Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин
Не нужно забывать никогда, что все мы, русские люди, и все православные христиане по всей земле составляем одно духовное Тело, коего Глава есть Иисус Христос, а душа Его - Дух Святый, Животворящий, освящающий, укрепляющий и соединяющий всех во единое Тело верою и любовию. И потому мы должны чувствовать и сознавать себя как единое Тело, как члены единого Тела, и в радости, и в горе, и в скорби и в болезни сочувствовать друг другу и помогать, и молиться друг за друга.

Св. прав. Иоанн Кронштадский. Из дневника.
"Живое слово мудрости духовной".
М: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003
 
Москва
Православный христианин
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928–1992)

«Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.
Смиряйтесь, терпите, любите.
Любовь будет – и стены разойдутся!» ( с )
Отец Виталий Сидоренко


Спросили у схиархимандрита Виталия, что он нашел лучшего для спасения. Он ответил: «Молитву с покаянием»...

Подвижник обладал особым свойством видеть души других людей, часто, чтобы не смутить человека, имеющего нераскаянный грех, старец Виталий поступал как блаженный старец Павел Таганрогский: обличал прикровенно, приписывая чужие грехи себе или же ругал за них находящуюся рядом келейницу.

Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать – хорошо, а если нет – проси прощения у Бога: «Господи, помилуй мя, падшего».

И отец Виталий советовал своим духовным чадам: «Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе – сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир».

Еще отец Виталий отмечал: «Каждый поступок тянет за собой несколько грехов.
Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение – раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала...
Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит – мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит».

Духовные чада старца верили, что молитва старца из ада вырвет, он умолял Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного.

По сей день подвижник помогает всем, кто верит в силу его молитвенного предстательства перед Богом.

Живя в Тбилиси, схиархимандрит Виталий ежедневно отвечал на письма своих духовных чад. Приведем лишь несколько отрывков из писем старца:

«Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия... Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок. Проси у Господа и Матери Божией умудрить во спасение и научить всему священному...
Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь.
Авва Макарий говорил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди – в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами – будем безопасны от стрел их.
Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по грехам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возложим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе – будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно…

Итак, возрадуемся и возвеселимся о делах Божиих, превосходяй всяк ум человеческий. Все у Бога и от Бога, Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки, аминь.

Пишет старец ученику своему: «За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов». Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небеснаго.

Помни главное:

1. Считай каждый день последним твоей жизни и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием.

2. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы.

3. Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовнаго отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, – у нас своих много…»

«Если хочешь помолиться о многих предметах... - Молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!»

Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей».

А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь»…»

f09f9383.png
Наставления схиархимандрита Виталия :

* Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих.

* Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня... Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть.

* Молитву творите во всякое время... Творите молитву – она все восполнит.

* Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь – всегда надо читать Иисусову молитву...

* Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай – и получишь спасение. Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

* С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

* Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости.

* Благодать – очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды.

* Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай – они не Божии.

* Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

* Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.

* Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет – и стены разойдутся...

* Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», – и Матерь Божия поможет никого не осуждать.

* При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог - Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» – И сим помыслом выгонишь злопамятство.

* Дом освятите непременно. Где человек живет - там и обитель святая.

* Ежедневно кропите квартиру святой водой... Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа.

** Подробнее о жизни подвижника читайте в книге «О жизни схиархимандрита Виталия.Воспоминания духовных чад.Письма. Поучения».М.: Новоспасский монастырь, 2004.

https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/ —- > Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы сост. С. Девятова —- > Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928–1992).
 
Москва
Православный христианин

Митрополит Феогност, Викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального монастыря.

- Каждый из нас, в меру своей испорченности, пытается изменить окружающий мир. Каждый из нас видит недостатки окружающих, каждый из нас видит сучок в глазе брата и не видит бревна в своем глазу.

