Есть вопросы?

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Не совсем понимаю про кожаные ризы. С остальным согласен. Так ли нам необходимо толковать кожаные ризы не как просто одежду, сделанную из кожи животных?

Святоотеческое учение о природе человека строится на двух фундаментальных положениях. Это как бы мост на двух столпах, одним из которых является учение об образе Божием, а вторым - весьма существенное указание на "кожаные ризы", дающее правильное понимание состояния человека по грехопадении. Назначение "кожаных риз" нельзя сводить лишь к выживанию человека в тех противоестественных условиях, в которые его ввергло падение, и возвращению его к тому, что по образу. Они служат и раскрытию внутреннего потенциала последнего, чем человек достигает Самого Образа.
 
Православный христианин
Последнее редактирование модератором:
Россия
Православный христианин
Святоотеческое учение о природе человека строится на двух фундаментальных положениях. Это как бы мост на двух столпах, одним из которых является учение об образе Божием, а вторым - весьма существенное указание на "кожаные ризы", дающее правильное понимание состояния человека по грехопадении. Назначение "кожаных риз" нельзя сводить лишь к выживанию человека в тех противоестественных условиях, в которые его ввергло падение, и возвращению его к тому, что по образу. Они служат и раскрытию внутреннего потенциала последнего, чем человек достигает Самого Образа.
Признаюсь, не смог разобраться. Но все равно благодарю за ответ, Сергей! Еще не дорос похоже.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Признаюсь, не смог разобраться. Но все равно благодарю за ответ, Сергей! Еще не дорос похоже.
Там неплохая подборка из Св.Отцов.

"Мы видели, что основным содержанием "кожаных риз" является смертность, превращение жизни в выживание. Она действительно является прямым физиологическим следствием греха, а не творением Божиим. Бог зла не творит [42]. Но Он попускает (т.е. условно принимает, хранит и поддерживает) в Своей безграничной любви даже это новое состояние и преображает его в благословение. Он изменяет то, что возникло как результат отречения (и потому негативно), в нечто относительно позитивное, если принять во внимание конечное преображение. Даже "оказывающимися злыми" Он "благолепно пользуется, чтобы исправить нас" [43]. И зло, которое "как таковое не является ни сущим", ни тем более "способным творить сущее", благодаря разрешающей и воссоздающей любви Того, Кто есть Благо, "оказывается и сущим, и благим сущим, и творящим блага", по выражению св. Дионисия [44].

Так всемогущество Божие использует создавшуюся ситуацию в качестве одного из возможных - для сострадательной и пребогатой премудрости Божией - путей к величайшему для человека благу, Христу, Который исполнит в нас иным способом, причем более парадоксальным и подобающим Богу, то изначальное назначение, которое предал Адам, злоупотребив своим естеством.
Относительно положительные условия "кожаных риз" преподаются самоизгнанному человеку как второе благословение. Бог прилагает их как второе естество к первоначальному - с тем, чтобы, правильно пользуясь ими, человек мог выжить и достичь своей цели во Христе. "Ведь одежда - это то, что одевается на нас извне и на время и предоставляется телу, не делаясь частью его природы. Так и смертность, взятая от естеств бессловесных, домостроительно одевается на естество, сотворенное для бессмертия" [45].

43. Прп. Максим Исповедник. Схолия к "О божественных именах" 4, 33, PG 4, 305D. Рус. Пер. см. в кн.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. СПб., 1994. С. 185.
44. Там же. С. 143-145.
45. Св. Гигорий Нисский. Огласительное поучение 8-е, PG 45, 33CD.
 
Россия
Православный христианин
Спасибо за указание! Нашел там толкование св. Филарета Московского. Вот с ним согласен, все понятно на моем уровне:

