Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин

Cвященник Константин Корепанов

Я однажды был свидетелем одной жизненной истории. Это было очень давно, в конце 90-х годов. Все непосредственные участники этой истории уже отошли к Богу, иначе я не стал бы это рассказывать. Осталось только два косвенных свидетеля: я и мой батюшка, который знает эту историю. Жили две подруги. Одна жила очень хорошо, а другая очень плохо: с жильем проблемы, с мужем проблемы, с сыном проблемы. Та, которая жила плохо, постепенно пришла к Церкви; не от большой веры, но от безысходности – хоть какое-то утешение в жизни, какая-то надежда. Потом еще и болезнь прибавилась. Эта несчастная подруга доживала в какой-то съемной комнатке свой век, умирая от разных болезней, при этом всячески стараясь молиться Богу, чтобы хоть в той жизни Господь не лишил ее Своей милости.

Успешная подруга, в очередной раз ее навещая, сказала: "Видишь, к чему привела тебя твоя жизнь? Ты сейчас умираешь. А я свою жизнь делала не так, как ты, поэтому у меня все успешно. Я знала, в какой институт мне поступать. Знала, за какого мужчину мне выходить замуж. Знала, где именно должна быть часть, в которой муж должен служить. Я помогла ему занять ту должность, которая максимально обеспечила ему карьеру. Сына я устроила в хорошее место, он учится успешно. Я знаю, как делать. Сколько раз я тебе советовала, а ты не слушала меня. Почему?" Она говорит: "Так это же не ты сделала, это Бог тебе все дал". – "Какой Бог? Я никогда в Бога не верила, никогда Его ни о чем не просила. Это я сама все сделала, своими собственными руками. Никакой Бог в этом не участвовал". Та говорит: "Если ты в этом так уверена, скажи Богу, что это ты сама, а не Он".

Эти слова женщину зацепили. Она пришла домой и сказала: "Господи, если и правда это Ты мне дал, то забери это". И за полгода она потеряла все. Муж умер от инфаркта, работа потеряна. Сын стал наркоманом, и в конце концов на лечение от наркотиков ушло все имущество. Квартиру пришлось продать, институт он бросил. У нее на почве всех этих переживаний развилось онкозаболевание, и в тот момент, когда мы ее видели, она умирала от рака. Все это через полгода!..

Я эту историю часто рассказываю, чтобы человек знал, что все, что у него есть, – это не случайность, не что-то образовавшееся опосредованно, посредством чего-то, а прямая воля Божия. Бог так захотел, чтобы у кого-то были деньги, у кого-то здоровье, а у кого-то и то, и другое, да в придачу красивая жена. Это Он решает и дает. Поскольку Он Судия и Хозяин, никто не смеет сказать, почему так. Он никому не даст отчета, почему Он так делает; это Его земля, Его люди, и Он Сам решает, кому и когда что ждать.
 
Москва
Православный христианин

Cвященник Константин Корепанов.

Замечал неоднократно, как в разговоре с друзьями или коллегами стоит сказать, что не болеешь, закаляешься, – обязательно через какой-то промежуток времени заболеешь, сляжешь с температурой, кашлем и так далее. Скажешь, что у тебя в семье все хорошо, замечательно, что с супругой по пустякам не ссоритесь и у вас просто идеальные отношения – жди ссоры в ближайшее время. Что это такое? Как так происходит? Это можно назвать суеверием, но ведь так происходит...

– Когда Вы, сказав это, постучите по деревяшке, чтобы не сглазить, тогда это будет суеверие – будто какая-то деревяшка может изменить последствия Ваших слов. Сам феномен этого суеверия показывает, что в народе есть представление о том, что за этими словами обязательно что-то последует, только вместо законного, христианского выхода из подобной ситуации люди, не понимая ни этих законов, ни этого выхода, решили, что целесообразно постучать по деревяшке. Может, изначально стучали по голове, но потом подумали, что себя укорять некрасиво, а постучать по нейтральной деревяшке – не так больно и обидно. Наверное, так возникла эта суеверная примета: человек стучит по дереву, чтобы что-то не сглазить.

На самом деле действует обычный человеческий закон. Например, человек видит больного друга или коллегу и говорит: "Что ты все время болеешь? Я вот совсем не болею". Тем самым он пытается мысленно сказать, что он совсем не такой, он другой, иной.

– Превосходит другого?..

– Да. Он знает правильный код: например, закаляется или цветы дарит жене, если мы говорим о тех ситуациях, которые Вы упомянули. Он знает, как правильно, поэтому у него здесь сбоев нет.

– Он-то умный…

– Да. Он-то умный, а ты, дурак, что-то не так делаешь. С одной стороны, это высокомерие и принижение другого человека. С другой – самоутверждение за счет унижения другого. В-третьих, раз человек это посмел сказать вслух, значит, он мысленно считает себя особенным, делающим правильные поступки, правильный выбор и правильные выводы. Он – особенный. И для того чтобы человека как-то поставить на место, Бог попускает ситуации, что человек впадает в такое, что, как ему казалось, с ним точно произойти не может.

Всякое высокомерие, всякое превозношение рано или поздно будет наказуемо. Наказуемо не в том смысле, что человеку дадут по шапке, а покажут, что все не так, как он себе представляет. Что если ты не болеешь, например, – заслуга не в том, что ты закаляешься, а в чем-то другом, о чем ты не имеешь никакого представления.

Человек внимательный, который научился наблюдать за миром, а не только смотреть за своей персоной, наверняка поймет, что есть люди, которые закаляются, но болеют. А есть люди, которые не закаляются и не болеют. Есть люди, которые дарят цветы женам, тем не менее ссорятся с ними. И есть люди, которые за всю жизнь ничего жене не подарили, но не ссорятся с ней. Если бы человек видел кого-то, кроме себя самого, он заметил бы, что мир гораздо сложнее, чем представляется его примитивному сознанию, и не рассуждал бы так поспешно, так опрометчиво о каких-то вещах, будто он один знает правильный закон мира.

