Источник

IX. Наставления архимандрита Агапита Нило-Столобенского4

1. Все мы люди – семья Божия, все мы дети единого Отца, все мы члены Господа Иисуса, и потому, распаляясь любовию Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки.

2. Знаю и пишу тебе пред очами Бога, суда которого боюся, что я понятия не имею о сношениях греховных, по благодати Бога моего, и, хранимый самим Господом, не простирал на них желаний. Я смотрю на людей вообще, как на члены Господа моего Иисуса, и не имею к ним иного чувства, кроме сильного желания спасти их души и особенно души тех, которые мне как отцу доверили себя. А это желание до того объяло мое сердце, что я в ад спущусь за ними, и нет силы на земле, которая бы могла разорвать мое внутреннее с ними сношение.

3. Опытно знаю, что умеет Господь наш Иисус Христос утешить нас, успокоить и возвеселить; а что мы неутешны, в том виноваты сами. Стоит только в скорби из глубины души сказать вместе скорбящему с нами Господу вашему Иисусу Христу: Господи! Ты мой Помощник! и Он тотчас же поможет. Мне грешнику Он всякий день, тмочисленно и при всяком скорбном случае милосердо помогает. Господь наш сказал: блажени будете, егда возненавидят вас: почему же нам не терпеть обид от других? Всякий бы любил нас, ежели бы Господь видел, что мы, любимые от всех, спасемся. А как многих из нас Господь спасает чрез скорби, то и должны быть такие люди, чрез которых бывает нам скорбь. Однакож нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда бы оскорбляющих и не было.

4. Один брат, встревоженный слухом об удалении о. Агапита из монастыря, пришел к нему в слезах; но о. Агапит, встретив его с веселым и радостным лицом, улыбнулся и спросил, не обидел ли кто его? Когда же тот объяснил причину своей скорби, сказал:

5. «Ты знаешь, что мы служим Господу. А кто служит Господу, тот никогда не погибает. Буди воля Господня всегда с нами... И если Господь, по молитвам Пречистыя Матери и преподобного отца нашего Нила, оставит меня многогрешного послужить в сей святой обители, то слава неизреченному Его милосердию! А когда Господу угодно удалит меня куда-либо, и то буди имя Господне благословенно во веки!» Потом обратился он к образу Спасителя и, воздев руки, произнес: «слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи, что не оставляешь меня грешного, по милости Своей». А брату сказал: «видишь, брат, как Господь-то любит меня грешного? Другому не пошлет такого крестика, какой мне-то грешному послал».

6. Нет у меня ничего заповедного; и вы, чада мои, или не давайте мне ничего, или не оскорбляйтесь, если ваш подарок скоро перейдет в другие руки.

7. Встревоженные, огорченные сильной скорбию его при молитве, некоторые с участием просили его открыть им причину таких слез, «Отец ваш», отвечал он, «или всегда так плачет, или ему еще тяжелее бывает». – О чем же, батюшка? – «О грехах ваших и моих, и всего вверенного мне братства и всего человечества».

8. «Я в муках деторождения, чада мои, дóндеже вообразится в вас Христос», говорил он часто своим детям духовным.

9. Занимаясь, по воле Божией, спасением человеков, я, по данному мне от Бога чувству любви к ним, не подорожу в себе ничем для их спасения; ни достоянием моим, ни земною честью и славой, ни даже самой жизнью. И что такое достояние, честь и жизнь моя? Не дар ли Божий, данный мне на время? И что такое ближний мой? Не член ли самого Христа? Итак, жалеть чего-нибудь для ближнего своего не значит ли жалеть возвратить Богу дар Его? – Нет, Господи, да не будет сего никогда со мною!

10. Судя по нужде врачевания, я могу умалить себя до младенца, как и сам Господь мой был младенцем ради меня. Не призри убо меня тогда, друг мой; ибо я могу казаться для взора внешнего и странен и соблазнителен, как и Господь мой, пришедый в мир спасти меня, был для многих камнем преткновения и соблазна.

11. «Истинный пастырь стада Христова», писал он к одному ближнему, – «подобно Богу всякого предускоряет своею любовию».

12. Не отец ли я ваш, вас пламенно о Господе любящий, и не обязан ли я самим Богом в неразумении вашем поучать вас, заблуждения ваши исправлять, нести ваши немощи, и полагать за вас мою душу?

