, как Мария Египетская или Макарий Великий.
Применительно к нам, это как отсюда и до Солнца, то-есть, расстояние, от нас, до таких состояний, даже представить невозможно.
Возможно, это практика монастырей, где благословлялось уходить в затвор с минимальным чтением книг. То-есть, затворник, переставал общаться вообще с кем либо в этом мире и кроме стен и одой иконы, вообще ничего не видел, длительное время.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я Вас прошу, размещайте пожалуйста ссылку на тот труд и страницу, откуда взята цитата, так как многое зависит от контекста.
Пока не понятно о чем идет речь.
В любом случае, это не наш уровень. Это, возможно, не уровень даже, Серафима Саровского и подобных святых.
Возможно, это уровень пророков, Авраама, царя Давида, Иоанна Крестителя или святых апостолов, отшельников, как Мария Египетская или Макарий Великий.
Применительно к нам, это как отсюда и до Солнца, то-есть, расстояние, от нас, до таких состояний, даже представить невозможно.
Ссылку я привел, насколько это возможно, полную, так как эти главы еще не изданы и находятся в процессе перевода. Я могу, конечно, попытаться давать ссылки на греческое издание, но они ничего никому не скажут, а для меня это лишние труды.

Уровень всего лишь на один больший чем наш, начальный (из триады: делание-созерцание-обожение), и потому знать куда стремиться с помощью покаяния и молитвы желательно каждому желающему спасения. Я об этом в этой теме уже писал неоднократно. Ревновать делам святых, читать о них, спасительно, пишут отцы, не полезно безрассудно подражать им:

«Удивляться трудам святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное» (Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 4, 46. С.39).

Полная ссылка, как это можно заметить выше, при всей привлекательности этой идеи, на мой взгляд, выглядит довольно-таки комично. Форум все-таки -- это не научное издание. Никто из форумчан не пойдет ради этой ссылки в РГБ, чтобы найти там издание 1908 г. Форум, как я это понимаю, не для научной деятельности, а для живого общения (хотя бороться с отсутствием ссылок вообще как-то надо). Простите.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Уровень всего лишь на один больший чем наш, начальный (из триады: делание-созерцание-обожение), и потому знать куда стремиться с помощью покаяния и молитвы желательно каждому желающему спасения.
Святые отцы писали свои книги не просто в мир, "как из пушки", они писались для монахов, то-есть, святые отцы, писали для определенной аудитории. Учитывайте, этот факт пожалуйста.
Есть такие вещи, которые невозможно выполнить находясь вне монастырских стен, и отцы это понимали. Одно дело одинокий монах в келье, с соответствующими обетами и послушаниями и опытными монахами.
Вот, прочитайте, житие "созерцателя". Он книг не читал, даже грамоту забыл, его учили по новой потом. Это хорошо, что рядом оказались святые люди, так как из такой прелести, можно выйти, только по молитвам нескольких святых.

Совсем другое дело семейный мирянин, со всей семейной суетой.
И если семейный мирянин, или просто мирянин, будет стремится к монашеским уровням, то достигнет он, только развала семьи и духовной прелести.
Так как, по гордыне, будет мнить о себе то, чем не является вовсе, так как мир он не оставлял, монашеских обетов не давал и монашеских послушаний не имеет. У мирян, особенно семейных, другие послушания, которые отличаются от монашеских.

Слово мир, отцы понимали, как совокупность человеческих страстей! Соответственно, безмолвием в миру, является борьба со страстями, а не просто молчание и прекращение чтения псалмов, по той причине, что человек сам себя назначил "созерцателем". И молится ему не надо, псалмы читать не надо, только молчать и иногда, заглядывать в высокодуховные книги. А ведь именно это и содержится в Вашей цитате.
Безмолвие в миру - не входить в общение со страстями, ни мысленно не телесно, так как человек, всегда человек мысли и действия. Мысленного диалога, результат которого воплощается телесно. А вот об этих деланиях, для мирян, очень много написано, где чтению соответствующих книг и псалмов, в том числе, уделяется огромная роль. Так как ум, в этом случае, уходит от земных привязанностей именуемых страстями. Так как страсти - именно то, что делает нас плотью.