Так нас направляет какая-то невидимая лукавая рука. Вместо того, чтобы заняться собой, исправлением себя, нас упорно толкают на то, чтобы мы изменяли окружающий мир. И каждый, в меру своей испорченности, повторяю, показывает на своего начальника, на своих руководителей, какие они несправедливые, как много в них неправды. Но забывая о том, что этой неправды больше в себе самом.

И вот тогда, когда мы поймем, что каждому из нас нужно заниматься своей грядкой, то есть своей душой, и бороться с теми сорняками, которые есть у тебя в душе, а не исправлять пороки окружающего мира, – как много сил, энергии высвободится у человека, когда он перестанет осуждать. Когда он займется делом, которое дал ему Господь.

А дело очень простое. Когда человек исправляет себя, когда он изменяется, то вокруг него изменяется мир. И преподобный Серафим Саровский кратко сформулировал это: «Спасися сам – вокруг тебя тысячи спасутся». То есть очисти свою грядку от сорняков, и окружающие, взирая на эту красоту, тоже изменятся. Так всё просто. Так всё ясно. И не надо каких-то таинственных книг, не надо искать старцев. Всё уже написано в Евангелии и у святых отцов: «Внимай себе самому, и нет тебе пользы испытывать суды Божии».

И далее такие замечательные слова, которые должны успокоить самые мятущиеся души, которые пытаются спасти человечество. А слова таковы: «Над высшим наблюдает высший, а над всеми – Господь». Отдай Богу, Он всё исправит – Он Творец, Он Создатель, Он Хранитель, Он Спаситель этого мира. А ты займись собой, исправь себя, изменись сам, и тогда будет постепенно изменяться окружающий тебя мир.
 
Москва
Православный христианин

Можно ли считать изменой, если я начну сравнивать свою жену с другими женщинами?
Мне кажется, что подобные мысли могут считаться проявлением неверности, так как они означают, что я размышлял о других женщинах. Ведь если бы я о них не размышлял, то тогда и не с кем было бы сравнивать собственную жену.

Довольствоваться тем, что имеешь, и вкладывать в это все свои силы, благодаря Господа за это - великая мудрость.
О ней писал когда-то давно царь Соломон: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодца».

Может показаться, что вода в чужом водоёме слаще и полезнее, принесёт мне много пользы и радости, но это не просто обман, это еще и духовная смерть, со всеми вытекающими последствиями.
И снова прибегаю к поддержке мудрого Соломона: «Мед источают уста чужой жены, и мягче масла речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней».

Что лучше, вкуснее, вода или отравленный мед?
Вкуснее мед, но плоды его смерть.
А водичку, если красиво разлить по чистым сосудам, можно вечно наблюдать и пить, наслаждаясь ее жизнью и красотой.

Священник Павел Островский
 
Москва
Православный христианин
Преподобный Гавриил Ургебадзе :

* Никогда не теряйте надежду на Промысл Божий.

* Человек не сможет проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог даёт человеку свободу. Человек делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать, – доверься Промыслу Божию, молись и не думай больше об этом.

* Раньше, до грехопадения, духу подчинялась и душа, и плоть. После грехопадения, связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа движет телом. А дух её вразумляет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и знает всё о совести; различает хорошее от плохого.

* Спрашиваешь, как молиться о врагах? Сперва начинай молиться о тех, кого больше всех любишь, на пример о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живёшь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, – и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своём враге.

* То, что надо любить своего врага – это понятно, но как полюбить врага Христа? Его надо не ненавидеть, а жалеть. тогда сможешь и полюбить.

* Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу – всё в воле Божией. Много было таких случаев.

* Выше всех канонов и уставов – любовь.

* Если ненавидишь хотя бы одного человека – отвратителен перед Богом.

* Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра.

* В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

* Молитесь обо всех. Оставляю вам завещание: молитесь, и ваши молитвы сдвинут горы.

( Эту подборку поучений отца Гавриила сделала по мотивам подборки одного участника на Азбуке Верности. В той подборке больше поучений. Кому интересно, та подборка ( источник ) находится здесь : https://azbyka.org/znakomstva/blogs/168386/175311/starec-gavriil-urgebadze ).
 