13. Однажды решились заметить ему, что он напрасно не высылает из обители людей, живущих слабо. «Я не люблю говорить об этом», отвечал о. архимандрит, «но как подобная речь доходит до моего слуха уже не раз, то спрошу вас в свою очередь: чем вы убедите меня, что высланный из обители брат будет лучше, когда я не захочу терпеть его немощей и врачевать его грехов?» «Вырывал ли ты когда-нибудь зубы?» сказал сердобольный отец другому на то же замечание»: вырви хоть один, и поймешь, как легко мне отрывать от себя брата. Да вот еще что хочу сказать вам: бывает время, что я, отягченный моими грехами, грехами чад моих и братства, трепещу от страха, и не смею взглянуть на оскорбленного мною Господа Иисуса, сознавая себя достойным геенны огненной, – и тяжко мне бывает тогда; но я падаю на землю, бьюсь, рыдаю, плачу и вопию к Богу, прогневанному нами, до тех пор, покуда Он не возвестит мне, что принял мое стенание и простил нас всех. Не мешайте же мне терпеть вас, и не оскорбляйте души моей, говоря об удалении братий, за которых я готов пригвоздить себя ко кресту и умереть в муке. Если я и выношу терпеливо ваши замечания, то тем не менее они мне больны, потому что навлекают на вас гнев Божий за небратолюбие, и могут вас, мнящихся стояти, довести до падения. Блюдите убо сами, како опасно ходите, а меня оставьте руководиться Духом Божиим; Христос заповедал мне скорбеть о грешнике и спасать его, а не губить в конец».

14. Я грешнее всех человеков, Господь только премудро скрыл от вас грехи мои, дабы вы не соблазнялись ими и, потеряв во мне доверие, не пошли блуждать по непроходимым дебрям самости, да не сделались добычею врага.

15. Право, я рад бы принять на себя все твои страдания и за тебя ослепнуть. Этого всего я стою по чувствуемым мною грехам. Мне бы одному страдать почти приятно; ибо я знаю, кто я, тяготящий землю своими грехами и желающий, как желал того же и родитель мой, от них освободиться. Ради чего, ежели Господь мне поможет, готов бы с сея минуты до времени моея кончины беспрестанно или в огне гореть или почленно рассекаться и постепенно лишаться всех членов. Я решительно ничего в себе не жалею, лишь бы только заслужить милость пред Богом.

16. «Ты, чай, скорбишь, что обидел меня», говорил он одному, пришедшему в раскаяние поносителю, «и я нарочно приехал успокоить тебя, простить и обнять от всего сердца. Поверь, друг мой, что ты ничем не виноват, как орудие Промысла, достойно меня наказующего, если и не за то, в чем ты меня укорял и обвинял, то за другое, чего ты, может быть, не знаешь. Не тужи, прошу тебя, и верь, что я все забыл, и ничего уже не вспомню».

17. Занимаясь спасением своей души, говорил он, «променяй благородство твое на рабство Иисусу Христу и будь всем слугою; не отказывайся во всякое время послужить кому бы то ни было, не жалей ни силы, ни здоровья, ни покоя, благотвори, чем можешь, членам Христовым – всем христианам; утешь всякого, нуждающегося в твоем утешении. Смирение в том и состоит, когда человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе, не ищет богатства, похвалы, славы, чести, считая себя вовсе недостойным этого; когда мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это: когда со всеми обходится радушно и всякому готов служить с любовию; когда не видит добрых своих дел, и не говорит о них без нужды».

18. Советую вам усвоить одно из моих правил, которое давно уже возлюбил я и взял на себя, – это правило: подражать псу, который, если хозяин замахнется на него палкой, бежит прочь; а если приласкает, бежит к нему. Так делаю и я: если человек прогоняет меня от себя злобою, недоверием и т. п., то по неволе отхожу от него; а стоит ему взглянуть на меня с любовию, и я тотчас забываю обиду и бегу к нему, как к сыну. Это я усвоил себе, потому что всякий раскаивающийся в дурных поступках, по милости Божией, столько мне мил, что и изъяснить этого не умею.

19. Не превозноситесь над своими рабами; в высшем они с вами равны; и их Господь наш призывает к Своей трапезе, как и вас, одним и тем же гласом: приимите, ядите... пейте от нея вси... После такого Божеского призывания, кто слуги ваши? Не рабы они вам, а товарищи, друзья, братия о Господе Иисусе, искупленные Богом, за которых лилась кровь Иисуса Христа. Смотрите же, обходитесь с ними достойно того внимания и той божественной любви, которую явил к ним Господь Бог наш; даже взглядом напрасно не оскорбляйте их.

