Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Дело в том, что чувство собственной греховности, недостоинства и покаяние, заставляло думать Пимена Великого о том, что он не приближается к Богу, а наоборот, отдаляется от Бога на максимально возможное расстояние, #1.792
Вне контекста вашего спора, просто на заметку... Дело в том что опыт св. отцов это прежде всего опыт, а вы рассматриваете всё в сугубо каком-то морально-этическом свете. Осознавание своего внутреннего устройства в процессе подвижничества открывает все душевные язвы, это можно условно охарактеризовать как ощущение отдаления. Само по себе это целью и смыслом не является, и наверняка уж указанный подвижник все это понимал. Очередная заметка в ответ на совершенно абстрактное понимание и буквальные трактовки духовных методов.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Администратор
Православный христианин
Вне контекста вашего спора, просто на заметку... Дело в том что опыт св. отцов это прежде всего опыт, а вы рассматриваете всё в сугубо каком-то морально-этическом свете. Осознавание своего внутреннего устройства в процессе подвижничества открывает все душевные язвы, это можно условно охарактеризовать как ощущение отдаления. Само по себе это целью и смыслом не является, и наверняка уж указанный подвижник все это понимал. Очередная заметка в ответ на совершенно абстрактное понимание и буквальные трактовки духовных методов.
Я совершенно не понимаю, где Вы усмотрели морально-этический свет. Но оставим, так как не суть.
По сути.
Любой духовный опыт, есть всегда личный опыт, эта аксиома православия, по другому не возможно. Но этот (наш) личный опыт, нуждается в сверке с опытом святых отцов. И если там находятся отличия в выводах или методах, то это значит, что мы не идем путем спасения, а значит идем в другую сторону, то-есть в погибель. Третьего в православии нет.
Именно такой подход и отличает православие от протестантизма.
 
Православный христианин
Прошу прощения, я как говорится, хотел сказать мало, а сказал много и не то. Постараюсь исправиться и буду краток.
Дело в том, что чувство собственной греховности, недостоинства и покаяние, заставляло думать Пимена Великого о том, что он не приближается к Богу, а наоборот, отдаляется от Бога на максимально возможное расстояние, #1.792
Подобная мысль, находит продолжение в Молитвослове.................... Вем у́бо, Го́споди, я́ко недосто́ин есмь человеколю́бия Твоего́, но досто́ин есмь вся́каго осужде́ния и му́ки................................Вечерние Молитвы , Молитва прп. Иоанна Дамаскина.
Все это противоречит Вашей фразе. Тут либо - достоин всякого осуждения и муки, как написано в молитве и о чем говорит Пимен Великий! Либо - достоин приближения к Господу, именно об этом Вы пишите, так как слово .....приближаться.....означает перемещение.
Спасибо за беседу.

Димитрий, вы снова вынуждаете вам писать. В поисках вашей логики я дал вам формулировку, что по мнению святых означает приближаться к Богу. Вы, опровергая меня, своё определение не дали совсем, и говорите о каком-то "перемещении"... Вы не сумели прочесть, или это троллинг? Серафим Саровский писал о стяжании Духа Святого, как цели христианской жизни. Приближение же к Богу есть как раз процесс её правильного течения. И я ничего не писал про "достоин" приближаться, поскольку сами поиски приближения к Богу иного рода, и человек, ищущий Бога, не мыслит такими категориями. Написано было о сознании своего недостоинства.

Вы постоянно говорите о разном, путаете действие Благодати в человеке и произволение самого человека, зачем-то приписываете святому Пимену, имевшему благодатный плач, свои мысли. При посещении Благодатью человек чувствует свою греховность особенно ярко, но ему при этом не плохо, а хорошо. Неужели вы думаете, что святой не знал, что посещение Благодатью и благодатные слёзы, это действие Божие, и ни о какой отделённости от Бога речь не идёт? Цитатой из молитвы Иоанна Дамаскина вы почти дословно подтвердили мои слова: "Тем не менее, нельзя приближаться к Богу, не осознавая умом своё недостоинство и присущую греховность, и не будучи в покаянии". Перевод молитвы св. Иоанна: "Знаю, Господи, что недостоин я человеколюбия Твоего, но достоин всякого осуждения и муки."

Вы часто сами себе противоречите, прыгаете между разными понятиями, не отвечаете на заданные вопросы. Вся эта каша в вашем изложении выглядит, извините, очень странно для модератора. Полемика не может быть настолько бессвязной как у вас, в этом случае она вырождается в демагогию. Допускаю, что вы за 10 дней между ответами напрочь забываете, о чём шла речь, а перечитать вам лень. Если же вы не можете оценить, как это выглядит со стороны, не в обиду, пройдите пару когнитивных тестов, возможно что-то со здоровьем.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Администратор
Православный христианин
Димитрий, вы снова вынуждаете вам писать. В поисках вашей логики я дал вам формулировку, что по мнению святых означает приближаться к Богу. Вы, опровергая меня, своё определение не дали совсем, и говорите о каком-то "перемещении"... Вы не сумели прочесть, или это троллинг? Серафим Саровский писал о стяжании Духа Святого, как цели христианской жизни. Приближение же к Богу есть как раз процесс её правильного течения. И я ничего не писал про "достоин" приближаться, поскольку сами поиски приближения к Богу иного рода, и человек, ищущий Бога, не мыслит такими категориями. Написано было о сознании своего недостоинства.

Вы постоянно говорите о разном, путаете действие Благодати в человеке и произволение самого человека, зачем-то приписываете святому Пимену, имевшему благодатный плач, свои мысли. При посещении Благодатью человек чувствует свою греховность особенно ярко, но ему при этом не плохо, а хорошо. Неужели вы думаете, что святой не знал, что посещение Благодатью и благодатные слёзы, это действие Божие, и ни о какой отделённости от Бога речь не идёт? Цитатой из молитвы Иоанна Дамаскина вы почти дословно подтвердили мои слова: "Тем не менее, нельзя приближаться к Богу, не осознавая умом своё недостоинство и присущую греховность, и не будучи в покаянии". Перевод молитвы св. Иоанна: "Знаю, Господи, что недостоин я человеколюбия Твоего, но достоин всякого осуждения и муки."

Вы часто сами себе противоречите, прыгаете между разными понятиями, не отвечаете на заданные вопросы. Вся эта каша в вашем изложении выглядит, извините, очень странно для модератора. Полемика не может быть настолько бессвязной как у вас, в этом случае она вырождается в демагогию. Допускаю, что вы за 10 дней между ответами напрочь забываете, о чём шла речь, а перечитать вам лень. Если же вы не можете оценить, как это выглядит со стороны, не в обиду, пройдите пару когнитивных тестов, возможно что-то со здоровьем.
Вот ваша формулировка.
***
Я вам выше дал короткое определение: "Термин "приближаться к Богу" это термин вполне святоотеческий, многие святые его использовали, тот же преп. Исаак Сирин. Мера приближения к Богу это причастность человека Духу Святому, и для этого действительно есть целый ряд условий."
***
Вы сформулировали протестантский подход, православными терминами, так как в основу положили слово обозначающее движение в той сфере, где нет методологии проверки, этого движения.
Невозможно сказать- приблизиться к Богу и использовать понятие мера, так как и о движении и о мере этого движения, может знать только Бог, а не мы.

А вот православный подход.
Человек "идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати" в результате чего происходит благодатное единение человека и Бога.


Что же касается Исаака Сирина, то я давал ссылку, #1.843- вопрос крайне объемный, и требует длительного и комплексного подхода, поэтому я рекомендовал прослушать лекции.
Где между прочим сказано, что Бог может оставить благочестивого человека для того, чтобы человек познал свою немощь (о чем и пишет святой Исаак Сирин) и в результате спасся. Я приводил пример преподобного Иакова Постника.
Так как человек, начнет надмеваться присутствием благодати Божией и погибнет, не от присутствия благодати а от присущей греховности, которую мы хоть и понимаем умом, но ощутить, в нужной для спасения мере, не способны.
Нас Бог спасает, а не мы. И Он определяет меру нашего осознания собственной греховности и покаяния!
Поэтому Бог забирает благодать, не до конца конечно, иначе человек погибнет. Но в той мере, чтобы человек ощутил свою немощь.
Надменность (и многое другое), это смерть, она присутствует в нас всегда и происходит незаметно.

Если использовать слово приближение, то можно сказать так. Бог отходит от нас, для нашего спасения.


при посещении Благодатью человек чувствует свою греховность особенно ярко, но ему при этом не плохо, а хорошо.
Вот ваши слова, а вот отрывок из жития преподобной Марии Египетской, где нет подтверждения того, что от ощущения собственной греховности человеку хорошо.
Читаем.

17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями, борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.

Что мы видим.
Она терзалась, 17 лет, и только на короткое время Бог ее посещал. По словам самой святой........................ Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние......................а в основном она люто страдала, и только память от данных обетов Богородице, давал ей какой-то импульс.
То-есть, 17 лет Бог был рядом, но в той мере, чтобы она не умерла и не впала в отчаяние от ощущения своей греховности. Благодатное состояние наступало ненадолго, когда была совершена мера, и опять Бог забирал Благодать. И опять терзания от ощущения собственной греховности.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Димитрий, вы опять общаетесь сами с собой, и не читаете, что вам пишут и по какому поводу. Вижу полное ваше непонимание и нежелание понимать. Бог вам Судья. Да вразумит вас Господь в вашем неведении и упорстве. Всего вам наилучшего, наша беседа окончена.
 
Православный христианин
Качество молитвы зависит и от Бога и от человека.
Бог дает Благодать что меняет качество а человек вынуждает Бога дать Благодать.

Вот отрывок из Святого Паисия Афонского.
https://azbyka.org/otechnik/Paisij_Svjatogorets/starets-paisij/#0_8
...
Древние отцы совсем не доверяли своим помыслам, но и в малейших делах, в которых нужно было дать ответ, полагали его делом молитвы, при этом постились, чтобы «вынудить» каким–либо способом Божественную благодать известить их, каков есть по Богу правильный ответ, – и, после того как получали «извещение», давали ответ.
...


Я хочу сказать что все способы прихода к смирению, так как смирение состоит из спокойного личного ничто и Благодати,
есть способы вынуждения Благодати. А значит и качественной молитвы.

Вот короткая молитва за Нас а потом за себя может дать Благодать как тихую радость а может дать как осознание собственной греховности. И в этом тяжело молится за других а потом и тяжело осознавать греховность. Думаю эта горечь очищает совесть в отличии от самооправдания. Осознание греховности как микроскоп Говорит Святой Паисий Афонский. Чем дальше тем больше видишь. Думаю это зависит от очищения совести. Чем грязнее совесть, из за самооправдания, тем меньше видишь.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Качество молитвы зависит и от Бога и от человека.
Бог дает Благодать что меняет качество а человек вынуждает Бога дать Благодать.

Вот отрывок из Святого Паисия Афонского.
https://azbyka.org/otechnik/Paisij_Svjatogorets/starets-paisij/#0_8
...
Древние отцы совсем не доверяли своим помыслам, но и в малейших делах, в которых нужно было дать ответ, полагали его делом молитвы, при этом постились, чтобы «вынудить» каким–либо способом Божественную благодать известить их, каков есть по Богу правильный ответ, – и, после того как получали «извещение», давали ответ.
...


Я хочу сказать что все способы прихода к смирению, так как смирение состоит из спокойного личного ничто и Благодати,
есть способы вынуждения Благодати. А значит и качественной молитвы.

Вот короткая молитва за Нас а потом за себя может дать Благодать как тихую радость а может дать как осознание собственной греховности. И в этом тяжело молится за других а потом и тяжело осознавать греховность. Думаю эта горечь очищает совесть в отличии от самооправдания. Осознание греховности как микроскоп Говорит Святой Паисий Афонский. Чем дальше тем больше видишь. Думаю это зависит от очищения совести. Чем грязнее совесть, из за самооправдания, тем меньше видишь.
Это гордая и неправильная мысль, что можно принудить Бога к тому или иному действию. Нельзя заставить Бога ни в чём. Заметьте, в книге слово стоит в кавычках. Благодать даётся по Любви, по Милости Божией, то есть даром.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это гордая и неправильная мысль, что можно принудить Бога к тому или иному действию. Нельзя заставить Бога ни в чём. Заметьте, в книге слово стоит в кавычках. Благодать даётся по Любви, по Милости Божией, то есть даром.
В Православии принято из смирения говорить одно а делать другое. Потому вынуждение кавычках а пост нет.
Вот в опыте все это можно проверить, если есть желание узнать как все работает.
Это занимает по времени минут 5 и все вопросы снимаются.
 
Православный христианин
Благодать дается даром но ты должен выразить как то что хочешь ее.
Свобода воли. Вот молитва и пост или другие способы, добро, например.
Что бы причастится в храм надо прийти на службу, подготовится, покаяться.
Приходится палец о палец ударить.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У кого-нибудь есть собственный опыт Иисусовой молитвы, какой срок вы молились и какие изменения стали в себе замечать.
Столько обсуждений ...

Господи, помилуй!
Святая Царица Небесная, помилуй!
 
Оренбург
Православный христианин
Об Иисусовой молитве подробно пишут святитель Игнатия Брянчанинов в книге "Аскетические опыты", два тома и ещё я на днях прочитал книгу архимандрита Рафаила (Карелина) "Истинная жизнь - во Христе", там ответы на вопросы, почти вся книга об Иисусовой молитве. Сам я её не практикую, считаю, что это больше для монашествующих. Но кто хочет - пожалуйста.
 
