О безмолвии в миру

Крещён в Православии
В одном месте Писание говорит "Бог есть любовь", а в другом "Ненавижу вас, николаиты".
Бог есть ненависть - неожиданно и удивительно, даж для русского интернет-исихазма.
[сохранил чисто для себя, чтобы потом не искать, если понадобится]
 
Православный христианин
Бог есть ненависть
У меня там дальше написано "ревность по Богу", а не "ненависть":
"Потому что Бог есть и то, и другое: и любовь, и ревность по Богу".
"Ненависть" -- это Ваши слова (и того места из Писания, где речь идет про николаитов).

О "ревности по Богу", как о нечто в Боге противоположном Любви, пишет прп. Каллист в Главах о Рае.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот это место из прп. Каллиста:

"Дух [Святой] не только содействует любви, но и становится духом ревности, неким противоположным любви образом. Ибо насколько любовь покрывает, как написано, множество грехов, [настолько] ревность стремится к обличениям..."

Так что ни у меня нет этого слова, ни у прп. Каллиста, простите.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Так как внешние обстоятельства меня отвлекли и ум вышел из сердечного места, я ввожу его дыхательным методом в то место, в котором он должен примерно находиться.
Тут есть момент, который меня смущает. Конечно, все мы разно устроены, но "физика" прикасания духа внимания - для всех одна. Смутило словосочетание "он должен примерно находиться". Тем более, как автор пишет, что " Обычно достаточно одного вдоха" - то есть автор имеет навык в этом деле уже. Но безмолвие не имеет размытых входов, оно чувствуется конкретным объемом, местом и потому "примерно находиться" это как-то не то описание, для этого уровня восприятия и взаимоотношения с духом, тем более что потом сразу идет созерцание.
Когда ум устанавливается в этом месте и как бы погружается в этот источник, он уже не отвлекается ни на что, безмолвствуя и созерцая, как пишут отцы, невыразимое.
и в моем опыте, прежде созерцания должна прийти стадия сердечного разогрева,разгона чтобы попасть уму в действие самодвижной молитвы и она, в моем случае чувствуется как тонкая нить,которую ум удерживает в усиленном внимании,чтобы не потерять и не оборвать эту связь. Ум по естеству перестает читать и произносить слова молитвы, чтобы не потерять эту нить, чтобы ни на что более не отвлекаться.
Получив ожег - человек после точно знает в каком месте у него болит. Так же и тут...
Помыслы обходят его далеко стороной.
Это возможно...Хотя я их вообще не наблюдаю,где и что они...
Когда внешние обстоятельства его отвлекают, он не прекращает этого своего делания, занимаясь по-необходимости и деланием, и этими обстоятельствами, до поры до времени. Но внешние обстоятельства все же отвлекают, и тогда ум вновь возвращается к дыхательному методу. Вновь ему навстречу поднимается самодвижная молитва... и далее.
Мое мнение, что человек чувствует свое сердечное место,но теряет его потому что не хватает сил внимания, энергии самоотдачи пребывать в нем. Скорости не совпадают и человек вываливается из "корзины"...начиная все заново.
 
Православный христианин
Тут есть момент, который меня смущает. Конечно, все мы разно устроены, но "физика" прикасания духа внимания - для всех одна. Смутило словосочетание "он должен примерно находиться". Тем более, как автор пишет, что " Обычно достаточно одного вдоха" - то есть автор имеет навык в этом деле уже. Но безмолвие не имеет размытых входов, оно чувствуется конкретным объемом, местом и потому "примерно находиться" это как-то не то описание, для этого уровня восприятия и взаимоотношения с духом, тем более что потом сразу идет созерцание.
Дело в том, что когда ум находится в сердечном месте, он точно знает его местонахождение. Но когда ум выскакивает из сердечного места, он его уже знает только приблизительно (и это уже большое достижение) и нуждается во встречном движении Духа, чтобы вновь оказаться в нем. Он как бы испытывает новое рождение, но различие с первым рождением от Духа тоже велико.
Ум входит вместе с дыханием, встречное движение Духа его подхватывает, открывается полностью сердечное место, и ум парит в нем, созерцая невыразимое. Таково примерно описание встречного движения ума и Духа при самодвижной молитве у прп. Каллиста Ангеликуда. Конечно, я что-то, наверно, добавил и от себя, так как пишу по памяти, но надеюсь, ничего принципиально нового не внес.
 