20. Нижние долины почти всегда бывают тучны и плодоносны; а высокие горы сухи, неспособны к плодородию. Колос, держащий голову вверх, всегда бывает пуст; а который стоит поникнув, в том много зерен. Имей сердце смиренное, и обогатишься всем, что нужно ко спасению. На смиренные сердца, как на плодоносную долину, дождь прямо с облаков нисходит, и с высоких гор скатывается. Под именем дождя разумею благодать Божию, которая дается смиренным и непосредственно от Бога и чрез людей, которых Господь духовно возвысил как горы.

21. Пред смертию старец сказал: Бог да благословит вас всех, потом опустился на постель и начал тихо кончаться.

22. Диавол может пленить только того, кто добровольно отдается ему в плен, оставив смирение, любовь и молитву; а вооруженного сими тремя добродетелями он боится и трепещет. Мы живем в благословенном царстве Отца и Сына и Св. Духа, в благодатном царстве Христа, победившего власть диавола и давшего нам силу побеждать его сказанными добродетелями – любовью, смирением и молитвою – хотя, по испорченности нашей в праотце Адаме, нельзя нам много надеяться на себя и слишком доверять себе.

23. Упомянутый в Евангелии фарисей, думая, что он имеет в себе много доброго, изведал поздним опытом, как ничтожны добродетели его в очах Господа. Вот почему, боясь подобной тщеты, все великие Святые, ревнуя о своем спасении, почти всегда вверяли себя опытным старцам, и находясь в послушании им, откровенностию и доверием избавлялись от козней врага... Будьте и вы осторожны в духовном воинствовании, чада мои; все вражеское возненавидьте, и покорившись совершенно своему наставнику, исполняйте смиренно и с доверием его внушения.

24. Вразумляемый Господом Богом, он, будьте уверены, проведет вас безвредно чрез сети врага и доведет до царствия Божия.

25. Всякий, принявший священство, принял от Господа Бога дар вязать нас и решить. Пред всяким священником я могу приносить Господу покаяние; но совершенную детскую преданность в моей жизни я имел особенно к тем, которые, по прошению моему, как отцы, с отеческою любовию приняли меня в свое наставление. Разрешить от грехов может всякий священник; а наставить, как жить для Бога, едва ли все равно способны, хотя все они должны подвизаться на этом поприще. Поэтому, если Господь Бог дал вам наставника, живущего по заповедям Божиим и имеющего расположение и разум вести вас к Богу, и сносить терпеливо ваши недостатки; то как младенец матери, так и мы в Господе Боге предайтесь ему, и Господь Бог научит его, как привести вас ко спасению.

26. Когда вы чувствуете пользу от своего духовного наставника, то уже никому и ничему не дозволяйте отвлекать себя от любви его. Не осуждайте его ни в чем, и не злословьте его, когда он вас обличает или наказывает. Уклоняйте ухо свое от тех, кто поносит его и убегайте от клевещущих на него, чтобы не прогневался на вас Господь Бог, и не изгладил вас из книги живых; не будьте судиями дел отца вашего, но будьте исполнителями его велений. Диавол обыкновенно старается выставлять пред послушником недостатки руководителей его, чтобы уши его сделать глухими к наставлениям и чрез то либо совратить его, как робкого и боязливого воина, с поприща послушания, либо мыслями неверия развлечь его и сделать неспособным ни к какому роду добродетели.

Итак, находясь под смотрением отца, старайтесь проникать в тайное коварство врага и не забывайте своего обета.

27. Будьте великодушны, когда наносят вам обиды; не бойтесь ни порицаний, ни поношений, ни насмешек, – не слушайтесь внушения злых своих помыслов, не убегайте отеческой строгости и не бесчестите благого ига смирения дерзостию самоугодия и своенравия, но, положив в сердце своем то слово Господне: «претерпевый до конца, той спасен будет», с терпением теките на предлежащий вам подвиг послушания, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса.

28. Держитесь и вы, чада мои, этих наставлений, извлеченных мною для вас из правил св. Феодора Эдесскаго, которые предписывает он каждому живущему под отцем, и от меня, отца вашего, принимайте все за благо. Я, по Божию научению, знаю, как управить вас в царствие небесное; а вы помните, что подвиг послушания состоит в самоотвержении и что ключи от царствия небесного, для введения вас туда, поручены Господом Богом мне, вашему отцу. Имея у себя эти ключа, я принял власть впустить вас в царство Божие, под тем только условием, если вы пребудете ко мне всегда послушными, откровенными и смиренными. Да утвердит вас Господь Бог в истинном познании ваших обязанностей!

