Иисусова молитва. Практика и опыт.

Крещён в Православии
Здравствуйте! У меня такой вопрос об Иисусовой молитве. Получается ли у кого-нибудь произносить её постоянно. непрестанно? У меня не получается молиться во время общения с людьми. Научилась читать молитву во время чтения, но, вот, во время общения никак не получается. Кто научился произносить молитву Иисусову постоянно?
 
Оренбург
Крещён в Православии
Кто научился произносить молитву Иисусову постоянно?
Оно Вам надо? Так можно впасть в прелесть. Мне кажется, такими особыми молитвенными практиками могут заниматься только монашествующие или послушники в монастырях под руководством опытных старцев. Моё мнение.
 
Москва
Православный христианин
Здравствуйте! У меня такой вопрос об Иисусовой молитве. Получается ли у кого-нибудь произносить её постоянно. непрестанно? У меня не получается молиться во время общения с людьми. Научилась читать молитву во время чтения, но, вот, во время общения никак не получается. Кто научился произносить молитву Иисусову постоянно?
* Непрестанная молитва (Иисусова) дар Божий.
Преподобный Никон (Оптинский)

* ...Более старайтесь проходить деятельную добродетель заповедьми Божиими; а умозрительной еще не касайтесь, ибо оная по очищении страстей деятельною сама покажет путь (к себе).
Преподобный Макарий (Оптинский)

 
Православный христианин
.Получается ли у кого-нибудь произносить её постоянно. непрестанно?
Пока молитва устная, её невозможно произносить во время другой активности ума. Одно слово (молитвенное) заменяется другим. Нужно возвращаться после паузы и снова повторять. По мере сил.
 
Православный христианин
Прежде всего надо начать правильно произносить Иисусову молитву, а не как еретик Арий:
"Также всем надо было читать молитву Иисусову в церквах и в домах в варианте: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь». Вариант: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь» был признан ущербным, так как в первом варианте Христос — это Бог, а во втором варианте Христос — это только Сын Божий; значит, кто использовал второй вариант, а первый не использовал, тот верил как еретик Арий.
Все противники вышеназванного толкования, по мнению собора, противятся Богу, становятся подобным еретикам и поэтому наследуют анафему и проклятие Вселенских соборов, а во второе пришествие будут осуждены Иисусом Христом."
«Предел освященного собора» (рукопись, 1760-е годы) - Большой Московский собор (известен также как «большой собор», «собор 1666—1667 годов»)
1712781633845.jpeg
 
Православный христианин
Все противники вышеназванного толкования, по мнению собора, противятся Богу, становятся подобным еретикам
"Толкования". Наверно имеется ввиду именно толкование данных слов в духе Ария.
Потом - если читать пятисловную молитву?
 
