О безмолвии в миру

Православный христианин
+++Кто задаёт вопросы духовного толка, тому Отец непременно даст ответ. Надо только его услышать. Этот ответ может быть хоть от ребенка

Согласен. Нечто похожее пишет прп. Симеон в огласительном слове:

"...слышит он [подвижник] уже не голоса людей, кто что скажет, но только голос живого Слова, когда Оно начинает говорить через человека. Только Его душа принимает через слух как знакомого и любезного себе, Его голосу позволяет войти внутрь и там с радостью приветствует и лобызает его, по слову Господа: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, а чужих не слушают". Все прочие слова окружающих людей такой человек слышит, но не воспринимает и не разрешает им проникнуть внутрь себя, отсылая их прочь. Он словно не чувствует их движения и звуки и слыша - не слышит..."
 
Крещён в Православии
Евгений, простите чуть "в сторону", не подскажете пожалуйста апологет сталинизма, т.е. апологет ИВ Сталина какого духа? (т.е. прислушивающийся/слушающий/принимающий от …/научаемый каким духом, от Духа Святого или от многовариантности духов мира сего)
 
Православный христианин
Евгений, простите чуть "в сторону", не подскажете пожалуйста апологет сталинизма, т.е. апологет ИВ Сталина какого духа? (т.е. прислушивающийся/слушающий/принимающий от …/научаемый каким духом, от Духа Святого или от многовариантности духов мира сего)
Это ведь зависит от нашего понимания промысла Божия и вопросов вроде того, что правление того или иного правителя было "по благоволению", "по домостроительству" или "по попущению"? Об этих тайнах надо вопрошать Самого Бога, а лучше не вопрошать и ждать когда Он Сам их откроет, но не исследовать их дерзостно. Как пишет прп. Симеон:

"Отверзая его [подвижника] мысленные очи, Бог показывает ему Свою волю и то, что Ему угодно, а все прочее советует не исследовать, не искать и не беспокоиться. Ибо и на то, что Бог ему открывает и показывает, он не смеет взглянуть без страха, но, преклоняясь перед глубиной богатства и премудрости и ведения Божия, едва не теряет сознание и трепещет, помышляя о себе, кто он такой и что удостоился видеть. Взирая на величие человеколюбия Божия и изумляясь, он от души считает себя недостойным созерцания таковых благ, не желает дерзко смотреть и исследовать их, но, будучи одержим страхом, трепетом и благоговением только взывает: "Кто я, Господи, и каков дом отца моего, что Ты доверил мне, недостойному, такие тайны и на удивление сподобил меня быть не только созерцателем, ни и причастником и соучастником этих благ?".

Простите.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
-------------------------------
Прп. Каллист Ангеликуд

Слово 24, гл. 75

Бывает, что деятельный окрадывается самомнением, [считая себя] рассудительным; созерцательный же, видя постоянно, что пути Божии неисследимы, и созерцая невыразимое, отказывается от всякого ведения, и говорит Богу: «Скотен бех у Тебе» (Пс. 72:22). Оттого, зная, что он не знает, он отказывается судить, но все возводит к таинственности Божия промысла, посредством противоположного часто устраивающего противоположное, как видящий глубокое и сокровенное. Оттого его охватывает бездна смирения, как совершенно ничего не ведающего и ничего точно не знающего. Вкусив этого состояния, апостол говорит: «Я не считаю, что уже постиг» (Флп. 3:13).
------------------------------
Все уже было написано до нас:) Но и псы подбирают крохи со стола господ. И если мы не будем хвалить за это Бога, то камни возопиют.
 
