Исповедь и Причастие. Их взаимосвязь и частота.

Православный христианин
Не все послушания в храме требуют посвящения в чин... Например матушки в Церковных лавках служат без посвящения...то же и просфорницы...
В данном случае послушание - это исполнение некой работы или служение в качестве клира. Здесь послушание не тождественно покорению своей воли под волю настоятеля.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Вы всегда от своего ума толкуете стихи Евангелием или пользуетесь благодатным святоотеческим толкованием?
Где в этом стихе про «раскайся»
Пользуюсь Св. Отеческим толкованием. И тут не мое толкование, а Свт. Амфилохия Иконийского . "раскайся" выделил красным цветом... цитирую:

"Мы примирим тебя с Богом, не бойся. Имеешь спасение, имеешь покаяние. Только откажись от греховной своей работы. Чрез нас Сын Божий отверзает рай. Только покайся. Только обратись. Хотя мы, предстоятели, и сами грешники, но Христос Бог наш с величайшим благоволением вручил ключ от рая в руки нас, смиренных. «Что свяжете на земли, – говорит, – будет связано на небесех. И что разрешите на земли, будет разрешено на небесех» (Мф .18:18). Посему с упованием раскайся, и получишь прощение от Того, Кто имеет власть на земле отпускать грехи. "
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Коринфе у первых христиан Таинства Покаяния не было, а причастие в осуждение было.
Да откуда такие утверждения. Кто знает что было у них живущих в кругу языческого мира.
Кроме того, Святые Таинства есть самостоятельные священнодействия, независимые друг от друга.
Да, каяться можно в любое время, когда появится желание, вне Литургии. А Вы что в свой грех Христа привечать будете, казалось бы наоборот, как можно лучше все стремятся душу свою к встрече подготовить. А не в свою нечистоту ввергать Тело и Кровь, гностически подразумевая автоматизм действия Даров. А это не так.
 
Киев
Православный христианин
Проследование ко Святому Причащению.
- Во оставле́ние да бу́дет ми прегреше́ний Пречи́стое Те́ло Твое́, и Боже́ственная Кровь, Ду́ха же Свята́го обще́ние, и в жизнь ве́чную, Человеколю́бче, и страсте́й и скорбе́й отчужде́ние.
Вячеслав, ссылки хорошие. Но я все же уверен, что вы ошибаетесь. Я не могу претендовать на роль толкователя священных текстов, возможно, кто-то другой сможет лучше объяснить, какой смысл вкладывается здесь в понятие "оставление прегрешений" в процессе Причастия. Возможно, имеется в виду, что причащаясь, человек приобщается к Христу телом, впускает Христа в себя, что помогает ему оставить прегрешения.
Но предполагать, что сам факт Причастия приводит к очищению человеака от грехов - ну не соглашусь я. Это начинает попахивать профанацией таинства и вообще профанацией духовной жизни. Зачем вообще какое-то покаяние, зачем отдельное таинство Исповеди, если можно приходить в храм каждое воскресенье, причащаться и быть чистым от грехов аки агнец?! Никакой работы над собой - механическое очищение, напоминает языческие или иудейские обряды. Кстати, подобным образом поступают греки, и куда это их привело - к ереси папизма и этнофилетизма, а теперь еще и к общей чаше с украинскими самосвятами.
А то, что Причастие бывает во осуждение, вы слышали? И первым таким осужденным стал Иуда Искариот, который причастился и побежал предавать Христа - что-то не сильно его Причастие от греха очистило, да?
Причастие - это другое, это помощь от Бога, способ преобразовать себя. Но не очистка от грехов. И святые отцы всегда настоятельно говорили о том, что прежде чем принять Христа в дом своего тела, его нужно по возможности тщательно убрать от грехов, насколько хватает сил. А приглашать Христа в свой свинюшник - это само по себе грех.
 
Проблемы нет. У Вас никогда не было такого, что выносить на исповедь нечего? Никогда не делали так, чтобы набрать неких грехов на исповедь?
У меня так было, когда часто причащалась. На мой вопрос как же готовиться к Причастию, священник посоветовал читать акафисты.
 