Православный христианин
Прежде всего надо начать правильно произносить Иисусову молитву, а не как еретик Арий:
"Также всем надо было читать молитву Иисусову в церквах и в домах в варианте: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь». Вариант: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь» был признан ущербным, так как в первом варианте Христос — это Бог, а во втором варианте Христос — это только Сын Божий; значит, кто использовал второй вариант, а первый не использовал, тот верил как еретик Арий.
Все противники вышеназванного толкования, по мнению собора, противятся Богу, становятся подобным еретикам и поэтому наследуют анафему и проклятие Вселенских соборов, а во второе пришествие будут осуждены Иисусом Христом."
С канонической точки зрения это считается вариантом молитвы мытаря. Большой Собор не анафематствовал старый вариант молитвы Иисусовой, и обвинения этих вариантов в арианстве сняты. Поэтому все варианты разрешены к использованию, как и в других поместных православных Церквях. Можно и логически прийти к этому, разве Сын Божий не Бог, так же как ваш сын такой же человек как вы? Каждое день в утренних молитвах мы читаем молитву Иисусову: "Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Божий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас" и никто не считает это арианской ересью. Так что, дорогой Илия, читайте спокойно молитву Иисусову и ни о чём не волнуйтесь.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Здравствуйте! У меня такой вопрос об Иисусовой молитве. Получается ли у кого-нибудь произносить её постоянно. непрестанно? У меня не получается молиться во время общения с людьми. Научилась читать молитву во время чтения, но, вот, во время общения никак не получается. Кто научился произносить молитву Иисусову постоянно?
Основное в Иисусовой молитве это удерживать в естестве внимание на памятовании о Боге и чувстве в сердце. Не понуждая себя к этому, а иметь тягу естественного обращения к этому. Как итог - непрестанная молитва в сердце,а ум облекает чувства переживаемые, в слова молитвы. То чем вы занимаетесь, стадия навыкания к этому делу. Но вам не хватает внимания в этом деле и духовной тактики, так как нет наставника.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Память Божия и память смертная — как два естества в одном теле (Св. Иоанн Лествичник). Вдыхай в себя воздух с памятью о Боге: возвеселится сердце (“Помянух Бога и возвеселихся” — Псалтирь), а выдыхай с памятью о смерти: дух придет в сокрушение. И так в два оборота действует молитва Иисусова, по слову Каллиста и Игнатия Ксанфопуллов. Как в Господе Иисусе Христе два естества нераздельны, а в человеке душа и тело, так и в молитве память Божия и память смертная должны быть неразрывны, и такая молитва есть не прелестная — не падательная.
Исходный пункт молитвы память смертная, а предел ея память Божия: “От туду пойдеши и до сели дойдеши и далее не прейдеши” (Иов. 38, 11).,,
Из дневника Никодима Карульского
 
Православный христианин
Так что, дорогой Илия, читайте спокойно молитву Иисусову и ни о чём не волнуйтесь.
Молитву стараюсь говорить спокойно и сосредоточенно, произнося: "Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй мя́, гре́шнаго.", потому что: "Все противники вышеназванного толкования, по мнению собора, противятся Богу, становятся подобным еретикам и поэтому наследуют анафему и проклятие Вселенских соборов, а во второе пришествие будут осуждены Иисусом Христом." Я не хочу наследовать анафему и проклятия соборов и смотреть на Ария в вечности.
 
Православный христианин
произнося: "Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй мя́, гре́шнаго.",
Вариант: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь» был признан ущербным, так как в первом варианте Христос — это Бог, а во втором варианте Христос — это только Сын Божий;
За то, в первой части молитвы (Господи Иисусе Христе) уже говорится, что он Бог, а во второй и еще Сын, тогда получается убирая сына отвергается другое его естество. По хитросплетениям функционеров как ни скажи, все равно наслежуешь анафему.
Имхо по своим попыткам отмечу, сразу лучше выбрать то, что отзывается, без лишних премудростей. Здесь и своего рода момент смирения есть, умом нравится одно, а душа к другому лежит, так можно долго себя насиловать ходя по граблям, если не сдашься.
 
Православный христианин
Могут быть некоторые практические тонкости в выборе, например фонетический барьер, пытался обсудить эту тему несколько раз, - трудности из-за прямого переложения текста молитвы на русский. Потому возникли такие аллегории про беса, который не смог перешагнуть слово "помилуй" (звук п отсекающий, напрягает гортань и диафрагму, именно когда стоит в конце фразы, при тихм способе долгого повторения накапливается напряжение). Правда это видимо больше начальная проблема, когда есть противление и усилие, потом типа как ключ в замок вставляется, и сразу и формула и художественный метод сходятся, дыхание соединилось с молитвой.
 
Православный христианин
Молитву стараюсь говорить спокойно и сосредоточенно, произнося: "Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй мя́, гре́шнаго.", потому что: "Все противники вышеназванного толкования, по мнению собора, противятся Богу, становятся подобным еретикам и поэтому наследуют анафему и проклятие Вселенских соборов, а во второе пришествие будут осуждены Иисусом Христом." Я не хочу наследовать анафему и проклятия соборов и смотреть на Ария в вечности.
Митрополит Серафим (Александров)

О клятвах московских соборов 1656, 1666–1667 гг. и единоверии:

Первые расколоучители не принимали молитву: «Господи Иисусе Христе Боже Наш», называя ее еретической и не только сами не принимали, но «и других содержащих ю, укоряют, аки неправо содержащих», – Собор приказывает не следовать учению раскольников, ибо «молитва сия древняя, соборная и общая и нежная всему исполнению церковному и на еретики арианы меч секущий.» Достойно примечания и то, что отцы собора о молитве, которую только желали раскольники употреблять, дали следующий отзыв, что «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» – и сию молитву не обхуждаем» (41 л. об.–42).
........
Примечательно далее, что сказал, какое постановление сделал собор о молитве «Иисусовой» и о печати на просфорах. – О молитве Иисусовой собор сделал такое постановление: «и молитву Иисусову глаголати сице: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, в церковном пении, и в общем собрании; а наедине якоже кто хощет» (л. 6). И та, и другая молитва не обсуждается.
........
Сделав наставление, чтобы Иисусову молитву глаголати, согласно соборному указанию, «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас; аминь,» – отцы собора, говорят далее: «но и сия молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, не прекословящим свободна есть ко читанию. Противящиеся паки сия молитвы: Господи Иисусе Христе Боже наш, узаконением, да увещаются, еже научитися чести ю благоговейно, яко отцы святыми преданную» (л. 33 ов.). –

Итак отцы собора «не прекословящим», т. е. тем, кои не восстают против Св. церкви, не хулят новоисправленные чины и обряды, разрешают употреблять тот и другой обряд, ту и другую молитву. Собор так понимал и сделал такое же постановление не об одной только Иисусовой молитве, но и о прочих, так называемым, старых обрядах... «Сие есть наше толкование и заповедь (т. е. понимание и определение) и «о святом Символе, об аллилуии и о знамении честнаго животворящаго креста, о сложении перстов, и о Иисусове молитве» (л.л. 33 об. –34.).
.........
Патриарх Иоаким, к которому раскольники в 1682 г. обращались, тем, кои находились в единении с Церковью, без хулы на нее и на исправленные обряды, – благословил употреблять так называемые старые обряды, что засвидетельствовал и расколоучитель Савва Романов, которому патриарх ответил: «а креститеся, кто како хощет – двема персты, или треми» (Три челобит., изд. 1862 г., 99 стр.)

О кресте Иоаким, так отзывался, что «почитает и целует крест осмоконечный; » о молитве Иисусовой: «Такожде и сию молитву: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, никогда не отрицаем; и кто которую хощет глаголати не возбраняем» (Увет главы 7 и 11; по изд. 1791 г. 85 об. 106 л.л. 119 и 121 л.л.).
Ещё раз повторяю, обе молитвы разрешены благословением Церкви. Анафематствованы были не старые обряды, а те лица, которые отрицали обряды новые и вводили в раскол.
 
Православный христианин
Митрополит Серафим (Александров)

О клятвах московских соборов 1656, 1666–1667 гг. и единоверии:


