Мир всем! Честно говоря, не хотел включаться в обсуждение, но складывается впечатление, что рассмотрение этого крайне неоднозначного вопроса зашло в тупик. По этому поводу останутся лишь частные мнения, основанные на размышлениях Святых Отцов и Учителей Церкви, которые также не имели единства в соответствующих определениях. Как мне кажется, было бы целесообразно прекратить бесконечный в перспективе обмен мнениями и остаться при своих убеждениях, что, по-моему, будет намного полезнее для души, чем лишний раз вступать в неразрешимую полемику. Лично мне ближе мнение свт.
Феофана Затворника о нематериальности души, но в то же время я не нахожу достаточно убедительную аргументацию в пользу этого мнения, исходя из не менее убедительной концепции о некой "тонкой" материальности души относительно абсолютной нематериальности Творца.
В связи с этим у меня возник один вопрос: материален ли Замысел Творца относительно любого и каждого Его творения? Постараюсь пояснить свое сомнение. Господь
создает (творит) Свой Замысел о каждом объекте Мироздания и в этом Замысле присутствует
абсолютная суть этого творения,
истина об этом творении. По-моему, Божий Замысел нематериален, как и нематериален любой наш "земной" замысел о том, что мы собираемся воплотить-материализовать. В Замысле Создателя и в нашем человеческом замысле существует
информация о том образе, который подлежит воплощению-материализации. Господний Замысел однозначно воплощается, а человеческий замысел может быть воплощен, но может так и остаться замыслом. Отсюда у меня возникает вопрос: материальна ли информация, заключенная в замысле, если она в этот момент
не имеет материальных носителей. Ведь не секрет, что любая информация доступна для восприятия лишь в случае воплощения ее в некие материальные носители. Такими носителями являются все Божьи творения как живые, так и неодушевленные, и эти носители содержат абсолютную суть о себе ("вещь в себе" по Канту). Мы же извлекаем из этого абсолютного содержания лишь некоторые сведения, которые интересуют нас "здесь и сейчас", но передаются эти сведения лишь посредством материальных носителей, например, звуком голоса (колебание воздуха), пером, ручкой или клавиатурой компьютера, определенной визуализацией сведений (различные "видео"). В то же время носители информации - это люди, животные, книги, тетради, флешки, театральные постановки с актерами, певцами и танцорами и т.п. Повторю вопрос в несколько ином звучании: можем ли мы считать материальной информацию, так сказать, в ее "чистом виде", т.е. в том абсолютном существовании, в котором информация присутствует в любом замысле?
По моему частному и неоднозначному мнению Господь все-таки
творит, создает Свой Замысел о любом объекте Вселенной, поскольку Им принимается Триединое безапелляционное Решение:
"Сотворим!" Следовательно, этот Замысел есть Божье творение, но по имеющемуся мнению все, что создано Творцом если не грубо материально, то во всяком случае имеет некую "тонкую" материальность. Имеет ли подобную "тонкую" материальность информация, заключенная в как в Божьем Замысле, так и в замысле человека? Ведь ежели Господь Всемогущ, то что запрещает Ему создать некие совершенно нематериальные категории... Тем более, что возникает еще один вопрос - можем ли мы увидеть, услышать, понюхать, пощупать, вкусить информацию "в чистом виде", если она не облачена в материальные носители? Отвечая себе на этот вопрос, я все-таки склоняюсь к мнению о нематериальности замысла-информации. Следовательно, если Творец создает нематериальный Замысел, то, значит, по Его Решению в Мироздании могут присутствовать и другие нематериальные категории, например, души. Но это всего лишь мое частное мнение, ни в коей мере не претендующее на безапелляционность...
Храни Вас Господь!