29. Не считайте себя достойными получать от отца вашего исполнение всех своих желаний и прошений: он, при Божией помощи, лучше вас понимает, чего вы достойны и лучше знает, что для вас сделать и в чем вам отказать.

30. Будьте ко мне дерзновенны, как к отцу не земному, могущему на землю низвести для вас небо. Не отделяйтеся же от меня никогда ни мыслями, ни желаниями, ни суждениями: для меня, сроднившегося с вами по духу, всякое такое деление чрезвычайно болезненно, – болезненно потому, что вы отрываете себя от меня, и потому, что отделившись от меня, вы испытываете на себе одни бедствия ада.

31. Спаситель наш нес за нас тяжкий крест: я, ваш отец, несу свой крест, несите же и вы свой, – я требую этого.

32. Если вы верите обитаемому во мне Божию попечению о вас и Божией любви к вам, то верьте этому всегда, – доставляю ли я удовольствие вам, или наказываю вас; и эта вера чрез мое недостоинство удержит над вами всегдашнее благословение Божие. А если вы будете судить о мне по страстям и капризам, то не для чего вам будет и жить со мною. Не призван я Господом Богом в сан человекоугодника; но, как облеченный священством, желаю и себя, и вас, и всех порученных мне привести к Господу сказанным Евангельским путем самоотречения.

33. Если я иногда намеренно оскорблю вас, то оскорблю единственно для того, чтобы доставить вам веселие. Земле для произращения плодов нужно не одно солнце; но требуются и гром, и молния, и дождь, и снег, и мороз. Таким же образом, чтобы в душе вашей прозябли плоды духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, вы должны желать не все приятного, но без ропота и с любовию принимать за благо и скорбное, что Господь Бог чрез меня или кого другого пошлет вам.

34. Подчинитесь спасительной для нас воле Божией, и в смирении повинуясь отцу, не руководствуйтесь губительными своими правилами, могущими довести вас до скорби и уныния. Эти скорби и для Господа и для меня любящего вас будут скорбями тяжкими, потому что Господь наш Иисус Христос принес с Собою с неба на землю мир, которым, посредством заповеданного нам смирения и терпения, мы всегда можем пользоваться, и только за нерадение наше о заповедях Божиих лишаемся его.

35. В минуту же отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы – Господа.

36. Во имя Божие, вот как приказываю вам жить, когда вы бываете одни. Хоть бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось, – всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей и ожидающего от вас призрения.

37. Если хотите подумать обо мне, то ни больше, ни меньше обо мне помышляйте, как о человеке, назначенном для возведения вас на небо, не одними ласками и утешениями, но и требованием от вас терпения и послушания.

38. Если придут вам на память ваши родители, то просите у них благословения, просите и им у Господа Бога милости, и верьте, что и вас и их Господь не оставит, и что благочестивая ваша жизнь и молитва может помочь им на пути ко спасению.

39. Если взбредет к вам в голову вопрос: какова будет ваша будущность; то отвечайте, что она будет такая, какой будете достойны.

У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и Апостолам и нам воспретила исследовать будущее, которое Бог положил в Своей власти.

40. Если живете вы с другими, то служите им, как самому Богу, – не требуйте за любовь любви, за смирение похвалы, за службу благодарности.

41. Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте: а если они оскорбят вас; смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если хотите, можете потребить в себе всякую нечистоту сердечную.

Прежде нежели что скажете или сделаете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово либо дело, – Бога или ближнего.

42. Не судите чуждого раба, стоящего и падающего: у него есть Бог, сильный удержать его от падения и восставить по падении.

Всевозможно берегитесь осуждать или осмеивать в ближнем как телесные, так и душевные недостатки: почему вам осуждающим знать, что вы пред Богом лучше осуждаемого вами?

С большими недостатками в словопроизношении был Моисей, вождь Израильский; но и при этих недостатках украшался именем друга Божия. Худо делал разбойник, за дурные дела свои распятый одесную Господа; однако-ж он первый вошел в рай.

43. Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя минута вашей жизни, а за ней смерть и суд.

44. Оставьте негу; не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью за скорбь, – и в книге животной имя ваше будет написано с преподобными.

