Свт.
Иоанн Златоуст говорит: «Христос, придя, обещал нам ныне блага большие тех, которых лишили нас согрешившие вначале. О чем плачешь, скажи мне? О том, что Адам, согрешив, лишил тебя Рая? Исправься, поревнуй о добродетели, и Я отворю тебе
не Рай, а самое
Небо, и не дам тебе потерпеть никакого зла от преступления первозданного».
Нет не синонимы. Хотя, и там, и там хорошо...
Перечитайте "Чудное видения Григория", там говорится, что Царство Небесное превосходней рая.
Рай это лишь первое небо.
Чудное видение Григория не канонический текст, но вы можете привести цитату и обсудим.
Приведённая вами цитата из творения святителя
Иоанна Златоуста "Восемь слов на Книгу Бытия",
Слово 5.
В ней святитель
Иоанн Златоуст как раз и говорит о том, что нет смысла плакать о потерянном рае Адамовом, ибо Господом Иисусом Христом искуплен грех прародителей, и людям добродетельным, а Вера во Христа есть основа добродетели, открыт путь на Небеса, в Царствие Божие.
Он пишет далее: "Так, ты потерял рай, а Бог открыл тебе небо; ты осужден на временный труд, а удостоился вечной жизни".
И в
Слове 7 объясняет:
"Но они, сверх того, говорят еще нечто другое. Раем, говорят, (Христос) назвал здесь не рай, но, Царство Небесное. Так как Он говорил разбойнику, человеку, не слыхавшему высоких догматов и не знавшему пророчеств, но все время проведшему в пустынях, совершавшему убийства, не заглядывавшему в церковь, не слышавшему божественного поучения и не знавшему, что такое – Царство Небесное, то, произнося слова:
«Днесь со Мною будеши в раи»,
под именем рая, как более известным и обычным, Христос разумеет Царство Небесное, и о нем говорит разбойнику. С этим могу согласиться. Следовательно, говорят, разбойник вошел в Царство Небесное. Откуда видно? Из слов:
«Днесь со Мною будеши в раи». Если это решение натянуто, приведем более ясное. Какое же это? Христос сказал:
«не веруяй в Сына уже осужден есть» (
Ин.3:18). Что же? Уже осужден? Между тем еще нет воскресения, нет наказания и мучений: как же осужден? За грех. Опять Господь говорит:
«веруяй в Сына
перешел от смерти в живот» (
Ин.5:24). Не сказал: «перейдет», но: уже
«перешел» и этот, опять, за подвиг, как Тот – за грех. Как один осужден, не быв еще судим, а другой перешел в жизнь, еще не перешедши, и как этому за подвиг, а тому за грех (Христос) говорит, как о деле совершимся, о том, что не совершилось, в таком же смысле сказал Он и разбойнику".