Москва
Православный христианин

Есть замечательная русская пословица: «Словом наскучишь, примером научишь». А дети, как никто другие, видят ложь. И когда родители возмущаются: «Мы их воспитывали, мы их кормили, мы их поили, а они начинают так себя вести», значит, дети увидели что-то неправильное в поведении родителей – не в словах, а именно в жизни, именно в поведении.

Митрополит Феогност, Викарий патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодальнего отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального монастыря.
 
Москва
Православный христианин

Священник Константин Камышев :

Когда мы теряем Бога, приходит боль и страх. Правильный поступок
приносит мир. Ошибка - боль. Если болит душа или просто страшно, прими
вместо аспирина или кофе срочное доброе дело или добрую мысль о людях.
Или просто посмотри Христу в глаза на иконе. Уйдет боль, вернется Свет.
В норме, когда Бог рядом, на сердце солнечно ( c ).
 
Москва
Православный христианин
Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1.


* Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову – и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал этот совет, а испытав хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно.
Но еще лучше здоровому служить телом и духом Богу ( прп. Анатолий ).

* Понуждай себя чаще творить молитву, вот и приучишься ( прп. Иосиф Оптинский ).

* Береги свое здоровье, не допускай до раздражения нервов, когда будешь себя считать виновной, как я прежде описывал
об этих действиях, то и смирение будет водворяться с тобой, а когда будешь ставить причиной свою природу, то болезнь
может умножиться ( прп. Макарий ).

* Свое понуждение на хранение заповедей Божиих необходимо. А помощь Божия всегда с нами ( прп. Никон ).


* Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Kаждое свое действие надо совершать только после того,
как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо произносить после того, как
помолишься и проверишь ( прп. Никон ).


* Большая часть наших грехов происходит оттого, что мы забываем заповеди Божии ( прп. Никон ).

* Убеждаю поверить... евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: Если же хочешь войти в жизнь вечную,
соблюди заповеди ( Мф. 19, 17). И паки: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7, 21 ). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза
и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, ( прп. Амвросий ).


* Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему
и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому
что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность ( прп. Амвросий ).



* Основание всего закона Божия – любовь к Богу и ближним. Он Сам сказал нам об этом: то имеет заповеди Мои и
соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14, 21 ).

Итак, по слову Самого Господа, путь к Нему, к Божественной Любви один: исполнение Его заповедей, про которые
Он прибавляет: заповеди Мои не тяжки ( 1Ин. 5, 3 ). Заповеди эти все знают, каждый день они читаются или поются за Божественной Литургией: «Блажени кротцыи… блажени милостивии».

Иная скажет: Этой заповеди я соблюсти не могу, так как у меня нет средств на милостыню.

Нет, и такая может исполнить заповедь о милостыне, и она может подать, если не материальную, так духовную милостыню. Спросите – как же это? А вот как: тебя оскорбила такая-то или такой-то, – прости его, вот и будет духовная милостыня.

Нет, этого я не могу! Разве можно простить такое ужасное оскорбление? Да я, как вспомню о нем, так готова растерзать того,
кто нанес мне его, вы же говорите: «прости».

Так не можешь простить?

Не могу!

А простить-то надо!

Да нет, это сверх моих сил!

Сил не хватает? Так проси у Бога. Обратись к Нему и скажи:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и помоги мне простить». Скажи так раз, другой, третий…

И что же будет?

Сама на опыте узнаешь, простишь обидчика.

А другая говорит:

Вот та-то пронесла мое имя, яко зло перед людьми, такого-то наговорила, чего никогда и не было, проходу мне не дает
колкостями и насмешками.

А ты молчи, не отвечай ничего, потерпи.

Да разве это можно стерпеть?

Не можешь? Опять обратись к Господу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и помоги мне стерпеть», – попробуй так сказать – и ты увидишь, что из этого выйдет.