"Одежды кожаные, данные первым человекам, по мнению Григория Богослова, суть плоть грубая и смертная. Но хотя и справедливо то, что тело человеческое сделалось грубым и смертным по грехопадении, однако нельзя сказать, что человек до сего был наг от плоти; ибо тело его создано еще прежде души, и данные ему одежды кожаные, по крайней мере в собственном смысле, также не означают плоти, как и первый, его собственный опыт одежды — смоковные листья. Не свойственно было бы также одеждами кожаными назвать одежду из волны, или из коры растений, но всего ближе разуметь под сим наименованием одежду из звериной кожи. Поелику же начинающаяся потребность таковой одежды предполагает начинающееся состояние нынешнего человеческого скотоподобного тела и поелику Моисей обыкновенно описывает видимое, а под видимым заключает созерцаемое, то слова: сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные, действительно предполагают и то, что Бог дал падшим человекам плоть скотоподобную. То, что сам Бог устрояет и возлагает на человеков ризы, есть изъявление Промысла Его и милосердия о грешниках. То же смятение, которое принудило их самих искать одежды, препятствовало им сделать ее достаточною и совершенною: Бог усовершает ее так, чтобы она была и покровом стыда, и защитою от действия внешних сил на тело человеческое. Одежда, изобретенная грешниками, долженствовала быть памятником греха столь же ужасным, как и самая нагота. Бог, к утешению их, соделывает оную также памятником Своего о них попечения. Почему Бог заимствует человеку одежду от животных, а не от растений, откуда взяты кожи для ее составления? И как человек, не привыкший еще к мысли о смерти, мог без отвращения облечь себя смертью других? Сии недоумения не иначе могут быть разрешены, как тою догадкою, что Бог в одно время научил человека и приносить в жертву животных, и обращать их кожи в одежду, дабы сими жертвоприношениями он был вразумляем убивать в себе скотоподобные вожделения и страсти, имея также пред очами будущую жертву победоносного семени жены, и верою облекался бы в заслуги и крепость его. Таковым предположением удовлетворительно также объясняется и происхождение кровавых жертв, которые были уже приносимы детьми Адама (Быт.4:4) и, конечно, не по собственному их изобретению; и в особенности происхождение закона, предоставляющего жрецу кожу всесожжения (Лев.7:8)."
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Мне интересно, если временно отбросить все конструкты(системы интерпретирующие смыслы), и эллинский, и иудейский - то какой общечеловеческий костяк остается? На чём все конфессии могут подписаться?
 
Православный христианин
Мне интересно, если временно отбросить все конструкты(системы интерпретирующие смыслы), и эллинский, и иудейский - то какой общечеловеческий костяк остается? На чём все конфессии могут подписаться?
Иисус Христос есть Богочеловек! Если это не признавать, то и христианином нельзя себя называть...
 
Крещён в Православии
Иисус Христос есть Богочеловек! Если это не признавать, то и христианином нельзя себя называть...
Полагаю правильно исповедовать, что Иисус Христос есть одно Божественное Лицо Бога и человека.
Можно ли сказать, что Иисус Христос есть одно Божественное Лицо Богочеловека? Нет, нельзя. Тогодское как понимать и определять термин «Богочеловек» в отношении Иисуса Христа?
 
Православный христианин
Полагаю правильно исповедовать, что Иисус Христос есть одно Божественное Лицо Бога и человека.
Можно ли сказать, что Иисус Христос есть одно Божественное Лицо Богочеловека? Нет, нельзя. Тогодское как понимать и определять термин «Богочеловек» в отношении Иисуса Христа?
Вопрос то был не как православные понимают, а как все конфессии смогут принять...Протестанты вряд-ли будут разбираться в Лицах....
 
Православный христианин
Вопрос то был не как православные понимают, а как все конфессии смогут принять
Господь наш Иисус Христос сказал: ”Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”.
И этой Церковью называется - Единая Святая Соборная Православная Церковь.
Остальные дело рук человеческих, нравиться это или не нравится, тем про кого это сказано, но Истина одна.
 
Крещён в Православии
Вопрос то был не как православные понимают, а как все конфессии смогут принять...Протестанты вряд-ли будут разбираться в Лицах....
Парадоксально, но ответ является самым лёгким и самым сложным одновременно - константа практически для всех, это Человек Иисус из Назарета.
Дальше, идут всевозможные конструкты - от полноты Всевышнего, пророка, Богочеловека и т.д. и т.п.
 
Православный христианин
А как Вы ответите, с позиции православия?
Моя позиция отражена в книге 1 и 3 ТИПВ....Может я что то и не до конца понимаю в догматике и много вижу спорных моментов , но это больше укрепляет мою позицию...так и должно быть потому что религия это не идеалогия в которой все логически структурированно
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Моя позиция отражена в книге 1 и 3 ТИПВ....Может я что то и не до конца понимаю в догматике и много вижу спорных моментов , но это больше укрепляет мою позицию...так и должно быть потому что религия это не идеалогия в которой все логически структурированно
Но в ТИПВ нет ни чего о Богочеловеке. Понимаю, что Вы не можете пояснить, что Вы понимаете, когда пишите, что Иисус Христос есть Богочеловек.
 
Православный христианин
Но в ТИПВ нет ни чего о Богочеловеке. Понимаю, что Вы не можете пояснить, что Вы понимаете, когда пишите, что Иисус Христос есть Богочеловек.
конечно могу просто не понимаю что вам не понятно....вот здесь на Азбуке Веры например приводится такое утверждение-

Богочелове́к – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе заключено два естества – Божеское и человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо, одну Ипостась.

