Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин

...нужно просто жить и делать то, что необходимо в моем положении...(c)...

Игумен Нектарий Морозов

На днях беседую с женщиной, у которой особенная дочка: синдром Дауна.

Говорим о разных вещах, о трудных, огорчающих, таких, с которыми нелегко справляться.
И между прочим она упоминает о том, как некоторое время назад проснулась с ощущением какого-то безграничного счастья. Чувство было таким ярким, таким сильным, что она даже и в толк взять вначале не могла, откуда оно, что ее вдруг сделало такой счастливой.

А потом поняла, что вся радость была основана на одной только мысли, которая ее буквально разбудила: мне нужно просто жить и делать то, что необходимо в моем положении. И это такой простой, такой естественный путь спасения. И он уже мне дан, поэтому не нужно ничего больше искать.

Это переживание постепенно перестало быть таким острым, непосредственным, но она сознательно возвращается к нему, вспоминает о нем, старается вновь оживить его в своем сердце. И это дает силы, когда, казалось бы, их неоткуда взять, дает утешение, снова дает радость.
Такой важный, такой бесценный поистине опыт.

Не для нее только, но и для каждого из нас. Это ведь общий путь спасения, для всех, без исключения: безропотное, с благодарностью Богу принятие того, что приносит нам наступающий день, каким бы трудным или скорбным ни было принесенное само по себе.

Это то, что требует от человека духовного отношения к жизни. И в то же время то, что помогает отношению к жизни духовным стать. То, что нам необходимо, пожалуй, более всего.
 
Москва
Православный христианин

Игумен Нектарий Морозов

Почему это так необходимо - прежде чем делать или говорить что-либо, спрашивать себя: "Зачем я это делаю, какова моя цель?".

Ответ, лежаший в практической плоскости, очевиден: действия, не имеющие чётко определённой, продуманный цели, будут малоэффективными, возможно, совершенно напрасными, не исключено, что и просто небезопасными для нас или окружающих. Тратить время и силы на то, что не приносит положительного результата или же приводит к результату отрицательному, вне всякого сомнения, является верхом неразумия.

И, однако же, это неразумие мы вокруг постоянно наблюдаем. В такой концентрации, что происходящее напоминает соревнование: чьи действия окажутся в итоге преступного недомыслия наиболее разрушительными. Или, например, кто превзойдет всех в готовности рубить с плеча, даже не удосужившись взглянуть: а что он собственно рубит.

А между тем у необходимости сначала думать и уже потом делать, помимо основания практического, есть основание и духовное.

Мы обязательно дадим ответ перед Богом за то, как воспользовались даром бытия. За каждое сделанное и не сделанное дело, за каждое слово, за мысли, за расположения сердечные, за след, который оставили на земле. И за многое, многое другое.

И знаете... очень грустным будет этот ответ для тех, кто, имея от Бога эту удивительную возможность - жить разумно - упорно пренебрегает ею.
 
Москва
Православный христианин
Блаженный Диадох, епископ Фотики

Благодать крещения, вера, страх Божий.

Некоторые думают, что благодать и грех - Дух Истины и злой дух - вместе обитают в душе крещеных. Думая так, они учат, что в то время, как Дух благой влечет ум к добру, злой дух - к противоположному тому.

Я же из Божественных Писаний и из своего опыта постиг, что прежде крещения благодать из вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму праведные намерения.

С момента же возрождения человека в таинстве крещения благодать вселяется внутрь человека и оттуда руководит человеком, а бес нападает на него из вне. Таким образом, если до крещения над душой господствовала прелесть, так после крещения над нею господствует истина.

Сатана и после крещения нападает на душу, иногда даже и сильнее, чем до крещения. Однако не потому, что зло соприсутствует благодати в душе человека. Да не будет! Но через мокротность тела и приятность низменных сластей сатана как бы напускает дым перед умом, стараясь помрачить его. И происходит это по попущению Божию, чтобы человек достигал духовной радости не иначе, как через бурю, огонь и искушение. Потому и сказано в Писании: "Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас на свободу" (Блаж. Диад.).
 