И так во всяком трудном положении обращайся ко Господу – и поможет. Исполняй Его заповеди и проси Его помощи.
Беда, если кто понадеется на свои силы и вздумает сам, не прибегая к Божественной помощи, исполнить заповеди, кто
вздумает обойтись без смирения ( прп. Варсонофий ).
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Любовь Божия.

* ...Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании, прося всесильной Его помощи в искании Его. Вы прежде писывали, что любите Бога, но это происходило от непознания вами себя. Может быть, некоторое умиление или сердечная радость уже и казались вам любовью, но любовь к Богу противными искушается, и непременно надобно сразиться с тремя врагами нашими: миром, плотью и диаволом...
Преподобный Макарий Оптинский

* Ты опять скорбишь? Все не желается тебе терпеть болезни душевные? Значит, тебе не хочется войти в Царство Небесное? Ведь Писание говорит, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14, 22). Вот любовь-то наша какая к Небесному Жениху! На словах любим и желаем Его, а коснись делом, мы и плакать.
Преподобный Анатолий Оптинский

https://www.optina.ru/lection/31/
 
Москва
Православный христианин
Зрение телесное дается сразу при рождении, а зрение духовное чрезвычайно медленно и ценою больших трудов. Постепенно открывает Господь всё, что нужно открыть. Постепенно и медленно, по мере собственных усилий человека в деле прозрения. Человек должен приложить великие усилия, чтобы получить это зрение от Христа. Должен неустанно просить Его о помощи.

Такой человек должен очищать себя молитвой и постом, должен исполнять заповеди Христовы. И тогда, по мере очищения
сердца его, дается прозрение. Медленно, страшно медленно идет процесс духовного развития.

Многое множество людей совсем не ищут прозрения. А те лучшие, которых избрал Бог, получают прозрение по мере своих
усилий. Если усилия постоянны, неуклонны, неустанны, процесс прозрения идет дальше, дальше и дальше. Святые и праведные
люди достигали великого прозрения. Идите шаг за шагом к духовному прозрению. Надо, чтобы все хотели и искали духовного прозрения, чтобы прошли, дабы Господь отверз духовные очи. Да отверзет же вам Господь ваши очи духовные. Аминь. ( c )

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
 
Москва
Православный христианин
Случаев нет на земле; все от Господа, все наши встречи не случайны.
Господь нас сталкивает с людьми не напрасно.

Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь его к тебе приводит, чтобы ты дал ему то, чего у него нет; помог ему; конечно, не в материальном смысле, но более широком: научил любви, смирению, кротости, словом, привел бы ко Христу своим примером.
Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого.
Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Нему; если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.

Святой праведный Алексий Мечев
 
Москва
Православный христианин
Одна дама просила благословения на поездку в Иерусалим.

- В Иерусалим? – спросил батюшка. – В какой, в старый или в Новый?

В старый.

- Ведь сколько всего Иерусалимов?

Два

- Нет, не два. Один старый, в Палестине, другой Новый, близ Москвы, а третий какой? Горний Иерусалим, на небе, а еще четвертый есть – тот в сердце. Вот этот-то Иерусалим и надо отыскать и в него отправиться. Бог благословит и вас, и всех других! ( с ).
Преподобный Варсонофий Оптинский

Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1
 
Москва
Православный христианин
Не говори языком. Его черви съедят. Говори сердцем, тогда тебя услышат, даже если ты скажешь шёпотом, даже если ты будешь молчать. Евангелие читают и не разумеют. Потому что следовать за Христом не значит говорить или читать. Это значит идти по Его окровавленным следам. По кровавому следу Спасителя. Потому что Любовь иначе недоступна!
Архимандрит Ипполит (Халин).
 
Москва
Православный христианин

Постоянным потоком на исповеди: "Я не могу, я не могу, я не могу...". И даже недоумение возникает: если чего-то не можешь, то зачем так сокрушенно каяться в этом? Ведь решительная невозможность чего-либо служит вполне уважительным оправданием для того, кто с этим не справляется. Вот только уточнить надо сначала, а что это значит на самом деле - "не могу"? И чего именно кающийся не может?

