О безмолвии в миру

Православный христианин
Необходимость так тонко различать все эти вопросы возникла у отцов в период монофелитских споров. Споров о количестве природных и "ипостасных" воль у Христа и наличии у Него гномической воли. Несмотря на видимую абстрактность этих споров, христология может оказать влияние и на аскетику.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Чистая молитва - это свет для ума. В свете чистой молитвы благодатью Святого Духа ум освобождается от словесных оков и восходит к созерцанию невидимых для разума сущностей умопостигаемого мира. Ум не выбирает предмет созерцания среди множества сущностей, как это мы делаем при размышлении, но просвещается тем, что дается благодатью видеть единовидно. Способность единовидного созерцания является естественной для ума, но открывается не всякому уму, а тому, кто очистил себя в духовной брани с помощью умного делания. Чистота молитвы невозможна без чистоты сердца, которая дается благодатью по вере и смиренному устремлению молящегося к чистоте добродетелей. Чистая молитва предшествует благодатному обожению и вознесению ума к сверхъестественному созерцанию нетварного света Святой Троицы. В состоянии обожения ум не способен мыслить, но обретает сверхъестественный опыт бытия Божественным светом. После опыта обожения ум возвращается к умному деланию и вновь восходит к чистой молитве, но уже в новом качестве просветления. Ум обретает способность не только единовидно созерцать, но и ясно видеть умопостигаемые подобия божественных логосов, которые разум впоследствии осмысливает во множестве словесных понятий. Чистая молитва - это источник просвещения и ведения ума о сокрытом для разума во мраке неведения.
Виктор Неовитос
 
Православный христианин
Благодатная самодвижная бессловесная молитва - это когда из сердца, незаметно для окружающих, но отчетливо созерцаемый самим подвижником исходит поток невидимых энергий наподобие источника, текущего в жизнь вечную.
Только начинает проясняться о чем это, меня вообще словесная форма смущает часто, "молитва", по привычке - это нечто деятельное, направленное вовне, "созерцание" - нечто бездеятельное, настройка на прием. Тут как бы непонятно было, то ли одно, то ли другое
 
Православный христианин
Только начинает проясняться о чем это, меня вообще словесная форма смущает часто, "молитва", по привычке - это нечто деятельное, направленное вовне, "созерцание" - нечто бездеятельное, настройка на прием. Тут как бы непонятно было, то ли одно, то ли другое

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд. "Главы о рае").
Я думаю, что формулировка отца специально составлена так, чтобы быть узнаваемой теми, кто это состояние однажды уже испытал. "Если ты это испытывал,-- пишет он в другом месте,-- то ты согласишься со мной.-- Если же нет прими мои слова на веру".
 
Православный христианин
Принял :). я так полагаю, такое не только в качестве информирования излагалось, но и для ориентира тем, кто не испытывал. В любом случае вникать полезно, пытаться разобраться
-
кое-что ведь можно пытаться воспроизвести
 
Православный христианин
такое не только в качестве информирования излагалось, но и для ориентира тем, кто не испытывал
Согласен. Вот почему он в другом месте пишет, что многие были талантливы в этом деле от природы, но им некому было подсказать, и они ничего не достигли. А другим было кому подсказать, но им не хватило таланта. Впрочем, пишет он, спасутся и те, и другие -- через делание заповедей.
 
Православный христианин
Из книги ст. Эмилиана об умной молитве.
----------------------------
В 1988 году в 3 часа утра в предрассветное время находясь в одной пустынной церкви, прп. Порфирий Кавсокаливит сказал между прочим и следующее, что было записано на диктофон без его ведома: «… когда приходит к человеку Христос, когда войдёт в душу, душа становится иной. Она может находиться везде, жить на звёздах, жить в духовном мире, жить в бездне, жить во вселенной, жить… не хочу подвергать насилию свою совесть. Но очень часто я всё это переживаю по Благодати Божией, но не говорю об этом. Мне это не позволяется. О! То, что мне позволено я рассказываю, но не могу говорить всегда».

