Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
По теме " Богочеловек",с моей точки зрения действительно воплощение Слова Божия или Сына Божиего очевидно должно было состоятся вне зависимости от согрешения Адама и Евы, потому что воплощение и крёстная смерть и последующее воскресение даруют праведной части человечества гораздо большие и неизведанные ещё дары, которыми не были наделены первые люди в Раю. Недаром же мы называем Божию Матерь, честнейшей херувимов и славнейшей серафимов, а ведь обретение такого состояния без воплощения и крестных страданий Христа было бы невозможно.

Для меня конечно это является загадкой и возможно я не прав, так как это великая тайна, особенно это осознаёшь когда читаешь преподобных:"66. Таинство Воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие."
Конечно же воплощение есть тайна.
В моем понимании Воплощение Бога Слово есть так же тайна любви и креста. Много говорить об этом не надо, ибо мы плотские. Но я верю, что воплощение Бога Слово есть изначальный замысел всего творения и находится вне зависимости от согрешения прародителей.
 
Украина
Православный христианин
Конечно же воплощение есть тайна.
В моем понимании Воплощение Бога Слово есть так же тайна любви и креста. Много говорить об этом не надо, ибо мы плотские. Но я верю, что воплощение Бога Слово есть изначальный замысел всего творения и находится вне зависимости от согрешения прародителей.
Интересно было бы эту тайну понять, но тоже соглашусь, чтобы понять это надо быть действительно святым человеком, а нам бы научится у святых Божиих как спастись.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Не знаю чего Вы ждёте, но я Вам ответил, что в Господе природа человека обожествлена, поэтому разум субботствует, а разум есть причина намерения. В нас же разум являет свободу, поэтому в безблагодатном состоянии не ведает и совершает ошибки своиим намерением (гноми).
Если намерение есть источник гномической воли, то намерение должно быть сущностью, ибо воля есть энергия разумной сущности. Об этом говорит в диалоге прп Максим Исповедник. Пирр же отвечает если так, то намерение как источник гномической воли не может быть сущностью. Далее прп Максим говорит, гномическую волю нельзя исповедовать, ибо не может быть у человека две воли, одна из которых - гномическая воля, - направляет другую - природную волю.

Все ясно написано. Надо только отойти от мифа о гномической воле и все станет ясно и попятно, а так же встанет на свои места.
Жду пояснения,которое как вижу и не смогу получить от Вас.Вы все как-то отвечаете не на вопрос.Вопрос же простой.
1.И потому применительно к нам о намерении говорится в точном смысле, поскольку оно есть способ пользования, а не определение природы, потому что природа бессчетное число раз меняется.
Как и почему природа бесчисленное число раз меняется?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
святитель Григорий Палама
http://azbyka.org/otechnik/Grigorij_...estvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/
Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы


VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке

38. Умное и разумное естество Ангелов [также] обладает и умом, и словом, происходящим из ума, и любовью ума к слову; любовь эта [опять же происходит] из ума, всегда соприсутствует с умом и словом и может быть названа «духом», поскольку по природе сопутствует слову. Однако дух сей не является животворящим, ибо ангельское естество не получило от Бога тела, соединенного с ним и [взятого] от земли так, чтобы иметь животворящую и содержащую [это тело] силу. Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом, получило от Бога и животворящий дух, благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело. Этим убеждаются люди разумные относительно того, что человеческий дух, животворящий тело, есть умная любовь; он — из ума и слова, в уме и слове есть и в себе содержит ум и слово. Благодаря ему душа обладает естественным образом столь вожделенной связью с собственным телом, что никогда не желает покидать его и вообще [стремится] не покидать его, если только какая-либо серьезная болезнь не принудит ее к этому.

39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.

Так здесь как раз о том,что мной Вам и говорится.Вы это к чему Паламу привели?Хотите выделю то где Палама говорит тоже самое,созвучное ранее сказаному.
-Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом, получило от Бога и животворящий дух, благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело.-
Дух животворит.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Сергей, человек грешит не по природе, по данной ему свободе.

ТИПВ

..... возможность греха заключалась не в его природе, а скорее в его свободной воле.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12
Отлично.Значит воля имеет свободу.Свободу для чего?Точнее исходя из чего.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Есть одна природная воля души человека, которая в падшем состоянии управляется безблагодатным, а значит не ведующим разумом, который выбирает направление деятельности воли посредством рассуждения и составления мнения (гноми) и часто ошибается.
Вот душа падшая здесь у Вас,а воля значит нет.И разум падший и душа падшая -как Вы утверждаете-а природа безгрешная.Просто чудеса.
Как будт-то человек не сложно-составное.Где есть тело,есть душа,у каждого из "компонентов" своя природа,причем в душе может находить себе место дух.А вот какой дух-это по выбору.Вначале-только Святой,после грехопадения-и темный тоже.
И вот эти комбинации,их многообразие,являют собой ипостаси.Где доминация какой-либо из природ-получает своё волевое решение.
Если тела,так это -ницшеанство.
Если души-это гуманизм.
Если Духа-это вера.
Так вот это и есть внутренне мнение,предпочтения природы ипостаси.А по другому гномическая воля.
 