Православный христианин
В Антиохийской православной церкви нет правила обязательно исповедоваться перед святым Причастием. И там очень многие люди не исповедуются десятилетиями. Я читал, что один их батюшка, познакомившийся с практикой нашей Церкви, стал восстанавливать исповедь у себя на приходе, и жизнь стала совсем другая, лучше. Как сочетать Исповедь и Причастие решает каждая Церковь в зависимости от условий и состояния верующих. В нашей Церкви принято исповедоваться, и я считаю, что это оправдано. А то, что человек каждый раз исповедуется в одном и том же грехе - не аргумент; лекарство ведь тоже не за раз исцеляет. И если "выносить на исповедь нечего", можно почитать Евангелие и спросить себя - могу ли выполнить то, что там Господь говорит? могу лет отсечь руку или вырвать глаз, чтобы избежать соблазна? могу ли не замечать недостатков других? могу ли подставлять другую щеку? могу ли благословлять проклинающих... могу ли не гордиться, если могу то, что выше перечислено...
 
Православный христианин
А то, что Причастие бывает во осуждение, вы слышали? И первым таким осужденным стал Иуда Искариот, который причастился и побежал предавать Христа - что-то не сильно его Причастие от греха очистило, да?
Вы сами выдумываете, что в Причастии автоматически прощаются грехи и на этих выдумках строить свои мысли, которыми оппонируете мне, хотя я ничего подобного не только не писал, но и не мог даже помыслить. К Причастию нужно подходить в покаянии и с верой в прощение грехов. Тогда не будет осуждения.
 
Православный христианин
А то, что человек каждый раз исповедуется в одном и том же грехе - не аргумент; лекарство ведь тоже не за раз исцеляет. И если "выносить на исповедь нечего", можно почитать Евангелие и спросить себя - могу ли выполнить то, что там Господь говорит?

Теорию знаете. Кстати, может лекарство вообще не применяется? Врач только послушал больного и сказал больному: «иди, ты, здоров».
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Взвешенная позиция священника Павла Адельгейма (Царствие Небесное), которую я разделяю.

«
О связи Исповеди и Причащения.
27 сентября остались неотвеченными два вопроса, имеющие общий интерес. Поэтому выношу свой ответ в отдельный пост.
Причащение и исповедь- два отдельных таинства. В таинстве исповеди человек проиносит покаяние Богу в своих грехах, отрекается от них и получает действительное прощение от Церкви, которой дал эту власть Христос. Причастие является источником духовного и телесного здоровья. Даёт свободу начать заново жизнь с Богом и по-Божьи. Так связывают оба таинства логика покаяния и обычай. Они же эту связь ограничивают. Преподобные завещают приносить покаяние Богу каждый вечер, вспоминая свои духовные ошибки за прошедший день. Такая исповедь не является таинством, но свидетельствует о трезвении ума и сердца. В Оптиной практиковался древний обычай "откровения помыслов". Оно также не было таинством и совершалось не перед священником, а перед старцем, который не обязательно был иереем но имел опыт духовной жизни. Рассматривая помыслы, старец из своего личного опыта помогал разобраться в мыслях и чувствах, и указывал духовные опасности, подстерегающие начинающего инока: мнительность, самолюбование, обидчивость, тщеславие и т.д. Старец помогал в самопознании и осуществлял при этом правильное руководство, объясняя как преодолевать помыслы и освобождаться от них. Этот обычай сохранился в церковной жизни под именем "старчества". "Откровение помыслов" не давало отпущения грехов. Оно обеспечивало правильное духовное руководство. При этом исповедь перед священником совершалась в своё время. Исповедь является таинством, в котором Церковь через священника даёт отпущение грехов. Такое отпущение вполне естественно получить, готовясь причаститься святых Христовых Таин. Такая связь между таинствами вошла в благочастивый обычай исповедываться каждый раз перед Причастием. Эта связь не имеет принудительного характера. Требование исповедываться перед Причащением высказывает каждый священник потому, что среди прихожан оказываются случайные люди, не понимающие смысла Причащения. Они относятся к нему так же, как к елеепомазанию или благословению, не понимая ответственности за акт телесного соединения со Христом. Исповедь даёт возможность помимо отпущения грехов объяснить смысл таинства, подготовить к Причащению или удержать от поспешноого принятия Таинства. Требование непременной исповеди перед Причащением обращено не ко всем. Священнослужители исповедуются не перед каждым Причастием, а по мере надобности. На моей памяти отец Таврион разрешал причащаться ежедневно паломникам, приезжавшим в его пустынь, а исповедывал их не каждый раз. Отец Борис (Холчев) разрешал своим духовным чадам Великим постом причащаться часто, на Первой и Страстной седмицах - ежедневно, но исповедовал их не каждый раз. Грех, в котором мы исповедуемся должен быть внутренне выявлен, чтобы покаяние в нём не оказалось мнимым. К мнимой исповеди в грехе иногда приводит длинный список, в который вносятся грехи на основании "может и был" помысел, "а вдруг я его не заметил". В этом случае возникают две опасности. Во-первых, мнительность, за котрой следует тревожное состояние души, лишающее душевного мира. Во-вторых, возникает лукавство: в перечислении "всяких" грехов прячется тот грех, который стыдно назвать отдельно. Он требует особенного внимания и покаяния, а стыд побуждает прятать его в перечислении, и, сделав незаметным, скрыть. Совесть успокоена-грех назвал, но признание греха не состоялось. Исповедь без Причащения допускается без всяких ограничений. Чувствуешь необходимость исповедать грех - иди и исповедуй. Если исповедь пробуждает желание причаститься, не препятствуй ему. Это хорошее и здравое желание. Древние отцы, Василий Вел. Иоанн Зл. высказываются за очень частое Причастие».
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Из обсуждения в ЖЖ священника Павла Адельгейма его статьи, вышеизложенной.