Это приходится замечать часто, особенно в священнической практике. Меня всегда искренне завораживали люди, которые на любой вопрос прихожанина сразу дают ответ. Такая смелость умозаключения, смелость практического вывода зачаровывает. Я думал: "Неужели люди правда знают, что именно этому человеку в данной ситуации полезно?" Например, если муж пьет, дают совет: "Почитай акафист перед иконой "Неупиваемая Чаша"". И что? Ну, почитает. Я знаю людей, которые читают акафист по пять лет каждый день, а воз и ныне там. Значит, это не работает. Или приходят в храм девушки, говорят, что мужа не могут найти. Сразу получают совет: "Съезди к Петру и Февронии, помолись – и найдешь". Кто-то найдет, а кто-то нет. По-разному бывает.

Надо наблюдать за жизнью, не на себе быть сосредоточенным, а наблюдать за тем, что происходит. Мудрость – это ведь именно и есть наблюдение за жизнью, чтобы понять, что на самом деле не все так просто, как тебе кажется. Когда человек понимает, что все не так просто, как кажется, он не делает поспешных выводов и уж тем более не считает, что знает алгоритм решения любой задачи. И это не столько сугубо христианское отношение, сколько просто трезвое отношение к тому, что происходит в мире. И в прежние, даже в дохристианские века, в какой-нибудь Древней Греции, в мире мифологем и Одиссея, люди тоже это знали: не торопись, не делай поспешных умозаключений. Если ты видишь, что человек болеет, это не значит, что ты не заболеешь из-за того, что выполняешь какие-то процедуры. Сегодня ты здоров, а когда-то он будет здоров, а ты болен. Ты не знаешь на самом деле, почему ты здоров. Это общечеловеческие или философские рассуждения.

С христианской точки зрения кроме этой действующей закономерности есть еще один момент. Во-первых, человек никогда не должен унижать другого человека, а он унижает. По сути, он говорит: "Ты дурак и делаешь неправильно. А я умный, делаю правильно. Поэтому у тебя такой результат, а у меня такой результат. Делал бы как я – было бы тебе хорошо". Это очень высокомерное заявление, а Бог гордым противится. Это опасная вещь. Например, Вы упомянули случаи о болезни. Но это только те случаи, которые мы заметили. А сколько было случаев, когда мы укорили человека, но не заметили этого, потому что никаких последствий не последовало...

Дорога – самое частое место подобных происшествий. Например, кто-то едет неправильно, и человек говорит: "Ты что, такой-сякой! Кто тебе права выдавал? Кто тебя учил? Ты права купил, наверное?" То есть тем самым он говорит, что тот человек ездить не умеет, а он-то умеет, он-то правильно ездит. Потом, после этих слов, ничего не произошло: этот человек спокойно доехал до дома, ни в какую аварию не попал, в столб не въехал. И так будет продолжаться еще пять, шесть, а может быть, десять лет, пока что-нибудь неприятное не случится – и человек запомнит это. Потому что мы замечаем случаи совпадения только тогда, когда это происходит сразу после сказанных слов.

– Когда нет большого временного лага.

– Да. Если мы после таких своих слов сразу попадем в какую-то глупейшую аварию, то сразу поймем: «Да, не надо унижать другого человека на дороге». Но скорее всего мы никуда не попадем. Но не попадем не потому, что мы действительно хорошие водители, а потому, что Богу не хотелось подстраивать эту ситуацию; или просто мама за нас молилась, чтобы мы живыми приехали. Да мало ли что...

Унижая другого человека, ты согрешаешь. Дело не в том, как ты ездишь. Важно, что ты не имеешь права унижать другого человека, потому что не знаешь его ситуацию.
 
Москва
Православный христианин

Женщину, которая была крещена окроплением, мучили сомнения, что она не была крещена, так как она считала, что настоящее крещение - это крещение с полным погружением в воду.

Она пришла к отцу Гавриилу, чтобы выяснить этот вопрос. Как только она вошла в келью, отец Гавриил начал странно вести себя: он прикрывал руками то лицо, то глаза.

Женщина удивилась такому поведению отца Гавриила и спросила:

- Что такое, отец?

Отец Гавриил сказал ей:

- Матушка, что это за большущий крещенский ангел стоит над тобой?!

Монах таким своим поведением все объяснил ей.

Из книги: «Юродивый Гавриил (Ургебадзе), преподобноисповедник».
 
Москва
Православный христианин

Храмы захлестнула волна интернет -записок.

Апостолы ходили в иные миры к дикарям Индии, Африки и Британии. Теперь территория дикарей – это Интернет. Но никто не спешит проповедовать в глубинах мрака сетки. Этот странный призрачный мир таков, что проповедь в нём похожа на проповедь в аду. Конечно, Христос проповедовал и там и вывел из ада тех, кто захотел быть с Богом. Но нырять туда и создавать общину в сумрачных подземельях Матрицы никто не готов, да и нужно ли?

Но то, что мы боимся входить в теневой мир Интернета, не говорит о том, что этот мир не выходит к нам.

Интернет-исповеди, интернет-требы, интернет-поминовения становятся той реальностью, от которой уже нельзя отмахнуться. И надо решить, что делать с этим призрачным миром, призрачной общиной, призрачным единством духа и призрачным сочувствием.

На всякий случай, пока не разобрались, принимаем записки и поминаем тех, о ком просят помолиться.

Виртуальная часть жизни храма стала реальностью. На проскомидии вынимаются частицы из просфор не просто для того, чтобы у тех, кого поминают, всё было хорошо, и не было плохо.

По смыслу службы, хлеб, ПРИНЕСЁННЫЙ членами общины, священник нарезает на доли участников Литургии. Чтобы потом КАЖДОМУ уделить его часть святой трапезы

И... нарезаем святой хлеб тем, кто его не приносил, не приносит и не собирается приносить.

