Да. Иначе говоря, ирония, без ответа по существу. Ваш ответ, который я прокомментировал таким образом, именно таким и был.
Посмотрел. К сожалению Продуктивное обсуждение этих ссылок для меня невозможно. Это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО аргументы веры. Я не буду нарушать правила. Да и аргументы веры в обсуждении истории учения не помогут.
Читая тему, я понял, что Вы предлагаете опираться не на толкования ("аргументы веры"), а на исторические факты, или сведения, описанные в источниках, имеющих историческую ценность.
Если я понял Вас правильно, предлагаю сразу договориться об используемых источниках. А именно, взять за источник Библию, которая включает в себя Тору (в большей её части) и
Новый Завет. Если мы станем опираться на разные источники, конструктивного диалога не получится.
Кстати, Вы ранее говорили о
продуктивном обсуждении. То есть о таком, которое поможет Вам получить желаемый Вами продукт: развеяние наших заблуждений о том, что Иисус имеет и Божественную природу, являясь одним из Лиц Пресвятой Троицы. Думаю, имеет смысл стремиться к
конструктивному обсуждению, которое не принесет "победу" одной из сторон, но поможет выстроить конструкцию, "мост", ведущий нас к доводам, над которыми мы сможем размышлять.
Означает ли выживание Апостолов , что идею Христа Бога они не проповедовали и не хвалили Христа именем Господа, когда молились в синагогах? Иначе бы погибли как Стефан. Как это можно опровергнуть или доказать?
Евангелия. Их четыре, не считая апокрифов. Они написаны Апостолами. Это факт. И во всех Евангелиях утверждается Божество Иисуса. Уже одно это опровергает Вашу точку зрения о том, что Апостолы не исповедовали Иисуса Богом.
Они не утверждали прямо, что Иисус - Бог, когда проповедовали в синагогах. Возможно. Все они были воспитаны иудеями, и им (даже им!) было невообразимо трудно принять, что Бог может быть настолько рядом, что Бог есть чистая Любовь, которую они видели в Иисусе. Они, воочию видевшие чудеса, которых никто не творил прежде: воскрешение мертвых, дарование зрения от рождения слепым, исцеление парализованных и т.д., разбежались, боясь за свои жизни, когда Иисус был схвачен и отдан на распятие! Умом они понимали и знали, что такие чудеса могут быть явлены только и исключительно Богом, как понимали это и многие фарисеи (в Евангелиях есть сведения о спорах среди них, и многие среди них полагали, что Иисус творит чудеса силой Бога), а вот сердцем сразу принять не могли... маловерие, оно и Апостолам было присуще поначалу.
Тем не менее, они знали, что Он послал их на проповедь о Нем, и проповедовали. Помните, что сказал им Господь?
"Осте
регайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас."
(Мф.10:17-20)
Получается, что Дух Святой внушил Апостолам те слова, которые они произносили, проповедуя в среде иудеев. В этом - мудрость Божия: если сухой прут гнуть резко и сильно, он сломается. Если постепенно и плавно, да еще и увлажнив его - согнется и "запомнит" форму. В среде язычников они говорили о Божестве Иисуса более открыто. И цель была достигнута! Христианство быстро распространялось как в среде иудеев, так и в среде язычников (даже быстрее среди язычников!).
Думаю, проповедуя, Апостолы и сами укреплялись в вере. Большое видится на расстоянии! И чем дольше они жили, тем сильнее веровали не только умом, но и сердцем, что Иисус есть Бог. Пожизненно сосланный на остров Патмос Апостол Иоанн диктовал ученику: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть"
(Ин.1:1-3).
Коль скоро мы договорились, что в качестве источников берем
Ветхий Завет (Тору) и
Новый Завет, давайте вспомним, что в Новом Завете сказано, что Иисус сообщил ученикам, что должен оставить их, но взамен Он пошлет им Утешителя, Духа Святаго. То есть, имеется историческое указание на различие Лиц Бога: Сын (Слово) вознесся к Отцу, послав ученикам вместо Себя Духа! Что это, как не Троица, еще ранее, при жизни Иисуса, явленная людям при Его крещении во Иордане!
Евангелие категорически исторично. Свидетелями евангельских событий были тысячи людей, следовавших за Иисусом в надежде получить исцеление или услышать мудрое слово. Св. Ап. Павел прямо говорит, что многие из свидетелей тех событий были живы к моменту его выхода на Апостолькое служение. Отмахнуться от Историчности Евангелия мы не можем.
Большинство иудеев не восприняли, тем не менее, Иисуса как Бога. И Он это знал заранее, и говорил, ссылаясь на пророчество Исайи:
"...слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их."
(Мф.13:13,14)
Заповеди Моисея они понимали строго: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим", не будучи способны вместить, что Единый Бог имеет три равносильных и равнославимых Лица.
Лично моя точка зрения: это трагедия иудеев. Они остановились в слышании слова Бога. То, что Бог возвещал им через Моисея и Ветхозаветных пророков - они усвоили. А то, что Сам Бог воплотился, облекся в тленную человеческую оболочку, стал во всем, кроме греха, человеком (именно для того, чтобы люди могли лучше понять Его!), они не вместили, не смогли уразуметь...
"аргумент Гамалила" хорошо известен.
я не знал этого... мне на ум пришло, когда я думал над Вашими словами! Выходит, согрешил я тщеславием: горжусь, что сам допер!