Крещён в Православии
Бог личен и безличен, потому что выше и того, и другого понятия о Нем. Сказав о Нем "Личность", мы тут же должны благочестиво уравновесить это высказывание противоположным, потому что Бог, в силу Своей простоты, неопределим никаким понятием. Если мы этого не делаем, то в силу краткости и потому что это подразумевается. В одном месте Писание говорит "Бог есть любовь", а в другом "Ненавижу вас, николаиты". Потому что Бог есть и то, и другое: и любовь, и ревность по Богу, так как в неисчислимое число раз превышает и то, и другое о Нем понятие.
У меня там дальше написано "ревность по Богу", а не "ненависть"
А, ну тогда конечно, если дальше написано "ревность", тогда все.
Сказав "Бог есть любовь надо уравновесить Бог есть ревность" - получается.
"Дух [Святой] не только содействует любви, но и становится духом ревности, неким противоположным любви образом. Ибо насколько любовь покрывает, как написано, множество грехов, [настолько] ревность стремится к обличениям..."
Совсем одно и то же.

доп. инфо:

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1Иоанн 4)

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:
знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. (Откровение 2)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Дело в том, что когда ум находится в сердечном месте, он точно знает его местонахождение. Но когда ум выскакивает из сердечного места, он его уже знает только приблизительно (и это уже большое достижение) и нуждается во встречном движении Духа, чтобы вновь оказаться в нем. Он как бы испытывает новое рождение, но различие с первым рождением от Духа тоже велико.
Ум входит вместе с дыханием, встречное движение Духа его подхватывает, открывается полностью сердечное место, и ум парит в нем, созерцая невыразимое. Таково примерно описание встречного движения ума и Духа при самодвижной молитве у прп. Каллиста Ангеликуда. Конечно, я что-то, наверно, добавил и от себя, так как пишу по памяти, но надеюсь, ничего принципиально нового не внес.
все таки мы разные. я дыхание вообще замедляю, когда ум входит в сердечное место,чтобы усилить внимание и осторожность.
 
Православный христианин
я дыхание вообще замедляю, когда ум входит в сердечное место
Естественно, дыхание замедляется. При дыхательном методе (котором я почти не пользуюсь) вообще усилием воли дыхание на время останавливается. Но в нем нет надобности, если открыт сердечный вход.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Естественно, дыхание замедляется. При дыхательном методе (котором я почти не пользуюсь) вообще усилием воли дыхание на время останавливается. Но в нем нет надобности, если открыт сердечный вход.
Попробовал сегодня ночью метод молитвы через дыхание, как описано выше человеком...Получилась будто я выдохом толкаю ум в сердечное место, заставляя как бы его. Притяжения не получилось. Не мое....
 
Православный христианин
Из обсуждения дыхательного метода

Пяточисленная -- да, самая распространенная, и на Афоне тоже. Если с дыхательным методом -- три слова вдох куда-то в глубину сердца в левой(-верхней) части груди -- далее задержка дыхания сколько получится, но вдох еще продолжается - теперь уже на задержке дыхания и мысленным воздухом из глубины сердца. И вот когда, может быть через годы занятий этим методом, из сердца начнет самопроизвольно истекать источник самодвижной молитвы, он сам всему научит. А пока вдыхаем мысленный воздух: уже и его появление это признак начинающегося очищения сердца. Как пишет прп. Симеон, ум увидит внутри сердца мысленный воздух и самого себя всего светлого и исполненного рассуждения, что означает постепенное восстановление духовных способностей ума, которыми он должен впоследствии узреть духовный мир. -- Сколь смогли вдохнули этот мысленный воздух на задержке обычного дыхания. Далее выдох. Но не сразу вновь приступаем к дыхательному методу, а сколь это возможно дышим еще и еще этим мысленным воздухом уже безо всякой задержки дыхания. Так как в нем жизнь, это дыхание энергий Божества, начало самодвижной молитвы.
 