Предлагаем его тем, кто не пришёл и не собирался приходить.

Где они, те, кого помянули?

А в конце службы священник молится над вынутыми частицами, высыпаемыми в потир:

– Отмый, Господи, грехи ныне поминавшихся рабов Твоих!

Это как? Человек ни сном, ни духом, каяться и не собирался, в храм не ходит и не собирается ходить, а грехи – раз, и простились?

Это как? Бессмысленность? Бессмысленности нет.

Литургия написана для участников Тайной Вечери. Для тех, кто сам является частью Церкви. Для тех, кто вошел в пространство Таинства, для тех, кто покаялся и принёс жертву Богу.

Так и на проскомидии. Не приносил человек Богу ничего и никогда. Его в храме никто не знает. Ему приготовили часть Хлеба, а он и не знал. Может быть, ему это и неприятно...

Возможно, Бог, вздохнув, пойдёт и на такие издержки. И как-то помилует тех, кого мы просим помянуть. А что Ему остается делать?

А возможно и нет. Церковь не знает заочной практики служения Богу, такого, как бег в постели или любовь по интернету.

Сын Божий тоже мог бы воплотиться и распяться за мир, не выходя из небесного дома. А Он пришел лично и явно. И пролил не виртуальную, а живую кровь.


В советское время, в моём храме, священник на водосвятном молебне брал только те записки, которые подали люди, стоящие пред ним. И говорил, что нельзя заменить собой мужа, жену, детей или работника на службе, подставным лицом, нанятым за деньги. Это нечестно, и неправильно, и бессмысленно.

На тебе, батюшка, денег, помолись, а то нам некогда. И некогда тем, за кого ты молишься.

И что такое «сама» молитва?

  1. Это личное общение с Богом
  1. Это святое общение людей между собой в Боге, в сетке общины, в теле Церкви. Нейросеть Церкви, её общение в Духе.
  1. Это атрибут движения жизни и Духа в теле Церкви.
И вот, интернет-заказ от незнакомых людей. Кто они? Где они? Что они? Верующие ли, вообще, и во что? И не врут ли они? Не подписывают ли на какие-то флэшмобы – размести пост и получи бонус блога? Бог весть.

Одно дело – солдат. Сидит в окопе. Просит мать молиться за него. Мать пишет во все монастыри. Дело понятное. Но вот что непонятно. Больше года каждую субботу служим в храме молебен о воинах. Набрали имён, присланных по интернету, около тысячи. И НИКТО НИКОГДА не пришёл в храм из тех, о ком молились. Ни мать, ни жена, ни дети, ни друзья. НИКОГО. Тяжело прийти в храм? Проще разослать СМС по монастырям? А какая польза в этом лайт-православии?

Больше того, как начались бои, ящик оказался завален просьбами молиться о тех и других. Спрашиваю:

– Ты знаешь этих людей?

– Нет.

– Где набрала имен?

– В интернете.

– Кто просил?

– Никто? Сама набрала.

Я тоже могу сидеть и нагребать имена по новостям и постам блогеров – тысячи тысяч имён. Но Бог пришёл не для того, чтобы спасти нас на войне, а для того, чтобы спасти в вечности.

Причём тут наше беглое чтение пяти тысяч записок на вечерне, если человеку не нужен Бог? Даём ему шанс? А он ему нужен? Он просил об этом шансе? Нет. Он даже не знает, что он просит, оказывается....

И причем тут ВСЕ МОНАСТЫРИ?

А в соседнем храме Бог глухой? Он что, не видит твоего воина в окопе? Он старенький? Он уснул, и ты по всем монастырям просишь: «Разбудите Бога, у меня есть для Него работа»?

– Сделай так и так! Чтобы было хорошо и не было плохо.

А откуда ты знаешь, что для него сейчас хорошо? Может быть, в больнице он только-только приоткрыл глаза на свою жизнь и отношения с Богом, а тут ты такой самый любящий!

Все монастыри? А не судьба самому дойти в храм? Самому потрудиться сердцем? Самому отдать часть жизни за спасаемого?

Нет. Некогда. Получите смску.

Не жалко бесплатно, но происходит цунами записок. Слово «бесплатно» взрывает клавиатуру. Людей с записками в десять раз больше, чем прихожан. Каждый умножается еще на десять или пятьдесят. И вырастает рой людей, не имеющих никакого отношения к совместной молитве, литургической жизни, благотворительности, общению или помощи.

КТО ОНИ?

ОТКУДА ОНИ?

Какой смысл в этом лавинообразном потоке поминовений тех, кто не ходит в храм и не видит Бога рядом со своим домом и храмом?

Я ограничил поток виртуальных сообщений. Всех тех, кто пишет или звонит, спрашиваю: «Кто он тебе? Верующий? Почему ко мне? Чего ты ожидаешь от нашей молитвы, кроме своих советов Богу? Почему не в храме, не в общине, не в Церкви?»

Сам поток этих смс о молитве стал похож на электронную услугу. Как на Озоне. Оплатил с карты МИР – получил услугу.

Почему им некогда? Чем они сейчас заняты? Почему нет времени прийти в храм? Потому что можно оплатить карточкой и не напрягаться?

Нас незаметно поставили в ряд с электронными сервисами, а мы и не заметили и всё по старинке... не даём себе отчёт в том, что старого мира УЖЕ нет и не будет. Мир церкви пожилых женщин исчезает на глазах. Такое впечатление, что нас втягивают в мир виртуальных обезличенных услуг. Или нам самим туда пора войти и нести субботнюю проповедь Христа аду?

Стоит ли переходить Церкви этот цифровой Стикс? Жизнь утекает и в эти пределы. Возможно и там нужен свет, как свет на дне моря. Что это, новая миссия? Соблазн? Потеря пажити проповеди? Или мрачные поля теневого мира, от которой надо спасать народ? Что делать: «бечь» в леса, закапываться в землянки целыми семьями, есть сныть, плести лапти, водить хороводы, пить воду, где конь пьёт, не ходить к врачам, потерять зубы и ждать антихриста?

