Когда рождается душа?

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Подскажите, пожалуйста, кто из святых отцов высказывался о том, когда рождается человеческая душа?

На вопрос когда и как единого ответа ни в Писании, ни у Отцов нет...
Более менее четкое соборное определение касается лишь Оригеновой ереси...
5-й вселенский Собор, когда, осуждая мнение Оригеново о предсуществовании человеческих душ выразился: «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена
Засвидетельствовал, по крайней мере, относительно Церкви Восточной блаж. Феодорит: «святая Церковь, веруя божественному Писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самим семенем, из которого образуется тело, и она получила бытие, но что, по воле Творца, она тотчас же является в теле по его образовании

Кто-то из Отцов говорит тотчас, кто-то по мере возрастания тела...единого мнения нет...

Игумен Амвросий (Ермаков) отвечает на эти вопросы:
"Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия."
 
Православный христианин
Подскажите, пожалуйста, кто из святых отцов высказывался о том, когда рождается человеческая душа?
Прежде всего необходимо определится, что понимать по термином душа.
Душа имеет двоякое значение. Первое - это жизнь как деятельный процесс существования сущности. Второе - сама является разумной сущностью, имеющей образ Бога.

Далее.
Над понимать, что душа неразумных сущностей, это только жизнь, то есть деятельный процесс существования этой сущности, а разумная душа человека есть духовная сущность, имеющая образ Бога и вместе с телом, составляющая сложную ипостась каждого отдельного человека по образу Господа Иисуса Христа.

После согрешения люди стали размножаться подобно животным через семенное зачатие тела. В утробе матери от кровей женщины и мужского семени в течение непродолжительного процесса образуется тело младенца, которому в нужный момент Богом подаётся разумная душа. Вследствие этого в утробе матери образуется сложная ипостась младенца как нового человеческого существа. При этом надо понимать, что душа подаётся не раньше образования тела младенца в утробе матери, и до момента ее соединения с телом разумная душа самостоятельно не существует. При соединении разумной души с телом происходит передача первородного греха, когда разумная душа воспринимает от тела тленный и смертный способ существования в подобии животных, а также становится удобопреклонный ко греху, ибо становится способной к чувственному наслаждению в силу наличия у тела свойств неразумных животных. Также надо знать, что разумная душа подаётся Богом в состоянии неведения, которое имеет основание от состояния духовной смерти прародителей. Духовная смерть - разрыв с Богом в силу утери благодати при нарушении заповеди о не вкушения плода с дерева познания добра и зла. Устранение духовной смерти - Крещение.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Подскажите, пожалуйста, кто из святых отцов высказывался о том, когда рождается человеческая душа?
В связи с толкованием Быт.2 возникает два вопроса:

1. Приходят ли душа и тело в бытие одновременно или же одна из составляющих человеческого состава хронологически предшествует другой?672

В истории богословской мысли по этому вопросу существовало три точки зрения.

а) Душа создана прежде тела.

Наиболее известным представителем этого направления мысли был Ориген, считавший, что в тело была вдунута уже ранее существовавшая душа673. Это мнение было отвергнуто Церковью. Осуждение учения о пред существовании душ содержится в актах V Вселенского собора674.

б) Тело создано прежде души.

Это мнение встречается во II в. у Тертуллиана. В IV-VII вв. его разделяли некоторые грекоязычные представители Антиохийской богословской школы (блаж. Феодорит Киррский, свят. Иоанн Златоуст) и такие сироязычные писатели, как Ефрем Сирин и Исаак Сирин676. В VI столетии такие взгляды встречаются и у некоторых видных монофизитских богословов, как сирийских (Филоксен Маббугский677), так и египетских (Иоанн Филопон678).

С одной стороны, распространение этого мнения могло быть связано с влиянием психологии Аристотеля679. С другой стороны, такая точка зрения имеет некоторое основание в Ветхом Завете. В Книге Исход (Исх.21:22–24) говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения и в результате этого случится выкидыш, то виновный обязан понести наказание. При этом мера наказания зависит от того, имеет ли плод человеческий облик или еще нет. Эти слова иногда толкуют в том смысле, что до определенного срока (сорокового дня) это преступление еще не есть человекоубийство, поскольку душа в человеке еще не появилась.

