vk.com
"Не смотри за тем, как другие живут и действуют!"
Старец Николай (Цариковский),(1829–1899).
К этому старцу ехали со всей Святой Руси. Он был духовным руководителем большого количества иноков, старцев и мужей. А бесчисленное количество богомольцев из разных городов, стекающих в Киево-Печерскую лавру, обретали духовного отца.
Слава об отце Николае (Цариковском) распространялась по всем городам и весям. Он был учеником преподобного
Паисия Величковского. Ещё в молодости, когда он только был послушником в монастыре, на него обратил внимание архимандрит Мефодий, духовник братии и предсказал, что это будет великий старец. Так и случилось в будущем.
1862 году он принял монашество с именем Руфин, а в 9 апреля 1883 года над иеромонахом Руфином совершили чин пострижения в великий ангельский образ с именем Николай, а вскоре он был определен на должность лаврского духовника. С этого момента и началось великое старческое служение.
* Из воспоминаний о старце :
Сохранились записи из воспоминаний братии, паломников и матушек, которые встречали старца. Отец Николай говорил:
"Когда призываете имя Божие, полагайте на себя крестное знамение. Старайтесь совершать всегда это знамение правильно: на челе, на персях, на правом и на левом раменах, чтобы и все тело чувствовало прикосновение руки, сложенной для крестного знамения. Тогда и тело освящается, и враг трепещет."
Когда люди приходили и старец спрашивал их, как они живут, то некоторые заявляли: -"Я то, я это... Это мое, это я сделал "... Хвастовство, да и только... Тогда старец совершенно непринужденно говорил следующее:
"Надо не забывать и крепко помнить, что мы ничего своего не имеем, а все, что имеем, не наше, а Божие. Тело – от Бога, душа – от Бога, ум и все душевные силы – от Бога, различные знания и искусства, образование – дар Божий, сан, власть и все благое, что мы имеем для душевной и телесной жизни, своей и ближних своих, – это дары милости Божией, за пользование которыми нужно будет отдать Богу в свое время строгий отчет.
Мы и греха не должны считать своим собственным произведением, принадлежащим нашей природе. Ибо если грех и живет в нас, людях, то и он не наше произведение, а вошел к нам от врага Божия и нашего.
Поэтому если мы оказываемся неимеющими ничего своего, а все у нас от Бога, то у нас нет чем тщеславиться или гордиться.
Напротив, мы должны за все и всегда благодарить Бога и всячески смиряться, готовясь дать во всем ответ Ему. Ибо наша жизнь земная есть жизнь подготовительная и краткая и дана нам не для того, чтобы мы тщеславились или гордились один перед другим своими достоинствами и преимуществами.
Мы рождаемся в этом мире для того, чтобы прославлять Творца и послужить Ему, потрудиться во славу Его над созданием Его рук, этим видимым миром, порученным нам во владение, и чрез это обрести милость у Бога, потрудиться для своего блага и спасения, и для блага и спасения ближних. И, несмотря на то, что мы должны весьма много в жизни своей трудиться и всегда молиться, как неключимые рабы, нам нельзя ни на минуту забывать того, что спасает нас Господь Бог по единой милости Своей, а не по делам нашим ".
Мы ведь тоже очень любим смотреть, кто и как живёт. Разложим чужую жизнь по полочкам и считаем, что там неправильно живут. А мы? Всё ли у нас верно? Неужто мы во всем правы и так справедливы? О, лукавство! Осуждающий взгляд всегда с нами и редко, кто без этого может! И ведь никак не можем уяснить, что на Страшный Суд пойдем мы лишь со своим "добром". И если нет у нас истинных добрых дел, покаяния и милосердия, то исход наш может быть неблагоприятен. Главное - очиститься от греха.
* Старец Николай наставляет нас:
"Нужно стараться и не смотреть за тем, как другие живут и действуют, а непрестанно следить за собой, что и как сам делаешь. А если человек перестает строго следить за собой, то, естественно, сейчас же обращает внимание на других и начинает судить их:
«Тот или этот не так живут, как следует, а вот этот не так, как подобает, действует».
Но пройдет немного времени, смотришь, а сам судивший и осуждавший других за осуждение и гордость так расстроится, ибо благодать отступает от него, – что не знает, как и быть, как исправиться, поправить свои обстоятельства, и сам начинает допускать такие поступки, каких и другие, осужденные им, не делали, и не может перестать их делать, хотя и самому стыдно, и от Бога и людей осуждение. И сам, без особой милости и помощи Божией, пока не покается, не может выйти из своего поистине бедственного состояния. Всегда должно помнить, что каждый сам за себя даст ответ Богу."