Полная ссылка, как это можно заметить выше, при всей привлекательности этой идеи, на мой взгляд, выглядит довольно-таки комично. Форум все-таки -- это не научное издание. Никто из форумчан не пойдет ради этой ссылки в РГБ, чтобы найти там издание 1908 г. Форум, как я это понимаю, не для научной деятельности, а для живого общения (хотя бороться с отсутствием ссылок вообще как-то надо). Простите.
Бог простит и я прощаю и Вы меня простите.
И напоминаю о теме поста, она о безмолвии в миру, не в монастыре не в келье, не для монаха. Ссылка же нужна, для того, чтобы прочитать цитату в контексте. Это очень важно, так как не понятно о каком делании идет речь - из цитаты предоставленной Вами, это не ясно. Очень похоже, что это писалось не для мирян. В конце концов, книга (труд) для того и писан, чтобы изучать целиком, а не рвать на цитаты.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
И напоминаю о теме поста, она о безмолвии в миру, не в монастыре не в келье, не для монаха. Ссылка же нужна, для того, чтобы прочитать цитату в контексте. Это очень важно, так как не понятно о каком делании идет речь - из цитаты предоставленной Вами, это не ясно. Очень похоже, что это писалось не для мирян. В конце концов, книга (труд) для того и писан, чтобы изучать целиком, а не рвать на цитаты.
Тут все же немного иначе устроено, не как в магазине: там полки с одним товаром, а вон там с другим. Имхо.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
"Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор, или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевнаго подвига. Самыя падения, невидимыя ближними, видимыя и ведомыя Богу и совести, падения ума и сердца, послужат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимаго внутренняго подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностию духовною, исполнен смиренномудрия, для ближняго – пристанище, сокровище. Он подобен древу, выросшему на открытом холме, подвергавшемуся ветрам порывистым и всем другим непогодам; такия древа глубоко пускают в землю корни, бывают особенно сочны, полны жизни и силы" (Свт.Игнатий (Брянчанинов)).
Вот Вы привели цитату, теперь давайте порассуждем о каком безмолвии пишет святой.
Читаем............
соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека.
Теперь вопрос к Вам, о каком безмолвии пишет святой Игнатий (Брянчанинов)? Я не вижу того, что тут написано о необщении с людьми, подобно монаху затворнику. Тут о другом написано, читайте пожалуйста смысл - открыть в себе всю, (а не частично) свою немощь.
Для чего?
Из преведенной Вами цитаты следует, что без этого невозможно бороться с грехом.

А Вы знаете, что молчать можно по греховной страсти?
.............Находятся и такие, которые стараются остановить страсть, но по внушению другой страсти – один молчит по тщеславию, другой по человекоугодию или по иной какой-либо страсти...........преподобный Авва Дорофей, Душеполезные поучения и посласния, глава 10.

Я повторю, простите. По мысли святых отцов - миром, является совокупность человеческих страстей и даже монах, за монастырскими стенами, может жить в миру. Монах в келье, молча, может находиться в миру.
......но, думая, что вышли из мира, остались в мирских страстях и в злосмрадии их............преподобный Авва Дорофей, там же.

Вывод.
Мирянин практикующий молчание, как таковое, может находится в страстях, то-есть вместо духовного делания, заниматься плотским деланием, в святоотеческом понимании.

Я Вам процитировал очень хорошую книгу, если хотите, изучайте, целиком, а не цитатами, только помнтие пожалуйста, она писана для монахов, мы можем ее использовать, как некий образец для размышления в первую очередь.
В конце концов, не нужно думать, что все сразу понято в книге, которую написал святой человек, если помнить о приведенной Вами цитате, то как может немощный человек так думать о себе?
открывая тебе всю немощь человека.

Вот еще одна книга, она дополняет труд Аввы Дорофея, и тоже писана для монахов, это нужно помнтить, чтобы не соблазниться и возомнтить из себя то, чем мы не явлеяемся. По моему мнению, она более адаптирована к нашемцу воспритию. В азбуке, есть ее аудиоверсия.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Безмолвие и молчание это разные вещи.
Вот Вы привели цитату, теперь давайте порассуждем о каком безмолвии пишет святой.
Читаем............

