- Православный христианин
Разве причиной согрешения было только непослушание? Даже, если бы Адам послушался Бога в исполнении заповеди, то в какой-нибудь следующий раз согрешил бы потому, что само по себе послушание не дает любви. Например, в притче о блудном сыне говорится и о старшем сыне, который был послушным. Но он возгордился своей послушностью и стал укорять отца, что тот не дал ему заслуженную награду за послушание, а дал эту награду непослушному младшему сыну, который взяв наследство отца, ушел в «автономное существование». А младший сын, согрешив, познал милость прощения отца. А это есть начало развития любви.По своему предвидению Господь создаёт "второй вариант", по предопределению был и первый вариант который не состоялся только из-за непослушания.
Никакое послушание без цели служения Богу не дает утверждения в добре. А здесь в сцене со змием никакого служения и не требовалось, а требовалось только послушание. Исполнить закон мало. Это не дает благодатной силы к исполнению закона в следующий раз ради служения Богу, а не ради того, чтобы избежать собственной смерти.
Адам, исполнив заповедь, и не прочувствовав тяжких последствий греха, не испытав отвращения к греху, возгордился бы по мере возрастания в силе своей, как возгордился наиболее совершенный ангел Денница. И тогда спасение Адама было бы невозможно. Поэтому, пока зарождающийся грех гордости не укоренился в душе Адама, Бог и попустил грехопадение его. Заповедь только обнаруживала зарождающийся грех. Бог мог придти на помощь Адаму, как мы приходим на помощь нашему ребенку, мог простить согрешение, как мы прощаем ребенка, не дожидаясь, когда он попросит прощения. Но Он не стал этого делать и посчитал за благо вменить грех Адаму, чтобы вразумить его изгнанием из рая.
Послушанием, достигнутым боязнью смерти, истинной любви не постигнешь. Как говорят святые отцы, исполнение воли Бога проходит три стадии – стадию раба, боящегося наказания, а это было дано Адаму в виде предупреждения «смертью умрешь», стадию работающего ради награды – для этого Адам был введен в райский сад на земле и, наконец, стадию сына, любящего отца той истинной любовью, по которой живешь только желаниями отца, живешь ради отца и более никаких желаний, кроме как исполнять волю отца, не имеешь. Только по такой любви, в которой нет страха наказания и ожидания гарантированной за послушание награды, а есть только полное отвержение себя, уже никогда не согрешишь и утвердишься в добре.
Если бы у Адама была такая любовь, то Богу достаточно было бы просто сказать Адаму о невкушении плода, без всяких грозных предупреждений о смерти. Но в этой заповеди содержалось предупреждение о смерти, то есть о наказании. В основе исполнения заповеди была не любовь к Богу, а забота о себе любимом, забота о том, чтобы самому не пострадать. То есть заповедь дана не любящему совершенному сыну, а пока что или ребенку, которому грехи вменять еще рано, либо рабу, стремящему избежать наказания. Поэтому предупреждение о смерти свидетельствует о том, что Бог знал, что у Адама пока нет настоящей любви, по которой тот выполнил бы заповедь, не принуждая себя ничем (ни наказаниями, ни наградой, ни долгом) к ее исполнению. Да и откуда такой любви было взяться в раю? Бог обеспечивал Адама всем, в том числе и познаниями. Завалите ребенка игрушками, дайте ему всевозможные знания, воспитайте его исполнительным и послушным, но все это не будет источником любви.
Как, не зная покаяния, прощения грехов, милосердия и любви Бога к нам, выраженной в Жертве Христа, постичь любовь Его? Разве есть другие варианты познать любовь Божию иначе, кроме как Жертвы Христа и принятия Ее с благодарностью в Таинстве Причащения? Только познанием любви Сына к Отцу и к нам в этой Жертве и следованием за Господом, отвергнувшись себя, можно стяжать благодать любви Святой Троицы. Поэтому и не было у Бога никакого другого варианта на случай, если Адам не согрешит и не потребуется Жертвы Христа.