Москва
Православный христианин
Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат - угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть.
Основа и корень нашей духовной жизни и силы - любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать, всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных удачах и неудачах, отдавать Ему свое сердце - это и есть жизнь христианина.
И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о чем говорит св. Исаак Сирин: «Умирись с собой, и мирятся с тобой небо и земля».
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)
 
Москва
Православный христианин
Рождественский пост - это подготовка ко дню рождения Христа.
Но кроме того, чтобы не забыть позвать к празднику (в церковной молитве) всех сродников Новорожденного, следует приготовить и подарки.
Если Господь нам дорог, то к Его дню рождения мы будем готовиться не менее тщательно, чем ко дню рождения близких нам людей. Мы хотим поздравить Его, принести Ему свои дары, порадовать.
«В Рождество все немного волхвы…», как писал Иосиф Бродский.
Бог наш есть Любовь - и главный подарок, который мы можем Ему преподнести - это дела Любви.
Священник Алексий Агапов
 
Москва
Православный христианин
Для жизни во Христе требуются радость и жертвенность. Но есть еще третий критерий - очень важно чувство меры.
Что не в меру - то от лукавого, кто чем не в меру увлекается, тот тем и искушается. Главная уловка дьявола - увлечь
человека в какую-либо чрезмерность, чтоб человек нарушил пропорции, мерность земной жизни и духовной жизни.
Протоиерей Артемий Владимиров
 
Москва
Православный христианин
Нужно просто молиться, жить Евангелием, быть церковным человеком. И Господь всё в нашей жизни ко спасению управит.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
 
Москва
Православный христианин
Господь Сам прошел голгофским путем спасения. Он первым страдал, принял поношения, бичевание, распятие. И каждому человеку предстоит, чтобы спастись, пройти свой путь скорби. Пусть и не такой мучительный, как прошел Христос за нас, но что-то потерпеть. Да и терпеть-то нам сейчас Господь по нашей немощи дает самую малость.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
 
Москва
Православный христианин
«Живи, как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь.

В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А. и всем православным христианам при крещении дана благодать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная - смирение. Сказано: «от плод их познаете их» (Мф.7, 16), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они».
Преподобный Амвросий Оптинский
 
Москва
Православный христианин
Духовные беседы


Человек это звучит - гордо?
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)


– Мне часто кажется, что окружающие меня недооценивают, и я на это обижаюсь. Это гордость или обидчивость?

– Обидчивость и происходит от гордости. Если человек привык сочувствовать гордости, он всегда будет ей поддаваться, всегда уязвляться какими-то мнимыми или действительными унижениями, обидами, всегда будет чувствовать себя отверженным, каким-нибудь непризнанным гением. Или непризнанным поваром, в конце концов. Кем угодно. Гордость везде проявляется.


– Если бы на земле между всеми людьми было равенство, то не было бы и гордости, и зависти, и других пороков. Значит, все беды из-за неравенства людей.

– «Аминь, глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное». Значит, если мы требуем, как нам кажется, справедливого равенства, то в Царство Небесное не войдем. Кто хочет жить по коммунистическому лозунгу «Свобода! Равенство! Братство!», тот на самом деле одержим гордостью, потому что равенства быть не может. Преподобный старец Силуан Афонский, исходя из глубочайшего, совершеннейшего христианского опыта, говорит, что в Царстве Небесном меньшие будут радоваться тому, что они меньшие. С точки зрения логики это совершенно иррациональное высказывание, но в этом тайна смирения.


– У меня такой помысел: «Ну и что, что я гордая, зато веселая».

– Хороший помысел. Мы должны понимать, что гордость есть абсолютно у всех. Преподобный Силуан Афонский говорит: кто окончательно смирился, тот победил все страсти, тот стяжал Божественную благодать. По его словам, брань ведется до тех пор, пока человек не смирится. И другие отцы также говорят нечто подобное.


В то же время нельзя унывать от того, что в нас есть эта страсть. И если у нас нет настоящей духовной бодрости, ревности, то, по крайней мере, пусть будет хотя бы веселье, добродушное расположение. Лучше быть веселым, чем унывать от того, что у тебя гордость. Но это не значит, что можно не бороться со страстью. Мы боремся, но и терпим, понимая, что нельзя сразу, в одно мгновение, избавиться ни от гордости, ни от другой какой-либо страсти. Для этого необходимо время.


– Если, стремясь преодолеть действие страсти, хочешь видеть в себе изменения, это неправильно?

– Нет, правильно. Изменения нужно стараться видеть, но не нужно ожидать быстрых и каких-то особенных результатов. Надо знать, что когда страсть действует и ты ей противишься, она несколько ослабевает, или минует особенная опасность, или действие страсти проходит в данный момент, но завтра вновь повторится, потому что страсть не уходит сразу и навсегда. Такое отношение к внутренней борьбе нормально. А если на тебя, допустим, напало раздражение, ты помолился и думаешь, что уже никогда в жизни, ни при каких обстоятельствах ни на кого не рассердишься, то это, конечно, гордость.


* * *
Гордость – это такая страсть, которая больше всех других страстей мешает нам в духовной жизни. Очень часто горделивый человек впадает в серьезные грехи. Он прилагает чрезвычайные усилия, чтобы воспротивиться искушению, но искушение оказывается выше его сил. Почему? Потому что, когда он поддается гордости, он предоставлен сам себе: благодать Божия его оставляет.