В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал преп. Максим Исповедник.

в) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически.

Это мнение стало преобладающим в Предании Церкви. Оно разделялось такими свв. отцами, как преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин и др. Эта точка зрения была подтверждена и соборными решениями: «Церковь же, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена».

Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Трудная тема... что было вперед курица или яйцо :)
Проще взять и сказать - и душа и тело и человек в целом и всё сущее имеет Начало в Предвечном Замысле Бога.
А поэтому говорить о времени и хронологической последовательности в таком случае не имеет смысла...

Вот подумать только... еще до сотворения мира Бог определил мне - Толику Митрофанову родиться в 1961 году 15 января на Тыргане Прокопьевском :)

Слава Тебе, Господи за в с ё !
 
Православный христианин
Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих.
Святые отцы наименование человек прилагали к сущности - нижнему виду, который делится на ипостаси, где каждая состоит из души и тела. Ипостась принимает имя и определение сущности, а вот ее составные части нет. Все это описано в Философских главах прп. Иоанна Дамаскина.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Вот подумать только... еще до сотворения мира Бог определил мне - Толику Митрофанову родиться в 1961 году 15 января на Тыргане Прокопьевском :)
Бог предведал, что Вы родитесь в это время, но не предопределял. Бог все предведает, но не все предопределяет. Вы родились по желанию Ваших родителей, а они по желанию своих и тд.

Также надо знать, что каждый из людей создан по образу Иисуса Христа.

Прп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Бижиему.
«Пожалуй, одна душа есть [сотворенное] по образу одного Божества, а сочетание души и тела в нас есть [сотворенное] по подобию Воплощения Слова».
 
Православный христианин
Святые отцы наименование человек прилагали к сущности - нижнему виду, который делится на ипостаси
сущность не делится на ипостаси, а существует как ипостась; человеческая сущность существует в человеческих ипостасях. Каждая человеческая ипостась есть конкретный человек.
Ипостась принимает имя и определение сущности, а вот ее составные части нет.
Именно об этом и сказано в "Догматическом богословии" прот.О.Давыденкова.
 
Православный христианин
1. сущность не делится на ипостаси, а существует как ипостась; человеческая сущность существует в человеческих ипостасях. Каждая человеческая ипостась есть конкретный человек.

2. Именно об этом и сказано в "Догматическом богословии" прот.О.Давыденкова.
1. Вы ошибаетесь. См Философские главы прп. Иоанна Дамаскина. Глав 47. Разделение субстанции. https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/47
Человек как сущность и нижний вид разделяется на ипостаси.

2. У него сказано неопределённо.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Православный христианин
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс. 138:16)
И я об этом. Бог предведает, то есть видит, но не предопределяет. Заповедь о рождении и браке дана людям. В их воле рождать детей.

ТИПВ.
Глава 30 (44). О предведении и предопределении

Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
И я об этом. Бог предведает, то есть видит, но не предопределяет. Заповедь о рождении и браке дана людям. В их воле рождать детей.

ТИПВ.
Глава 30 (44). О предведении и предопределении

Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого.
Я в курсе этой проблемы.
Но у меня нет предопределения. У меня написано Бог определил, а не предопределил.
А кто кроме Бога может определять, ну или замышлять, логосы Его творения?
Чтобы Вас не смущать, напишу так: " Вот подумать только... еще до сотворения мира Бог решил мне - Толику Митрофанову родиться в 1961 году 15 января на Тыргане Прокопьевском"
Вы ведь не будете утверждать, что рождение человека случайное явление, без участия Бога...а Бог только это предвидит...
 
Православный христианин
Я в курсе этой проблемы.
Но у меня нет предопределения. У меня написано Бог определил, а не предопределил.
А кто кроме Бога может определять, ну или замышлять, логосы Его творения?
У Вас написано, что Бог ещё до создания мира определил Ваше рождение. В таком контексте термин «определил» синонимичен термину «предопределил», ибо оба термина указывают на одно и тоже, а именно на то, что ещё не существовало, а только было предведано Богом как имеющее место быть по сотворению мира.