"Но если тебе попущено будет, - продолжал старец, - за гордость и тщеславие, чтобы ты подвергся такому наказанию или впал в грех, а то просто, чтобы постигли тебя за грехи разные испытания, несчастья, неприятности и скорби, то всячески старайся не допустить в себе и на малое время жить унынию, этому самому ядовитому и погибельнейшему плоду гордости и тщеславия."
Мы и хмурые бываем от того, что не получилось что-то по-нашему. Наше расстройство сразу на лицо. Даже другим портим настроение, лишь от того, что нам что-то не нравится. Мы своим "я" и отношения добрые не можем сохранить с ближними, будто кроме нас, никого и ничего не существует.
* А старец говорил:
"Что бы ни случилось с тобой, не показывай и вида печали, скорби, уныния. Враг не знает того, что в глубине души христианина скрывается, а узнает об этом только из того, как человек ведет себя. Ища только повода, чтобы «морочить» человека, заметив, что он начинает унывать от чего-либо, враг сейчас подносит ему еще и еще что-либо тяжелое, обидное, оскорбительное, чтобы увеличить печаль и скорбь и незаметно довести до полной бездеятельности, отчаяния и погибели, когда человек, как говорится, голову потеряет, опустит руки и не хочет уже придумывать и просить у Бога помощи найти какие-либо средства выйти из бед и несчастья."
И снова, если говорить о познании себя, то очень важно внимательное отношение к своим поступкам и помыслам. И вот отец Николай даёт такой совет:
"Если заметишь, что согрешил в чем-либо, познаешь себя в грехе, сейчас, не медля ни минуты, иди до Бога и кайся, проси у Него прощения, ибо несть грех, побеждающ человеколюбие Божие. Мы должны в этом отношении уподобляться малому дитяти, которое если во время игры упадет, или ушибется, или его кто обидит, то сейчас же бежит к отцу или матери, ища защиты и утешения. А мать тотчас берет его на руки, утешает его, и оно сейчас же забывает о своем несчастье и снова весело начинает играть и бегать.
Так бывает и с душой человека; согрешила ли она или впала в какое-либо несчастье, если тотчас с искренним покаянием и усердной молитвой прибегает к Богу, то снова получает благодать и помощь от Бога и снова радуется и утешается милостью Божиею."
И конечно, не нужно унывать. Ведь жизнь дана не на вечные печали. Господь призывает нас радоваться, потому что Царство Небесное ждёт человека впереди. Только остаётся теперь подготовить свою душу к жизни вечной. Нужно просить Господа, чтобы Он помог нам в этом.
Если заметишь, что согрешил в чем-либо, познаешь себя в грехе, сейчас, не медля ни минуты, иди до Бога и кайся, проси у Него прощения, ибо несть грех, побеждающий человеколюбие Божие. Мы должны в этом отношении уподобляться малому дитяти, которое если во время игры упадет, или ушибется, или его кто обидит, то сейчас же бежит к отцу или матери, ища защиты и утешения. А мать тотчас берет его на руки, утешает его, и оно сейчас же забывает о своем несчастье и снова весело начинает играть и бегать.
Мы должны стараться, чтобы всегда иметь радость о Бозе неотъемлемой. Жизнь нам дана не на печаль, а на радость, и потому каждый должен стараться всегда быть веселым: это освежает все силы человека, воображение, память, ум. При унылом же и сумрачном, печальном настроении все в душе бывает сдавлено, стиснуто, а это только и нужно диаволу: он особенно на мрачно настроенных, унывающих и угрюмых нападает ".
* И последний совет старца Николая, который напоминает нам о том, что нужно полагаться на волю Божию и просить Его милости. Но и самим не спать:
"Работу, то есть послушания свои разные, нужно исполнять со смирением, прося усердно у Бога помощи. Успех же дела должно предоставлять воле Божией и не особенно о нем беспокоиться.
А главное – никогда не хвалиться и не говорить с похвальбой: «Я то и то сделаю», потому что, если за тщеславие благодать отступит от человека, то хотя бы он и начал работать, например там писать какое-либо сочинение, то уж не будет в нем той силы, какую давала благодать.
В чем есть нужда, сейчас до Бога, проси Его, потому что Он Сам сказал: «Просите и дастся вам». Если просим, то и получаем, а не просим, то и не получаем.
Во всем должно на Бога надеяться, а не на себя, на свои силы, способности и средства; то Бог никогда не оставит Своей всесильной помощью и благодатью, ибо сказал: "Скорее мать забудет свое дитя, чем я забуду тебя".