Или попытаться в этом мире найти то место, которое дал тебе Бог? Его работу, Его миссию странного, необычного нового мира, который мы должны осмыслить, найти берега и волю Бога о нас и этом мире?

Новый мир, новые люди. У них там большая и лучшая часть жизни. Навсегда. И этой реальности уже не отменить. Вынырнул в воскресение из сети в храме. Вертит головой, как тюлень над водой. Смеётся, фыркает и снова ныряет в мир призрачных отношений. Отпустить их туда навсегда?

Как нам вести с тенями этого мира? Нужна ли проповедь в призрачном преддверии ада? И там люди. Макарий свидетельствует:

– Прохлада бывает душам в аду, когда христиане молятся о них.

Но имеет ли смс-шквал к словам Макария хоть какое-то отношение? Мы сами, поощряя эту странность, не соблазняем ли людей отношениями с Богом через карточку VISA?

Обезличенная просьба. Обезличенная молитва. Обезличенному Богу. Через карточку.

священник Константин Камышанов
 
Крещён в Православии

Храмы захлестнула волна интернет -записок.

Апостолы ходили в иные миры к дикарям Индии, Африки и Британии. Теперь территория дикарей – это Интернет. Но никто не спешит проповедовать в глубинах мрака сетки. Этот странный призрачный мир таков, что проповедь в нём похожа на проповедь в аду. Конечно, Христос проповедовал и там и вывел из ада тех, кто захотел быть с Богом. Но нырять туда и создавать общину в сумрачных подземельях Матрицы никто не готов, да и нужно ли?

Но то, что мы боимся входить в теневой мир Интернета, не говорит о том, что этот мир не выходит к нам.

Интернет-исповеди, интернет-требы, интернет-поминовения становятся той реальностью, от которой уже нельзя отмахнуться. И надо решить, что делать с этим призрачным миром, призрачной общиной, призрачным единством духа и призрачным сочувствием.

На всякий случай, пока не разобрались, принимаем записки и поминаем тех, о ком просят помолиться.

Виртуальная часть жизни храма стала реальностью. На проскомидии вынимаются частицы из просфор не просто для того, чтобы у тех, кого поминают, всё было хорошо, и не было плохо.

По смыслу службы, хлеб, ПРИНЕСЁННЫЙ членами общины, священник нарезает на доли участников Литургии. Чтобы потом КАЖДОМУ уделить его часть святой трапезы

И... нарезаем святой хлеб тем, кто его не приносил, не приносит и не собирается приносить.

Предлагаем его тем, кто не пришёл и не собирался приходить.

Где они, те, кого помянули?

А в конце службы священник молится над вынутыми частицами, высыпаемыми в потир:

– Отмый, Господи, грехи ныне поминавшихся рабов Твоих!

Это как? Человек ни сном, ни духом, каяться и не собирался, в храм не ходит и не собирается ходить, а грехи – раз, и простились?

Это как? Бессмысленность? Бессмысленности нет.

Литургия написана для участников Тайной Вечери. Для тех, кто сам является частью Церкви. Для тех, кто вошел в пространство Таинства, для тех, кто покаялся и принёс жертву Богу.

Так и на проскомидии. Не приносил человек Богу ничего и никогда. Его в храме никто не знает. Ему приготовили часть Хлеба, а он и не знал. Может быть, ему это и неприятно...

Возможно, Бог, вздохнув, пойдёт и на такие издержки. И как-то помилует тех, кого мы просим помянуть. А что Ему остается делать?

А возможно и нет. Церковь не знает заочной практики служения Богу, такого, как бег в постели или любовь по интернету.

Сын Божий тоже мог бы воплотиться и распяться за мир, не выходя из небесного дома. А Он пришел лично и явно. И пролил не виртуальную, а живую кровь.


В советское время, в моём храме, священник на водосвятном молебне брал только те записки, которые подали люди, стоящие пред ним. И говорил, что нельзя заменить собой мужа, жену, детей или работника на службе, подставным лицом, нанятым за деньги. Это нечестно, и неправильно, и бессмысленно.

На тебе, батюшка, денег, помолись, а то нам некогда. И некогда тем, за кого ты молишься.

И что такое «сама» молитва?

  1. Это личное общение с Богом
  2. Это святое общение людей между собой в Боге, в сетке общины, в теле Церкви. Нейросеть Церкви, её общение в Духе.
  3. Это атрибут движения жизни и Духа в теле Церкви.
И вот, интернет-заказ от незнакомых людей. Кто они? Где они? Что они? Верующие ли, вообще, и во что? И не врут ли они? Не подписывают ли на какие-то флэшмобы – размести пост и получи бонус блога? Бог весть.

Одно дело – солдат. Сидит в окопе. Просит мать молиться за него. Мать пишет во все монастыри. Дело понятное. Но вот что непонятно. Больше года каждую субботу служим в храме молебен о воинах. Набрали имён, присланных по интернету, около тысячи. И НИКТО НИКОГДА не пришёл в храм из тех, о ком молились. Ни мать, ни жена, ни дети, ни друзья. НИКОГО. Тяжело прийти в храм? Проще разослать СМС по монастырям? А какая польза в этом лайт-православии?

Больше того, как начались бои, ящик оказался завален просьбами молиться о тех и других. Спрашиваю:

– Ты знаешь этих людей?

– Нет.

– Где набрала имен?

– В интернете.

– Кто просил?

– Никто? Сама набрала.

Я тоже могу сидеть и нагребать имена по новостям и постам блогеров – тысячи тысяч имён. Но Бог пришёл не для того, чтобы спасти нас на войне, а для того, чтобы спасти в вечности.