«От одного батюшки услышал, на мой взгляд, очень замечательные слова: «Сколько раз нужно причаститься, что бы один раз исповедаться. К сожалению, у нас часто всё с точностью наоборот. Если Господь говорит, что без Меня не можете творить ни чего, значит и покаяться. Мы ведь просим: даждь мне видеть моя согрешения. Значит это дар. А если не даёт Господь в какой то момент ,тогда что? О.Павел пишет золотые слова: «Грех, в котором мы исповедуемся должен быть внутренне выявлен, чтобы покаяние в нём не оказалось мнимым.» А это процесс, и иногда очень длительный и мучительный. К сожалению, большинство священников в нашей Церкви культивируют неправильное отношение к исповеди. Происходит профанация, как исповеди, так и исповедования помыслов. Ведь опытных духовников не так много.
Приходит человек на Литургию, ему говорят :нужно исповедаться. Приходит через три дня опять, тоже самое. А ему может и сказать не чего, не созрел ещё. И начинает человек выдумывать, ведь нужно же что то сказать. А если хватит смелости честно объяснить ситуацию, слышит в ответ: ты что ,безгрешный? У меня доходило до того, что просили просто наклониться, разрешительная молитва не читалась,просто крестили голову. Абсурд. Было сказано открытым текстом: что бы не соблазнять других. Лично для меня эта проблема самая тяжёлая, трудно переносить фальшь.Но деваться не куда, прогонят и не пустят к Чаше. Вот и играю в эту игру под названием «исповедование помыслов». Грустно».

Отец Павел Адельгейм

Перед чином Литургии каждый Служебник помещает три условия, необходимые для служения и причащения: Примирение, целомудрие воображения и пост "с вечера до времени священнодействия", то есть постимся ночь перед Литургией. Других условий не указано. Священник служит, пасхальную седмицу и разговляется при этом мясом. Это не препятствует его причащению на следующий день.
 
Православный христианин
Теорию знаете.
Дорогой брат! Если бы я знал практику, я бы сейчас с Ангелами Божиими воспевал на Небе!