Теперь вопрос к Вам, о каком безмолвии пишет святой Игнатий (Брянчанинов)? Я не вижу того, что тут написано о необщении с людьми, подобно монаху затворнику. Тут о другом написано, читайте пожалуйста смысл - открыть в себе всю, (а не частично) свою немощь.
Для чего?
Из преведенной Вами цитаты следует, что без этого невозможно бороться с грехом.

А Вы знаете, что молчать можно по греховной страсти?
.............Находятся и такие, которые стараются остановить страсть, но по внушению другой страсти – один молчит по тщеславию, другой по человекоугодию или по иной какой-либо страсти...........преподобный Авва Дорофей, Душеполезные поучения и посласния, глава 10.

Я повторю, простите. По мысли святых отцов - миром, является совокупность человеческих страстей и даже монах, за монастырскими стенами, может жить в миру. Монах в келье, молча, может находиться в миру.
......но, думая, что вышли из мира, остались в мирских страстях и в злосмрадии их............преподобный Авва Дорофей, там же.

Вывод.
Мирянин практикующий молчание, как таковое, может находится в страстях, то-есть вместо духовного делания, заниматься плотским деланием, в святоотеческом понимании.

Я Вам процитировал очень хорошую книгу, если хотите, изучайте, целиком, а не цитатами, только помнтие пожалуйста, она писана для монахов, мы можем ее использовать, как некий образец для размышления в первую очередь.
В конце концов, не нужно думать, что все сразу понято в книге, которую написал святой человек, если помнить о приведенной Вами цитате, то как может немощный человек так думать о себе?


Вот еще одна книга, она дополняет труд Аввы Дорофея, и тоже писана для монахов, это нужно помнтить, чтобы не соблазниться и возомнтить из себя то, чем мы не явлеяемся. По моему мнению, она более адаптирована к нашемцу воспритию. В азбуке, есть ее аудиоверсия.
Можно молчать, а внутри будут кипеть мысленные страсти. Но безмолвие это уже состояние тишины и главное спокойствия ума, переходящее в созерцательное действие за внутренним миром человека, при наблюдении которого часто и открывается Богом недостоинства человека, это даже в какой то мере является кретерием правильного прохождения безмолвия.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Безмолвие и молчание это разные вещи.

Можно молчать, а внутри будут кипеть мысленные страсти. Но безмолвие это уже состояние тишины и главное спокойствия ума, переходящее в созерцательное действие за внутренним миром человека, при наблюдении которого часто и открывается Богом недостоинства человека, это даже в какой то мере является кретерием правильного прохождения безмолвия.
Допустим.
Исходя из вышесказанного у меня к Вам вопрос.

Было ли у того слепого спокойствие ума, когда он кричал воззвание, впоследствии ставшее Иисусовой молитвой? Он аскет был? Он орал (говоря современным языком) со спокойным умом и внутренним созерцанием?

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. (Лк.18:35-39)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Допустим.
Исходя из вышесказанного у меня к Вам вопрос.

Было ли у того слепого спокойствие ума, когда он кричал воззвание, впоследствии ставшее Иисусовой молитвой? Он аскет был? Он орал (говоря современным языком) со спокойным умом и внутренним созерцанием?

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. (Лк.18:35-39)
Иметь бы веру такую как у этого слепого... Слепой хотел исцеления и понимал, что это сейчас у него единственный шанс.. Нам бы всем вопиять, как он, так как духовно слепы,только не осознаем этого. Но благодать имеет и другие свойства еще... Просвещение,то есть прозрение своих грехов, покаяние, пробуждение к благим делам, "заряжая" при этом душу и ум человека добродетельными качествами. Но начало преображения,да с обращения ко Христу в личной просьбе. Ибо это все в Его руках от начала и до конца.
 
Православный христианин
Наверное церковно-приходских недрах все-таки вызрела традиция абстрактного понимания и отношения к созерцанию, и соответственно к самой молитве.
 
Сверху