Причём тут наше беглое чтение пяти тысяч записок на вечерне, если человеку не нужен Бог? Даём ему шанс? А он ему нужен? Он просил об этом шансе? Нет. Он даже не знает, что он просит, оказывается....

И причем тут ВСЕ МОНАСТЫРИ?

А в соседнем храме Бог глухой? Он что, не видит твоего воина в окопе? Он старенький? Он уснул, и ты по всем монастырям просишь: «Разбудите Бога, у меня есть для Него работа»?

– Сделай так и так! Чтобы было хорошо и не было плохо.

А откуда ты знаешь, что для него сейчас хорошо? Может быть, в больнице он только-только приоткрыл глаза на свою жизнь и отношения с Богом, а тут ты такой самый любящий!

Все монастыри? А не судьба самому дойти в храм? Самому потрудиться сердцем? Самому отдать часть жизни за спасаемого?

Нет. Некогда. Получите смску.

Не жалко бесплатно, но происходит цунами записок. Слово «бесплатно» взрывает клавиатуру. Людей с записками в десять раз больше, чем прихожан. Каждый умножается еще на десять или пятьдесят. И вырастает рой людей, не имеющих никакого отношения к совместной молитве, литургической жизни, благотворительности, общению или помощи.

КТО ОНИ?

ОТКУДА ОНИ?

Какой смысл в этом лавинообразном потоке поминовений тех, кто не ходит в храм и не видит Бога рядом со своим домом и храмом?

Я ограничил поток виртуальных сообщений. Всех тех, кто пишет или звонит, спрашиваю: «Кто он тебе? Верующий? Почему ко мне? Чего ты ожидаешь от нашей молитвы, кроме своих советов Богу? Почему не в храме, не в общине, не в Церкви?»

Сам поток этих смс о молитве стал похож на электронную услугу. Как на Озоне. Оплатил с карты МИР – получил услугу.

Почему им некогда? Чем они сейчас заняты? Почему нет времени прийти в храм? Потому что можно оплатить карточкой и не напрягаться?

Нас незаметно поставили в ряд с электронными сервисами, а мы и не заметили и всё по старинке... не даём себе отчёт в том, что старого мира УЖЕ нет и не будет. Мир церкви пожилых женщин исчезает на глазах. Такое впечатление, что нас втягивают в мир виртуальных обезличенных услуг. Или нам самим туда пора войти и нести субботнюю проповедь Христа аду?

Стоит ли переходить Церкви этот цифровой Стикс? Жизнь утекает и в эти пределы. Возможно и там нужен свет, как свет на дне моря. Что это, новая миссия? Соблазн? Потеря пажити проповеди? Или мрачные поля теневого мира, от которой надо спасать народ? Что делать: «бечь» в леса, закапываться в землянки целыми семьями, есть сныть, плести лапти, водить хороводы, пить воду, где конь пьёт, не ходить к врачам, потерять зубы и ждать антихриста?

Или попытаться в этом мире найти то место, которое дал тебе Бог? Его работу, Его миссию странного, необычного нового мира, который мы должны осмыслить, найти берега и волю Бога о нас и этом мире?

Новый мир, новые люди. У них там большая и лучшая часть жизни. Навсегда. И этой реальности уже не отменить. Вынырнул в воскресение из сети в храме. Вертит головой, как тюлень над водой. Смеётся, фыркает и снова ныряет в мир призрачных отношений. Отпустить их туда навсегда?

Как нам вести с тенями этого мира? Нужна ли проповедь в призрачном преддверии ада? И там люди. Макарий свидетельствует:

– Прохлада бывает душам в аду, когда христиане молятся о них.

Но имеет ли смс-шквал к словам Макария хоть какое-то отношение? Мы сами, поощряя эту странность, не соблазняем ли людей отношениями с Богом через карточку VISA?

Обезличенная просьба. Обезличенная молитва. Обезличенному Богу. Через карточку.

священник Константин Камышанов
100% согласен...то, что описывается очень похоже на "мерзость запустения" из Евангелия и Откровения...
 
Москва
Православный христианин
100% согласен...то, что описывается очень похоже на "мерзость запустения" из Евангелия и Откровения...
В словах священника - услышала боль что люди превращают веру и Православие - в лайт ( облегчённое ) Православие. Легко же подать через интернет записки и в храм не ходить. В надежде что там кто-то, кто должен ( cвященники, те кто на Литургии ), помолятся.

Ещё услышала призыв, что приходите в храмы, сами присутствуйте на службах. Молитва это ведь труд. И перекладыват его на служащих в храмах, это говорит о нежелании трудиться самим. Это о нежелании искать Бога. О нежелании общения с Ним. И говорит это только о желании получить своего.

Да, и вообще " поток этих смс о молитве стал похож на электронную услугу. Как на Озоне. Оплатил с карты МИР – получил услугу "
( c ).
Согласна с батюшкой, сейчас многие ( не все ) батюшки в интернете пишут, пишите имена - помолимся, и тут же указывают номер сберкарточки. Ведь сами священники, к счастью - не все, получается и приучают людей к такому Православию. О чём и писал в своей статье священник.
 
Москва
Православный христианин

* Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.
Преподобный Гавриил (Ургебадзе)


* Самое главное в жизни

- Вот сейчас, сию минуту спросить каждого из вас: «Что ты хочешь?» Одни - славы, другие - замужества, третьи - богатства, четвертые - чтоб ушли все скорби, которые посещают их дома.