Крещён в Православии
Это ведь зависит от нашего понимания промысла Божия и вопросов вроде того, что правление того или иного правителя было "по благоволению", "по домостроительству" или "по попущению"? Об этих тайнах надо вопрошать Самого Бога, а лучше не вопрошать и ждать когда Он Сам их откроет, но не исследовать их дерзостно. Как пишет прп. Симеон:

"Отверзая его [подвижника] мысленные очи, Бог показывает ему Свою волю и то, что Ему угодно, а все прочее советует не исследовать, не искать и не беспокоиться. Ибо и на то, что Бог ему открывает и показывает, он не смеет взглянуть без страха, но, преклоняясь перед глубиной богатства и премудрости и ведения Божия, едва не теряет сознание и трепещет, помышляя о себе, кто он такой и что удостоился видеть. Взирая на величие человеколюбия Божия и изумляясь, он от души считает себя недостойным созерцания таковых благ, не желает дерзко смотреть и исследовать их, но, будучи одержим страхом, трепетом и благоговением только взывает: "Кто я, Господи, и каков дом отца моего, что Ты доверил мне, недостойному, такие тайны и на удивление сподобил меня быть не только созерцателем, ни и причастником и соучастником этих благ?".

Простите.

++Простите.++
да ну что Вы ), это Вы меня простите что задал конкретный, и, мобыть, больменее личный вопрос
ответ обобщенно нравоучителен и полезен, спасибо
 
Православный христианин
++Простите.++
да ну что Вы ), это Вы меня простите что задал конкретный, и, мобыть, больменее личный вопрос
ответ обобщенно нравоучителен и полезен, спасибо
Простите, конкретно ответить не могу. Не знаю ответа на этот вопрос.
 
Православный христианин

О молитве

«- А как у тебя дела с молитвой?
Старец Кирилл ( Павлов) повернул ко мне лицо, еще больше похудевшее, со впалыми щеками. Седые волосы на его голове еще поредели. Вид у батюшки стал как у милого доброго ребенка, только очень мудрого и седого. Я кратко сказал старцу о том, как непрестанная молитва учила меня и наставляла, и спросил его мнение об этом опыте.

– Это есть вторая вера, отец Симон. Первая вера – от слушания наставлений, вторая вера – от непосредственного опыта. Набирайся ума-разума. Теперь эта молитва – твой постоянный учитель. Через нее подает Господь силу разумения. Если все, что сотворил Бог, хорошо, весьма хорошо, тогда все видимое есть благо. И только ум, ослепленный эгоизмом, воспринимает в этом благе угрозу для себя и страх. Из чего следует, что нужно бороться не с людьми и обстоятельствами, а с проявлениями эгоизма собственного ума. Каждый человек живет в мире сем, глубоко погруженный в свой эгоизм, накопленный с самого рождения. Если мы не боремся с эгоистическими наклонностями, они становятся греховными мыслями и поступками, таким образом убивая нас. Поэтому, отец Симон, чтобы «возлюбить Бога до ненависти к самим себе», нет смысла искать виновников вне себя, потому что истинные виновники всего дурного и греховного и есть мы сами, как несколько лет тому назад я тебе говорил, но ты тогда еще не был готов принять этот совет. Когда ум очистится от эгоизма, он видит мир таким, каким он был сотворен Богом, – чистым и совершенным, как одно всеобщее благо. К этому образу умного благодатного видения и ведет твое сердце непрестанная Иисусова молитва».
(Из книги "Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию".)
Хорошая это книга, где о. Кирилл говорит голосом автора, а автор -- временами от себя, а временами -- голосом прп. Каллиста. Но в итоге получается хорошо.

«Тебе обязательно нужно знать, почему существует мир, зачем существует мир, почему происходят войны, катастрофы и стихийные бедствия? Если тебе не разъяснят это, ты не будешь спокоен. Почему? Потому что истинно любящий Бога не нуждается в надуманных ответах, он нуждается в благодати. Обретя ее, он спокоен, он радостен, он блажен, ибо все это – названия одной-единственной вечной и безсмертной любви – Божественной любви. Обретя любовь, любящий Бога сам становится любовью для всех».
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В Священном Безмолвие открывается пониманием целого, а сложность выражения всегда там, где присутствует самомнение. Потому в созерцании Божьей благодати часто нет нужды,что то объяснять себе. А объяснять другому, кто подобное не пережил, просто бесполезно. Как рассказывать про мед тому, кто его не ел.
 
Православный христианин
+++из обсуждения

Если говорить о христианской аскетике, то тут меня недавно зацепила своей точностью фраза (наверно, о. Симона):
"«Тебе обязательно нужно знать, почему существует мир, зачем существует мир, почему происходят войны, катастрофы и стихийные бедствия? Если тебе не разъяснят это, ты не будешь спокоен. Почему? Потому что истинно любящий Бога не нуждается в надуманных ответах, он нуждается в благодати. Обретя ее, он спокоен, он радостен, он блажен, ибо все это – названия одной-единственной вечной и безсмертной любви – Божественной любви. Обретя любовь, любящий Бога сам становится любовью для всех»."
Ощущение блаженства в сердце очень важно, причем не просто блаженства, а такого, какое связано с любовью ко всем людям без исключения. Как пишет прп. Исаак:
---------------------------
Вопрос. Если достиг кто сердечной чистоты, что служит ее признаком? И когда познает человек, что сердце его достигло чистоты?
Ответ. Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем. (Прп. Исаак Сирин. Слово 21)
---------------------------
Стадия чистоты означает у сирийцев переход на стадию созерцания. Облака мрака на сердце рассеиваются, и чистое сердце зрит умопостигаемый мир и солнце Правды, Христа.
 
Православный христианин
Привет Всем и Евгению и Вадиму.

Вот Вы рассуждаете абстракции поэтов как быть святым - Облака мрака на сердце рассеиваются, и чистое сердце зрит умопостигаемый мир и солнце Правды, Христа.

А вот к этому приводит смирение, смирение с постом и молитва за нас.
Это вот конкретика что собственно и приводит к святости.

Все три способа имеют разные свойства.

1.Смирение короткое час два три.
Разные способы придти к нему но в общем итог спокойное личное ничто.
Когда к этому приходишь Бог дает Благодать и вот оно смирение.

2. Смирение с постом. Благодать здесь уже с радостью. Я когда худел месяца 4 у меня была любовь недели на три в конце.
Т.е. это именно способ от эгоизма а не вот то что Вы пишите. Смирение долгое и как я думаю именно это основа святости и созерцания.
Но думаю именно здесь есть опасность повреждения и как смирение техника безопасности.

3. Ну и молитва за нас.

Т.е. я хочу сказать что важнее как сделать а не как быть. Хотя то тоже интересно.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
1.Смирение короткое час два три.
Разные способы придти к нему но в общем итог спокойное личное ничто.
Когда к этому приходишь Бог дает Благодать и вот оно смирение.
Смирение, такая вещь, что если ты его видишь или замечаешь в себе, то считай, что его нет. Потому смирение на часа два или три даже, это не смирение. Это ощущение спокойствия может быть, некая визуализация чувств. Такой способ иногда применяется для "ловли" благодати, как приманка на сердце. Но такие трюки опасны без духовного опытного наставника, так как можно быстро пасть в прелесть обольщения и самомнения о себе. А чувство "смирения' будет лишь наносным, как краска на коже, и при скорбях, она не поможет справится с ними.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Стадия чистоты означает у сирийцев переход на стадию созерцания. Облака мрака на сердце рассеиваются, и чистое сердце зрит умопостигаемый мир и солнце Правды, Христа.
Мне это открывается видением благости Божьей. Можно сказать, наверное, видеть суть происходящего. Видны бывают причины происходящего, часто лежащие в самом человеке, видна сила Божья, и неисчерпаемая любовь к человеку... и иногда, итог, к чему все это должно привести. Но воля человека, двояка. В последний момент может всё исправить и поступить по Божьему, хотя все его внешние устремления говорили об обратном. А бывает, наоборот. В последний миг, человеку попускаются совершить ошибку, так как он не готов был получить достоинство праведности, хотя внешне всё выглядело как подобает.
 
Православный христианин
Мне это открывается видением благости Божьей. Можно сказать, наверное, видеть суть происходящего. Видны бывают причины происходящего, часто лежащие в самом человеке, видна сила Божья, и неисчерпаемая любовь к человеку... и иногда, итог, к чему все это должно привести. Но воля человека, двояка. В последний момент может всё исправить и поступить по Божьему, хотя все его внешние устремления говорили об обратном. А бывает, наоборот. В последний миг, человеку попускаются совершить ошибку, так как он не готов был получить достоинство праведности, хотя внешне всё выглядело как подобает.
Да, хорошо написано.
 
Православный христианин
Привет Всем и Евгению и Вадиму.

Вот Вы рассуждаете абстракции поэтов как быть святым - Облака мрака на сердце рассеиваются, и чистое сердце зрит умопостигаемый мир и солнце Правды, Христа.

А вот к этому приводит смирение, смирение с постом и молитва за нас.
Это вот конкретика что собственно и приводит к святости.

Все три способа имеют разные свойства.

1.Смирение короткое час два три.
Разные способы придти к нему но в общем итог спокойное личное ничто.
Когда к этому приходишь Бог дает Благодать и вот оно смирение.

2. Смирение с постом. Благодать здесь уже с радостью. Я когда худел месяца 4 у меня была любовь недели на три в конце.
Т.е. это именно способ от эгоизма а не вот то что Вы пишите. Смирение долгое и как я думаю именно это основа святости и созерцания.
Но думаю именно здесь есть опасность повреждения и как смирение техника безопасности.

3. Ну и молитва за нас.

Т.е. я хочу сказать что важнее как сделать а не как быть. Хотя то тоже интересно.
А как Вы относитесь к такому определению и способу обретения смирения из Лествицы, 25, 4:

"Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, «яко кроток есмь и смирен сердцем» и помыслами, и образом мыслей, «и обрящете покой душам вашим» от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Мф.11:29)".
 
Православный христианин
А как Вы относитесь к такому определению и способу обретения смирения из Лествицы, 25, 4:

"Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, «яко кроток есмь и смирен сердцем» и помыслами, и образом мыслей, «и обрящете покой душам вашим» от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Мф.11:29)".
Ну как можно отнестись к завершению. Положительно.

Но здесь нет не про пост не про молитву, не про жертву. Или Иоанн Лествичник это не делал?
Спасение это дело Бога и человека. Бог может спасти человека если он не спасается но для себя так думать не полезно.
Бог всегда хочет дать Благодать но человек не всегда готов.

Вот Вадим молится за других потом молится за себя и при внимательной молитве думаю вечером или ночью выходит на Благодать.
Добро покаяние Благодать. Делает это все а говорит за внимательную молитву и Благодать. Т.е. завершение всего этого процесса.
Пусть уберет молитву за других и общение в форумах дня за три и он не сможет он выйти на Благодать даже через внимательную молитву. Вот делает он одно а говорит другое. Потому и по книгам, говорят, нельзя спастись потому что делают одно а говорят другое.
Да и желание его ковырнуть мне понятно так как я знаю как легко получить через форум гордость и злость. Я собственно и сам такой.

Так же Симеон Афонский говорит за самодвижную молитву и искушение перед этим а то что он молился за мир перед этим не говорит и о том что постится молчит. Потому картина не полная.

И такими действиями скрывается Благодать, скрывается причина по которой Бог дает Благодать.
Акцент на финал на Благодать, но это то не все. Это часть.

Я в общем то понимаю что свои подвиги скрываются из смирения
но если говорить о правде то правда такая как делает Господь и как я говорю.
Все это можно проверить опытно. Если хочешь знать.
Как там Старец Павлов говорит, вера вторая опытная, хотя,я думаю, это больше знания.

Конечно старцы говорят своим послушникам как все делать и в узком кругу там все ясно.
А вот на публику молчат. Говорят про слепок со старца послушника.

Ну в общем так.
 
Православный христианин
"Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, «яко кроток есмь и смирен сердцем» и помыслами, и образом мыслей, «и обрящете покой душам вашим» от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Мф.11:29)".
Ну как можно отнестись к завершению. Положительно.
Нет, на мой взгляд здесь у Лествичника описана аскетика обретения смирения для всех трех этапов аскетического пути: от "действия" (на этапе делания) через "осияние" (на этапе созерцания) ко "вселению" (на этапе обожения). И на каждом этапе смирение обретается через Христа.
У Вас описана другая аскетика обретения смирения, тоже трехэтапная, но другая, в которой нет ни слова о Христе и о этапах Лествичника.
Перед нами, таким образом, встает выбор, какой аскетикой пользоваться. Мне кажется, разумным здесь будет пользоваться аскетикой Лествичника и приспосабливать к ней аскетику Михаила, а не наоборот. Она (аскетика Михаила) может и правильная и Вам хорошо подходит. Но аскетика Лествичника проверена тысячелетиями. Без обид.
 
Православный христианин
Нет, на мой взгляд здесь у Лествичника описана аскетика обретения смирения для всех трех этапов аскетического пути: от "действия" (на этапе делания) через "осияние" (на этапе созерцания) ко "вселению" (на этапе обожения). И на каждом этапе смирение обретается через Христа.
У Вас описана другая аскетика обретения смирения, тоже трехэтапная, но другая, в которой нет ни слова о Христе и о этапах Лествичника.
Перед нами, таким образом, встает выбор, какой аскетикой пользоваться. Мне кажется, разумным здесь будет пользоваться аскетикой Лествичника и приспосабливать к ней аскетику Михаила, а не наоборот. Она (аскетика Михаила) может и правильная и Вам хорошо подходит. Но аскетика Лествичника проверена тысячелетиями. Без обид.
Привет Евгений.

Я в основном говорил о последовательности Добро Покаяние Благодать. Вот где Благодать там и Христос, Он дал Благодать на Благодать.
Где Благодать там и спокойное собственное ничто что в суме и есть смирение. И смирение здесь не постоянно, если чисто этот способ. Есть Благодать есть смирение нет то и нет. И приход смирения со стороны Благодати потому здесь человеку особо мудрить не надо, есть последовательность действий сделай и Бог тебе точно даст Благодать.

А именно, помолись за кого то потом за себя до прихода Благодати.

Что впрочем многие практикуют через утренние и вечерние молитвы и Вадим в том числе и получает, думаю, Благодать каждый вечер при внимательной молитве на час два три. Практикуют монахи молясь за нас. Так же добро происходит при общении на форумах и продвижения Православия в социальных сетях и молитве за себя.

Да там присутствует аскетика так как это часть любого добра но не она собственно начало в этой последовательности а Добро.
То самое добро о котором много раз написано в Библии и о котором там говорит Бог наш Иисус Христос.

И да, я считаю это одним из способов спасения так как именно это Добро будет взвешено на последнем суде.
Человек практикующий это копит его на последний суд.
Конечно не только добром но и милостью Господней но вот хоть что то.

Теперь по поводу обозжения, самодвижной молитвы, любви, вселения Святого духа в сердце.

Думаю что для этого надо постоянное смирение и постепенное накопление Благодати.
Само вселение Святого духа может происходить в Причастии, о чем говорит Святой Феофан затворник, или при пиковой Благодати в том числе и после добра и выражено в самодвижной молитве, но для его удержания нужно постоянное смирение.

Для этого нужен постоянный пост со смирением, сладкий пост.
О чем говорят многие Святые в том числе и странник, Святой Паисий Афонский, Архиепископ Голынский в Сердечной молитве и другие Святые своей жизнью.
Что можно познать и на личном опыте. Но думаю что здесь есть нюансы в том что молодым людям это труднее так как собственно что это происходит на грани психики а им в виду своей молодости трудно на эту грань выйти. Больше старцы и здесь важно и молчание и созерцание и смирение как стабилизация шаткого состояния. Но вот это конечно больше мой взгляд на это.

Я собственно не возражаю Святым и преподобному Иоанну Лествичнику в том числе я просто пытаюсь понять как все происходит как инженер. И думаю что собственно понял и высказываюсь на эту тему здесь.

Достаточный и необходимый минимум для спасения.
Все конкретно и все проверяется на опыте.
 
Православный христианин
+++из обсуждения

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд. "Главы о рае").

Наша, христиан, задача состоит в том, чтобы родиться от Духа, таким образом как это описано выше. Другими словами, стяжать благодатную самодвижную бессловесную молитву, восстановив таким образом в себе состояние первозданного Адама, и далее это уже путь к обожению.

Благодатная самодвижная бессловесная молитва - это когда из сердца, незаметно для окружающих, но отчетливо созерцаемый самим подвижником исходит поток невидимых энергий наподобие источника, текущего в жизнь вечную.

Поток вызвать своими усилиями нельзя, но его можно привлечь. Подобное привлекается подобным. Поток истекает в безмолвии из сердечного места. Таким образом надо безмолвно вглядываться в середину сердца и отводить свой взгляд на его верхушку, описывая тем самым круговое движение и чередуя этот метод с Иисусовой молитвой. И так делать до тех пор, пока поток сам себя не проявит и тогда уже сам научит всему.

Этот способ с технической стороны мало чем отличается от других способов молитвы. Но более осмыслен, с моей точки зрения, с богословской и аскетической стороны.

В дальнейшем это место искать уже не придется. Как только внимание подвижника обращается в его сторону, тотчас из него исходит поток невидимых энергий в виде источника воды или не обжигающего огня.

Этот метод, по сути, описан у прп. Каллиста (с какими-то моими добавками и вариациями), поэтому я его называю византийским. В русском исихазме о нем (практически) не упоминается.
 
Православный христианин
+++ Страстность -- это неустойчивость воли ко греху.
===Воли? Человека!

У прп. Максима речь идет об определенной стадии волевого процесса gnome, человек слишком общее понятие. В теории волевого процесса у прп. Максима (она взята им у Аристотеля, De Anima) насчитывается более десятка стадий. Одни из них принадлежат природе, другие -- ипостаси. Природная воля задает спектр возможных значений для выбора, "ипостасная воля" совершает между ними выбор на основе имеющихся у человека предпочтений -- gnome. Вот эта стадия в человеке ответственна за его выбор между Богом и всем остальным. Далее уже следует proiresis -- стадия (если я правильно помню) выбора. Стадии эти перечислены у прп. Максима в "Диалоге с Пирром".
 
Переславль Залесский
Православный христианин
+++ Страстность -- это неустойчивость воли ко греху.
===Воли? Человека!

У прп. Максима речь идет об определенной стадии волевого процесса gnome, человек слишком общее понятие. В теории волевого процесса у прп. Максима (она взята им у Аристотеля, De Anima) насчитывается более десятка стадий. Одни из них принадлежат природе, другие -- ипостаси. Природная воля задает спектр возможных значений для выбора, "ипостасная воля" совершает между ними выбор на основе имеющихся у человека предпочтений -- gnome. Вот эта стадия в человеке ответственна за его выбор между Богом и всем остальным. Далее уже следует proiresis -- стадия (если я правильно помню) выбора. Стадии эти перечислены у прп. Максима в "Диалоге с Пирром".
это уже стадия гурмана...разбирать на косточки блюдо. :)
 
Сверху