Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин
* Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.

* Молитва, как беседа с Богом, сама собою - высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, - и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

" С момента грехопадения человечество оказалось духовно больным. Осознанное бытие с Богом - для человека не дополнительный бонус среди прочих благ, а необходимое условие его существования. Богообщение нужно человеческой душе так же, как телу нужен воздух, без него душа задыхается и страдает.
Поэтому слова святителя Игнатия совершенно справедливы, хотя и звучат для кого-то шокирующе. Богу действительно не нужны наши молитвы, Он благ, совершенен и ни в чем не испытывает нужды. А вот сами мы - сотворенные из земли и в землю уходящие после кратких лет земной жизни, - сами мы, если оставляем молитву, начинаем духовно умирать еще до того, как нас настигнет биологическая смерть. И уже никакие посылаемые Богом блага не сможем воспринять как чудо в этом состоянии духовной омертвелости.

Молитва не инструмент для изменения Божьей воли, она - источник жизненных сил, «кислородная маска» для задыхающейся души, ниточка, связывающая умирающего человека с Подателем жизни.
Укрепляя молящегося, она действительно изменяет человека, как лекарство изменяет больного в сторону здоровья. Ниточка становится все крепче. И человек оказывается способным к восприятию новых, недоступных ему ранее проявлений благой и неизменной воли Божьей о нем"(c).

"(с)" - https://foma.ru/zachem-molitsya-esli-na-vse-volya-bozhiya.html
 
Москва
Православный христианин
Воспоминания игумена Борисо-Глебского монастыря Иоанна (Титова) об Архимандрите Павле Груздеве.

f09f8d82.png
Слова отца Павла часто были кратки и всегда полезны. Например, по поводу того, нужно или нет интересоваться врагом рода человеческого. Стало очень много книг выходить о мире демонов, и очень многие стали интересоваться. Книги эти читались как романы. И у меня тоже интерес к этому был: врага, мол, надо знать. Отец Павел четко все расставил на свои места:
- Мы ленимся о Боге узнать, а туда лезем.

Все так просто. В двух словах. Если мы туда лезем, то и получаем. Если мы всматриваемся в бездну, то и бездна всматривается в нас. Не лезь, не смотри туда, а смотри на Бога, смотри туда, куда святые зовут.

 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
О Боге, молитве и делах.

* Жизнь свою так проводи: встав от сна, Бога благодари и помолись. Из церкви прийдя, прочитай из книги что-нибудь на пользу души, потом за дело принимайся. Поработав довольно, опять помолись. Помолившись, опять почитай, опять за работу принимайся. И так все делай попеременно: то молись, то читай, то работай. Но и в работе возводи ум твой ко Христу, молись Ему, да помилует Он тебя и поможет. Когда все так, попеременно, будешь делать, то ко всему - чтению, молитве и труду будет охота и усердие.
Святитель Тихон Задонский


* Отчего мы мучаемся всячески; раздражаемся, ссоримся, унываем, осуждаем? Оттого , что не верим Господу. Если бы верили Ему, то делали бы все дела спокойно, мирно, с молитвой. Что по силам делали бы, а остальное возлагали бы на милость Божию, тогда и дела внешние легче бы устроялись, и созидался бы непрестанно дом душевный.
Игумен Никон (Воробьев)
 
Москва
Православный христианин
Одна женщина сказала отцу Андронику (Лукаш):

"Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор".

Старец ответил:

"Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот кто слушает клевету, сам становится участником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык".

Та сказала:

"Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека".

Отец Андроник ответил:

"Лучше обидеть человека, чем Бога; Лучше потерять дружбу, чем благодать".
 
Москва
Православный христианин

Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель; хотя и всех Он есть Бог и хотя всем равно повелевает уклониться от зла и творить благое, но принимай это повеление, как бы касающееся одного тебя.

Тогда с помощью Его породится в тебе новое движение и новый дух; и чем чаще будешь поучаться в этом размышлении и поучении, тем день ото дня большее усердие почувствуешь внутри себя к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога размышлять о Боге по-надлежащему не можем.
Святитель Тихон Задонский
 
Москва
Православный христианин

38. Если придут вам на память ваши родители, то просите у них благословения, просите и им у Господа Бога милости, и верьте, что и вас и их Господь не оставит, и что благочестивая ваша жизнь и молитва может помочь им на пути ко спасению.
Архимандрит Агапит
Нило-Столбенский
 
Москва
Православный христианин
* Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: „Кто сможет их обойти?“ Тогда я услышал голос, сказавший: „смиренный“.