Самое основное в жизни: «Да прозрю»

A самое главное, самое основное в жизни: «Да прозрю». Самое главное, чтобы мы на сегодня, в этой страшной сумятице жизни, увидели Бога...
Протоиерей Василий Ермаков

***

* Иди за Богом - и твоя жизнь устроится. Начни устраивать свою жизнь - потеряешь и её и Бога.
Монах Симеон Афонский
 
Москва
Православный христианин
Искушения обязательно должны быть. Если в реке движения нет, то вода в ней тухнет, зеленеет, зарастает травой, там заводятся лягушки. Также и если вокруг человека всё всегда спокойно, ровно, тихо, в человеке заводятся страсти, а искоренить их очень
трудно - он их и не замечает…
Надо себя настроить так, чтобы всё принимать как от руки Божьей и ничем не возмущаться. Себе чаще говорить: это Бог попустил, значит так надо, всё перетрётся, Господь всё это покроет, всё пройдёт, всё встанет на своё место. И смотришь - всё встало на место. Господь сверх сил никому не попускает. Всем по силам.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
 
Москва
Православный христианин

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты - тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет - чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: "Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели". В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: "У тебя зубы больные?" Надо ответить: "Господь пока хранит, милует".

Один священник мне рассказывал: "Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову"...

Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! "Не я, а Господь", - так апостол Павел говорил. - "Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: "Ты уже совершенный", он смотрел на стену и читал: "А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? " "Любишь ли ты врагов? " И начинал себя обличать: "Все это - ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви". Приходит ему мысль и он читает: "Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? " И говорит себе: "Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной". Так у него много было написано ответов на смущающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: "Господи, все спасутся, один я погибну". Смотрел на огонь печи: "Одна моя окаянная душа будет в огне гореть". И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах...
А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся - за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и - в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали - за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды...

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому - корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: "Старец совсем обезумел. Какие глупости - сажать капусту вверх корешками!" А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания - "Благословите", и все. За послушание возрастали плоды добродетелей.
Архимандрит Амвросий ( Юрасов ).
 
Москва
Православный христианин

В Евангелии сказано, что христианин не должен любить мира. Как можно обрести эту нелюбовь и что она означает?

Мы, живя в миру, сталкиваемся везде с мирскими искушениями, но при этом не должны ими "заражаться". Христианин может жить в греховном мире, но грехом не заражаться, быть святым среди соблазнов мира. Так многие святые жили среди житейской мирской суеты, но не заражались суетностью, заботами о благах мирских. И Апостолы Христовы жили среди мира, и Матерь Божия... Надо просто взять себя в руки, не давать свободу языку, ушам, очам и рукам.
Архимандрит Амвросий ( Юрасов ).
 
Москва
Православный христианин

Христианская жизнь заключается в постоянном духовном возрастании. Если мы духовно не возрастаем – мы духовно умираем, духовно бесплодны. Господь сказал: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7, 19).

Некоторые люди не спешат изменить свою жизнь в надежде на то, что займутся покаянием и молитвой позже, когда у них будет больше свободного времени, успеют покаяться хотя бы перед самой смертью.

Покаяться – тоже нужно успеть, на это может уйти очень много времени. Святые отцы говорят: раскаяние и покаяние – разные вещи. Иуда раскаялся, а потом пошел и повесился. А при покаянии происходит перемена образа мыслей, разворот вектора движения человеческого сердца к Богу.

Так что не стоит откладывать покаяние на потом, поскольку ценен каждый день этого духовного делания. Это труд не одного дня!

Священник Димитрий Торшин
 
Москва
Православный христианин

Верьте в Промысл Божий! Целуйте свой крестик утром и вечером, не носите его как на вешалке — Христос оставил на Кресте свет и любовь.
От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Вдыхайте эти лучи, они невидимо проходят в душу, под действием этих благодатных лучей человек становится благочестивым.

☦
Старец Савва (Остапенко)
 
Москва
Православный христианин

f09f958a.png
Обидчивый человек — это человек, которому всё время кажется, что с ним поступили несправедливо, обошли вниманием, напрасно поругали или покритиковали. Мне кажется, обидчивость в какой-то степени притягивает к себя неприятности. И человеку, который помнит все обиды, тяжело жить на белом свете.

Порой поговоришь с кем-то, а он такие подробности тебе припомнит, вплоть до точной даты и времени суток. Он, как архивариус, делает зарубки на своём деревянном сердце. И носит в себе эту обиду и живёт с ней. Вы только представьте, какой кошмар!

Противоположность этому — душа, которая умеет забывать и умеет прощать. Есть такое красивое слово «проехали». Проехали и живём дальше.

Понаблюдайте за собой. Если вы — обидчивый человек, то это признак затаившейся в вас гордости. Это значит, что вы хотите себе уважения, почёта, прославления. И очень болезненно реагируете на противоположное.

Как написано в притчах Соломоновых, к гордому прикоснёшься, а он орёт, что шкуру дерут. Всего-то, может быть, чуть-чуть прикоснулись, а он об этом всем миру готов раструбить.

Вообще обиженный человек — это некрасивый в нравственном отношении человек. Мы должны быть безобидными и беззлобными.

Я желаю всем нам быть менее обидчивыми..

☦
Протоиерей Андрей Ткачев
 
Москва
Православный христианин

Нам, живущим на земле, надо понять

Нам, живущим на земле, надо понять что Господь ведет нас по пути спасения
через переживания и горести, радости и ликование. Сказано: «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня: Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия: Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:6–7). Он Сам, Господь Бог, знает, почему все это, в том числе и искушения, и зло, и радость, и веселье, для нас необходимо.

Мы не видим, в чем смысл наших страданий и переживаний, потому что не видим конечной цели. Бог видит ВСЕ! Только в вечности мы сможем понять смысл многих из тех событий нашей жизни, которые теперь представляются нам набором ненужных обстоятельств и совпадений. Действительно! Почему мы иногда идем по одной улице, а другой раз – по другой? Почему сталкиваемся с теми людьми и обстоятельствами, с которыми не хотели сталкиваться и встречаться? Сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).

Бог корректирует нашу жизнь, имея в виду для каждого из нас – спасение и блаженство вечной жизни. И если что-то может казаться для нас бедствием, искушением или даже явным злом, то не надо думать, что это так действительно и есть на самом деле. Все, что нам попускает Бог в этой временной жизни, всегда преследует благо и счастье в Жизни вечной.