Уточняешь... И следуют ответы: не могу промолчать, не могу смириться, не могу не осуждать.

Правда ли это? Нет, конечно. Ведь может человек просто не открывать рот, не тратить сил на произнесение слов. И если он так поступит, то вот и промолчал, получается. Может в сложной ситуации вспомнить о своих грехах, о том, как говорил Богу в молитве о том, что недостоин ничего доброго, а достоин лишь всяческого презрения и уничижения, и благодаря этому смириться.
Может, когда его разбирает желание оценить кого-то, вынести суждение жесткое и небесстрастное, помыслить о своем несовершенстве и паки (простое, но гениальное решение) не открывать рот.
Все это мы можем. Проблема в другом: не хотим. И раз так, то так и говорить надо на исповеди, все называя своими именами. "Не можем" мы вполне конкретные вещи: по потолку бегать, по небу летать, жить под водой. Ну и иное, тому подобное, к жизни духовной и спасению отношения не имеющее.

Игумен Нектарий (Морозов)
 
Москва
Православный христианин
Ищи чистоты, не слушай худое и грязное ни о ком. Не останавливайся на недобром помысле, неправды беги. Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и прежде проси благословения у Господа.
Протоиерей Николай Гурьянов
 
Москва
Православный христианин
Что значит иметь мир в душе всегда ?

– Неужели беззакония не должны вызывать никаких чувств?

– С чего начинается любое беззаконие? С отсутствия мира. Мы говорим: "Почему я должен иметь мир в душе, когда вокруг беззаконие?" Потому что беззаконие развилось из-за отсутствия мира. Чтобы прекратить беззаконие, нужно вернуться к миру.
К миру личному сначала, потом в семье, в городе, в стране. Но всё начинается с твоего личного мира.
Если ты видишь беззаконие и раздражаешься, то ты удваиваешь беззаконие. То беззаконие родило беззаконие в тебе, внешнее родило твоё внутреннее беззаконие. И ты рассердился, а сердитый человек тоже способен на беззаконие. Мирный и спокойный
не способен, а сердитый способен.

Почему беззаконие внешнее не должно у вас вызвать гнева? Видишь чье-то беззаконие – поройся в памяти своей и непременно у себя найдешь такой же случай в жизни.
Видишь, кто-то обманывает – покопайся в себе и скажешь: "У меня тоже такое было" – и замолчишь. Видишь, кто-то предал, хочется его растерзать – подожди, не спеши, разберись в себе, и ты найдешь не одно предательство за свою жизнь, а тысячи.
Помните случай с блудницей, которую к Христу привели? Побить ли её камнями? А Христос писал перстом на земле и говорил: Кто из вас без греха, первый брось в неё камень (Ин. 8, 7). Они постояли, потом один ушёл, второй… Потому что совесть их обличала. Даже грех блуда у каждого из них был. Даже если не внешний, то внутренний: мысли блудные, чувства блудные.

Протоиерей Сергий Баранов
 
Москва
Православный христианин

Об отношении к священнослужителям

В чтениях из Писания, которые звучали сегодня в храме, Церковь предлагает нам предостережение от двух крайностей в отношении священнослужителей.

Первая крайность - это когда люди совершенно ими пренебрегают. И вот, сегодняшнее евангельское чтение рассказывает, как Господь чудесно насытил множество народа. Разными путями мог бы Господь исполнить это чудо, но исполняет Он его именно через апостолов: «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14:19).
Как объясняют святые отцы, делает Он так, чтобы приучить Своих слушателей с должным уважением относиться к Его апостолам. И никто тогда из собравшихся не сказал: «Зачем мне эти посредники? Я хочу, чтобы Иисус меня лично накормил!» Думаю, такой человек остался бы голодным. Но таких не нашлось. Люди понимали, что, отвергнув апостолов, раздающих им хлеб, они отвергнут не только их самих, но и волю Того, Кто поставил их на это служение. Увы, этого не понимают те наши современники, которые горделиво отвергают преемников апостолов - священнослужителей, полагая, что они им вовсе не нужны.