* Бьющий кусок железа наперед смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну.
Преподобный Антоний Великий
 
Москва
Православный христианин
Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
Преподобный Иосиф Оптинский
 
Москва
Православный христианин
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.
Преподобный Амвросий Оптинский
 
Москва
Православный христианин
Господь смотрит вглубь нашего сердца, о чём это сердце печалится, чего хочет. Если в сердце есть что-то нечистое, влекущее к соблазнам этого мира, тогда наши скитания будут долгими и у нас будет много мучений и страданий. Это потому, что мы раздвоены: хотим быть с Христом, а сердце всё ещё в плену. Поэтому мы так много страдаем.
Архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)
 
Москва
Православный христианин
Ежели будешь веровать в Промысел Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств… и… будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, что может и не случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то только напрасно будешь себя беспокоить.
Преподобный Амвросий Оптинский.
 
Москва
Православный христианин
* Отчего мы мучаемся всячески; раздражаемся, ссоримся, унываем, осуждаем? Оттого , что не верим Господу. Если бы верили Ему, то делали бы все дела спокойно, мирно, с молитвой. Что по силам делали бы, а остальное возлагали бы на милость Божию, тогда и дела внешние легче бы устроялись, и созидался бы непрестанно дом душевный.
Игумен Никон (Воробьев)
 
Москва
Православный христианин
* Жизнь свою так проводи: встав от сна, Бога благодари и помолись. Из церкви прийдя, прочитай из книги что-нибудь на пользу души, потом за дело принимайся. Поработав довольно, опять помолись. Помолившись, опять почитай, опять за работу принимайся. И так все делай попеременно: то молись, то читай, то работай. Но и в работе возводи ум твой ко Христу, молись Ему, да помилует Он тебя и поможет. Когда все так, попеременно, будешь делать, то ко всему - чтению, молитве и труду будет охота и усердие.
Святитель Тихон Задонский
 
Москва
Православный христианин
Остерегайтесь духа правильности! Некоторые люди считают, что они всё делают как положено: правильно крестятся, правильно стоят, правильно укладывают волосы… но без боли в сердце нельзя прикоснуться к Богу.
Как бы правы Вы ни были по некоторым вопросам, считайтесь с мнением других. Не «правота» на первом месте, а гармония и любовь. Сколько новообращенных, уцепившись за свою правоту (пусть и неоспоримую), кончили страшным падением.

Им не хватало христианской любви и доброй воли, они отторгали людей без надобности и в конце концов остались одни со своей «правильностью» и «правотой». Не советую идти по их стопам!…

Иеромонах Серафим (Роуз)
 
Москва
Православный христианин
«На вопрос твой: исповедовать ли опять тот грех, который прежде уже исповедовала? - отвечаю: если оный еще не делала, то о том уже не нужно говорить духовнику, но чувствовать свою греховность надобно; память своих грехопадений приводит нас к смирению.

После исповеди, готовясь сообщаться Святых Тайн, находишься в смущении, что будто не все грехи исповедала? Отвергай этот злой вражеский помысл верою и смирением, и надеждою на милосердие Божие успокаивай себя. А что кажется, что еще вновь много согрешаешь и потому недостойно приступаешь к Святым Тайнам, - это оттого, что ты думаешь приступить безгрешною, а враг и имеет силу наводить смущение, а когда ты приступаешь с чувством своей греховности и надеждою на неизреченное милосердие Божие, - ибо Он взял на Себя всего мира грехи, - то успокоишься. Ты думаешь, что ты как исповедалась, так и стала безгрешна? Но смущение потому и беспокоит тебя, что не полагаешься на милосердие Божие, без которого ничто наше не спасет нас»

Преподобный Макарий Оптинский
 
Москва
Православный христианин
Духовный мир постигается духовным деланием, а не разговорами или чтением только. В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в царствие Божие, указаны награды и наказания, раскрыты многие тайны загробной жизни, но постигаются они не чтением, и даже не молитвой, а исполнением заповедей. А недостаток делания, всякие нарушения заповедей, восполняются покаянием, исповедью, причащением Св. Тайн. А мы празднословим много и ничего не делаем.

Игумен Никон (Воробьев)
 
Москва
Православный христианин
О непрестанной памяти Божией.


Архимандрит Афанасий (Митилинеос)

Память о Боге - это именно та добродетель, которая удерживала Иосифа от греха, когда он, совсем ещё молодой и одинокий, оказался в Египте - стране, известной своей безнравственностью и идолопоклонством (Быт. 39, 1-20).
Что же такое память Божия? Это то, о чем святитель Григорий Богослов сказал: «Помнить Бога важнее, чем дышать». Поскольку мы, пока живы, не перестаем дышать - мы также должны постоянно хранить память о Боге.

Вы спросите: как же это возможно? В реальном мире мы должны ежедневно работать, ходить в школу, учиться, постоянно решать множество различных задач: разговаривать, слушать, двигаться, водить машину и уделять внимание всем членам нашей семьи. Как мы можем при этом ещё и непрестанно помнить о Боге?

Дело в том, что память о Боге должна храниться очень глубоко, в самых глубинах нашей души — в нашем подсознании. Это совсем не означает, что мы должны постоянно читать и говорить о Боге. Мы можем заниматься нашими повседневными делами, не теряя ощущения Его присутствия.