С сайта Московского Сретенского монастыря
 
Православный христианин
В зале немало людей довольно молодого возраста. Из зала: «Смотрим Ваши проповеди и обращения к нам, всегда смотрим со страхом и смехом. Спасибо Вам большое. Это от чистого сердца… таких проповедников, как Вы, можно по пальцам пересчитать…».

Ответы.
О необходимости священнического благословения ко Причастию.
О необходимости вычитывания канонов перед Причастием.
Почему наши грехи повторяются?
О влиянии компьютера на нашу жизнь.
Как научить ребёнка любить Родину?
Зачем нам искать Бога?
О необходимости выработки православного стиля жизни.
Как разговаривать с Богом?
О необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек.
В завершение несколько благословений собравшимся.
_______________
О молитвенном правиле, Причащении, и другие ответы на вопросы. Отец Андрей Ткачёв
 
Москва
Православный христианин
Архимандрит Савва (Мажуко)

- Какое для Вас самое главное слово в христианстве?

- Пожалуй, благодарность. Для христианина важные и дорогие слова - смирение, благодарность, призвание, спасение. Каждое из них самое важное.
Но я назвал благодарность, потому что центральное таинство в христианстве - это Евхаристия, «благодарение». Христианин, который неспособен благодарить, - это абсурд.
И мне кажется, самое доступное для всех духовное упражнение - это благодарность. Важно благодарить Господа за то, что тепло, что глазки видят, что ножки ходят, а людей, близких - за малейшую услугу, которую они оказали нам. Мне кажется, эта способность должна превратиться во что-то бессознательное, автоматическое, в навык, который работает помимо нас.


Потому что благодарность это еще и молитва. Молитва, которая гарантированно дает ответ. Когда ты благодаришь, Господь тебе всегда отвечает.


 
Москва
Православный христианин
Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно - главное, а не спешка, не чрезмерность... Тише едешь - дальше будешь.
Преподобный Севастиан Карагандинский
 
Москва
Православный христианин
Протоиерей Павел Гумеров

Духовные беседы

В наше время, конечно, страсти усиливаются. Сегодня господствует культ страстей. На это заточена и реклама: многие товары пропагандируют через некую страсть, которая у каждого человека есть. Чаще всего это блудная страсть, либо страсть гордыни, тщеславия, чревоугодия. Есть некие такие «кнопочки», на которые нажимают, заставляя человека покупать какие-то товары. Так что сегодня пропаганда страстей идет очень серьезно.

Что делать? Давайте сначала разберемся, что же такое страсть и чем она отличается от обычного греха. Страсть – это своего рода хроническая болезнь. Вот есть обычная болезнь, а есть болезнь, которая стала уже для человека постоянной. Это зависимость, это греховная привычка, человек становится рабом этой привычки, он не может уже без нее, он хочет отлепиться от нее, мучается, но… эта привычка стала частью его души, частью его жизни. Вот в чем особенность страсти. Начинается с совершения обычного греха, потом это становится зависимостью, человек погружается в эту пучину… «Соскочить» очень тяжело.

Страсть – это страдание. Она дает человеку не только какие-то «приятные бонусы», но доставляет человеку и сильные страдания. Почему человек страдает? Хроническая болезнь – это страдание всегда.

Как с этим бороться? Для этого существует наука, называемая аскетикой. Об этом есть замечательные книги: «Лествица», «Добротолюбие», поучения Аввы Дорофея… Также труды святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова) – их советы годятся не только для людей того времени, но и для современных мирян. Из нынешних подвижников можно порекомендовать замечательные поучения святого Паисия Афонского.

О каких особенностях борьбы со страстями пишут святые отцы? Первое: страсть невозможно победить, если ты не очень хочешь с нею бороться. Просто так пытаться вяло ее отгонять – бесполезно. Почему? Потому что степень поражения очень серьезна. Хроническую болезнь невозможно вылечить, если ты будешь иногда пить какие-то таблеточки. Должна быть очень серьезная работа. И быстро победить страсть не получится. Ведь если страсть приобреталась годами, то за две недели ты ее не вылечишь. Повторюсь: это серьезная работа, для этого нужно очень серьезное желание.

Что нужно сделать, чтобы появилось это желание? Нужно, во-первых, осознать всю немощь свою. Нужно понять, что не ты управляешь своей жизнью, – ею управляет страсть. А ты, как послушный ослик, идешь, куда тебя поведут. Когда человек понимает, что он, взрослый, сильный, стал рабом какой-то своей привычки, которая его совершенно разрушает, рушит его жизнь и отношения с близкими, то, ужасаясь этому, он начинает бороться. Он понимает, что это не просто какая-то привязанность, а это – серьезная зависимость. А когда он уже знает, что не он управляет страстью, а его страсть – им, он начинает призывать на помощь Бога, потому что без Бога страсть победить невозможно.