Но есть и люди, впадающие в другую крайность - они настолько привязываются к конкретному священнослужителю, что едва ли не сводят к нему все Православие. Такие люди могут быть очень активны в церковной жизни, пока рядом их любимый батюшка. Но вот, допустим, он умирает или его переводят в другое место, и они вовсе забрасывают храм, говоря: «к кому теперь и ходить»?

Может такая чрезмерная привязанность быть и причиной разделений среди христиан, о чем в сегодняшнем чтении упоминает апостол: «у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас?» (Кор. 1:12-13). Апостол напоминает всем нам, что самое главное для христианина - это Христос. Именно ради Христа мы здесь, в Церкви. Если довелось нам встретить на жизненном пути достойного пастыря, то это очень хорошо, но не стоит забывать, что и это - дар Христов для нас. А никто не должен любить дар больше, чем Дарителя.

Господь да сохранит нас от любых крайностей и ошибок на нашем пути в Царствие Небесное!

Священник Георгий Максимов
 
Москва
Православный христианин
Архимандрит Лазарь ( Абашидзе ).

Грех и покая ние последних времён.

- Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Православный катехизис

... Для того чтобы таинство покаяния свершилось, необходимы: со стороны кающегося – искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его; вера в то, что таинство покаяния имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи; необходимо также условие, чтобы исповедь принимал православный иерей – служитель истинной Христовой Церкви, которая одна только хранит полноту благодати, дарованной нам Богом.

Хотя в таинстве крещения христианин и получает прощение всех грехов своих, но в последующей жизни в непрерывной борьбе с грехом не обходится без временных поражений, падений, отступлений – под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый верующий в частом, по возможности, исповедании своих грехов...

... Часто соделанный умом грех не вспоминается, даже едва ли осознается как грех, а душа чутко помнит, ощущает в себе яд его, томится, страдает, болезнует, и весь человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему все начинает казаться, что с ним вот-вот должно произойти что-то дурное, то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает частое беспокойство, не имеет внутренней твердости, как бы не способен владеть собой и т.п.

Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека – неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным состоянием души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, т.е. обратились к святому таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного суда Божия всякого грешника, неочистившегося здесь, в этой жизни.

То, что грех уже до Страшного суда так мучает, жжет, томит человека, само за себя говорит, что свойство греха есть мучить, терзать, грызть, жечь, изводить, истаивать душу; и там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас, здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.

... прежде всего надо, чтобы кающийся твердо и решительно исповедал в сердце своем православную веру и покаялся во всех своих сомнениях, колебаниях, уклонениях от чистоты ее. Особенно важно решительно и чистосердечно покаяться во всех тех неправославных учениях и верованиях, к которым имел причастность или доверие до обращения к покаянию...

... Грех – это нарушение христианского нравственного закона, это непослушание верующего слову Божию.

Понятие греха – религиозное, оно применимо только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в «ограде церковной». Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться всей глубине своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от Бога, от истины.

Потому сначала следует покаяться в грехах против Бога и Церкви Его. Таких грехов множество, они связаны в непрерывную сеть разных духовных состояний, как простых и очевидных, так и скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души. Можно их разделить обобщенно так: ...

 
Москва
Православный христианин
Cвященник Георгий ( Максимов ).

О вере и чудесах

В сегодняшнем евангельском чтении Христос, отвечая на вопрос апостолов, почему они не могли исцелить бесноватого юношу, сказал им: из-за неверия вашего. И добавил: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

О том, что это не просто фигура речи, свидетельствует история Церкви. Было как минимум два святых, которые дословно исполнили сказанное. Первым был святитель Григорий Чудотворец, который жил в третьем веке по Рождестве Христовом. В городе, где он находился, люди испытывали затруднения из-за ландшафта местности. Он помолился, и мешавшая им гора была сдвинута по его молитве. Вторым был преподобный Марк Афинский, совершивший то же чудо в четвертом веке. Не меньшую силу веры являли и другие чудотворцы. Например, преподобный Сергий Радонежский, который молитвою воскресил умершего мальчика. Какую веру нужно иметь для такой молитвы!