Нам всем надо научиться одинаково хорошо (спокойно) принимать от Бога то, что нам кажется бедствием, злом и искушением, равно как и благо, радость и счастье. Ибо все, что Господь посылает нам, Он посылает нам, имея в виду только благо, только счастье, только блаженство.
Протоиерей Олег Стеняев
 
Москва
Православный христианин

- С чего Вы посоветуете начать читать Библию?

- Когда мы читаем утренние молитвы, мы должны читать Апостол дня и Евангелие дня, в календаре указано, что читается в Церкви в этот день. Это должно быть в обязательном порядке, и для этого делаются указания в календаре.

С другой стороны, Библию надо прочитать целиком от начала до конца. Прежде всего, православный христианин должен начать с Нового Завета и прочитать четыре Евангелия, может быть, два, три, четыре раза. Потом человек читает Библию от начала до конца. И когда Вы пройдете через Ветхий Завет и опять вернетесь к Евангелию, многое из того, что Вы не поняли, читая раньше Евангелие, Вы начнете понимать. Потому что Ветхий Завет – по словам апостола Павла, это водитель ко Христу.

Если Ветхий Завет говорит о том, что Бог хочет от нас, Новый Завет рассказывает о том, что Он сделал для нас. Поэтому мы не можем ограничиваться Новым Заветом, это была бы тонкая разновидность монофизитства, мы должны изучать и закон Божий.

Например, сейчас в мире военные конфликты, и человек должен знать библейские законы ведения войны: кто призывается на военную службу, кто не призывается, как себя вести в условиях битвы. Это удивительные законы. Приведу несколько: в Пятикнижии сказано, что если ты ведешь осаду города, не вырубай плодоносящих деревьев, ведь дерево не человек и не может убежать от тебя. Или сказано, что на войну можно брать человека, достигшего 21 года, чтобы он уже создал семью, жил с женой в том доме, который сам построил, рядом был виноградник, который он насадил, и у него родился ребенок. Но если он посадил виноградник, но еще ни разу не собрал урожай и не выпил с друзьями вино, как можно его забрать на войну? Или он женился, но у него нет еще ребенка, как его можно забрать на войну? Он должен иметь продолжение своей жизни, состояться в этой жизни. То есть библейские законы могли бы умудрить начальников, как относиться к своим подчиненным.

Например, в казачьем войске всегда было отличие: если у казака была одна сережка в ухе, это означало, что он один сын у матери. Если две - это означало, что он единственный в роду. И когда атаман решал, кто идет в разведку, в бой, он всегда мог визуально оценить, кого надо беречь. Если он единственный в роду, то его отправят в бой в последнюю очередь.

В Библии есть ответы и на житейские вопросы: как засевать землю, как оставлять ее под парами, и все это учит нас жить в этом мире. Потому что воля Бога в том, чтобы мы состоялись как хорошие члены своей семьи, ибо в Библии сказано: кто о своих домашних не печется, тот хуже неверного. Мы должны состояться как граждане своей страны, выполняющие свой долг. И мы должны состояться как носители традиций. Этому нас учат и Ветхий, и Новый Завет.

Когда в первый раз читаете Библию, прочитайте ее целиком, под закладочку. Никаких вопросов не задавайте и не выписывайте. Будете читать второй раз, многие вопросы отсеются. Третий раз - запишите все вопросы, которые останутся, в специальную тетрадочку, придите к священнику, он ответит на эти вопросы.

Протоиерей Олег Стеняев
 
Москва
Православный христианин

... ( c )...

— Как молиться тому, кто стоит в начале духовного пути, и как продвигаться по ступеням молитвы?

— Каждый пусть молится как может. Важно, чтобы он молился. У молитвы есть невероятная способность учить молящегося, как ему молиться. А способов молиться бесконечно много. Существует столько видов молитвы, сколько людей сотворено Богом, потому что каждая молитва — это связь любви каждого из нас с Господом.

Существует столько видов молитвы, сколько людей сотворено Богом, потому что каждая молитва — это связь любви каждого из нас с Господом

Бог благословил меня множеством друзей, и я люблю их всех всеми силами сердца, но каждого люблю по-своему. То же самое и с Богом — Его любовь к нам, к каждому из нас, абсолютна, но каждого Бог любит иначе. Любовь между мной и моим Создателем — только наша, уникальная, личная. Ты можешь советовать людям как-то начать (читать молитвы святых отцов, использовать четки, класть поклоны и т.д.), но куда приведет это начало — знает один только Бог.

— Тогда, значит, совет и роль духовника — самое важное в тех шагах, которые мы должны делать, обучаясь молитве. Нужен ли наставник на этом пути, как, впрочем, и во всем деле духовного укрепления человека?

— Роль духовника вот какова: не создавать «роботов», которые выглядят одинаково, молятся одинаково и чувствуют одинаково, а внимательно слушать, постоянно быть начеку, чтобы видеть, куда растет человек, каково его естественное, личное, уникальное направление. Сначала мы все выглядим одинаково, как семена цветов. И все нуждаемся в одном и том же: воде, тепле и хорошей почве. Но потом эти одинаковые семена, питающиеся одними и теми же веществами, проявляют свою личную красоту, свой уникальный характер. А сначала мы все выглядим одинаково и питаемся одним и тем же: читаемой молитвой, поклонами, небольшим бдением и т.д.

Духовник — самое важное в этом процессе становления, потому что он видит в тебе настоящего человека, человека сокровенного. Он видит тебя таким, каким тебя создал Бог, по ту сторону грехов и немощей, задолго до того, как ты увидишь себя сам. И это позволяет ему напутствовать тебя, помогать тебе стать таким, каким хотел видеть тебя Бог, когда даровал тебе жизнь.