Ещё раз повторяю, обе молитвы разрешены благословением Церкви. Анафематствованы были не старые обряды, а те лица, которые отрицали обряды новые и вводили в раскол.
Анафематствованы были и старые обряды, и те, кто их придерживался и не принимал канонических решений.
Собор велел использовать молитву общую и древнюю: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
„Большой Московский собор подтвердил анафему Московского собора 1656 года и прибавил новые анафемы на старые обряды, как на еретические; людей, которые ими пользуются, определил как еретиков[Деяния Великого Московского Собора 1667 года. стр. 8] .
Кроме того, Большой Московский собор (в 7 главе Деяний собора 1667 года) обосновал теоретически необходимость предавать гражданским казням еретиков (то есть старообрядцев), что привело к тому, что церковный Московский собор 1681 года от имени православных христиан просил царя применять против них военную силу; местные архиереи и воеводы стали совместно арестовывать старообрядцев и приводить их к гражданскому суду [Акты исторические, собранные и изданные Археографическою коммиссиею. Т. 5. 1676—1700. стр. 111]“
«Предел освященного собора» или «ὅρος» — это документ (свиток), в котором изложена цель, ради чего собрался собор, какие рассуждения были на нём и что утвердили на соборе:
в документе говорится, что все исправления, которые были сделаны, это предание святых апостолов, святых отцов, святой древний чин и согласны с греческими книгами. Также говорится, что всем креститься нужно ТОЛЬКО древним троеперстием, просфоры должны быть только с новой печатью, молитву Иисусову читать ТОЛЬКО в новой редакции и т. д. Всякого, не принимающего соборных определений о обрядах, отцы собора предавали АНАФЕМЕ «яко еретика и непокорника»…
Патриархи Паисий и Макарий дали толкование на обряды (3 глава Деяние собора 1667 года), под которым подписались и остальные участники собора. Согласно их толкованиям, трегубая аллилуйя является прославлением каждого лица Троицы: аллилуйя — хвала Отцу, аллилуйя — хвала Сыну…, а возглас «Слава Тебе, Боже» выражает единство лиц Троицы; те же, кто возглашает сугубую аллилуйю, «согрешают зело (сильно)», потому что не исповедуют единство Троицы...“
„... решающее значение имел прибывший в Москву в 1655 году антиохийский патриарх Макарий. С его именем связано не только введение у нас троеперстия (несомненно и ранее существовавшего), но прямое осуждение сложения двуперстного, на православном востоке совсем тогда неизвестного... 12 февраля 1656 года, в день памяти св. Мелетия антиохийского (IV в.) 22, он сказал, что двуперстное сложение есть подражание армянам, ибо армяне так крестятся. Далее, в неделю Православия, в присутствии царя, Макарий, вместе с прибывшими в Москву Гавриилом сербским и никейским митрополитом Григорием, произнесли отлучение на молящихся двуперстно, провозгласив, что православному христианину следует изображать крестное знамение тремя первыми персты. Это было осуждением со стороны восточных иерархов, – конечно, – не без ведома и согласия Российского... последовал формальный письменный восточным иерархам запрос относительно перстосложения; на него последовал и письменный также ответь, который гласил следующее: „Творити знамение креста с тремя первыми перстами… и кто от христиан православных не творит кресты тако есть еретик и подражатель армян и сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа“ (Истор. м. Макария ХII, 191)...
Российский патриарх растолковал двуперстное сложение несколько не в духе восточных; он заявил, что в нем заключаются ереси Ария (в соединении трех перстов не по порядку первых, а первого с двумя последними) и Нестория (в двух перстах указательном и великосреднем); упомянул и о недавнем у нас появлении двуперстия. Никто, по-видимому, не возражал против этого, – и в результате получилось, следующее постановление: „Святая восточная церковь содержит, еже тремя первыми великими персты всякому христианину изображати на себе крест… А еже два малые последния соединити с великим пальцем, имиже неравенство Св. Троицы показуется, и есть арианство и еже ктому два великосредняя простерта имети, а посему два Сына и два состава о едином Христе Бозе исповедовати, яко Нестория… сие всячески отринути повелехом, изрекше правило о сем сице: аще кто отселе ведый не повинится творити крестное изображение на лице своем, якоже древле святая восточная церковь прияла есть, и якоже ныне вселенстии патриарси, со всеми сущими под ними христианы, повсюду вселенцые обретающимися, имеют и якоже доселе зде православнии содержаша, еже треми первыми великими персты десный руки изображати, во образ святые и единосущныя, и нераздельныя, и равнопокланяемые Троицы, но имать творити сие неприятное Церкви, еже соединя два малые персты с великим пальцем, в нихже неравенство Св. Троицы извещается, и два великосредняя простерта суща, в них же заключати два Сына и два состава, по Несториеве ереси… сего имамы… всячески отлучена от Церкви, проклинаем и мы… и руки подписуем»...
Собор 1667 г., имевший неразрывную связь с собором 1666 г., – при непосредственном участии восточных патриархов Паисия александрийского и Макария антиохийского, не касаясь уже частных лиц, обратил внимание вообще на происшедший церковный раскол. В первой главе своих „Деяний“ прежде всего он изобразил картину церковного нестроения и раздорнической смуты, далее подтвердил бывшие при Никоне и по его отшествии книжные и обрядовые исправления, с наставлением – принимать их всем православным...
И эти определения и законоположения подписаны не только восточными патриархами, но и Российским патриархом Иоасафом II и всеми членами собора. Здесь перечислены далеко не все „старообрядческие“ разности, но и по указанным можно определить точку зрения отцов церкви собора...
„Повелеваем мы православнии патриархи со всем освященным собором с великою клятвою, еже святый символ приимати и глаголати без прилога („истинного“), якоже святии и богоноснии отцы на первом и во втором вселенских соборех написаша гречески. И в божественном церковном пения троити аллилуиа… И знаменоватися знамением честного и животворящего Креста тремя первыми персты десные руки, совокупивше я во имя Отца и Сына и Святого Духа… Аще же кто будет противлятися нам и всему освященному собору, Богу противляется и уподобляет себе прежним проклятым еретиком. И сего ради наследити имать, якоже и тии еретицы, анафему и проклятие святых богоносных отцев, святых седми вселенских соборов (л. 33 – 34).“
В таком виде представляются клятвенные осуждения и запрещения Большого Московского собора 1667 года, записанные в его „Деяниях“ („Деяние“ соборов 1666–1667 годов изданы в „Исторических актах“, т. V)...
В 20-м году XVIII в., – в особых правда, видах (для обнаружения тайных раскольников), была составлена нижегородским епископом Питиримом „Присяга“, в коей повторялись анафематствования в более ясной и решительной, в сравнении с „изречениями“ собора 1667 г., форме на некрестящихся троеперстно и на неисполняющих других соборных постановлений...”
„Клятвы Московских соборов 1656 и 1667 годов“ – профессор Александр Павлович Лопухин
 