Возникает вопрос: а почему у нас нет такой веры, которая бы давала нам возможность творить такие чудеса?

Здесь, конечно же, нужно помнить, что веру убивают грехи, нераскаянные грехи. Если мы боремся с грехом, наша вера не убита – потому что мы в борьбе. Если же мы не боремся с грехом, но сдались ему, сроднились с ним, то такой грех не может соседствовать с верой. Если наша вера его не изгнала – значит, он изгонит нашу веру.

И особенно ослабляет веру грех гордости. Какие уж тут мы чудеса можем творить или видеть, если сказано, что «Бог гордым противится» (Иак. 4:6)? Пока мы считаем, что сами управляем своей жизнью и надеемся на свои силы, нет веры. Только при смиренном осознании, что мы всецело в руке Божией, и при полном доверии Господу возникает место вере, которая может творить чудеса или видеть их, не подвергаясь риску возгордиться.

Когда речь заходит о чудесах, некоторые спрашивают: а почему Господь не явит чудо моим неверующим родственникам? Они бы тогда сразу уверовали и спаслись. Богу ничего не жалко для спасения человека, и чудес в том числе. Но, тем не менее, Христос не всем давал видеть чудеса. В Назарете Он «не совершил многих чудес по неверию их» (Мф. 13:53).

Сам Господь говорит об этом в притче о богаче и Лазаре. Как вы помните, богач упрашивал Авраама: «Пошли Лазаря к моим братьям, чтобы он им проповедовал, и они бы не попали в это же место, где я!» Авраам отвечает, что они имеют Моисея и пророков, то есть, Священное Писание. Богач спорит, настаивая: «Нет, если кто-то из мертвых воскреснет, тогда они точно поверят». И Авраам – точнее, Господь устами Авраама, – отвечает: «Если Моисея и пророков не послушали, то если кто из мертвых воскреснет, не поверят» (Лк. 16:27-31).

Человек, сделавший выбор в пользу греха, если увидит чудо, то, конечно, удивится. Даже на время может стать верующим. Но потом любовь ко греху убьет в нем веру и он станет перетолковывать произошедшее чудо в выгодном для своего злого пути смысле. И таким образом станет достойным еще большего и тяжкого наказания. О чем ясно сказано в Евангелии: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11:20-22).

Так что если Бог не являет нашим неверующим близким чудо, то это не оттого, что Он не желает их спасения, а оттого, что по своей любви хочет уберечь от участи жителей Хоразина и Вифсаиды.

Но для всех тех, кто хочет увидеть чудо не ради праздного любопытства, а ради своего утверждения в вере, Господь являет чудеса, потому что Ему ничего не жалко ради нашего спасения, как Он показал на кресте.

Будем же благодарить Господа за Его любовь к нам и за все чудеса большие и малые, которые Он явил ради нашего спасения.

 
Москва
Православный христианин

Священник Фёдор Бородин.

Иногда ко мне приходят мужчины и жалуются на своих жён или жёны на мужей. А я им рассказываю одну историю, и хочу рассказать вам.

Ко мне подошёл один мужчина и рассказал о своей жизни. Он сказал: «Батюшка, я женат 55 лет, но из них 45 лет меня не покидало желание с ней развестись, потому что она жуткая стерва. Но сейчас я понимаю, что такой человек мне и был нужен, иначе я бы просто погиб давно. Я бы спился, сгулялся и был бы просто никем. И я благодарен Богу за то, что она у меня именно такая».

Но ему понадобилось 55 лет, чтобы это понять. И потом он выйдет в вечность, и я выйду и все вы, и оттуда мы взглянем на свою жизнь и там нам станет понятен Божий замысел о нас - почему нам Бог дал именно такую жену, такого мужа.
 
Сверху