Апостолы ходили в иные миры к дикарям Индии, Африки и Британии. Теперь территория дикарей – это Интернет. Но никто не спешит проповедоват..
vk.com
Храмы захлестнула волна интернет -записок.
Апостолы ходили в иные миры к дикарям Индии, Африки и Британии. Теперь территория дикарей – это Интернет. Но никто не спешит проповедовать в глубинах мрака сетки. Этот странный призрачный мир таков, что проповедь в нём похожа на проповедь в аду. Конечно, Христос проповедовал и там и вывел из ада тех, кто захотел быть с Богом. Но нырять туда и создавать общину в сумрачных подземельях Матрицы никто не готов, да и нужно ли?
Но то, что мы боимся входить в теневой мир Интернета, не говорит о том, что этот мир не выходит к нам.
Интернет-исповеди, интернет-требы, интернет-поминовения становятся той реальностью, от которой уже нельзя отмахнуться. И надо решить, что делать с этим призрачным миром, призрачной общиной, призрачным единством духа и призрачным сочувствием.
На всякий случай, пока не разобрались, принимаем записки и поминаем тех, о ком просят помолиться.
Виртуальная часть жизни храма стала реальностью. На проскомидии вынимаются частицы из просфор не просто для того, чтобы у тех, кого поминают, всё было хорошо, и не было плохо.
По смыслу службы, хлеб, ПРИНЕСЁННЫЙ членами общины, священник нарезает на доли участников Литургии. Чтобы потом КАЖДОМУ уделить его часть святой трапезы
И... нарезаем святой хлеб тем, кто его не приносил, не приносит и не собирается приносить.
Предлагаем его тем, кто не пришёл и не собирался приходить.
Где они, те, кого помянули?
А в конце службы священник молится над вынутыми частицами, высыпаемыми в потир:
– Отмый, Господи, грехи ныне поминавшихся рабов Твоих!
Это как? Человек ни сном, ни духом, каяться и не собирался, в храм не ходит и не собирается ходить, а грехи – раз, и простились?
Это как? Бессмысленность? Бессмысленности нет.
Литургия написана для участников Тайной Вечери. Для тех, кто сам является частью Церкви. Для тех, кто вошел в пространство Таинства, для тех, кто покаялся и принёс жертву Богу.
Так и на проскомидии. Не приносил человек Богу ничего и никогда. Его в храме никто не знает. Ему приготовили часть Хлеба, а он и не знал. Может быть, ему это и неприятно...
Возможно, Бог, вздохнув, пойдёт и на такие издержки. И как-то помилует тех, кого мы просим помянуть. А что Ему остается делать?
А возможно и нет. Церковь не знает заочной практики служения Богу, такого, как бег в постели или любовь по интернету.
Сын Божий тоже мог бы воплотиться и распяться за мир, не выходя из небесного дома. А Он пришел лично и явно. И пролил не виртуальную, а живую кровь.
В советское время, в моём храме, священник на водосвятном молебне брал только те записки, которые подали люди, стоящие пред ним. И говорил, что нельзя заменить собой мужа, жену, детей или работника на службе, подставным лицом, нанятым за деньги. Это нечестно, и неправильно, и бессмысленно.
На тебе, батюшка, денег, помолись, а то нам некогда. И некогда тем, за кого ты молишься.
И что такое «сама» молитва?
- Это личное общение с Богом
- Это святое общение людей между собой в Боге, в сетке общины, в теле Церкви. Нейросеть Церкви, её общение в Духе.
- Это атрибут движения жизни и Духа в теле Церкви.
И вот, интернет-заказ от незнакомых людей. Кто они? Где они? Что они? Верующие ли, вообще, и во что? И не врут ли они? Не подписывают ли на какие-то флэшмобы – размести пост и получи бонус блога? Бог весть.
Одно дело – солдат. Сидит в окопе. Просит мать молиться за него. Мать пишет во все монастыри. Дело понятное. Но вот что непонятно. Больше года каждую субботу служим в храме молебен о воинах. Набрали имён, присланных по интернету, около тысячи. И НИКТО НИКОГДА не пришёл в храм из тех, о ком молились. Ни мать, ни жена, ни дети, ни друзья. НИКОГО. Тяжело прийти в храм? Проще разослать СМС по монастырям? А какая польза в этом лайт-православии?