45. Любовию моею умоляю вас, благоговейно поступать с родителями. Если люди коснутся вашего самолюбия и гордости, признавайте их, кто бы они ни были, за посланных от Бога обуздателей душевного вашего порока, и потому не сердитесь на них, а благодарите Господа, что Он милосердый, доставляет вам благоприятный случай к приобретению смирения. Больные не бранят своих операторов за то, что они вырезывают зловредные язвы из тела их, но хотя с прискорбием, а переносят болезнь свою: так и вы, творя молитву Иисусову, как бы ни тяжко вам было переносить обиду от касающихся вашего самолюбия, переносите ее, не вооружаясь на них, – и Бог да благословит вас идти в след Иисуса Христа, и нести крест Его.

46. Прекрасные розы распускаются на колком кустарнике: так сладостные утешения суть удел того, кто идет в след Иисуса Христа и несет крест Его. Принадлежите Ему смирением, терпением, любовию; всем будьте слугами, всех прощайте, всех любите, и всегда и везде будете утешены; утешение дается в награду, а даром никогда.

47. Прошу вас, други мои, не презирайте никаким средством, которым можете угодить Господу Богу; а таких средств множество, как-то: ласковое обхождение с людьми, утешение печального, успокоение рассерженного, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву, терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильною помощь Господа; а с нею вы одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.

48. Всячески противустойте вспыльчивости и, при Божией помощи, она непременно ослабеет.

От вспыльчивости я давно уже избавляюсь следующим врачеством святителя Димитрия.

«Аще случится ти когда раздражитися и разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи; но или отъиди или затвори уста своя, да не вскочит яростный пламень и опалит душу и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж; но егда угаснет пламень, и мирно будет сердце твое, тогда яже ко исправлению глаголи».

49. Всячески остерегайтеся на что-нибудь сердиться; всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим, для тех же спасительных целей, для коих святого Апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды в лжебратии, внеуду брани, внутреуду болезни (2Кор. 11:26).

50. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанесть вам оскорбления, если бы не Господь восхотел допустить это, и потому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы ему не чужие, и ведет вас в царствие небесное. Писание святое глаголет: аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; который бо есть сын, егоже не наказует отец (Евр. 12:7)?

51. Оставляйте свою серьезность и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети незлобивые.

52. В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите. Бог есть любовь, и кто в любви пребывает, тот в Боге и Бог в нем. И в скорбной жизни, сладко жить с Божиею любовию.

53. Не говорите ничего без благочестивого рассуждения, без благочестивых целей.

54. Не в многоглаголании состоит спасение, а в совершенном внимании себе.

Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противуставьте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.

55. Подозрение совсем не христианское свойство, а потому и не усвоивайте его. Мудрости же, непорочности и осторожности требует от нас сам Бог чрез святое писание: «Будите мудри яко змия, и цели яко голубие». Всегда держитесь средины; крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: «могущему понести все возвести».

56. Спасайтеся понуждением себя ко благому.

Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.

57. Я уверен, что вы будете обходиться с ближними весело и любовно. Любите их, служите им; они дороги, за них пролита кровь Спасителя, они члены Христовы, – не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.

Я за высшее для себя служение почитаю быть рабом всех христиан; подражайте мне в этом и вы, чада мои, и утешите душу мою.

Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами любви. О том только и заботьтеся, чтобы обогащаться любовию; в ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.

Заметьте, что вы тогда только бываете вполне довольны всем, когда имеете терпение, смиренномудрие, покорность и во всем любовь.

58. Не вдавайтеся в сон; от излишнего сна происходит расслабление.

59. Не вспоминайте в упрек о прошедшем; иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.

60. Когда оскорблены старшие, употребите то, чем можете утолить гнев их.

61. В унынии заставляйте и сердце и язык ваш молиться так: «Господи, спаси мя, погибаю».

62. В минуту неблагочестивых мыслей, молитесь так: «и в бездне греховней валяясь, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли Боже возведи мя».

63. Я отказываюсь быть вашим отцем на то время, когда вы оскорбляете родителей и не употребляете средств, которыми испрашивается у них прощение.

64. Если кого просите о чем-нибудь, то просите с терпением жены хананейской.

65. Доверять чужие пороки есть грех; посему избегайте такой греховной доверенности.

66. Если вы каким-нибудь образом огорчили слугу, то употребите такое средство, чтобы он забыл сделанное вами ему огорчение.

67. Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были кстати.

68. Злое побеждайте добром. Худого худым исправить нельзя.

