Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин
Митрополит Иоанн (Снычев)

О болезнях

Здравие телесное зависит только от воли Божией. Правда, мы тоже вносим свою лепту в немощи наши, не зря же говорится: “От многих моих грехов немощствует тело”. Поэтому загляни в свое сердце, в душу, нет ли там каких-либо страстей, которые отражаются на твоем телесном организме, расслабляют его.

( Со странички сообщества в ВК : https://vk.com/prav16 ; сообщение за 3 апреля 2023 года ).
 
Москва
Православный христианин
Cергей Иосифович Фудель

Церковь – это прекращение одиночества. Чтобы жить в Церкви, нужно идти к людям, надо стоять с ними в тесноте храма, надо пить Божественные Тайны из одной Чаши. А хочет ли человек прекращения своего одиночества? Эта сторона христианства некоторым людям кажется наиболее трудной.

( Со странички сообщества в ВК : https://vk.com/prav16 ; сообщение за 3 апреля, в 9:30 - 2023 года ).
 
Москва
Православный христианин
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).
3 апреля. Память преподобного Серафима ( Вырицкого ).

f09f939c.png
В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной.

* Молитва ограждает и отражает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу.

* Господь силен восставить делателей, если мы будем просить. Давайте же молиться и просить – и тогда из камней восставит Господь избранников своих.

* Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе, в сей день от Меня это было. Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всём видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей.

 
Москва
Православный христианин
О преподобном Гаврииле Ургебадзе, мама Габриэле ...

Любимый батюшка Гавриил... На Страстной Неделе он не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив.
Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа.
В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите... Помогите...Христос крест несёт по Голгофе...»
Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденного и услышанного прихожане думали, что собственными глазами видели Распятие Иисуса Христа...

( Из сообщения сообщества в ВК : https://vk.com/urgebadzegavriil ).
 
Москва
Православный христианин
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) /13.08.1894 – 19.04.1982/, старец, молитвенник и исповедник.

"Многими скорбями нам подобает внити в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22). Но как мы должны их переносить? А вот как. В апостольском чтении апостол Павел говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает...» (Рим. 5, 3–5).

Не страшиться мы должны скорбей, не бояться их, не смущаться ими, но, по слову апостола, хвалиться ими – радоваться."

 
Москва
Православный христианин
Архимандрит Модест (Потапов) /20.11.1926 – 14.03.2002/, наместник Старочеркасского Донского мужского монастыря., последний из плеяды великих Глинских старцев.

"Если мы не любим своих близких, мы не христиане: по сему узнают, что вы мои ученики, если будете любить друг друга (ср. Ин. 15, 17), – говорит Спаситель. Любовь же даже и не мыслит зла, а всем и всегда желает только блага.

Что не по послушанию – пользы не принесет.

Молись, как дитя. Вот как дитё лепечет перед своей матерью, так и вы перед Господом – в простоте сердца.

Главное – старайтесь никогда не забывать Бога, никогда не забывать о Боге. Что бы вы ни делали, где бы ни были, а в мыслях, в сердце своем всегда держите мысль о Боге – и вы всегда будете с Богом…"

 
Москва
Православный христианин
Полезное слово отца Андрея Ткачёва, - о еде.

Давайте мы посмотрим на нашу пищу. На наши холодильники – мысленно откроем наши холодильники. И кое-что поймем. Когда люди ели и остались объедки, они ничего не выбросили. Их собрали в короба и с собой унесли. Это нам с вами указание на то, что пищу выбрасывать нельзя.

Пища – это дар Божий.

Нужно покупать примерно столько, сколько ты съешь. И новое покупать, пока старое не съел – грешно. Современный человек, приезжающий в мегамаркет на машине, увозящий оттуда две-три тележки, горой наваленные, привозит это все домой, выбрасывает недоеденное, загружает новое – и сто процентов через неделю треть недоеденного снова выбросит и новое загрузит.

