Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин

Первые шаги к Богу – радостны и легки. Благодать Божия охраняет духовного младенца от бесовских нападений и своей немощи, а дальше, дальше надо взрослеть и выходить из младенческого состояния, надо учиться жить борьбой с грехом. И только изнемогая от трудов, подкрепляться воспоминаниями о первых уроках жизни под покровом Божией милости.
Но невозможно, дойдя до трудностей, бросать борьбу и все начинать снова с нуля. Трудности вырастут опять. Самое верное – верой и помощью Божией преодолевать препятствия. Именно эта учеба нам даст видеть нашу удобопреклонность к греху и силу вражьего воздействия на нас. А это рождает живое чувство потребности в Спасителе, помощи Божией. В душе родится молитвенный вопль к Богу. Самым же важным является при этом делании смиренное чувство о себе и снисходительность к немощам других. Будешь практически знать, как трудно перевоспитывать себя. А в семейной жизни, чтобы был мир и любовь, надо быть строгим к себе и снисходительным к супруге и она построже к себе, помягче к мужу. И этому тоже надо учиться. Дай Вам Бог укорениться в вере.

Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
 
Москва
Православный христианин

Одна из распространенных ошибок в молитве: человек пытается «программировать» ее результат, представляет, как именно Господь «должен» ему помочь, как Он будет действовать. Конечно же, это огромное неразумие: мы и помыслить не можем, каковы планы Божии относительно нас и относительно всего в целом. То, в чем и как проявится Его милость, о которой мы просим, дело Его Промысла, любви и премудрости. А наше дело – просто доверять Ему, как доверяет ребенок любящим его родителям.
«Программируя», рисуя в своем сознании определенную картину, выстраивая схему Божественного действования, мы просто на просто оказываемся неспособными видеть, как откликается Господь на нашу молитву. Перефразируя известную евангельскую цитату, поданный нам Им хлеб кажется камнем, а рыба – змеей. И мы остаемся – ни с чем. Такова цена неразумия. Такова цена недоверия. Такова цена неверного представления о Боге.
Надо просить о милости и вместе с тем не ждать чего-то определенного, а быть уверенным – в этой самой милости. И Господь нас ею не оставит…

Игумен Нектарий (Морозов)
 
Москва
Православный христианин


* Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет у этого столпа.
(Преподобный Никон Оптинский).

* У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое - крестоношение, это безусловно.
(Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).

* Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творениями Святых Отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.
(Валаамский старец Иоанн (Алексеев)).

* Видя свои немощи, можно снисходительно судить и о немощах других.
(Преподобный Макарий Оптинский).

* Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь и силу духовную.
(Святитель Филарет, митрополит Московский).
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Протоиерей Сергий Баранов - «Лети высоко! Жизнь как молитва».
Книга издательства «Никея».

Иосиф Исихаст одиннадцать лет провел, искушаемый бесом блуда. Но когда он его победил, а бес вошел в его келью – плешивый, зловонный, – то Иосиф Исихаст не стал от него скрываться и бегать, а кинулся в гневе на него, потому что не хотел оскорблять Господа своей нечистотой. И бес выбежал из его кельи и до самой смерти святого туда не возвращался.

Я всегда учил и в книжечках своих писал, что наш принцип таков: мы не боремся с грехом, а бегаем от греха. Это правильно, но это только полдела. Есть еще другая ступень, другое состояние, когда мы хотим не просто всю жизнь бегать от греха и рисковать, что он нас догонит в самый неподходящий момент, – а желаем совершенно от него избавиться. То есть бегать от греха благочестиво, но это не самая суть совершенства.

У Симеона Нового Богослова сказано, что иногда святые добровольно выходят на битву с грехом. Это не для нас, конечно. Но святым Бог дает эту битву.

Как-то на Афоне старец сказал своему ученику: «Если хочешь победить страх, ты должен встать самой страшной темной ночью и пойти в дальнюю пещеру, где происходят шабаши бесовские и где никто не может жить из-за этого, и войти в нее. Если ты это сделаешь, не повернешь назад, дойдя до грани отчаяния, пережив крайнюю степень своего ничтожества без Бога, то в этой крайней точке отчаяния, которая является совершенным смирением, ненадеянием на себя самого, Бог пошлет тебе Свою благодать, которая и одержит победу. Не ты, а Бог. Если ты перетерпишь, то страхи от тебя отойдут и уже никогда не возвратятся. Но если ты на полпути испугаешься и повернешь назад, они всю жизнь будут тебя мучить».

В какой-то момент нашего духовного подвига Господь оставляет нас и позволяет лукавому довести нас до крайности, как Иова Многострадального. Бог не делает этого с новоначальными, потому что те не знают, за что им держаться. Он делает это с теми, кто уже имеет опыт бегать от греха, держась за Христа.

И тогда Бог вдруг понуждает человека сразиться с грехом. И если человек прошел первую часть пути правильно, то он уже знает, с Чьей помощью можно победить.

В этой борьбе у человека в какой-то момент все уже будет внутри кричать, что он не сможет, он побежден, и при этом в нем будет звучать очень тихая, но отчетливая нотка, что Господь его не оставит до последней минуты. Если человек это сохранит в себе, то действительно в один момент Господь придет и поможет победить грех. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
 
Москва
Православный христианин

Святитель Николай Сербский.
Из "Письма одному эгоисту"

Многие не знают, что такое счастье, и просто путают понятия, принимая за счастье сытость.
Если ты ешь и пьешь вдоволь, - запомни, что земля ничего не дает без воли Божией. И если тебе дала, – значит, дала по воле Его, ибо человек ничего не может получить, не представив за это ответ Создателю мира.

Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы.
Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо.

Каждый день Господь испытывает нас этими дарами, а испытание это – проверка, сможет ли сохранить человек веру и милосердие, благочестие и добродетель, вспомнит ли человек, от Кого пришел ему тот или иной дар, и воздаст ли он славу и хвалу Подателю даров.... ?
 
Москва
Православный христианин
Терпение болезни незаметно напитало душу вашу добродетелями, а через них благодатью - это и есть та самая пустыня, без которой невозможно избавиться от самости и к Богу приблизиться. Ничего не пугайтесь. Во всех случаях бегите к Богу в Таинствах Его.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 
Москва
Православный христианин
Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов.
Преподобный Алексий Голосеевский
 
Москва
Православный христианин
Преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том II. Духовное пробуждение
Часть Четвертая. Зависимость От Неба
Глава вторая. Матерью доверия Богу является вера

- Геронда, я не чувствую себя в безопасности, тревожусь.

- Обезопась себя в Боге, детонька моя. Или ты только автомобильный ремень безопасности знаешь? Безопасность Божия тебе неведома? Перекрестись и перед тем, как что-либо делать, скажи: "Христе мой, Владычице моя Пресвятая Богородица, помогите мне". Разве существует безопасность большая, чем доверие Богу? Вверив себя Богу, человек постоянно подзаправляется от Него бензином марки "супер", и его духовная машина никогда не останавливается: мчится и мчится. Будь, насколько возможно, внимательна, молись, вверяй себя Богу, и в любой трудности Он поможет тебе. Чтобы избавиться от тревоги и волнения, упрости свою жизнь безусловным доверием Богу.

- Геронда, я всегда со страхом и колебанием начинаю делать то, что мне говорят, и от страха могу сделать это не так, как следует.
- Осеняй себя крестным знамением, доброе мое дитя, и делай то, что тебе говорят. Если ты скажешь: "Молитвами святых отец наших...", - то неужели ни один из стольких святых тебе не поможет? Никогда не теряй доверия Богу.

Не зажимай себя куцей человеческой логикой: так ты и сама мучаешься, и божественной помощи мешаешь. Если после своих благоразумных человеческих действий ты будешь вверять Богу и себя саму, и все, что ты делаешь, то это весьма поможет не только тебе, но и другим. Великое дело - доверие Богу. Однажды у меня брали кровь четыре женщины-врача.

Пришла первая - измучила меня, но вену найти не смогла. Вторая - то же самое. Приходит третья - специалист в этой области - безрезультатно. В это время мимо проходила четвертая: увидев, как они меня мучают, решила попробовать и она. Осенив себя сначала крестным знамением, она тут же нашла вену, потому что попросила помощи Божией. Остальные же некоторым образом полагались лишь на самих себя. Великое дело - вверять себя в руки Божии.

Люди ставят перед собой цели и стараются их достигнуть, не прислушиваясь к тому, в чем воля Божия, и не стремясь согласовать свои действия с ней. Надо вверить Богу руководство ходом дел, а самим с любочестием исполнять свой долг. Человек будет мучиться, если он не доверится Богу до такой степени, что совершенно отдаст себя в Его руки.

Обычно сначала люди прибегают к утешению человеческому, а к Богу прибегают только после того, как разочаруются в людях. Однако если мы не хотим мучиться, то будем просить утешения божественного, потому что оно и есть единственное истинное утешение. Веры в Бога недостаточно (221): необходимо и доверие Ему.
Доверие Богу привлекает Его помощь. Христианин верует и вверяет себя Богу до смерти. И тогда он ясно видит Божию руку, спасающую его.

Апостол Павел говорит, что вера - это значит веровать в невидимое, а не только в видимое (222). Возлагая свое будущее на Бога, мы обязываем Его нам помочь. Матерью безусловного доверия Богу является вера. Имея такую веру и тайно молясь, человек пожинает плоды надежды.

Доверие Богу - это постоянная молитва, и в нужный час она приводит к божественным результатам. И тогда естественно, что человек живет жизнью ангельской и преизливается в славословии: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф" (223).

Потому что, имея доверие Богу, человек может сделать свою жизнь райской. Он славит Его за все и, как от доброго отца, принимает Его руководство. В противном случае человек превращает свою жизнь в адскую муку. Великое дело - еще в этой жизни отчасти чувствовать райскую радость.

1). 221- В этом случае подразумевается простое принятие бытия Бога, недостаточное для жизни во Христе.
2). 222 - См.: Евр 11, 1.
3). 223 - Ис 6, 3.

( Текст скопирован и перенесён сюда из открытых интернет источников)
 
Москва
Православный христианин

Человек стоит перед Богом всю свою жизнь. Хочет он этого или не хочет. Солнце не спрашивает о нашем отношении к нему – оно светит и сияет, целит и животворит. И человек открывается все время – и откроется до конца – Богу во всех своих делах, чувствах и мыслях, и получит от Бога в вечном мире то духовное место, которое будет правдиво соответствовать внутреннему нравственному состоянию его духа... Каждый пойдет «в место свое».
Архиепископ Иоанн (Шаховской).
 
Москва
Православный христианин
ТРИ СЛОВА О НЕСЕНИИ КРЕСТА.

Святитель Феофан Затворник.


Крестов много, но видов их три: первый вид — кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания; второй — кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотями ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию.

Кресты внешние — самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелёгкая. У кого нет какого либо из этих крестов? И не быть нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный.

Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришелец в стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество своё.

Но зачем, — скажешь, — у меня больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всём почти счастье? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключений и раздавать её. — Так ведь она и раздаётся. Присмотрись, и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было, или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь? Сами цари нередко не спят ночи от туги сердца. Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и ещё увидишь. Потерпи же!

Кресты внутренние встречаются нам во время борьбы со страстями и похотями. Святой апостол говорит: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
Распяли? Стало, был крест, на котором у них распяты эти страсти и похоти. Какой же это крест? Борьба с ними. Распять страсти — значит обессилить их, подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз, обессилит её; поборет ещё несколько, подавит; ещё поборет, и совсем искоренит, с помощью Божиею. Так как эта борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водружённый. У борющегося со страстями иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое прободается. Так ему бывает тяжело и больно.

Осталось ещё изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас, — крест преданности в волю Божию. На крест этот восходят уже совершеннейшие христиане. Они и знают его, и говорить о нем могли бы ясно, полно и с силою. Другим же где говорить так? А не помянуть нельзя, чтоб кто из вас, одолевши одну-другую страсть и несколько успокоившись от тревог их внутри, не подумал, что уже все сделал, что должно и что ожидается от христиан.
 
Москва
Православный христианин

Сколько бы ум ни забывал молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», вспоминай и снова продолжай молиться. По мере самопринуждения Господь будет уменьшать твою забывчивость, а внимание твое станет постепенно усиливаться.
Архиепископ Антоний (Михайловский)
 
Москва
Православный христианин

Одну вещь мы призваны, можем и должны изменить. Самого себя. Тому, кто начнёт с этого, всё будет под силу.
Старец Лука Филофейский
 
Москва
Православный христианин
Не открывай грех другого для своего собственного оправдания, ибо тогда благодать, которая до сих пор тебя покрывала, сразу откроет твои собственные грехи. Насколько ты покрываешь брата, настолько благодать согревает и хранит тебя.
Старец Иосиф Исихаст
 
Москва
Православный христианин
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро - тем самым разрушает зло.
А тот, кто пустится разрушать зло - быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Святитель Николай Сербский
 
Москва
Православный христианин
* Мы перестали принимать духовное слово, которое Господь нам давал, потому что теперь мы стали неспособны к этому, оттого и Господь отнимает его у нас, чтобы было нам снисхождение на Суде Божием. Все Господь дает из милости и из милости отнимает. Когда мы лишаемся каких-нибудь даров, то Господь это делает по любви и дает из любви.

* Человек как почка. Если попробуешь его развернуть раньше времени, то погубишь. Придет время – и почка раскроется, так и сердце человеческое. Важно сначала Царство Божие созидать в своем сердце. До времени не надо насиловать почку. Когда сердце очистится, оно само раскроется.

* Состояние равновесия – когда человек не сильно печалится и не сильно радуется, а во всем видит руку Божию.

* Господь смиряет нас искушениями через людей, болезнями, скорбями. Без искушения нет познания себя, нет познания воли Божией, нет духовного роста. Это действие очистительное. Искушения, борьба, скорби будут, но при этом мы их будем легко переносить.

* Кто не созидает в своем сердце Царствие Божие, тот не увидит сетей дьявола.

Протоиерей Александр Ильин

***

Протоиерея Александра Ильина часто называют духовным преемником святого Иоанна Кронштадтского. Таких пастырей, умеющих светом любви покрывать недостатки и ошибки других, было немного. Большинство из них причислено к лику святых. Сам отец Александр воспитал не одно поколение достойных учеников, в их числе – известнейший сегодня духовник протоиерей Иоанн Миронов. Путь пастыря, скромного светильника и опытного духовного врача Александра Ильина нам, возможно, еще предстоит заново открыть и дополнить новыми свидетельствами и воспоминаниями. https://www.pravoslavie.ru/102970.html
Ещё, жизнеописание протоиерея Александра Ильина можно прочитать по этой ссылке: https://azbyka.org/fiction/gorenie-ko-xristu/
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин

Преподобный Иоанн Лествичник
Лествица или Скрижали духовные

f09f8d82.png
Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом

4. Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

5. Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

7. Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано.

9. Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их.

12. Не будь дерзновен, хотя бы ты и стяжал чистоту; напротив того приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием, и получишь у Него большее дерзновение.

17. Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить может и уму нашему дать постоянство. Если ты неослабно в сем делании подвизаешься, то и к тебе приидет Полагаяй пределы морю ума твоего, и скажет ему в молитве твоей: «доселе дойдеши и не прейдеши» (Иов.38:11). Духа связывать невозможно; а где Создатель духа сего, там все Ему покорно.
 
Москва
Православный христианин
Епископ Сербской Православной Церкви. Богослов, церковный писатель, публицист. Член Союза писателей Сербии, Афанасий (Евтич) о своём пребывании в Румынии (по ссылке внизу) и о беседе с Румынским благодатным старцем Клепой (Илие)(по ссылке внизу), о его

Поучении о восьми способах искушения человека и борьбы с ними

Святые отцы говорят (так начал отец Клеопа сжато излагать нам свой духовный опыт, унаследованный от святых отцов и лично пережитый им, что ясно подтверждало каждое его слово), что человек на пути спасения бывает искушаем диаволом с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне.

1. Сзади человека искушают, когда он постоянно помнит свои ранее совершенные грехи и злые дела и снова возвращает их в свое сознание, перетряхивает их, занимается ими, или отчаиваясь из-за них, или размышляя о них со сладострастием. Такое памятование о том, что мы совершили в прошлом, есть диавольское искушение.