69. Если представится вам нужным сделать какое-нибудь правильное замечание старшим, то сделайте это с предварительною молитвою и глубочайшим смирением. С кем мы живем, теми Господь Бог и наказывает и спасает нас. Поэтому не гневайтесь ни на кого, кто оскорбляет вас, но при каждом оскорблении, миновав оскорбителя, обратитесь прямо к близ пребывающему Господу Богу, – и скажите: знаю. Господи, что грехов имею множество, и что Ты за грехи мои достойно наказываешь меня. Итак, накажи меня, Господи, накажи в этой жизни, но помилуй в будущей.

70. Без отречения своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа – самоотречения, чада мои; оно пренеобходимо ко спасению.

71. Если вздумаете навестить ближнего, то при посещении его положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, с которым вошли к нему, хотя бы и получили от него какое либо оскорбление.

Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближним, обратитесь прежде к себе: по строгому исследованию, мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия.

72. В минуты вспыльчивости молчите, и внутренно говорите молитву Иисусову.

73. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого чем можете, не осуждайте никого, не платите за зло злом, всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами.

Себя считайте последними и грешнее всех.

74. Любите Господа Бога, молитесь Ему как Отцу, смиряйтесь пред всеми христианами, и возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш пастырь.

75. Оправдайте мою надежду на вас, чада мои, переносите непонятливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев, без прекословия.

76. Будьте ревностными хранителями заповедей Божиих и отеческих, хотя бы сохранение их стоило вам не только здоровья телесного, но и расстройства душевного: это расстройство тотчас заменится неожиданным мирным состоянием души.

77. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: «спаси, Господи, раба твоего и святыми его молитвами умири сердце мое», и принудьте себя оказывать нелюбимому вами человеку всякого рода внимание и услуги, и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь; но и наполнит его святою любовию.

78. Если не утешает вас молитва при исполнении ее, то знайте, что она готовит вам божественное утешение и сладость вскоре по исполнении. Терпя потерпех Господа, и внять ми.

79. Во всю свою жизнь, пред каждым своим действием, руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли Господу Богу, не губительно ли оно для спасения души моей, не обидно ли для ближнего моего? Если, по строгому исследованию, совесть не зазирает вам, то намерение свое приводите в исполнение; а когда зазирает, – удержитесь от исполнения.

80. Не касайтесь языком своим чести ближнего, но свой язык употребляйте только на славословие Божие, и на чью либо пользу или назидание. А если уже непременно захотите злоречить, то вспомните грехи, соделанные вами от юности, и порицайте себя за то, что вы сделали их: порицайте глаза свои, что они видели чужие слабости и тем приводили вас к осуждению; порицайте уши свои, что они слушали неполезное и греховное; порицайте язык свой, что он произносил праздный и богопротивый грех, что осуждал, порочил, укорял ближнего, что роптал на Господа; порицайте свои ноги, что они шли на совет нечестивых и стояли на пути грешных; порицайте свои руки, – а более всего укоряйте окаянную и необузданную свою волю, потому что она есть настоящая виновница всех ваших грехопадений.

81. Не тяготитесь жизнию; она несносна только для злочестивых, а кто верует в Иисуса Христа, уповает на Него и любит Его, для того она всегда сносна. Это можно видеть на разбойнике, который распят был одесную Иисуса Христа: он был весь скорбь и болезнь, но рассуждал как во дни мира и благополучия. Не говорите же: я не люблю жизни, – этими словами вы незаметно для себя самого говорите Иисусу Христу как бы так: ненавижу я Тебя, пострадавшего за нас, и небрегу о приготовленном мне Твоими страданиями вечном блаженстве. Жизнь дана нам только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему, и достигали вечного царства, указанным в Евангелии узким путем, а не для того, чтобы веселиться в ней. Блажени плачущии ныне, а не смеющиися.

82. Если, нарушая заповеди Божии, вы когда-нибудь осмеивали ближнего, издевались над его слабостями, осуждали его за грехи и пороки, ненавидели и злословили; и если за это, как нарушители и преступники заповедей Божиих, сами терпите от Господа, чрез кого-нибудь из ближних, поношения, озлобления, клеветы и ругательства: то хулителя своего не считайте врагом своим, а любите его как брата и очистителя ваших беззаконий. Пусть бы не чрез него Господь достойно наказал вас, так наказал бы чрез одного из своих Ангелов, как древле послал наказание нечестивым содомлянам. Положим, что, живя по заповедям Божиим, вы никого никогда не оклеветали и не оскорбили, а вас оскорбляют: вспомните, однакож, что этот мир есть место, где не только вы, но и сам Господь наш Иисус Христос скорбел, тужил, был осмеян, оплеван, изранен, избит и распят; и помня это, не сердитесь на своих врагов и озлобителей, но жалейте их и молитесь за них; ибо они подлинно достойны сожаления, потому что не ведят, что творят. О, если бы знали, они, несчастные, что творят волю диавола, то, конечно, отстали бы от дел своих!

