Духовные беседы
Человек это звучит - гордо?
Схиархимандрит
Авраам (Рейдман)
– Мне часто кажется, что окружающие меня недооценивают, и я на это обижаюсь. Это гордость или обидчивость?
– Обидчивость и происходит от гордости. Если человек привык сочувствовать гордости, он всегда будет ей поддаваться, всегда уязвляться какими-то мнимыми или действительными унижениями, обидами, всегда будет чувствовать себя отверженным, каким-нибудь непризнанным гением. Или непризнанным поваром, в конце концов. Кем угодно. Гордость везде проявляется.
– Если бы на земле между всеми людьми было равенство, то не было бы и гордости, и зависти, и других пороков. Значит, все беды из-за неравенства людей.
– «Аминь, глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное». Значит, если мы требуем, как нам кажется, справедливого равенства, то в Царство Небесное не войдем. Кто хочет жить по коммунистическому лозунгу «Свобода! Равенство! Братство!», тот на самом деле одержим гордостью, потому что равенства быть не может. Преподобный старец
Силуан Афонский, исходя из глубочайшего, совершеннейшего христианского опыта, говорит, что в Царстве Небесном меньшие будут радоваться тому, что они меньшие. С точки зрения логики это совершенно иррациональное высказывание, но в этом тайна смирения.
– У меня такой помысел: «Ну и что, что я гордая, зато веселая».
– Хороший помысел. Мы должны понимать, что гордость есть абсолютно у всех. Преподобный
Силуан Афонский говорит: кто окончательно смирился, тот победил все страсти, тот стяжал Божественную благодать. По его словам, брань ведется до тех пор, пока человек не смирится. И другие отцы также говорят нечто подобное.
В то же время нельзя унывать от того, что в нас есть эта страсть. И если у нас нет настоящей духовной бодрости, ревности, то, по крайней мере, пусть будет хотя бы веселье, добродушное расположение. Лучше быть веселым, чем унывать от того, что у тебя гордость. Но это не значит, что можно не бороться со страстью. Мы боремся, но и терпим, понимая, что нельзя сразу, в одно мгновение, избавиться ни от гордости, ни от другой какой-либо страсти. Для этого необходимо время.
– Если, стремясь преодолеть действие страсти, хочешь видеть в себе изменения, это неправильно?
– Нет, правильно. Изменения нужно стараться видеть, но не нужно ожидать быстрых и каких-то особенных результатов. Надо знать, что когда страсть действует и ты ей противишься, она несколько ослабевает, или минует особенная опасность, или действие страсти проходит в данный момент, но завтра вновь повторится, потому что страсть не уходит сразу и навсегда. Такое отношение к внутренней борьбе нормально. А если на тебя, допустим, напало раздражение, ты помолился и думаешь, что уже никогда в жизни, ни при каких обстоятельствах ни на кого не рассердишься, то это, конечно, гордость.
* * *
Гордость – это такая страсть, которая больше всех других страстей мешает нам в духовной жизни. Очень часто горделивый человек впадает в серьезные грехи. Он прилагает чрезвычайные усилия, чтобы воспротивиться искушению, но искушение оказывается выше его сил. Почему? Потому что, когда он поддается гордости, он предоставлен сам себе: благодать Божия его оставляет.
С сайта Московского Сретенского монастыря