Православный христианин
Сложно когда система понятий не сформирована, что есть что. Вот непонятно
но вдох еще продолжается - теперь уже на задержке дыхания и мысленным воздухом из глубины сердца.
То есть сначала мы вдыхаем в сердце нечто, - "воздух"+внимание+"энергия".... Затем на задержке, допустим продолжается движение более тонкой "энергии", но почему из? По логике либо продолжаем в, либо если из, то - куда?

На данный момент я себе больше представляю этот "мысленный воздух", который тоньше обычного вдоха "воздухом", который в свою очередь тоже не воздух, ибо сердце не дышит воздухом, - как некоторую пульсацию, активность, но не имеющую направления.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Сложно когда система понятий не сформирована, что есть что. Вот непонятно

То есть сначала мы вдыхаем в сердце нечто, - "воздух"+внимание+"энергия".... Затем на задержке, допустим продолжается движение более тонкой "энергии", но почему из? По логике либо продолжаем в, либо если из, то - куда?

На данный момент я себе больше представляю этот "мысленный воздух", который тоньше обычного вдоха "воздухом", который в свою очередь тоже не воздух, ибо сердце не дышит воздухом, - как некоторую пульсацию, активность, но не имеющую направления.
В дыхательном методе используется примерно такая смысловая модель. Есть два источника воздуха. Один воздух обычный и поступает он путем дыхания куда-то в верхушку сердца. Другой "воздух мысленный" (термин используемый отцами) и поступает он от источника Духа где-то в глубине сердца. Это божественные энергии (особый способ их бытия в человеке, тропос). Увидеть обычным зрением эти энергии человек не может, только духовным, но оно, духовное, у человека повреждено после Адамова падения. Все, что видит человек в сердце это "непроницаемую толщу", а не "мысленный воздух" этих энергий.
Путем дыхания подвижник спускается в сердце поближе к источнику Духа и там безмолвствует, задерживая и дыхание, чтобы уловить в себе действие этих энергий, "вдохнуть" в себя этот "мысленный воздух", насколько это возможно. Такое делание постепенно утончает эту "непроницаемую толщу", подвижник все больше и больше вдыхает этого мысленного воздуха, пока, наконец, не является Бог и не откидывает этот камень от дверей сердца. Духовное зрение восстанавливается, и человек воочию видит в сердце источник Духа и истекающий от него поток невидимых обычному зрению энергий.
С той поры он не нуждается уже больше в дыхательном методе. И стоит ему обратить свое внимание в глубину сердца, как оттуда из "потайной сердечной клети" (как пишет прп. Каллист) истекает эта самодвижная молитва Духа.
 
Православный христианин
Еще о безмолвии.

В безмолвии сокрыты Господом тайны будущего века.

Прп. Исаак Сирин: «Другие [безмолвники] восприяли служение исследовать тайны, сокровенные в потаенном безмолвии Господа от всяких вещей ради всеобщего обновления».

Эти тайны являются перед подвижником, он их отчетливо созерцает, но они пребывают сокрытыми в безмолвии, невыразимыми:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием …»

«Душа становится неиссякаемым источником, ключом, откуда бьет Жизнь, превосходящая слово". -- Об источнике.
 
Православный христианин
О неотмирном покое исходящем от Иисуса.
---------------------------------------------------
Прп. Каллиста Ангеликуда Слово I
О призывании Христа Иисуса, Господа нашего, и о соответствующем этому поучении

1. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф 11:28) . Иисус, истинный наш Отец и Бог, изрёк это согласно [Святому] Духу, ибо ни в коем случае не мог относиться к плоти призыв неложного Спасителя верных душ, надежного Правителя и непобедимого Архистратига. Ведь если Он пришёл как спаситель и защитник души и, явно, как податель высших благ, то ясно и совершенно естественно, что и призыв Его, и особый покой от приближения к Нему, — божественны и духовны. Но, конечно, призывает Он к Себе прежде всего достойных, всех, кто бы ни избрал по искренней вере прийти к Нему. А то, что звал Он их в теле и в определенном месте, и то, что обетование об отдохновении было воспринято как относящееся к телу, — сие произошло словно по закону отпечатка и, следовательно, [относится] к грядущему времени и состоянию.
---------------------------------------------------
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» -- Этот призыв надо понимать духовно, а не по плоти. Это дар Духа, а не нечто плотское. Он означает "особый покой от приближения к Нему". Впрочем, и плотское толкование, в смысле места и времени Евангельского события, допустимо.
 