Мы делаем подобное и в других сферах нашей жизни. Предположим, ваш отец спит в одной из комнат дома, и вы должны быть осторожны, чтобы не разбудить его. Тогда вы обнаружите, что перешли на шепот, разговаривая с родными или друзьями. Вам не нужно напоминать себе каждую секунду, что ваш отец спит, просто вы храните память об этом в глубине души.

Точно так же память о Боге не является чем-то, о чем следует навязчиво думать. Это чувство, которое постоянно хранится в душе. Однако этому хранению нужно учиться.

Да, друзья мои, этому нужно учиться - постоянно хранить память Божию. Это чрезвычайно важно: чувствовать, что Господь всегда находится рядом с вами, следит за вами, следует за вами, защищает вас, готов помочь вам в любую минуту. Это воспоминание о Боге становится щитом, защитой и крепостью для верующего. Это защищает верующего от всякого вреда, от идолопоклонства и греха.

Когда Иосиф был искушаем, когда его соблазняли самым провокационным способом, он защитил себя памятью о присутствии Вездесущего Бога. Он сказал: «Как я могу совершить это злодеяние в присутствии моего Бога?». Так Иосиф был спасен от тяжкого греха, сохранив память о Боге в повседневной жизни.

Напротив, когда мы забываем о Боге, - это очень серьезный грех. Он берет начало от одной из семи смертельно опасных страстей. Эта страсть - духовная лень. Лень порождает забывчивость и невежество. Забвение о Боге может стать причиной многих, многих греховных проступков, в то время как постоянная память о Боге служит духовным компасом для путешествия в рай. Память Божия увеличивает наше благочестие, нашу духовность и любовь ко Господу.

Если мы будем хранить память о Боге, то научимся ценить окружающий нас мир и ежедневно радоваться. Когда увидим прекрасный цветок - сразу подумаем: «Какую прекрасную лилию создал Бог!». Когда выдастся чудесная погода, и мы залюбуемся лазурно-голубым небом и тихо падающими снежинками, - прославим премудрость Творца, создавшего эту красоту.

Что еще более важно, память о Боге в наши дни становится противоядием от эпидемии одиночества, отчуждения и изоляции среди толпы. Атеизм несет ответственность за широко распространенные сейчас психоэмоциональные заболевания. Я могу свидетельствовать: если бы у меня не было памяти о Боге, если бы я не знал Его — моя жизнь стала бы совершенно бессмысленной. Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге.

Имея память о Боге, мы также чувствуем Промысл Божий в нашей жизни.

Наконец, память о Боге наполняет нас истинной духовной радостью, радостью не этого мира. Давид пишет: Вспомнил я Бога — и возвеселился (Пс. 76, 3). Святой апостол Павел среди плодов Святого Духа одним из первых называет радость. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Радость — это дар Бога Его чадам, которые молятся Ему. И эта радость не имеет никакого отношения к кратким земным наслаждениям и быстро проходящим удовольствиям от приобретения новой машины, новых часов или даже новой должности или нового диплома.

(В сокращении. Полностью по ссылке).

 
Москва
Православный христианин
* У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.

* У Бога всё бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать.

* В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви всё Божие.

* Враг окрадывает Вас, сбивая с единственно истинного христианского спасительного пути к мятежным политическим страстям.

* Всё спасение наше - в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.

* В духовной жизни нет одного рецепта для всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе.

Архимандрит Иоанна (Крестьянкин)
 
Москва
Православный христианин
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов).

Читай молитву Иисусову и спасешься.

- О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Будучи сам пламенным молитвенником, делателем молитвы Иисусовой, этому он учил и духовных чад. Он всем и часто напоминал о необходимости постоянной Иисусовой молитвы и соблюдении чистоты сердца.

Обучая сестер Иисусовой молитве, он занимался с ними как с маленькими детьми; зная, что они по молодости своей еще не могут понять ее духовной глубины и в то же время на опыте изведав ее таинственную силу, он старался хоть чем-нибудь приохотить юные души к этой дивной молитве и говорил, бывало: „Я буду тебе гостинцев давать, только читай непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"...

Когда одна инокиня сказала, что у неё плохое зрение, читать трудно, он ответил: «Читай молитву Иисусову и спасёшься». Занятым послушаниями он особенно советовал прилежать молитве Иисусовой, взамен правил.

Другая инокиня свидетельствовала: «Я по поступлении в монастырь заболела. Мне было пятнадцать лет, доктора нашли у меня порок сердца и горловую чахотку и сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать. Батюшка сказал мне: «Читай, как можешь, и сидя и лёжа молитву Иисусову, и всё пройдёт». Так я и сделала и за святыми его молитвами выздоровела. И с тех пор прошло двадцать три года, и я живу и послушание несу по силам и по келии делаю всё для себя, хотя и не имею большого здоровья, но прежде не могла и по келии ходить».

 
Сверху