Украина
Православный христианин
Мне понравилось читать святого Максима:" 
16. Верующий испытывает страх [Божий]; испытывающий этот страх смиряется; смиряющийся становится кротким, приобретая навык, приводящий в бездействие противоестественные движения раздражительности и похоти. Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]."
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Мне понравилось читать святого Максима:" 
16. Верующий испытывает страх [Божий]; испытывающий этот страх смиряется; смиряющийся становится кротким, приобретая навык, приводящий в бездействие противоестественные движения раздражительности и похоти. Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]."

Да вся Св.Отеческая аскетика,направлена на смирение самости.Как правильно замечено-кроткий соблюдает заповеди,а не благоденствует уповая на свою безгрешную природу.
Воля всегда связана с духом.
Надо начинать с Евангелия.От Матфея,от Луки,от Марка,от Иоанна и тогда Отеческое подопрет разумом-сердечное.

"-Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
-и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
-И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
-Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном."
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Не пишите глупости про яко бы моё пелагианство.
.
Распространителем пелагианства, появившегося в начале V в был Пелагий, мирянин, родом из Британии. Основные черты пелагианства следующие:
    1) Первородный грех не произвел никакой перемены в природе человека.Безгрешная природа
2) Смерть — не следствие греха, но следствие природы, которая создана смертной. Тропос бытия.
3) Грех Адама не распространяется на его потомков.
4) Спасение человека достигается его собственными силами.
5) Благодать не имеет освящающего и возрождающего действия, но только указывает путь, которым можно достигнуть спасения.Учение о Воплощении Христа в раю.Искривление догмата Искупления.

Пелагианство оставляет нетронутой всю совокупность церковных учреждений, но превращает их в чисто внешний юридический механизм.
Пелагий,учил что только, благодаря нравственной свободе, человек впадает в грех. Пелагианство осуждено на третьем Вселенском соборе вместе с несторианством.
 
Крещён в Православии
Жду пояснения,которое как вижу и не смогу получить от Вас.Вы все как-то отвечаете не на вопрос.Вопрос же простой.
1.И потому применительно к нам о намерении говорится в точном смысле, поскольку оно есть способ пользования, а не определение природы, потому что природа бессчетное число раз меняется.
Как и почему природа бесчисленное число раз меняется?
Сергей, в нормальном диспуте оппонент аргументирует свои тезисы, а не задаёт непонятные вопросы.

Намерение есть способ, который множество раз меняется, потому что меняются наши стремления к чему-либо. Если намерение понимать как природу, а намериние бесчисленное число раз меняется, тогда и природа должна меняться бесчисленное число раз. Однако, природа неизменная.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Так здесь как раз о том,что мной Вам и говорится.Вы это к чему Паламу привели?Хотите выделю то где Палама говорит тоже самое,созвучное ранее сказаному.
-Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом, получило от Бога и животворящий дух, благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело.-
Дух животворит.
Живоворящий дух души - есть сила (энергия) жизни для тела. Сила и энергия не могут быть отдельной природой. Природа души одна, но сил души много.
 
Крещён в Православии
Вот душа падшая здесь у Вас,а воля значит нет.И разум падший и душа падшая -как Вы утверждаете-а природа безгрешная.Просто чудеса.
Как будт-то человек не сложно-составное.Где есть тело,есть душа,у каждого из "компонентов" своя природа,причем в душе может находить себе место дух.А вот какой дух-это по выбору.Вначале-только Святой,после грехопадения-и темный тоже.
И вот эти комбинации,их многообразие,являют собой ипостаси.Где доминация какой-либо из природ-получает своё волевое решение.
Если тела,так это -ницшеанство.
Если души-это гуманизм.
Если Духа-это вера.
Так вот это и есть внутренне мнение,предпочтения природы ипостаси.А по другому гномическая воля.
Падшесть не есть качество природы, а способ ее реализации. Или так. Падшесть есть тропос (способ бытия), а не акциденция (качество сущности).

Человек как природа изначально создан с благодатью (духом) для существования в благодатном способе бытия (тропосе).
По согрешению человека благодать утеряна, что привело к изменению тропоса благодатного на ниже естественный животный тропос. Вот это изменение от высшего к низшему и есть падение. Природа человека не изменилась и не стала греховной, но изменился способ бытия природы, став страстным и удобопреклонный ко греху по свободе, а не по природе. Всякая разумная природа свободная, ибо не ограничивается только природным действием, а может совершать действие противо природное - грех.