По учению Православной Церкви, сформулированному на IV Вселенском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены:

  • неслитно (т.е. не образуют смешанную природу полуБога, получеловека),
  • неизменно (т.е. ни Божеское, ни человеческое естество в результате этого соединения не изменились; Божеское обладает всеми Божественными свойствами, а человеческое — человеческими),
  • нераздельно (т.е. не представляют собой два испостасно обособленных естества, а составляют единое Лицо),
  • неразлучно (т.е. никогда не разлучались с самого момента зачатия и не будут разлучены).
Вы не согласны? если нет то это к админам Азбука Веры)))) Наберите Богочеловек и все вам по полочкам разложат... И важно не как я понимаю и могу объяснить, а как оно есть на самом деле....Чтение нужно разнообразить в ТИПВ не все богатство Православия озвучено))))
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Богочелове́к – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе заключено два естества – Божеское и человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо, одну Ипостась.
Если следовать, данному Вами определению, то Богочеловек определяется не через природу, не через ипостась, не через соединение, а через название имени Иисуса Христа. То есть название «Богочеловек, это даже не имя, а всего лишь название имени. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) исповедует Иисуса Христа как Богочеловека, ААЦ отступает о православия в данном случае?
 
Крещён в Православии
Чтение нужно разнообразить в ТИПВ не все богатство Православия озвучено))))

Вы очень заблуждаетесь. В ТИПВ изложено точное исповедание веры. А вот современные трактовки основ православной веры вызывают порой удивление и недоумение. В частности, почему необходимо имя Иисуса Христа подменять названием Богочеловек?
 
Православный христианин
Вы очень заблуждаетесь. В ТИПВ изложено точное исповедание веры. А вот современные трактовки основ православной веры вызывают порой удивление и недоумение. В частности, почему необходимо имя Иисуса Христа подменять названием Богочеловек?
Конечно все заблуждаются кругом кроме меня))))
 
Православный христианин
Если следовать, данному Вами определению, то Богочеловек определяется не через природу, не через ипостась, не через соединение, а через название имени Иисуса Христа. То есть название «Богочеловек, это даже не имя, а всего лишь название имени. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) исповедует Иисуса Христа как Богочеловека, ААЦ отступает о православия в данном случае?
Это все но лишь ваше мнение....а на сайте Азбука Веры я думаю моделировали и фильтровали все что они пишут... Вы считаете это богословской ошибкой, тогда срочно пишите им, что бы исправили.
Я прочитал ваши сообщения на многие вопросы прошлых лет...и возник вопрос почему вы все время занимаете позицию фундаменталиста? Понятно что вы стоите на непреклонной позиции сформированной влиянием ТИПВ...Однако мне понравилось как вам ответил однажды священник не помню имя, что в Украине многие не знают как и креститься.... Вы не считаете что в некоторых вопросах нужно подходить с миссионерской точке зрения, т.е использовать диалог о православии без терминов Лицо, Ипостась и другие.... Или вы считаете что это невозможно? Но апостол Павел в Ареопагита перед эллинским философами не использовал же чисто еврейские обороты, но вел диалог на языке эллинов
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Это все но лишь ваше мнение....а на сайте Азбука Веры я думаю моделировали и фильтровали все что они пишут... Вы считаете это богословской ошибкой, тогда срочно пишите им, что бы исправили.
Я прочитал ваши сообщения на многие вопросы прошлых лет...и возник вопрос почему вы все время занимаете позицию фундаменталиста? Понятно что вы стоите на непреклонной позиции сформированной влиянием ТИПВ...Однако мне понравилось как вам ответил однажды священник не помню имя, что в Украине многие не знают как и креститься.... Вы не считаете что в некоторых вопросах нужно подходить с миссионерской точке зрения, т.е использовать диалог о православии без терминов Лицо, Ипостась и другие.... Или вы считаете что это невозможно? Но апостол Павел в Ареопагита перед эллинским философами не использовал же чисто еврейские обороты, но вел диалог на языке эллинов
На сайте Азбука Веры много чего написано. Азбука Веры термин «Богочеловек» определила как наименование имени Иисуса Христа. Я с этим согласен. Поэтому, когда кто-либо пишет, если кто-то не верит в Богочеловека тот не православный, законно возникает вопрос, в чем православность веры в Богочеловека? Армяне верят в Богочеловека, они православные?

Миссионерство не должно быть во вред православной веры Церкви. Ведя диалоги, православные должны не уклоняться от православной веры, чтобы не давать повода к богохульству.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху