Прп. Симеон об умилении и видении рая.
Ранее мы писали о том, что сердце окружает непроницаемая толща, мрак, делающий невидимым внутренность сердца. Но есть средство, способное размягчить эту толщу, умиление, которое называется еще рождением от Духа и которое дается в дар с усилием ищущим его.
"Не будем обольщать себя душевредными и тщетными надеждами, лучше же сказать, совершенно ложными и ведущими в погибель, но всей душой взыщем эту царицу добродетелей - умиление.
Кто всей душой ищет умиление, тот найдет его. А вернее, оно само находит с усилием ищущего его. Хотя бы сердце у него было тверже меди, или железа, или адаманта, но после пришествия умиления оно делается мягче любого воска".
Умиление есть Божественный огонь, сокрушающий скалы, открывающий лежащее за ними сердечное пространство и насаждающий и открывающий в нем райский сад.
"Ибо умиление есть Божественный огонь, сокрушающий горы и скалы и делающий все ровным, изменяющий души, приемлющие его, и превращающие их в райский сад".
В этом саду, как и положено в раю, в самом центре его открывается источник живой воды, источник Духа, изобильно преизливающийся и очищающий сердечное пространство все далее и далее.
"Внутри этих душ раскрывается источник воды живой, всегда бурлящий, текущий, обильно орошающий и утоляющий их жажду, словно из некоего водоема изливающийся на ближних и дальних и переполняющий души, с верой принимающих слово".
Таким образом, умиление рождает и распространяет самого себя. Рождает как Божественный огонь и распространяет как источник воды, текущий в жизнь вечную.