Не отревайте же их от любви своей за неведение, но молитесь за них, как за людей, находящихся в прелести и близких в гибели.

83. Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса, и есть венец и красота всех добродетелей: что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение.

84. Смирение есть такая добродетель, которою любуется Сам Бог. На кого воззрю? – говорит Он, – «токмо на кроткаго и смиреннаго, трепещущаго словес Моих».

Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни похвалы, ни славы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным, мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя, в сердце своем, заслужившим это; со всеми обходится радушно, всякому с любовию готов служить; не видит добрых своих дел, и не говорит о них без нужды. Подобного смирения я испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестныя.

85. Проезжая селение или дом, положите на себе знамение креста с молитвою: «Господи, спаси жителей сих, и по молитвам их помилуй меня грешного»; потом молитесь пред святыми иконами в домах селения, и говорите: «Вам, святии Божии, покланяюсь и прошу, помилуйте «меня грешного и сохраните в пути сем во всю жизнь мою». При входе в чей-нибудь дом, прежде поклонитесь пред иконами, там находящимися, а потом уже приветствуйте хозяев. То же делайте и при выходе из дома.

86. Если вы будете печальному утешением, несчастному облегчением, бедному помощью, сироте отцем и матерью, больному упокоением, врагу доброжелателем, слуге милостивцем, заблудшему руководителем ко спасению и всякому христианину усердным по возможности служителем; то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Иисуса Христа, не только изгладятся ваши грехи, но и узрите вы Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки.

87. Уверившись, что слова мои основаны на св. Писании, вы, как любимые мною духовные чада, надеюсь, примете их близко к вашему сердцу и расположите по ним жизнь вашу. И радуюсь я уже заблаговременно, что жизнь ваша будет славна пред Господом, а успение ваше со святыми, – не медлите только обратиться ко Господу Богу и не отлагайте день ото дня спасения вашего. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. А что будет завтра, того мы не знаем.

88. Полагайте на уста хранение, упражняйте сердце в молитве Иисусовой, прилежите всякого рода воздержанию, – и получите дар бесценный, дар любви Божией к вам.

89. Жилищ и мест благословенных Церковию не избегайте, и если должны быть в них, то будьте с молитвой. Напротив, гнушайтесь мест, Богу ненавистных, каковы: театры, балаганы, домы нехристианских увеселений и собраний, маскарадов и прочих богопротивных и недостойных христианина зрелищ, – этих мест, говорю, убегайте как идольских капищ, потому что в них приносится жертва диаволу, а не Господу нашему Иисусу Христу.

90. Исправляя внешние, относящияся к общежитию дела, по сердцу непрестанно будьте жертвою Богу, и так живите в этом Вавилоне, мире сем, чтобы беспрестанно памятовать свой горний Иерусалим и свое предназначение.

91. Променяйте благородство ваше на рабство Иисусу Христу. Неге противьтесь, роскоши избегайте, и не превозноситесь над вашими рабами, – в высшем они с вами равны, потому что Господь наш призывает и их к святой своей трапезе теми же словами, как и вас: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое; пийте от нея вси: сия есть кровь Моя, я же за вы и за многия изливаемая», и проч.

92. После такого Божеского призывания, кто слуги ваши? не рабы они вам, а товарищи, друзья, братия о Господе Иисусе, искупленники Божии, за которых, как и за вас, лилась кровь Иисуса Христа. Смотрите, обходитесь с ними достойно того внимания и той божественной любви, которую к ним явил Господь Бог наш. Все мы христиане – семья Божия; поэтому не чуждайтесь ни кого, ни мужчин, ни женщин, ни господ, ни рабов, ни богатых, ни убогих, а всякому будьте свои, родные по сердцу; будьте готовы служить, помогать и благотворить, по возможности, всем.

93. Нижние долины всегда почти бывают тучны и плодоносны; а высокие горы большею частью сухи и не способны к плодорождению. Равным образом, который колос держит вверх голову, всегда бывает пуст, а который стоит поникнув, в том много зерен. – Имейте сердце смиренное, – и обогатитесь всем нужным ко спасению.