Это – грех. Однозначный грех. Надо есть так, чтобы все съесть сначала. Запасы надо иметь, конечно, картошки, крупы, макароны, консервы… То, что не портится. А вот свежее – молочное, колбасное, мясное…нужно покупать так, чтобы съели – и только потом – новое. Съели – а потом новое. Иначе будет грешно.

Выливать борщи в унитаз – грешно. Хлеб выбрасывать в мусор – грешно.

Если у вас есть куры, свиньи, овцы, козы – ладно. У вас все это пойдет в хозяйство. Но мы же живем «на этажах». Или в домах без всяких коз и кур. Кстати, козочка надкушенное не ест. Свинья есть все – а коза не ест. Коза очень чистоплотное животное. Вот обгрызешь что-нибудь и дашь ей – она не съест. Например, морковку. Целую – съест, надкушенную – не съест. Еще не каждое животное съесть то, что ты ему дашь. Разборчивые есть животные такие, понимаете. Чистоплотные животные.

Чистота есть у скотов даже. А у человека, бывает, ее нету.

Пожалуйста, не будьте Плюшкиными.

Не давайте плесневеть еде в холодильнике. Не выливайте в унитаз жратву. Потому что, будет голод, не дай Бог, это все припомните потом. Недоеденное, выброшенное, выплюнутое, недожеванное. Надо относиться к еде, как к Божьему дару.
 
Москва
Православный христианин

Христос Воскресе!

Второй воскресный день по Пасхе называется Антипасхой, что значит «вместо Пасхи», так как этот день – первое воскресение, следующее за пасхальным празднеством, и он несет в себе свет и сияние Пасхи Христовой. Если бы в эти дни даже самый лютый враг, встретившись с нами, приветствовал нас вестью о Христе Воскресшем, то наше сердце дрогнуло бы, мы увидели, узнали бы в нем не врага, а друга. Если бы даже не человек, а дикий зверь мог нам сказать человеческим голосом: «Христос Воскресе!», то, кажется, что мы обняли бы его и поцеловали его мохнатую морду и ответили бы ему как брату: «Воистину Воскрес Христос!»

С рождением Христа история человечества разделилась на два периода. Новое летосчисление получило свое начало от дня Рождества Христова. С Воскресением Христа Священная история человечества также разделилась на два периода: на древний, когда царствовали в мире грех, ад и смерть; и новый, когда грех был побежден, смерть и ад – повержены и власть их ниспровергнута.

Что значит слово «Пасха»? В переводе с семитских языков – «прохожу мимо». В Ветхом Завете Пасха была праздником по случаю исхода иудеев из Египта.

Пророк Моисей решил вывести израильтян из Египта, явился к фараону, но тот отвечал гордо: «Бога твоего я не знаю и народ твой не отпущу!» Господь говорит Моисею: «Пусть израильтяне начертают на дверях и воротах своих домов знак кровью, чтобы ангел прошел мимо них». Что значат эти таинственные слова? Неужели ангел не имел ведения? Неужели ему нужны были чувственные видимые знаки, чтобы одних миловать, а других предавать казни? Здесь заключается пророчество об избавлении Христом человеческого рода. Кровь эта была кровью жертв. Ею начертывали на дверях и воротах две линии: одну – вертикальную, другую – горизонтальную, скрещивающуюся с нею. Так что здесь был знак креста, написанный кровью.

Итак, значение слова «Пасха» в том, что ангел проходил мимо, минуя те дома, на коих видел крест, начертанный кровью. И так же кровью, пролитой на Кресте, кровью Христа Спасителя были избавлены от смерти христиане.

Моисей говорит своему народу, что приведет его в землю, где текут мед и млеко.

В ветхозаветной Пасхе людям заповедовалось есть опресноки, то есть пресный хлеб, в знак того, что они должны спешить уйти из Египта. Теперь мы едим Пасху, которая должна быть приготовлена на молоке и меде в знак того, что Царство Небесное открыто для нас! Христианам будут раздавать артос – освященный хлеб. Он знаменует собой манну Ветхого Завета, которой народ Израильский чудесно питался в пустыне, – небесный хлеб. А также и другое – Иисус Христос обычно вкушал трапезу вместе со Своими учениками; и после того, когда Он вознесся на небо, апостолы, собираясь вместе, полагали на столе в том месте, где обычно возлежал Иисус Христос, хлеб в знак Его незримого присутствия. А после трапезы поднимали этот хлеб и говорили: «Иисусе, помогай нам». Затем делили его между собой. И когда вы вкушаете артос, вы должны знать, что Христос невидимо присутствует с вами, что вы едите от одного хлеба с Иисусом Христом.
Господь победил смерть, но мы опять спросим: ведь смерть властвует над землей? Мы видим беспрерывно, как поколения сменяются поколениями и уходят в черное жерло могилы. Как же Господь победил смерть? Господь победил духовную смерть, но оставил смерть телесную, ибо долгая жизнь для праведников в этом грешном мире явилась бы страданием для них. А бесконечная жизнь людей преступных, злых явилась бы проклятием для всего человечества.

Господь оставил телесную смерть для того, чтобы через нее даровать нам жизнь вечную. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Если мастер увидит, что золотая чаша повреждена и в ней трещины, то он бросает ее в огонь, расплавляет и из золота выливает другую чашу. Так и сделал Господь: Он не уничтожил смерть на земле, но превратил смерть в рождение, в новую жизнь».

Теперь смерть для нас – это уже не страшная черная бездна, не небытие, не та картина тления и разложения, даже мысль о которой леденит кровь, а тихое упокоение, сладкий сон до Воскресения из мертвых. Поэтому Господь победил ад!

Воистину Воскрес Христос!

Архимандрит Рафаил (Карелин)
 
Москва
Православный христианин
https://vk.com/azbyka_vera

Ко мне на исповедь пришла больная девочка лет 12-ти из детского дома для умственно отсталых. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о "неполноценности".

И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье. Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое).

Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности.

Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение. Когда я ее видел, мое сердце сжималось от греховности и неправды моей собственной жизни. Потом ее перевели в другой детдом, и мы с ней некоторое время не виделись.

Но однажды она приехала ко мне и сказала: "Батюшка, вы за меня не беспокойтесь, я все время с Богом. Он не покидает меня даже во сне..." Если после этого соберутся все умники мира и представят мне самые точные доказательства того, что Бога нет, я с печалью на них погляжу...

Протоиерей Алексий Грачёв (1959 - 1998)
✝
 
Москва
Православный христианин

Мы ропщем на людей, которые рядом с нами, а Иоанн Златоуст сказал потрясающую вещь: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня».

Мы очень гордые, потому вокруг нас такие люди. Были бы мы чуть-чуть спокойнее, тогда было бы все по-другому. Когда мы начнем меняться, произойдет фокус, метаморфоза – и люди вокруг начнут меняться. Греки говорили: «Куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой». Плохой везде найдет плохое, хороший – хорошее. Поэтому люди, которые вас окружают, тоже будут в вашей судьбе принимать участие, только вы их воспринимайте не как наказание, а как врачевателей.

Как таблетки, которые вы должны не выплюнуть, а проглотить, переварить; тогда эти таблетки (эти люди) начнут действовать. Когда вы примете обстоятельства и людей такими, какие они есть, не пытаясь что-то или кого-то переделать под себя, а сами переделываясь, тогда обстоятельства жизни поменяются – и люди станут хорошими, все станет совсем по-другому. Начни с себя – это принцип духовный и даже нашей простой человеческой жизни. Пока проблема вовне, мы вовне мало что можем изменить. Самое главное, кого мы можем изменить, это самих себя.

Вот с этого надо нам всем и начинать.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
 
Москва
Православный христианин

МЫ ДОЛЖНЫ так воспитывать и учить детей, чтобы они понимали, что наша голова не мусорная яма, куда сбрасывают все подряд. Не всю литературу нужно читать, а только ту, которая принесет пользу душе.
- Архимандрит Амвросий (Юрасов).
 
Москва
Православный христианин


Письмо убиенного иеромонаха Василия (Рослякова) своей духовной дочери.

Здравствуйте, Наталия Дмитриевна!

Направил вам еще одну книгу об Оптиной Пустыни с оказией. Надеюсь, что она дойдет до вас. А вас прошу потрудиться – прочитать ее. Она не маленькая, но зато необходимая. Рад, что и книга С. Четверикова вам пришлась по душе.

И опять о Евангелии. Да, существует определенная толковая литература, которая называется святоотеческой. Есть толкования на Евангелие Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, епископа Иннокентия. Это самые известные и доступные. Со временем, если Господь благословит, вы с ними познакомитесь. Читать же Айтматова, Андреева и Булгакова как толкователей, то есть как пересказывающих нам истину без искажения (!) нельзя. К их произведениям нужно относиться - как вообще мы относимся так, к художественной литературе. Там есть место истине, есть место вымыслу, есть место произволу писателя. В Евангелии этого нет. Евангелие – это сама Истина.

И еще о подготовке к чтению Евангелия, о которой вы пишите. Подготовка есть, но необычная. Для чтения и восприятия Евангелия нужна не сумма знаний, не эрудированность, не совершенство ума (хотя и это не мешало бы иногда иметь), но нужна чистота сердца (!)
Блаженны чистые сердцем, так как те Бога узрят.

Святые отцы пишут, что в меру чистоты нашей жизни нам открывается истина. Поэтому Евангелие понятно бывает и детям и старикам, неграмотным и получившим самое лучшее образование. В этом его сила, и сила эта – сила Святаго Духа, которым и написана каждая строка этой книги.

Читайте и размышляйте и старайтесь жить по Евангелию настолько, насколько вам сейчас это возможно. Больше того, что мы можем, Бог не требует от нас. А иногда, когда мы будем делать что-то не по силам, Он наказывает нас за самоволие.

Господь сказал: «В терпении стяжите души ваша». А мы терпеть не любим. Господь все даст в свое время, нам же нужно узнавать самих себя, возделывать свою душу, как земледелец возделывает земли.

Да сохранит вас Господь и Матерь Божия.

Иеродиакон Василий
 
Москва
Православный христианин

( Cообщение от 24 апреля 2023 года - в 17:46 )

Не нужно масок.

Можно хоть каждую секунду креститься, делать поклоны, обвешаться крестами, четками, но это ни о чем не говорит. Как когда-то к преподобному Амфилохию Почаевскому пришла какая-то девчонка в коротеньком платьице, с голыми плечиками. Очередь к нему большая стояла, так все: «Ой, ой, куда тебе к старцу?» А старец выходит и говорит: «Я тебя очень жду, иди сюда, дорогая». А это потому, что она была готова принять слово божие, а те, церковные, уже все знали.

Самое страшное — это «церковность» в кавычках, когда мы уже все знаем, всех можем научить. Но это же обман. Поэтому всем нам нужно учиться жить с Богом, и учиться надо все время заново, переучиваться. Стать ближе к Богу – это стать ближе друг к другу. Хотите узнать о своих немощах – спросите своих домашних. Не нужно масок.

Отец Андрей Лемешонок после акафиста Воскресению Христову, 23 апреля 2023 г.
 
Москва
Православный христианин
Отец Гавриил Ургебадзе категорически запрещал кого-либо осуждать и говорил:

«Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог - ОТПУСТИЛ его повод и не хранит его, а твой повод - ДЕРЖИТ в своих руках. Если Бог твой повод - тоже ОТПУСТИТ, ты окажешься - в худшем положении: можешь впасть - в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть. Когда осуждаешь кого-то - осуждаешь Самого Бога».
 
Москва
Православный христианин

Родители хотят, чтобы их дети всегда были довольными, веселыми и благодарными за их труд и жертвенность. Им тяжело видеть, когда дети невеселы и неблагодарны.

И наш Небесный Отец дал нам все, а мы все греховно печалимся. Представьте мать, которая все делает для своего ребенка, а он постоянно недоволен и ворчит на нее.

И Господу с нами нелегко. Наша благодарность часто выражается только в словах, а в сердце – пустота. Благодарная радость – вот самая большая благодарность Богу, потому что это Он вызволяет нас из греха и печали.

Архимандрит Фаддей Витовницкий
 
Москва
Православный христианин

Ты уже унываешь и теряешься от малого искушения. Это Господь попускает тебе, чтобы ты познала свою немощь и поняла, как много всего таится в душе человека, какой труд надо понести, чтобы очистить себя от страстей и стать храмом Бога Живаго и достигнуть спасения. Когда откроется вся немощь человеческая, тогда припадешь ко Господу и уже из глубины сердца будешь вопиять к Нему, как утопающий апостол Петр.
Тогда получишь помощь от Господа и поймешь, что воистину близок Господь к призывающим имя Его от всего сердца, и уже с благодарностью припадешь к стопам Его, и будешь оплакивать все грехи свои, коими оскорбляла Господа. Тогда смиришься сердцем, перестанешь осуждать других и станешь заботиться о том, чтобы Господь простил прошлые грехи и не попустил впредь оскорблять Его нарушением заповедей. Поймешь и то, как суетно все земное, что твоя привязанность к земле, ссоры, огорчения из-за вещей, из-за дел, из-за слов – так все это ничтожно, так не стоит из-за всего этого огорчаться, ссориться и терять из-за этого мир душевный, а может быть, и спасение.

Игумен Никон (Воробьев)
 
Москва
Православный христианин

Дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклоняться от истины во Христе. События церковной жизни, события жизни нашей страны настоящего времени и недалекого прошлого да узрим мы духовным зрением. И увидим многочисленные примеры того, как рушились человеческие расчеты, как бессильны пред Промыслом Божиим оказывались и многолетняя мудрость, и опытность, и ученость, и даже духовность, воспринимаемые по-человечески.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 
Москва
Православный христианин

С Днем Великой Победы!!!

«Великая, страшная Отечественная война, конечно, явиласьследствием попущения Божия за наше отступление от Бога.
За наше моральное, нравственное нарушения закона Божия и за то, что пытались в России покончить с Верой, с Церковью.
Не случайно перед самой войной все храмы были закрыты. Их ктому времени осталось на Руси совсем небольшое количество.
У противников Церкви была именно такая цель - вообще всеуничтожить...
Господь провидел эти планы и чтобы не попустить их осу-ществление, Он попустил Войну. Не случайно. И мы видели,
что война действительно обратила людей к вере, и правителисовсем по иному отнеслись к Церкви. В особенности когда вы-
шел декрет об открытии храмов в России. Это, несомненно,подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к
нашим людям.
По-человечески можно сказать, что победил высокий воин-ский дух наших солдат. Это была милость Божия, мы обязаны
Ему спасением от вражеского порабощения.Простым людям кажется невидимой помощь Божия. ЛюдиБога не видят, не знают.
Но связь невидимого мира с миром вещественным непосредственная».
Архимандрит Кирилл (Павлов)
 
Москва
Православный христианин
Завтра, 12 мая 2023 года, будет день памяти преподобного отца нашего Оптинского, Нектария ( Оптинского ). На Азбуке, можно прочитать его краткое житие: https://azbyka.org/days/sv-nektarij-optinskij

Старец часто и с любовью говорил о молитве. Он учил постоянству в молитве, считая добрым знаком от Господа неисполнение прошений.

А это одно из его поучений:


«Надо продолжать молиться и не унывать, – поучал батюшка. – Молитва – это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять... Иногда через год Господь исполняет прошение... Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!»
Однажды посоветовал: «Молитесь просто: «Господи, даруй мне благодать Твою!» На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь: «Господи, даруй мне благодать Твою!» И Господь пронесёт мимо вас грозу».
 
Сверху