И второе: осознав свою немощь и обратившись за помощью к Богу, нужно начать серьезную духовную работу по замещению этой страсти на противоположную добродетель. В чем это заключается? Человек должен как можно чаще исповедоваться, причащаться, каяться в своих грехах, работать с духовником, читать аскетическую литературу – там указаны разные методы борьбы со страстями. Но самое главное – не забывать, что, когда он смог свою страсть в душе связать, побороться с ней с помощью Божией, ему надо обязательно – ибо свято место пусто не бывает – заменить ее добродетелью, противоположной этой страсти. Об этом говорит святитель Игнатий в своих творениях.

Для того, чтобы добродетель пустила корни в душе, нужно серьезно упражняться. Потому что одна плохая привычка заменяется приобретением навыка хорошего, устойчивого. И на это тоже нужно время. Такая вот работа, которая называется аскетикой. Работа очень интересная, кстати, потому что ты действительно видишь, как меняется твоя жизнь, когда из нее уходят страсти, тебе становится легче дышать, открываются совсем новые радости.
 
Москва
Православный христианин

Митрополит Антоний Сурожский

Слово на Новый год

...(c)....
...В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца:

«Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?»

И ответ был таков:
- Самое важное время в жизни — это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не настало;
самый значительный человек в твоей жизни — тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло;
и самое важное дело в жизни — в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано...

Вступим в новый год с этим чувством ответственности ...; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе...

И у преддверия нового года мне хочется повторить слова, сказанные в начале войны королем Георгом VI своему народу:

«Спросил я стража, который стоял у дверей Нового года:
- Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное...

И он мне сказал:
- Вложи руку твою в руку Божию — это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути»...

Вступим и мы с таким доверием и с такой верой в Новый год; и ... будем молиться, чтобы Господь благословил его и нас...
 
Православный христианин
Спасение наше - Бог наш, не наши дела. Делами веры, то есть исполнением евангельских заповедей, мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам - крайняя мера: последния должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и устанавливает собой строй жизни. Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается вид благочестия без его. Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого - бесплодие духовное: делаются дела, но они все, мертвые.

Святитель Феофан Затворник
 
Москва
Православный христианин

Cвященник Владислав Береговой:

- Хочу напомнить всему крещенному православному люду - и только ему - что если ты веришь, что на твое земное благополучие влияет зверушка из китайской мифологии, а не Господь Бог, то не удивляйтесь, что Он от вас отвернулся и не слышит.
"Никто не может служить двум господам" (Мф.6:24). Если у вас год дракона, а не "год Господней милости" (Исаия 61:2), то не удивляйтесь, что и жизнь драконья. Если вы поздравляете друзей с годом дракона, то можете спокойно крестик снимать - вы уже не христиане.
 
Москва
Православный христианин
Ты сам не знаешь, чего у Бога просишь, - чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.
Преподобный Макарий Оптинский
 
Москва
Православный христианин
Как исповедоваться, если нет чувства покаяния?
Отвечает: Старец Никон (Лазару)(Афон)

* Вопрос - Здравствуйте, батюшка. Как нам каяться на Исповеди, если нет чувства покаяния?

* Ответ - Здравствуйте. Нет надобности каяться во время Исповеди. Покаяние должно произойти до этого. Мы идём на
Исповедь, поскольку уже раскаялись или раскаиваемся в грехах. Мы приходим на Исповедь уже с чувством покаяния, его
подлинность определит Господь. Сильно мы раскаиваемся или не очень? Во всём мы каемся или нет?

Нам нет необходимости оценить это какой-то мерой, поскольку мы всегда заблуждаемся в своих оценках. Даже когда мы
испытываем тяжесть на душе после Исповеди, то это не значит, что Исповедь не произошла и что наши грехи не были прощены.
Исповедь – это Таинство, как и Крещение. Ребёнок не понимает, что он крестился, но это не значит, что Крещение не произошло.
Или после Хиротонии, рукоположенный может не почувствовать какой-то перемены, но это не значит, что Таинство не совершилось. Поэтому нам следует избегать желания определять с помощью чувств то, что с нами совершается.

Ведь очень часто это просто наши эмоции, ощущения, которые нас могут привести к ошибочным выводам. Будем делать то, что должны с доверием к Богу, из любви к Нему. А всё остальное оставим на Его суд.
 
Сверху