К Причастию нужно подходить в покаянии и с верой в прощение грехов. Тогда не будет осуждения.
Кто же спорит. Но каков практический (практика!) вывод из Ваших рассуждений? Я что-то не пойму.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Проследование ко Святому Причащению.
- Во оставле́ние да бу́дет ми прегреше́ний Пречи́стое Те́ло Твое́, и Боже́ственная Кровь, Ду́ха же Свята́го обще́ние, и в жизнь ве́чную, Человеколю́бче, и страсте́й и скорбе́й отчужде́ние.
Да будет мне в прощение согрешений пречистое Тело Твоё и божественная Кровь, Человеколюбец, в Духа же Святого общение и в жизнь вечную, от страстей же и скорбей — в избавление.
- Сло́ве Бо́жий и Бо́же, угль Те́ла Твое́го да бу́дет мне помраче́нному в просвеще́ние, и очище́ние оскверне́нной души́ мое́й Кровь Твоя́.
Слово Божие и Боже! Уголь горящий Тела Твоего да будет в просвещение мне, омраченному, и во очищение оскверненной душе моей — Кровь Твоя.
- Душе́ю и те́лом да освящу́ся, Влады́ко, да просвещу́ся, да спасу́ся, да бу́ду дом Твой причаще́нием свяще́нных Та́ин, живу́щаго Тя име́я в себе́ со Отце́м и Ду́хом, Благоде́телю Многоми́лостиве.
Душою и телом да освящусь я, Владыка, да просвещусь, да спасусь, да сделаюсь домом Твоим, через причащение священных Таинств имея Тебя во мне живущим со Отцом и Духом, Благодетель многомилостивый.
- Я́коже огнь да бу́дет ми, и я́ко свет, Те́ло Твое́ и Кровь, Спа́се мой, пречестна́я, опаля́я грехо́вное вещество́, сжига́я же страсте́й те́рние, и всего́ мя просвеща́я, покланя́тися Божеству́ Твоему́.

Да будет мне, Спаситель мой, Тело Твоё и Кровь Твоя драгоценнейшая как огонь, сожигающий вещество греха и попаляющий страстей терние, и как свет, всего меня просвещающий для поклонения Божеству Твоему.

Милитари цитировать не буду сами прочитайте с вниманием.

PS
- 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Матф.26:28)

Ещё.
Слова молитвы, читаемой перед Причастием всегда:
"Молюся убо Тебе:помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением: и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.Аминь."
Также: "Приимите ядите.....пийте от нея вси.....во оставление грехов"
Ещё:"Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов..."
Чтение молитвы Господней тоже об этом.
Сами Св.Тело и Кровь преподаются с формулировкой :Во оставление грехов и в жизнь вечную"
Во оставление грехов и в просвещение вовсе не означает, что в прощение грехов. Каков смысл Причастия? Разве недостаточно Крещения, в котором очищаемся от всех грехов и облекаемся в Христа?

В Крещении «крещаемые, облекаясь во Христа, принимают обязательства и получают силы жить жизнию Христовою, мыслить Его мыслями, желать Его желаниями, чувствовать Его чувствами, действовать Его действиями, во всем проявлять в себе Христа» https://azbyka.org/biblia/in/?Gal.3:21&r. Но после Крещения мы, не имея достаточной твердости веры, зачастую отходим о Бога, теряем благодать, данную в Крещении, и снова приобретаем грехи. Поэтому для очищения от грехов снова и снова необходимо таинство Покаяния, которое называют иногда вторым крещением. Но для того, чтобы более не грешить после Крещения и исповеди, необходима поддерживающая благодать, которая, как духовная пища, дается в Причастии Плоти Крови Христа. Поэтому слова «во оставление, в просвещение, сжигая страстей тление» говорят об этой благодати во оставление грехов на будущее.

Там же, где говорится о прощении грехов в Причастии, это, как я предполагаю, так и есть, потому что, когда дается благодать во оставление грехов и избавления от страстей, нельзя не сказать о прощении и очищении от предыдущих грехов. Кроме того, после исповеди мы, не замечая за собой грехов, грешим в помыслах и делах. И это происходит даже на Литургии, когда рассеянно и невнимательно участвуем в богослужении. Поэтому, чтобы в Причастии принять благодать во оставление грехов и грешной жизни, мы прежде просим о прощении и очищении от уже содеянных до Причастия грехов.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Дорогой брат! Если бы я знал практику, я бы сейчас с Ангелами Божиими воспевал на Небе!


Кто же спорит. Но каков практический (практика!) вывод из Ваших рассуждений? Я что-то не пойму.
1. Если не испытали практически, зачем спорите?