Православный христианин
Анафематствованы были и старые обряды, и те, кто их придерживался и не принимал канонических решений.
Я вам привёл прямые цитаты из соборных постановлений, вы их даже прочесть не сумели? Делаю вывод, что любой разговор с вами априори непродуктивен.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я вам привёл прямые цитаты из соборных постановлений, вы их даже прочесть не сумели? Делаю вывод, что любой разговор с вами априори непродуктивен.
Я также привел вам цитаты из решений Собора, которые явно осуждают как сами "старые" обряды, так и тех, кто их использует. Разница в том, что вы цитируете человека, который уже был в синкретическом единоверие со "старыми" обрядами. Вы сами решаете, кому верить. Участь в вечности зависит от выбора. "... анафемы на старые обряды, как на еретические; людей, которые ими пользуются, определил как еретиков [Деяния Великого Московского Собора 1667 года. стр. 8] ... кто возглашает сугубую аллилуйю, «согрешают зело (сильно)», потому что не исповедуют единство Троицы... двуперстное сложение есть подражание армянам, ибо армяне так крестятся... „Творити знамение креста с тремя первыми перстами… и кто от христиан православных не творит кресты таков есть еретик и подражатель армян и сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа“ (Истор. м. Макария ХII, 191)..." и т.д. Я не понимаю, что непонятно. Прокляты сами ритуалы и изменения (в том числе и символ веры), которые внесли «старо» обрядцы, а также тех, кто их придерживается. Под эти проклятия попадают и те, кто впоследствии вступали в молитвенно-литургическое общение со старообрядцами (т.е. единоверци), а также те, кто позволил себе «отменить» на них анафемы (т.е. сергианские экуменисты и жидомасонской Русской Зарубежной Церкви).
 
Православный христианин
Ясно. Согласно написанному, молитву с упоминанием "Сыне" можно использовать. Я предпочитаю продолжать молиться, обращаясь к Христу как к Богу. Всего наилучшего! Хорошего дня!
 
Православный христианин
обращаясь к Христу как к Богу. Всего наилучшего! Хорошего дня!
Господи Иисусе Христе.... - здесь обращение как Богу. Запятая, обратите внимание, не ставится после первого слова, в молитвословах. И еще раз попробуйте вникнуть в простое замечание
в первой части молитвы (Господи Иисусе Христе) уже говорится, что он Бог, а во второй и еще Сын, тогда получается убирая сына отвергается другое его естество.
Всяческих благ
 
Сверху