Больше того, как начались бои, ящик оказался завален просьбами молиться о тех и других. Спрашиваю:
– Ты знаешь этих людей?
– Нет.
– Где набрала имен?
– В интернете.
– Кто просил?
– Никто? Сама набрала.
Я тоже могу сидеть и нагребать имена по новостям и постам блогеров – тысячи тысяч имён. Но Бог пришёл не для того, чтобы спасти нас на войне, а для того, чтобы спасти в вечности.
Причём тут наше беглое чтение пяти тысяч записок на вечерне, если человеку не нужен Бог? Даём ему шанс? А он ему нужен? Он просил об этом шансе? Нет. Он даже не знает, что он просит, оказывается....
И причем тут ВСЕ МОНАСТЫРИ?
А в соседнем храме Бог глухой? Он что, не видит твоего воина в окопе? Он старенький? Он уснул, и ты по всем монастырям просишь: «Разбудите Бога, у меня есть для Него работа»?
– Сделай так и так! Чтобы было хорошо и не было плохо.
А откуда ты знаешь, что для него сейчас хорошо? Может быть, в больнице он только-только приоткрыл глаза на свою жизнь и отношения с Богом, а тут ты такой самый любящий!
Все монастыри? А не судьба самому дойти в храм? Самому потрудиться сердцем? Самому отдать часть жизни за спасаемого?
Нет. Некогда. Получите смску.
Не жалко бесплатно, но происходит цунами записок. Слово «бесплатно» взрывает клавиатуру. Людей с записками в десять раз больше, чем прихожан. Каждый умножается еще на десять или пятьдесят. И вырастает рой людей, не имеющих никакого отношения к совместной молитве, литургической жизни, благотворительности, общению или помощи.
КТО ОНИ?
ОТКУДА ОНИ?
Какой смысл в этом лавинообразном потоке поминовений тех, кто не ходит в храм и не видит Бога рядом со своим домом и храмом?
Я ограничил поток виртуальных сообщений. Всех тех, кто пишет или звонит, спрашиваю: «Кто он тебе? Верующий? Почему ко мне? Чего ты ожидаешь от нашей молитвы, кроме своих советов Богу? Почему не в храме, не в общине, не в Церкви?»
Сам поток этих смс о молитве стал похож на электронную услугу. Как на Озоне. Оплатил с карты МИР – получил услугу.
Почему им некогда? Чем они сейчас заняты? Почему нет времени прийти в храм? Потому что можно оплатить карточкой и не напрягаться?
Нас незаметно поставили в ряд с электронными сервисами, а мы и не заметили и всё по старинке... не даём себе отчёт в том, что старого мира УЖЕ нет и не будет. Мир церкви пожилых женщин исчезает на глазах. Такое впечатление, что нас втягивают в мир виртуальных обезличенных услуг. Или нам самим туда пора войти и нести субботнюю проповедь Христа аду?
Стоит ли переходить Церкви этот цифровой Стикс? Жизнь утекает и в эти пределы. Возможно и там нужен свет, как свет на дне моря. Что это, новая миссия? Соблазн? Потеря пажити проповеди? Или мрачные поля теневого мира, от которой надо спасать народ? Что делать: «бечь» в леса, закапываться в землянки целыми семьями, есть сныть, плести лапти, водить хороводы, пить воду, где конь пьёт, не ходить к врачам, потерять зубы и ждать антихриста?
Или попытаться в этом мире найти то место, которое дал тебе Бог? Его работу, Его миссию странного, необычного нового мира, который мы должны осмыслить, найти берега и волю Бога о нас и этом мире?
Новый мир, новые люди. У них там большая и лучшая часть жизни. Навсегда. И этой реальности уже не отменить. Вынырнул в воскресение из сети в храме. Вертит головой, как тюлень над водой. Смеётся, фыркает и снова ныряет в мир призрачных отношений. Отпустить их туда навсегда?
Как нам вести с тенями этого мира? Нужна ли проповедь в призрачном преддверии ада? И там люди. Макарий свидетельствует:
– Прохлада бывает душам в аду, когда христиане молятся о них.
Но имеет ли смс-шквал к словам Макария хоть какое-то отношение? Мы сами, поощряя эту странность, не соблазняем ли людей отношениями с Богом через карточку VISA?
Обезличенная просьба. Обезличенная молитва. Обезличенному Богу. Через карточку.
священник Константин Камышанов