Однажды Старца посетил ученый астрофизик, и между прочим говорил: "Мы изучаем, имеет ли вселенная предел, конечна ли она". - Имеет, - сказал Старец. - Что имеет? - Имеет предел. - Откуда ты знаешь? – спросил ученый. - Был там. (букв. – "ходил туда")».
-----------------------------
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
+++сокращая молитву

Сокращать молитву надо оставляя Имя Иисус, самое могущественное Имя во Вселенной. Все молитвословие и далее действие источника нужно лишь для того, чтобы очистилось сердце и в нем стал виден и поселился Иисус. И вот что происходит после этого. Прп. Порфирий Кавсокаливит :

«… когда приходит к человеку Христос, когда войдёт в душу, душа становится иной. Она может находиться везде, жить на звёздах, жить в духовном мире, жить в бездне, жить во вселенной, жить… очень часто я всё это переживаю по Благодати Божией, но не говорю об этом. Мне это не позволяется. О! То, что мне позволено я рассказываю, но не могу говорить всегда».
 
Православный христианин
Прп. Порфирий Кавсокаливит :

«… когда приходит к человеку Христос, когда войдёт в душу, душа становится иной. Она может находиться везде, жить на звёздах, жить в духовном мире, жить в бездне, жить во вселенной, жить… очень часто я всё это переживаю по Благодати Божией, но не говорю об этом. Мне это не позволяется. О! То, что мне позволено я рассказываю, но не могу говорить всегда».
+++из обсуждения

А по-моему прп. Порфирий здесь все прекрасно объяснил: ему не позволяется говорить об этих вещах, но он не может удержаться. То же самое пишет прп. Исаак Сирин:

«Возлюбленные, поскольку я сделался безрассудным, то не могу удержаться и хранить молчание о тайне: я безумен ради блага моих братий".

Святые все разные: некоторые — рассудительные — святые могут удержаться и хранить молчание о тайнах, а другие — по преизбытку любви — не могут.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
+++из обсуждения

А по-моему прп. Порфирий здесь все прекрасно объяснил: ему не позволяется говорить об этих вещах, но он не может удержаться. То же самое пишет прп. Исаак Сирин:

«Возлюбленные, поскольку я сделался безрассудным, то не могу удержаться и хранить молчание о тайне: я безумен ради блага моих братий".

Святые все разные: некоторые — рассудительные — святые могут удержаться и хранить молчание о тайнах, а другие — по преизбытку любви — не могут.
да, такое бывает. Иногда что-то открывается. пытаешься другому это рассказать или объяснить, а не получается. Смысл в голове есть, а выразить его не можешь. А все то, что говоришь,получается абракадабра смысловая. Потом успокаиваешься и смиренно принимаешь ситуацию, понимая, что Бог благ и рано или поздно чуть позже,но откроет другим истину о Себе.
 
Православный христианин
да, такое бывает. Иногда что-то открывается. пытаешься другому это рассказать или объяснить, а не получается. Смысл в голове есть, а выразить его не можешь. А все то, что говоришь,получается абракадабра смысловая. Потом успокаиваешься и смиренно принимаешь ситуацию, понимая, что Бог благ и рано или поздно чуть позже,но откроет другим истину о Себе.
Да, хорошо написано. Еще одну ситуацию описывает Иоанн Дальятский. Бывает, что не хочется писать, но Дух понуждает говорить. И тогда Дух диктует, что писать, говорит Иоанн, очевидно, о себе. Слова тогда, как бы, сами появляются в сердце и переносятся затем на бумагу. Но иногда Дух останавливается на полуслове, давая человеку приложить собственные усилия, и тогда, пишет он, возможны и ошибки. В итоге получается текст, в котором чередуются словеса Духа и собственные мысли автора, вот почему его надо обязательно проверять на возможные ошибки (пишу по памяти, поэтому надо обязательно проверять) :)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Да, хорошо написано. Еще одну ситуацию описывает Иоанн Дальятский. Бывает, что не хочется писать, но Дух понуждает говорить. И тогда Дух диктует, что писать, говорит Иоанн, очевидно, о себе. Слова тогда, как бы, сами появляются в сердце и переносятся затем на бумагу. Но иногда Дух останавливается на полуслове, давая человеку приложить собственные усилия, и тогда, пишет он, возможны и ошибки. В итоге получается текст, в котором чередуются словеса Духа и собственные мысли автора, вот почему его надо обязательно проверять на возможные ошибки (пишу по памяти, поэтому надо обязательно проверять) :)
Да, замечал такое в текстах. Читаешь и видишь ход , как суть сама себя разворачивает переходя от ступени к ступени, от слова к слову. Да и свои сообщения иной раз перечитываешь и задаешься вопросом - я ли их писал???
 
