у грешного человека плоть владычествует над духом и управляет им
Мне прекрасно известно это вполне классическое представление в святоотеческой мысли.
Но я вот, размышляю тут над этим. А всё ли так или несколько сложнее?
Думается мне (сейчас по крайней мере), что в этом есть что-то манихейское и самооправдательное, будто я грешу потому, что это тело виновато. Если же грех от того, что тело заняло главенствующее положение, то из этого следует или может следовать несколько выводов:
- Тело - источник греха. Само тело каким-то образом желает именно греха и принуждает к греху душу.
- Душа же в таком случае чиста и лишь вынуждается ко греху. Чистая душа пассивный раб грешного тела.
- В таком случае вся аскетика должна быть направлена на борьбу с телом, на умерщвление плоти, на мятеж против тела-узурпатора, на переворот и на обратное порабощение тела душе.
- И движущая сила такой освободительной борьбы против эксплуатации души грешным телом является убеждение, что душа то чиста и стоит лишь лишить тело власти над душой, то уже чистая душа будет благородно и правильно владычествовать на вновь порабощённым телом.
В двух словах это классическая манихейская идея.
И вот мне кажется, что так быть не может.
В самом ли деле глаз твой соблазняет тебя?
А как глаз вообще может соблазнить? Глаз просто видит. Кроме зрения глаза не выполняют никакой иной функции. Глаз может только реализовывать способность видеть.
Должно знать, - говорит Дамаскин -
что не одно и то же — хотеть и хотеть каким-либо (определенным) образом. Хотеть вообще, как и видеть вообще, — принадлежность естества, ибо свойственно всем людям. Хотеть же каким-либо (определенным) образом — принадлежность уже не природы, но нашего свободного выбора, — как и видеть так или иначе, хорошо или худо. В самом деле, не все люди одинаково хотят и не одинаково видят. То же будем принимать и относительно действований. Ибо хотеть, видеть, действовать каким-либо (определенным) образом есть способ употребления воли, зрения и действования, свойственный одному только пользующемуся (этими способностями) и отделяющий его от прочих, соответственно тому или иному различию.
Итак, хотеть вообще называется волею, или способностью хотения; и это есть разумное стремление и естественная воля. Хотеть же каким-нибудь (определенным) образом, или то, что подлежит хотению, (предполагает) предмет хотения и хотение по свободному выбору (θελημα γνωμικον). Что по природе способно хотеть, то называется имеющим свойство хотеть. Например, естество божеское, как и человеческое, способно хотеть. Хотящий же есть тот, кто пользуется своею волею, или определенное лицо, — например, Петр.
Итак, глаз может только смотреть, а соблазняться, то есть смотреть определённым образом может только личность, хозяин воли.
Так что соблазны в самом деле из сердца исходят.
Дамаскин снова пишет:
Удовольствия бывают душевные и телесные. Душевные удовольствия — те, которые принадлежат только душе самой по себе; таковы, например, удовольствия, доставляемые знанием и созерцанием. Телесные удовольствия те, в которых участвуют и душа, и тело и которые отсюда получают свое название; таковы, например, удовольствия, доставляемые пищею, плотским соединением и т. п. Удовольствий же, свойственных одному телу, нельзя указать.
В самом деле без разума удовольствий нет. Нет конечно, и животные испытывают удовольствие как и боль, но у животных самосознание много ниже, чем у человека, поэтому у них нет культуры. И секс для удовольствия и кулинария и музыка и куча всего от чего человек получает удовольствие есть только потому, что у нас есть разумная душа.
В самом деле телу не важно, что утолит голод: хлеб, рыба или мясо. Главное утолить голод. И удовольствия для тела стоят не на первом месте. На первом месте стоит выживание.
Итак, если посмотреть внимательно, мне кажется, не из чего не следует, что тело источник греха, то есть чтобы тело хотело определённым образом. Просто у тела нет таких потребностей. Тело хочет есть, но у тела нет желания воровать пищу. С точки зрения выживания, инстинкта, способ добычи пищи не имеет для тела никакого значения. Главное только поесть и выжить. А уж как добыта пища телу абсолютно всё равно.
И также не из чего не следует, чтобы тело управляло душой. У тела никогда и не было такой способности управлять. И если бы так было, если бы тело действительно управляло душой, тогда бы люди жили как животные и прежде всего следовали бы за инстинктом, управлялись бы природой.
Как Дамаскин опять же пишет:
Мы утверждаем, что свобода связана с разумом... Итак, всякий обдумывающий свои действия, так как выбор действия зависит от него, обдумывает их затем, чтобы решенное при таком обдумывании выбрать и, выбрав, исполнить. Если же это так, то разумному существу с необходимостью усвояется и свобода, ибо оно или не будет разумным, или, если разумно, то будет господином своих действий и свободным.
Отсюда следует также то, что неразумные существа не имеют свободы, ибо они скорее управляются природою, чем сами управляют ею. Поэтому они не противодействуют естественному пожеланию, но коль скоро пожелают чего-либо, стремятся к действию. Человек же, как разумное существо, скорее управляет природою, чем управляется ею. Поэтому, пожелав чего-либо, он, по произволу, имеет возможность и подавить пожелание, и последовать ему. По этой же причине неразумные существа не заслуживают ни похвалы, ни порицания; человека же и хвалят, и порицают.
И именно поэтому и падшему Каину говорит Господь:
6 И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Значит и для падшего Каина имеется эта возможность властвовать.
Это подтверждает и практика. Ещё до Христа падшие люди были вполне способны, например, соблюдать кашрут. Выбирать что есть, а что не есть - безусловно волевое действие. Это значит, что разумная душа, но прежде всего ипостась, личность господствует над телом и личность определяет, что окажется в желудке у тела.