Православный христианин
Спаситель пробудил в нас горячее желание жительствовать на небесах, к чему мы и были призваны изначала.
-----------------------
2. Когда пришёл посланный к нам самоистинный Сын Божий и Слово, Премудрость и Сила Отца2 , Свет блуждающим во мраке греха3 , Спаситель и Избавитель из греховного плена, для нас и нас ради явившись подобным нам истинным человеком4 во плоти, — Он воздвиг нас, действительно освободив от пристрастия к низменному и плотскому, и весьма мудро и кротко обратил к помышлению о вещах духовных и небесных [V 5r] и [пробудил] горячее желание жительствовать там со всем рвением души. К этому напрямую мы и призваны по благосклонной благодати и благословенно принимаем нетленное и духовное обетование в новизне теургической [сотворяющей божеством] жизни для тех, кто достоин многого.
-----------------------
 
Православный христианин
3. Ибо Иисус, когда обитал среди нас, не затем передал обновленные путь и жизнь, с обетованиями столь же вышеприродными, как и неслыханными, чтобы мы захватили землю Палестины, «текущую млеком и мёдом» (Исх 3:8) , или столицу Иерусалим, но чтобы мы стяжали небесное и превышающее вещи [сего мира]: то, чего алчут [люди] целомудренные, вожделевающие нетленного, вечного и духовного и всего с этим связанного — что по благодати становится в настоящем причастно уму и духу в свете истины.
---------------------------
Иисус передал нам эти обетования не для того, чтобы мы захватили земли Палестины и Иерусалима, а для того, чтобы мы захватили их духовно. Звучит современно.
"Под «землею, источающей мед и молоко», подразумевается, в подобающем смысле, Отец и Сын и Дух Святой",-- пишет отец в другом месте.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
--------------------------------------------
4. Те же, кто по некоему духовному дару, коий не выразишь в слове, отражают в себе все это здесь ощущением души, ни о млеке, постигаемом внешними чувствами, ни о мёде не заботятся — даже если было бы некое странное средство соединить все наслаждения в одно, и тогда взгляд их не отклонился бы ранее одного [божественного] зрелища, точащегося [и каплющего] умопостигаемой сладостью7 , которая бывает [в сердце] у вкушающих умно из той земли с премногими дарами радости...
--------------------------------------------
Покой -- духовный дар, невыразимый словами, точащийся в сердце умопостигаемой сладостью.
--------------------------------------------
...А Художник и Созидатель этой [умопостигаемой] земли — Сам Бог, и потому она не только сама свободна, имея неподдельное бытие, но и с преизбытком, и обитателей своих соделывает такими же свободными, всецело подлинно [V 5v] бесстрастными, всей своей жизнью превзошедшими смерть.
--------------------------------------------
Он же, Покой, -- умопостигаемая в серлце земля, Небесное Царство, свободная земля, которая и обитателей своих соделывает такими же свободными. Тот, кто испытывает в серлце покой и точащуюся из сердца умопостигаемую сладость, является свободным обитателем этой умопостигаемой земли, даже если он чувствами находится на чувственной земле и обстоятельствами не свободен.
--------------------------------------------
 
Православный христианин
Попробовал сегодня ночью метод молитвы через дыхание, как описано выше человеком...Получилась будто я выдохом толкаю ум в сердечное место, заставляя как бы его. Притяжения не получилось. Не мое....
Эмилиан пишет - задержка на вдохе. Вдох "толкает".
 
Православный христианин
Из обсуждения дыхательного метода

Если с дыхательным методом -- три слова вдох куда-то в глубину сердца в левой(-верхней) части груди -- далее задержка дыхания сколько получится, но вдох еще продолжается - теперь уже на задержке дыхания и мысленным воздухом из глубины сердца.
Наверное, эти вещи весьма индивидуальны. Пишут про задержку, но одновременно про спокойное дыхание, без напряжения и форсирования сил. Это возможно только, когда уже умеешь. А не учишься. Скорее все же, дыхатильный метод это, как вы выше и писали - воспроизведение сердечной молитвы, а не ее первоначальный поиск.
 
Сверху