Православный христианин
Интересно,как сочетается безмолвие в миру с рассказами о безмолвии. Кто молчит ,тот молчит. А кто говорит ,тот говорит. Мне кажется ,это разные призвания.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
О причинах рассеянности в молитве. из переписки...
По сути, не важно какая причина ... Важно, что нет сердечной заинтересованности в молитве, нет переживания, от того и внимание уходит на сторону. А возыметь сердечную заинтересованность, можно только включив сердце состраданием, милосердием на беду....притеснение какого-либо, или себя.... Но сердце должно иметь некий магнит к желанию благого разрешения ситуации. Тогда внимание будет направлено к Богу само. Без принуждения. А слова молитвы, сформируют ядро осознанности и образ необходимых чувств. Где чувство, облекается в мысль. А не наоборот. Мысль просто потом , с опытом, может напоминать человеку ,что он грешен, немощен, и он вниманием своим, вспоминает пережитое состояние нищеты духа.

Если ты варила суп, пока готовила, резала лук, морковку, а во круг тебя дети суетились, спрашивали, ты продолжала готовить, делать свое дело. Верно? Но когда пришло время попробовать свою стряпню, то по сути все отходит на второй план, даже ум, он включает повышенное внимание на свои вкусовые сосочки
f09f9881.png
. И ты это делаешь, без прикладывания усилий. Когда продукты попали внутрь рта, включается самооценка...и пока не проглотишь, сказать особо ничего не можешь. Та вот, состояние ума при молитве сердечной очень похоже на этот момент в быту. Только в молитве, все внимание на сердце, на чувство ,вкусовые сосочки его. Ты вдруг чувствуешь сладость, от того, как чувство любви наполняет чашу твоего сердца. Это течение и есть безмолвная молитва сердечная.
 
Православный христианин
кто говорит ,тот говорит
Да не так уж и много говорит. Всего пара сообщений в сутки появляются в теме. Время написания -15 мин. За год ото всех участников, да, получается 50-60 страниц. Это много, но это за год.

Кроме того, безмолвие и молчание это разные вещи. Можно молчать и непрестанно при этом говорить. И можно говорить и при этом безмолвствовать, соблюдая, тем не менее, меру и время. Как написано в Писании: "Время молчать (то есть безмолвствовать) и время говорить".

Безмолвие, по определению отцов, это источник энергий безмолвно текущих из сердца в жизнь вечную. Он не прекращается от одного сказанного слова. Он ослабляет (и прекращает) свое действие от постоянного невнимания к нему и от несоблюдения заповедей, от чего надо, конечно, всячески беречься всем христианам.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да не так уж и много говорит. Всего пара сообщений в сутки появляются в теме. Время написания -15 мин. За год ото всех участников, да, получается 50-60 страниц. Это много, но это за год.

Кроме того, безмолвие и молчание это разные вещи. Можно молчать и непрестанно при этом говорить. И можно говорить и при этом безмолвствовать, соблюдая, тем не менее, меру и время. Как написано в Писании: "Время молчать (то есть безмолвствовать) и время говорить".
С Эклессиастом согласен. Я не о том. Нужно ли говорить про
опыт безмолвия всем?
 
Сверху