На долину плодоносную дождь льется и прямо с облаков, и с высоких гор: таково смирение. Под именем дождя я разумею благодать Божию, которая дается смиренным и непосредственно от Бога, и чрез людей, вознесенных Господом в сей жизни духовно, как вознесены горы. Если внутреннее ваше будет смиренно отдано в волю Божию и заперто для входа врагам его, то приидет к вам Утешитель Дух Святый и вселится в вас.

94. О пространном пути забудьте; Господь, по милосердию Своему, ведет вас вратами тесными в царство небесное, а тот приведет в пагубу вечную.

И вам и себе желаю в этой жизни только очищения от грехов, и прошу Господа Бога, чтобы Он все то соделал с нами, чем угодно будет Ему очистить грехи наши и омыть беззакония, хотя бы для сего нужно бесчестие и бесславие. – И вам и мне должно жить по заповедям Божиим, а не по толкам людей.

95. Я же, что единожды взял на себя для Господа и спасения моего и вашего, того не желаю оставить до моей смерти. Знает Господь Бог мой, Которого люблю и Которого велений и суда страшусь, что в этой жизни и доброе имя для меня мало значит, и злое не обидно. Если за дело Божие назовут меня худым, то это худое приятнее и ценнее для меня всех похвал мира сего; а если за дело Божие поступят со мною худо, то и это я приму за особенную ко мне милость Господа Бога. Слава Ему милосердому за все.

96. Для пользы своей души любите уединение и, покорившись совершенно велениям отца, приучите свое сердце к непрестанной молитве Иисусовой. От внутреннего пребывания в вас Господа Бога вы сделаетесь во всем терпеливее, любвеобильнее и смиреннее.

97. Берегитесь, чтобы леность не расслабила ваших сил для подвигов духовных: она первый враг для живущих в удалении от отца; но не отчаивайтесь в спасении и не печальтесь чрез меру, если иногда ослабеете в подвигах.

98. Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, которой вас, моих другов, поручаю во все дни живота вашего. Слабы ли вы, дурны ли, – все прибегайте к милосердому Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко. Эта надежда не посрамит вас во веки.

99. В мире мир теснил и ненавидел и Создателя мира Господа Иисуса. Не о сладчайшем ли Господе нашем Иисусе Христе гласит святое Писание: Сын человеческий не имеет, где главы приклонити... Во своя прииде, и свои Его не прияша? Да, мир постоянно и жестоко гнал и преследовал Его в земной жизни; постоянно и жестоко преследует и подражателей Христовых. Мир коварен, злобен, любостяжателен, горд и притеснителен. Пусть же он и обходится с нами по губительным своим правилам.

100. Вы же, чада мои, живите в духе Христовом и руководитесь спасительным Его учением. Вот, что приказывает нам сладчайший Искупитель наш. «Аз глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в одесную твою ланиту, обрати ему и другую; и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отдай ему и срачицу. Любите враги ваши, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгоняющыя вы; яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех, – яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. – Не судите, да не судими будете. – Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. – Внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу». Поэтому, желающему обидеть вас не прекословьте слишком; никто и ничто не доставит вам такого утешения, какое доставит верный в словесех своих Господь Бог наш, за принятие и исполнение на деле Божественного Его учения. Святая и православная Церковь воспевает: «Дерзайте убо, дерзайте людие Божии». И аз, отец ваш, глаголю вам: дерзайте, чада мои: при Господе, пребывающем в сердце вашем, ничто и никто не повредит вам; соедините только с дыханием вашим сладкое для нас и страшное для врага имя Его.

101. Не презирайте слов моих, и не считайте их трудными к исполнению: для Господа и с Господом все трудное не трудно и все скорбное не скорбно; бремя бо Его легко есть, и иго Его благо. За вашу же покорность ко Господу и святое послушание ко мне грешнику, Господь с вами есть спасаяй вас, и в моем сердце вы всегда живете, огражденные Божиим благословением.

102. Овца, выбегшая из ограды своего пастыря, бывает пищей зверя, и дитя, прелезшее чрез ограду божественной покорности отцу своему и блуждающее в непроходимых дебрях самости, делается добычею диавола, древнего губителя душ наших. Будьте же всегда, чада мои, в ограде детской покорности к духовному отцу своему и пребывайте в ней, дóндеже Господь потребует вас к себе. Блаженны будете вы, если любовь ваша к путеводителю не остынет в вас до смерти. Ей и аминь. Ваш до гроба и за гробом, отец и друг и брат и слуга.

* * *

4

Из его жизнеописания, напечат. в «Страннике», 1800 г., № 7.


Источник: Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Часть 2. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата; Издательство «Посад», 1994. – 252 с.

Комментарии для сайта Cackle