Логосы есть Божественные воления или замыслы о творении. Бог предведал Ваше рождение по воле Ваших родителей или разрешил Ваше существование, учитывая предведанное желание Ваших родителей о Вашем рождении. От этого разрешения или волнения Бога явился и логос Вашего бытия как разрешённая воля Ваших родителей.
 
Последнее редактирование модератором:
Россия
Православный христианин
Вы ошибаетесь. См Философские главы прп. Иоанна Дамаскина. Глав 47. Разделение субстанции. https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/47
Человек как сущность и нижний вид разделяется на ипостаси.
Вячеслав, как обычно, затевает пустые споры. Можно сказать, что низший вид делится на ипостаси, можно сказать, что существует в ипостасях. Смысл один и тот же.
В таком контексте термин «определил» синонимичен термину «предопределил», ибо оба термина указывают на одно и тоже, а именно на то, что ещё не существовало, а только было предведано Богом как имеющее место быть по сотворению мира.
Здесь похоже поломалась логика у нашего дорого любителя споров Вячеслава. Предопределил никак не может указывать на предведано. Опять спор ни о чем. Стоит ли тратить на него душевные силы?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вячеслав, как обычно, затевает пустые споры.

Можно сказать, что низший вид делится на ипостаси, можно сказать, что существует в ипостасях. Смысл один и тот же.
Это не пустые споры, а способ православно отформатировать свои мысли.
Если бы Вы знали то, что написано в ФГ, понимали бы, что истинное утверждение должно быть обратимым.

Вместе с тем, Ваше утверждение не имеет обратимости, а значит не имеет истинности. Поясняю.
Существуют только ипостаси. Сущность же есть то, что познаётся в ипостаси как общее, которое имеет отличие от иных сущностей. В ипостаси вообще ничего не существует. Ипостась сама есть бытие, которое познаётся как сущность с акциденциями.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
В связи с толкованием Быт.2 возникает два вопроса
Нельзя на основании Быт. 2 делать какие-либо выводы о том, что бывает прежде: душа или тело (или одновременно) при рождении людей. Там речь идет о Первой человеческой паре - паре особой и единственной в своем роде, сотворенной.

И у сотворенной Первой пары была неразделенная душа при двух сознаниях (немонада, "двоица", "диада"), и была эта сотворенная душа (двоица) еще до того, как из праха земного было создано тело. Но и созданное из праха земного тело (анфропона-адама-человека), ставшее затем "душою живою" (т.е. уже ставшее не только телом), было той же неразделенной "двоицей", только материальной и одушевленной (ставшее "душею живою").
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
И у сотворенной Первой пары была неразделенная душа при двух сознаниях
Тем, кто хочет продолжить диалог с Павлом, советую обратить внимание на результат предыдущей дискуссии с ним:
"Слово стало ипостасью для плоти" - это слова св. Иоанна Дамаскина.

"Слово сделалось для плоти Ипостасью" - тоже самое.

С какой буквы не пиши слово "ипостась", смысл один и тот же, потому что ипостась одна - Слово.
Нет, не один смысл.
Cтоит ли тратить силы на бесплодные споры?
 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Это не пустые споры, а способ православно отформатировать свои мысли.
Если бы Вы знали то, что написано в ФГ, понимали бы, что истинное утверждение должно быть обратимым.

Вместе с тем, Ваше утверждение не имеет обратимости, а значит не имеет истинности. Поясняю.
Существуют только ипостаси. Сущность же есть то, что познаётся в ипостаси как общее, которое имеет отличие от иных сущностей. В ипостаси вообще ничего не существует. Ипостась сама есть бытие, которое познаётся как сущность с акциденциями.
Вячеслав, Вы правы надо быть точным и однозначным в терминологии. Спаси Бог, впредь буду это учитывать.
 
Православный христианин
Вячеслав, Вы правы надо быть точным и однозначным в терминологии. Спаси Бог, впредь буду это учитывать.
Спасибо, Анатолий, за понимание! Сам стараюсь быть точным в формулировках, когда пишу о своём понимании православной веры, чтобы не допускать двоякости смыслов.
 
Сверху