2. Спереди человек бывает искушаем обычно через страх при мысли об ожидающем его будущем: что будет с ним или с миром; сколько мы еще будем жить; будет ли нам что есть; не будет ли войн или каких-нибудь серьезных и страшных событий впереди; вообще всякими догадками, предвидениями, прорицаниями и всем тем, что вызывает в нас страх перед будущим.

3. Слева человек бывает искушаем диаволом через призыв на явные грехи, на такие поступки и дела, о которых известно, что они грехи и зло, но люди, даже несмотря на это, совершают их. Это искушение открытым призывом на грех, грешить прямо и сознательно.

4. Справа бывает искушение от диавола двумя способами. Первое – когда человек совершает добрые дела и добрые поступки, но совершает их с плохим, недобрым намерением и целью.

Это, например, когда он делает добро и поступает хорошо из славолюбия, или чтобы добиться похвалы или какого-нибудь положения, или чтобы прославиться, или чтобы из этого извлечь какую-нибудь выгоду для себя; следовательно, когда он творит добро из тщеславия, корыстолюбия или алчности. Такое совершение добрых дел ради плохой цели греховно и тщетно. Святые отцы уподобляют такое совершение добрых дел (например пост, милостыню и другое) телу без души, ибо цель, с какой совершается дело, – это душа этого дела, а само дело – тело.

Потому и совершение добрых дел с целью, которая не по Богу, есть, в сущности, искушение для человека, которое приходит к нему с правой стороны, то есть под видом добра.

Второе искушение с правой стороны бывает от диавола через разные призраки и видения, когда человек принимает явления диавола в образе Бога или ангела Божия. Это доверие диавольским привидениям или такое принятие бесовских явлений за ангельские святые отцы называют обманом, прелестью.

5. Далее, сверху человек бывает искушаем от диавола тогда, когда он может, но не совершает добрых дел и святых добродетелей из-за своей лености; когда знает и может приложить больше усилий и труда для подвигов (добродетелей, добрых дел), но не делает этого, ибо ленится или ищет отговорок для своей лености, так что, в сущности, духовно отвергает их, делает намного меньше, чем мог бы в действительности.

6. Искушение человека снизу (и чтобы лучше объяснить нам это, старец Клеопа каждый раз показывал руками, с какой стороны приходит то или иное искушение, а потом вкратце повторял описанную им сторону искушения) – также происходит двумя способами. Первое – когда человек берет на себя б ольшие подвиги, превышающие его собственные силы, и безрассудно напрягается. Это бывает, например, когда кто-нибудь болен, но накладывает на себя еще и пост, а этот пост не по его силам, или вообще когда перебарщивает в каких бы то ни было подвигах, которые выше его духовных и телесных сил. Такое упорствование – это несмирение и неразумная самонадеянность.

Другое искушение снизу бывает, когда человек стремится узнать тайны Священного Писания (и вообще тайны Божии), а делает это не по своему духовному возрасту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии в Священном Писании (у святых и вообще в мире и жизни), объяснить их и затем учить этим тайнам других людей, в то время как он сам духовно до этого не дорос. Святые отцы говорят, что такой человек хочет разгрызть кость молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем сочинении «Жизнь Моисея».

Бог, говорит он, поэтому повелел израильтянам, как несовершенным, чтобы они от пасхального агнца ели только мясо (которое есть молоко для зубов), и притом есть его с горькими травами, а кости агнца не переламывать и не есть, но сжигать их в огне (см.: Исх. 12: 8, 10, 46).

Это значит, что и нам нужно из Священного Писания (и вообще в нашей вере в Бога) толковать только те тайны, которые соответствуют нашему духовному возрасту, и есть их (усваивать) с горьким зельем, то есть со всем тем, что нам приносит жизнь (страдания, горести), а великие и высокие (соответственно, глубокие) тайны Священного Писания и Божественной науки и Божия Промысла, как некие твердые кости, не разгрызаются молочными зубами, они поддаются только огню, то есть становятся понятными только в зрелом духовном возрасте, в душах опытных и искушенных в благодатном Божественном огне.