Если же бы тело властвовало над разумной душой, а в конечном итоге над личностью, то мы бы мало чем отличались бы от животных. И ни о каком кашруте не могло бы быть и речи. Попробуйте собаку приучить не есть "вкусняшки" на улице. Оставьте рыбу на столе и кот её сожрёт и не думаю, что вы его убедите, что это нельзя. И был бы невозможен пост, так как тело хочет есть, а не поститься.
Думаю, что и грехи были бы не столь тяжкими. У животных же нет культуры. И животные ведут себя куда более прилично, чем люди. Животные охотятся, совокупляются, растят потомство, охраняют территорию... да и на этом всё. Не всякий зверь убивает молодняк от другого самца, как например львы, но и львы совсем не заинтересованы в том, чтобы переубивать скажем соседний прайд. Не похоже, что животные зело грешат, скорее уж верно, тварь стенает и мучится невинно. У животных и примитивные цели и интересы, как раз простейшие телесные потребности - выжить и пожить комфортно и только. Для этого не нужно, скажем, устраивать геноцид соседнего стада. И много чего другого, что бывает у людей, животным совсем не нужно. Лев съел антилопу и сыт. Всё. Он даже не будет выбирать самую вкусную антилопу. Он не будет просто так ради развлечения убивать антилопу, ему это не нужно и это просто лишняя трата энергии.
Если бы тело властвовало над душой, то многое бы просто ограничивалось тупо удовлетворением потребностей и на этом бы останавливалось. Как только удовлетворены биологические потребности, то на этом всё.
Зачем например телу человеческие жертвоприношения? Никакого биологического смысла в этом нет.
Или в чревоугодии нет никакого биологического смысла. Удовольствие? Замечательно. Но с точки зрения выживания куда практичнее оставить еду на следующий день, потому, что завтра тоже захочется есть.
Итак не вижу, чтобы у тела были бы собственно греховные потребности. Потребности тела просты и витальны.
И не вижу, чтобы тело действительно властвовало над душой. Тогда бы тело просто требовало бы удовлетворения потребностей и не более того.
Так и практический опыт говорит о том, что можно себя кастрировать, но остаться похотливым.
Борьба с телом проблемы не решает.
И вовсе не из чего не следует, что стоит только подчинить тело душе и душа сразу будет им по-доброму управлять.
Апостол же говорит, что блудник грешит против собственного тела. А уж алкоголик своё тело доведёт до цирроза печени. Можно и за один раз упиться до смерти. В конце концов можно покончить с собой. Вот как-то не похоже, что это тело главенствует.
Итак, нахожу, что скорее как раз душа властвует над телом.
И не глаз соблазняет, а из сердца исходят соблазны.
Поэтому не с телом надо бороться, а душу лечить.
Так какой же христианский, а не манихейский смысл есть в словах о том, что
плоть-раба делается владыкой, а дух владычественный обращается в орудие плоти.
Думаю, речь о том, что как я говорил во грехе страдает прежде всего воля. Пострадала прежде всего душа. Пострадала воля, и значит способность адекватно воспринимать реальность, самого себя, свои чувства и желания.
Не тело принуждает душу ко греху, тело не имеет греховных желаний, повторюсь, желание кушать ещё совсем не желание воровать пищу. И пострадавшая душа, пострадавшая воля теряет контроль не над телом, а над самой собою. Тело просто хочет есть, но именно душа и личность определяют есть ли телу и что есть, каким образом добывать пищу.
Грех не потребность тела, это воля, желание души и личности.
Весь смысл слов о власти плоти только в том, что душа волить адекватно и себя контролировать и естественные желания удовлетворить потребности тела (но не только тела, но и души) реализуются, так сказать, без логоса.
У тела нет плохих потребностей. Но душа разумная должна определять как и когда потребности реализовывать.
Проблема не в том, что потребности плохие - совсем не плохо быть сытым и удовлетворённым, но проблема в том, что потребности реализуются плохим образом. Душа утратила свой здравый логос, душа стала легче подчиняться требованиям тела - например поспать, и душа же искажённым образом стала реализовывать потребности и души и тела. Так иногда и поспать не вовремя бывает не полезно для здоровья.
Душа и тело вместе пострадали в грехопадении, но всё же душа по прежнему властвует над телом и душа определяет как добывать хлеб насущный. Значит прежде всего проблема в душе, проблема в воле, в адекватности, в сознании.
Ведь это тоже классическая святоотеческая мысль, что всякий грех есть искажение добродетели.
Так насилие происходит от естественного желания власти, ведь человек поставлен властвовать над миром. И падший человек, утратив свою власть, конечно стремится свою власть восстановить. И как жестоки бывают люди как раз порабощённые, подчинённые, и кондукторша в автобусе, получая минимум власти бывает крайне агрессивна, ведь ей нужно хотя бы немного, хоть в чём то получит и реализовать власть. "Абсолютная власть развращает абсолютно", но безвластие похоже развращает ещё больше. Потому всякая революция бывает столь кровавой.
Гордыня происходит от естественного желания чести и достоинства.
и т.д.
Кстати, в этом смысле я скорее поддерживаю демократию и считаю себя либералом (однако правым). Людям нужно давать свободу и власть и возможность реализовывать свою власть и свободу в приемлемых формах. И это не развращает, а как раз снижает уровень недовольства и потенциального насилия.
Разве не так бывает часто: мужа обругал начальник, муж пришёл домой и сорвался на жену, жена на сына, сын на кота, а кот нассал в тапки?
Но это уже несколько другой разговор.