2. Вывод такой, что необязательно перед Причастием участвовать в Таинстве Покаяния.
 
Последнее редактирование модератором:
"Требование исповедываться перед Причащением высказывает каждый священник потому, что среди прихожан оказываются случайные люди, не понимающие смысла Причащения." - именно, Вячеслав, поэтому я и написала о постперестроечных временах, да и сейчас такое есть. А относительно людей, которых священник знает, или если вообще небольшая церковь с постоянными прихожанами, а не городской собор, то таких "случайно зашедших" людей там и нет. У меня был период, когда священник меня благословил причащаться без исповеди, а исповедоваться, когда будет внутренняя необходимость. Мне кажется, так рекомендуют многим, кого священники знают. Так же и в других Поместных Православных Церквях.
 
Православный христианин
Но для того, чтобы более не грешить после Крещения и исповеди, необходима поддерживающая благодать, которая, как духовная пища, дается в Причастии Плоти Крови Христа. Поэтому слова «во оставление, в просвещение, сжигая страстей тление» говорят об этой благодати во оставление грехов на будущее
Это Ваше личное понимание?
Там же, где говорится о прощении грехов в Причастии, это, как я предполагаю, так и есть, потому что, когда дается благодать во оставление грехов и избавления от страстей, нельзя не сказать о прощении и очищении от предыдущих грехов. Кроме того, после исповеди мы, не замечая за собой грехов, грешим в помыслах и делах. И это происходит даже на Литургии, когда рассеянно и невнимательно участвуем в богослужении. Поэтому, чтобы в Причастии принять благодать во оставление грехов и грешной жизни, мы прежде просим о прощении и очищении от уже содеянных до Причастия грехов.
То есть, если я подойду к Чаше и порошу Господа простить и укрепить меня от какого-то греха, Он меня не простит и не укрепит, когда соединится со мной телесно?
 
Православный христианин
"Требование исповедываться перед Причащением высказывает каждый священник потому, что среди прихожан оказываются случайные люди, не понимающие смысла Причащения." - именно, Вячеслав, поэтому я и написала о постперестроечных временах, да и сейчас такое есть. А относительно людей, которых священник знает, или если вообще небольшая церковь с постоянными прихожанами, а не городской собор, то таких "случайно зашедших" людей там и нет. У меня был период, когда священник меня благословил причащаться без исповеди, а исповедоваться, когда будет внутренняя необходимость. Мне кажется, так рекомендуют многим, кого священники знают. Так же и в других Поместных Православных Церквях.
Все зависит от священника. Знаю другие случаи, когда исповедь для членов общины является основой их существования.
 
То есть, если я подойду к Чаше и порошу Господа простить и укрепить меня от какого-то греха, Он меня не простит и не укрепит, когда соединится со мной телесно?
Но мне кажется, приведенные Вами слова из Последования о прощении грехов - это не про то, что в Причастии прощаются грехи. Иначе не установили бы таинства исповеди. Как говорится, нужны пруфы (богословские).
 
Православный христианин
Интересно. Общая, частая?
Частная. Настоятель обязал всех членов общины ежедневно записывать свои действия, которые необходимо исповедовать перед причастием. Исповедь на вечернем богослужении не осуществлялась. Исповедовались во время Литургии. Часто исповедь затягивалась и Причастие задерживалось.
 
Православный христианин
Но мне кажется, приведенные Вами слова из Последования о прощении грехов - это не про то, что в Причастии прощаются грехи. Иначе не установили бы таинства исповеди. Как говорится, нужны пруфы (богословские).
Мария, уже писал об этом. Повторюсь.
В Исповеди прощаются конкретные согрешения. При этом похотливая страстность как причина грехов остаётся. В Причастии эта похотливая страстность пожигается. Грех не только плод похоти, но и сама похоть тоже грех. Мне понравились слова о том, что нужно много раз причаститься, прежде чем избавимся от похоти. А после избавления от похоти исповедать ее и ее плоды в Таинстве Покаяния. Конечно же если есть внутренняя потребность исповедовать похоть и плоды чаще, это хорошо.
 
Сверху