7. Изнутри же человек бывает искушаем тем, что имеется в его сердце и что из этого сердца исходит и искушает его. Господь Иисус Христос тут ясно сказал, что изнутри, из сердца человеческого исходят греховные и нечистые помыслы и желания, похоти (см.: Мф. 15: 19), которыми человек искушается. Человека искушает не только диавол, но и человеческие злые намерения и злые навыки, похоти, злые желания, человеческое внутреннее грехолюбие, исходящее из его неочищенного сердца.

8. Наконец, восьмые врата диавольского искушения открываются человеку извне, через внешние вещи и поводы, то есть через все то, что входит в человека извне через его чувства, которые есть окна души. Эти внешние вещи не злы сами по себе, но через них посредством чувств человек также может искушаться и наводиться на зло и грех.

Вот таковы восемь способов искушения всякого человека, независимо от того, пребывает ли человек в миру или в уединении.

(Закончив перечисление всех восьми способов искушения человека, старец Клеопа кратко повторил их и затем приложил к ним способы и средства борьбы со всеми этими искушениями.)

Против всех этих искушений: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне – нужно бороться трезвением (старец употребил именно это славянское слово), то есть вниманием, осторожностью и бодрствованием души и тела, бодрствованием и бдением духа, трезвенностью и рассудительностью, вниманием к своим мыслям и поступкам, или, одним словом, – рассуждением;

а с другой стороны – постоянным молитвенным призыванием имени Господа Иисуса Христа, то есть через непрестанную молитву. (На это отец Петроний добавил по-гречески: «“Προσοχή και προσευχή”, – как говорят святые отцы, то есть “вниманием и молитвой”».) Другими словами (добавил старец) святые отцы говорят, что борьба против всех искушений и страстей состоит в следующем: хранить свой ум и всю душу и тело свое от искушений – это дело и подвиги наши, с нашей, человеческой, стороны;

а с другой, Божественной, стороны, нужно непрерывно в молитве призывать на помощь Всемогущего Господа Иисуса Христа, а это есть непрестанная и главная исихастская молитва, называемая Иисусовой молитвой: « Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!».

О Епископе Афанасии Евтиче: https://azbyka.org/otechnik/afanasij-evtich/

Епископ Афанасий (Евтич) о своей поездке в Румынию и о своей беседе со старцем Клеопой(Илие): https://azbyka.org/otechnik/afanasij-evtich/pouchenija-blagostnogo-startsa-kleopy/
 
Москва
Православный христианин
Преподобный Симеон Новый Богослов

f09f8d82.png
Святитель Феофан Затворник высоко ценил творения преподобного Симеона и часто рекомендовал своим духовным чадам это "...сокровище неоцененное.

Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни...

Как настойчиво излагает он суть дела жизни христианской, производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя–исключительно.

И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения" – свидетельствовал в письмах святитель во время работы над переводом.

Главный предмет наставлений святого Симеона – делание во Христе сокровенное.
Он объясняет пути внутренней брани, обучает мерам совершенствования, заставляет подвизаться преимущественно против духовных страстей, против помыслов и движений греховных.

Преподобный Симеон говорит об этом так, как только может говорить человек, изучивший опытом жизнь нравственную, притом не год, а десятки лет.

Сочинения его – богатейшая сокровищница мыслей о жизни духовной, с силою действующих на душу, жаждущую благочестия.


Преподобный Симеон Новый Богослов

f09f8d82.png
Слова

Слово 1

4. Крест соделался как бы жертвенником сей страшной жертвы, ибо на кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо крест и чтится и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения, чтобы поклоняющиеся древу креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на делание всякой добродетели.

Для христиан крест – величание, слава и сила, ибо вся наша сила в силе распеньшегося Христа; вся грешность наша умерщвляется смертию Христа на кресте, и все возвеличение наше и вся слава наша в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил умереть даже между злодеями и разбойниками.

По сей-то причине христиане, верующие во Христа, знаменуют себя знамением креста не просто, не как попало, не с небрежением, но со всем вниманием, со страхом и с трепетом и с крайним благоговением. Ибо образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом.

Посему и демоны боятся образа креста, и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их.

Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства креста.

Те же, которые уразумели сие таинство и на самом деле опытно познали власть и силу, какую имеет крест на демонов, познали также, что крест дает душе крепость, силу, смысл и божественную мудрость, – эти с великою радостию восклицают: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего, имже мне мир распяся и аз миру (Гал.6:14).

