Да, здесь полностью согласен с вами. Многие моральные истины, которые проповедовал Христос в Иудее в 1 веке, были в той или иной форме сформулированные раньше. Например Аристотель в работе «Никомахова этика» утверждал, что эвдемония — высшая цель жизни, к которой стремятся все люди. Достичь же ее можно через практику добродетели. На учении Аристотеля (точнее синтезе его учения и католической веры) и западных богословов построена схоластика, которая была доминирующей философской идеей в Средние Века.Наша дискуссия переходит в какой то абсурд. Я первый раз общаюсь на "православном форуме" и что то желание вести тут какие то обсуждения у меня пропали. Я конечно предполагал, что это будет сложно, но не настолько.
В письменных источниках самая ранняя задокументированная формулировка близка к Древнему Египту: в рассказе «Красноречивый крестьянин» (Eloquent Peasant), датируемом Средним царством (ок. XX–XVII вв. до н.э.), встречается афоризм с риторикой взаимности/не причиняй другому то, что не хочешь себе. britishmuseum.org
Важные вехи и кто говорил так дальше (не исчерпывающий список):
- Древний Египет — Eloquent Peasant (Среднее царство, ~2000–1700 до н.э.) — одна из ранних письменных ячеек идеи взаимности. britishmuseum.org
- Древний Китай — Конфуций (Луньюй, «Аналекты»), примерно V–IV вв. до н.э.: «Не накладывай на других то, чего не желаешь себе» (отрицательная форма). acmuller.netwist.info
- Древняя Индия — в Махабхарате встречается соответствующая формула о дхарме: «Не делай другому того, что опасно для тебя самого» (эпос датируется грубо 400 г. до н.э. — 400 г. н.э.). Википедия
Однако все же Иисус как учитель морали намного выше чем все древнегреческие философы(имхо). Древнегреческие философские труды прекрасны, но во многом элитарны и обращены к образованным, свободным людям, во многом интеллектуальной элите того времени. Проповедь Иисуса была обращена ко всем: к рыбакам, женщинам, детям, мытарям (сборщикам налогов), грешникам и чужеземцам.
И разумеется не стоит забывать о триумфе христианства во времена Римской империи. Начавшись с горстки последователей распятого пророка из далекой провинции, оно менее чем за три столетия прошло путь от гонимой секты до государственной религии. Этот триумф, особенно на фоне жесточайших гонений, невозможно объяснить лишь человеческими усилиями. В мире, пронизанном холодными языческими богами, христиане проповедовали любящего Бога, который так возлюбил человека, что воплотился и умер за него, даровав прощение грехов и надежду на вечную жизнь.
Христианство победило не силой оружия, а силой духа, любви и непоколебимой надежды, предложив гибнущему античному миру то, чего не могли дать ни философские школы, ни официальные культы