У кого есть хороший духовник, пусть воздает славу Богу каждый день, до самой смерти

У кого есть хороший духовник, пусть воздает славу Богу каждый день, до самой смерти. Духовник — это самое глубокое действие любви, которое совершает Бог для человека в наши дни, потому что через духовника Бог снова и снова говорит тебе, снова и снова поднимает тебя, снова и снова вдыхает в тебя надежду.

— Вы говорили об инструментах молитвы, каковы они, если быть точнее?

— Сначала, когда я был послушником в монастыре Рышка, меня испугало какое-то отсутствие единства святых отцов, когда они говорили о молитве. Так я понимал это тогда. Одни говорят, чтобы ты молился вслух, другие учат молиться умом; одни пишут, чтобы ты сочетал молитву с трудом, другие говорят, чтобы ты никогда не соединял их; одни говорят, чтобы ты пел, другие — чтобы не пел и т.д. И только потом я понял, когда молитва сама научила меня, что это «слабое» место в учении святых отцов на самом деле — одно из прекраснейших сокровищ, оставленных нам.

Мы все ждем рецепта во всем, начиная с того, как молиться, до того, как спастись: чего-нибудь моментального и легкого, потому что таков мир вокруг. Мы хотим четкого и простого рецепта, этакого духовного фастфуда, а отцы знали, что ничего подобного не существует, потому что рецепт предполагает, что мы все одинаковые. Рецепт делает вот что: ты всегда начинаешь с одних и тех же ингредиентов и всегда приходишь к одним и тем же результатам. Но мы уникальны, у каждого из нас есть собственный «рецепт», который он должен открыть сам, вместе с духовником.


Когда я понял это, я понял, что советы отцов со всем их множеством — все правильны и хороши, даже когда противоречат друг другу, потому что они правильны и хороши для разных людей — это разные «инструменты», потому что люди разные. Одному помогает инструмент поста, другому — ночная молитва. Одному и тому же человеку какое-то время может помогать молитва, произносимая вслух, а позднее — молитва, творимая в уме. Всё предложено нам святыми отцами, потому что всё хорошо, если употребляется в подходящее время подходящим человеком. Это как с иконописцем, у которого сотни кистей, пигментов, грунтов и всякие другие инструменты: все они полезны, если он знает, когда и как пользоваться каждым из них, в зависимости от того, что он хочет изобразить.

— Вы всегда окружены обилием икон, и они очень значимы в вашей вере. Как нам лучше раскрыть их значение и почувствовать их чудесную помощь?

— У икон есть свое богословие, которое каждый из нас понимает по силе своей. Помимо их богословской важности, у каждого из нас есть свои личные рассказы о святых и их иконах.

Икона напоминает мне о том, что Христос — это не идея, не принцип или философия, а Лицо Святой Троицы
Для меня лично икона очень важна потому, что всегда напоминает мне о том, что Христос — это не идея, не принцип или философия, а Лицо Святой Троицы, Которое воплотилось. Воплощение Господа для меня лично имеет колоссальное значение, потому что приближает Господа ко мне так, как этого не делает ничто другое. Тело Господа, Его Плоть и Кровь приближают Его ужасающе близко, способом, который приводит меня в содрогание. Не только потому, что Господь принял наше тело, но и потому, что наше тело было способно вместить Невместимого. В этом есть что-то глубокое, таинственное и ужасающее, связанное не только с Господом, но и как-то связанное со мной, с тем, что способно принять мое тело.

Икона напоминает мне, что я остаюсь тайной для себя самого, тайной, которую я пойму до конца, только когда предстану пред Господом

Икона напоминает мне, что я только отчасти, очень мало понимаю, как в действительности глубока моя человечность. Она напоминает мне, что я, по сути, остаюсь тайной для себя самого, тайной, которую я пойму до конца, только когда предстану пред Господом лицом к лицу. Она напоминает мне, что такое тело, как у меня, созданное из такой же плоти и крови, как мои, смогло вместить Несотворенного. Это что-то ужасающее, что-то выходящее за пределы логики этого тварного мира, что парализует ум и может свести в душу некую тишину, тишину, которой питается молитва глубинная, возносимая по ту сторону слов.

— В заключение я хотел бы попросить вас дать совет румынам, которые иногда, кажется, забывают, какие чудесные сокровища есть у них на родинемножество монастырей, иконы и духовники, и вообще всё, благодаря стараниям Церкви.

— Бог дает, но не засовывает в котомку. У нас есть монастыри, но ими надо пользоваться. Есть чудотворные иконы, но ими надо пользоваться. Есть духовники, но ими надо пользоваться. То, что мы окружены дарами Божиими, почти ничего не значит, если мы не используем эти дары. Это как если бы мы стояли посреди магазина, окруженные всякими лакомствами. Если только стоять и смотреть на них, можно умереть с голоду, стоя рядом с едой.

Другие питаются духовными остатками, но вырастают крупнее и сильнее нас. Именно потому, что мы получили так много, именно потому, что нам так много дано, с нас спросится больше. Нам следовало бы быть сильными не только для того, чтобы нести свой крест, но и чтобы нести крест братий наших, не получивших этих благословений от Бога. Нам следовало бы нести их на спине, нам следовало бы бороться за них, нам, получившим сверх меры, следовало бы служить для них спасительной опорой. Но будем возлагать надежду на Господа, всегда на Господа.

Вопросы иеромонаху Серафиму ( Алде )
задавал Лауренциу Космою
 
Москва
Православный христианин
- Болит не спина твоя, а непосильная ноша, которую ты тащишь по жизни!
- Глаза болят, потому что смотришь с обидой.
- Болит не голова твоя, а мысли твои.
- Болит не горло, а то что ты не говоришь или говоришь с гневом.
- Болит не твой живот, а то, что ты не можешь переварить.
- Болит не печень, а твой гнев.
- Болит не сердце, а твоя любовь.
f09f8d82.png
И именно любовь может стать лекарством от всех болячек тела!
Cвятитель Лука Крымский ( Войно-Ясенецкий ).
 
Сверху