Итак, пoелику знамение креста велико и страшно, то всякий христианин имеет долг совершать его со страхом и с трепетом, с благоговением и вниманием, а не просто и как попало, по привычке только и с небрежением, ибо по мере благоговения, какое кто имеет ко кресту, получает он соответственную силу и помощь от Бога, Коему слава и держава во веки. Аминь.

https://azbyka.org/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/
 
Москва
Православный христианин

Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний - все это посещения Божии, тебе же на пользу. Не бойся трудностей. Возлюби их, благодари Бога за них. Они имеют какую-то цель для твоей души. Предоставь нежно и ненасильственно самого себя в руки Божии, и Он придёт и одарит благодатью твою душу.
Преподобный Анатолий Оптинский
 
Москва
Православный христианин


ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ


Как сделать, чтобы дети слушались.

1. "От ласки у людей бывают совсем иные глазки".
Преподобный Амвросий Оптинский.

2. "Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет, как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда."
Старец Порфирий.

3. "Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге."

"Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и святых и проси Их образумить его."

"С детьми обращайтесь как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. Но когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем."
Старец Епифаний.

4. "Относительно Вашего ребенка, о котором мне пишете, я такого мнения, что суровое к нему отношение сделает его еще хуже. Говорите с ним о добром и по-доброму, и потом не давите, но показывайте ему, как вы огорчаетесь, что он идет по такому пути. Пусть явятся дела, и только дела, потому что ни радость не остается незамеченной, ни печаль. Вы исполняйте свои обязанности, давая советы, а потом доверьте Вашего ребенка Богу."

"Я думаю, что труд Ваш будет иметь большие результаты, если будет сопряжен с молитвой. Когда Вы страдаете от бесчинств ребенка и давите на него, результатов не будет, ибо ребенок взбудоражен плотью и нападениями лукавого, которому платит дань..."

"Старайтесь, насколько можете, не отталкивать от себя ребенка, как я уже сказал, чтобы он не порвал привязи и не убежал из семьи, потому что потом может выйти так, что он не захочет приблизиться из-за эгоизма, и Вы его совсем потеряете..."

"Молитесь, и я буду молиться, и благой Бог поможет и Вашему ребенку, и всем детям нашего мира."
Старец Паисий Святогорец.
5. "Детей вразумлять есть долг родителей, - стало и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Что-бы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, - какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, - как бы не оскорбить Его, и как бы Он не вычеркнул вас из числа Своих."
Святитель Феофан Затворник.
"Не всегда штраф... Почаще - уговаривание. Это мягче и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотой любви..."
Святитель Феофан Затворник.

6. "Хорошо, если бы наши дети были лучше нас. Но тут нужно быть осторожным, как бы не перегнуть палку. Я помню, как ко мне обратился сын: "Папа, я хочу слона". Я говорю сыну, что слон ведь много ест, его надо кормить. Ты для тренировки постарайся для всех накрывать на стол. Через два дня сын сказал: "Нет, пап, слона не нужно, он очень много ест".

Он сам пришел к выводу, что слона хорошо бы иметь, но он очень много ест. Старайтесь не создавать особых конфликтов, чтобы не разрушить сердечных отношений с детьми. Когда мои дети были еще маленькие, мне один монах архимандрит сказал: "Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда ты сможешь все с ними сделать". Как вы будете этого добиваться, это ваше дело. Больше того, это относится не только к детям. Вы сможете с любым человеком сделать что угодно (я имею в виду только хорошее, конечно), если между вами будет любовь.

Всем известен пример нашего соотечественника Александра Васильевича Суворова. Его солдаты любили и делали невозможное на поле боя. Если в основе семейных отношений лежит любовь, то все возможно, и это нужно помнить всегда. Что бы вы ни делали в воспитании, старайтесь не потерять чувство любви.
Был такой батюшка, к нему пришел один человек и говорит: "Батюшка, ну что делать, когда человек пристает к тебе?" Он говорит: "Не обращай внимания". - "А он еще пристает и пристает". - "Ну, прости ему". - "Но он еще пристает". -"Ну тогда с большой любовью задай ему".

Протоиерей Валериан Кречетов
 
Последнее редактирование:
Сверху