Православный христианин
Об Иисусовой молитве подробно пишут святитель Игнатия Брянчанинов в книге "Аскетические опыты", два тома и ещё я на днях прочитал книгу архимандрита Рафаила (Карелина) "Истинная жизнь - во Христе", там ответы на вопросы, почти вся книга об Иисусовой молитве. Сам я её не практикую, считаю, что это больше для монашествующих. Но кто хочет - пожалуйста.
Исполняющие Заповеди Бога подобны монахам, но в миру.
 
Православный христианин
Книги о молитве (умной, исихастской, Иисусовой) пишут не молитвенники, беда поэтому.
 
Православный христианин
Есть еще "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение"...
Не помню теперь чьи сетования читала, изначально было:
"Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволения".
Т.е. не везде мир а только среди определенных людей.
 
Россия
Православный христианин
Книги о молитве (умной, исихастской, Иисусовой) пишут не молитвенники, беда поэтому.
Здравствуйте Михаил. Попробуйте найти и почитать книгу "Жемчужина отцов", два тома.
"Книга о Царстве Божием, от крещения сокрытом в каждой православной душе под спудом страстей и житейских попечений. Это напоминание святых отцов о евангельской цели жизни человека - о покаянном пути в утраченное Небесное Царство. Это указание ими необходимого, но забытого современным христианством светильника на данном пути - непрестанной внутренней молитвы, возжигающей в сердце Божественный огонь живого чувства к Живому Богу.
В издание вошло практически все, что написано святыми отцами о внутреннем христианстве: от самых простых поучений о сути жизни и общедоступных ступенях Иисусовой молитвы, до наставлений безмолвствующим и описаний богосозерцательных высот просветленного человеческого духа."
Мне очень понравилвсь, действительно жемчужина.
Всех вам благ.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Здравствуйте Михаил. Попробуйте найти и почитать книгу "Жемчужина отцов", два тома.
"Книга о Царстве Божием, от крещения сокрытом в каждой православной душе под спудом страстей и житейских попечений. Это напоминание святых отцов о евангельской цели жизни человека - о покаянном пути в утраченное Небесное Царство. Это указание ими необходимого, но забытого современным христианством светильника на данном пути - непрестанной внутренней молитвы, возжигающей в сердце Божественный огонь живого чувства к Живому Богу.
В издание вошло практически все, что написано святыми отцами о внутреннем христианстве: от самых простых поучений о сути жизни и общедоступных ступенях Иисусовой молитвы, до наставлений безмолвствующим и описаний богосозерцательных высот просветленного человеческого духа."
Мне очень понравилвсь, действительно жемчужина.
Всех вам благ.
Спасибо, это наверное хорошая книга. Все подобные книги для вдохновения, об Иисусовой молитве книг нет, напомню. Тема все таки "практика и опыт". Новиков пытался систематизировать, по мнению многих получилось не очень, растянул серию, опыта и живости не чувствуется.. Зато он поместил в свои сборники реконструированный текст о. Антония Голынского (изначально записи для внутреннего пользования), вот это пока что единственная книга действительно по практике молитвы на русском, которую довелось встретить.
 
Православный христианин
цитата из поста отца Сергия (Шалберова)
Секрет ее вокальной педагогики заключался в том, что классическое пение она ассоциировала с плетением тончайшей ткани музыкальной молитвы. Фундаментальной аксиомой её школы было золотое правило: «Человек начинает петь (т. е. молиться), когда забывает про себя». Св.Тихон Задонский говорит про это более обобщенно: «Всякая внешность без внутренности ничтоже есть! Все таковые солгали Богу». То есть у человека молитвенно поёт не глотка, а душа – когда незримо встречается с Ангелом Божиим.
по своей практике, сейчас разделил молитвенное созерцание на два этапа, вначале впускаю Христа, затем им становлюсь. Оба момента могут показаться провакационными и спорными, но тем не мене чувствую что в этом есть правда.

Вначале ограничивался "впусканием" в себя

формулу самой молитвы пришлось изменить со временем
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
становление, это исчезновение самости, близко к цитате по вокалу выше

кстати с этим все печали растворяются, не спешу поэтому воспроизводить каждый раз техникой такое состояние, хотя можно и технически, описывал ранее
 
Крещён в Православии
У кого-нибудь есть собственный опыт Иисусовой молитвы, какой срок вы молились и какие изменения стали в себе замечать. Какие молитвенные навыки появились. Спасибо.
Уже почти 3 года каждый день ею молюсь, без нее уже не могу. Утром, в течение дня и вечером, но без фанатизма, по 1-3 раза за "подход", так сказать)

Навыки не знаю, об этом как-то не думаю, если речь о внимании к молитве, то да, мне кажется, стал меньше отвлекаться, но то, что темные силы очень ее боятся, это точно.
 
Сверху