Человек есть имя сущности (природы). Православие не исповедует сложную природу, а исповедует сложную ипостась.
 
Крещён в Православии
Распространителем пелагианства, появившегося в начале V в был Пелагий, мирянин, родом из Британии. Основные черты пелагианства следующие:
    1) Первородный грех не произвел никакой перемены в природе человека.Безгрешная природа
2) Смерть — не следствие греха, но следствие природы, которая создана смертной. Тропос бытия.
3) Грех Адама не распространяется на его потомков.
4) Спасение человека достигается его собственными силами.
5) Благодать не имеет освящающего и возрождающего действия, но только указывает путь, которым можно достигнуть спасения.Учение о Воплощении Христа в раю.Искривление догмата Искупления.

Пелагианство оставляет нетронутой всю совокупность церковных учреждений, но превращает их в чисто внешний юридический механизм.
Пелагий,учил что только, благодаря нравственной свободе, человек впадает в грех. Пелагианство осуждено на третьем Вселенском соборе вместе с несторианством.
Если Вы не понимаете своего собеседника то не пишите про собеседника чушь. Не приписывайте собеседнику ересь, ибо сами осуждаетесь неправдой.

Исповедую так.

1. Первородный грех изменил не природу, а изменил способ существования (тропос) природы из благобытия в страстный животный способ бытия.

2. Если бы Адам не согрешил, то и не умер бы.

3. Прародительский грех передаётся через семенное зачатие и плотское рождение человека.

4. Спасение - обожение, совершаемое благодатью Святого Духа при сохранении Православной веры.

5. Благодать дарована воплощением Бога Слово с именем Иисус Христос и совершением Им заместительной жертвы для победы смерти, греха.

Где у меня пелагианство?
 
Крещён в Православии
Отлично.Значит воля имеет свободу.Свободу для чего?Точнее исходя из чего.
Свобода - есть самовластие и неограниченность природным действием. Воля свободная, потому что управляется разумом, а разум самовластен. Свобода нужна человеку для того, чтобы добровольно явить свою любовь к Богу.
 
Украина
Православный христианин
Да вся Св.Отеческая аскетика,направлена на смирение самости.Как правильно замечено-кроткий соблюдает заповеди,а не благоденствует уповая на свою безгрешную природу.

В книге по Догматическому Богословию протопресвитера Михаила Помазанского есть такой абзац:"«Послание восточных Патриархов» так определяет результат грехопадения. «Падший чрез преступление человек уподобился бессловесным тварям, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, какую он получил от преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком; но он сохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать добро, убегать и отвращаться от зла» (Послание Восточн. Патриархов, член 14).

В этой же книге сразу же указывается и опасность ереси Пелагия:"Пелагий утверждал, что каждый человек только повторяет грех Адама, заново совершая свое личное впадение в грех и своей слабой волей следуя примеру Адама; природа же его осталась такой же, как и сотворена, невинной и чистой, как у первозданного Адама, причем болезни и смерть свойственны этой природе от сотворения, а не являются следствиями первородного греха.

Далее :" Православным богословием воспринимаются следствия прародительского греха по иному.
   Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал невосприимчив к открытой для него благодати Божией, перестал слышать обращенный к нему Божественный голос, и это повело к дальнейшему укоренению в нем греха.

 Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16). Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще. Словом «плоть» в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни во Христе: «рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть.» Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава).
   Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью."

С моей точки несколько размытые выводы, хотя у многих святых всё таки написано повреждение природы.
 
Украина
Православный христианин
У профессора Лосского В. Н очень жёстко в пояснениях:"


профессор Владимир Николаевич Лосский

Догматическое богословие

(12) ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
 Плод съеден, и грех развивается несколькими этапами. Когда Бог зовет Адама, Адам вместо того, чтобы с воплем ужаса броситься к своему Создателю, обвиняет жену, «которую, — подчеркивает он, — Ты мне дал». Так человек отказывается от своей ответственности, перекладывает ее на жену и, в конечном счете, на самого Бога. Адам здесь — первый детерминист. Человек не свободен, намекает он; само сотворение, а следовательно Бог, привело его ко злу.
   С этого момента человек находится во власти лукавого. Оторвавшись от Бога, его природа становится неестественной, противоестественной. Внезапно опрокинутый ум человека вместо того, чтобы отражать вечность, отображает в себе бесформенную материю: первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир, — перевернута. Дух должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.
   Но Бог — и в этом вся тайна «кожаных риз» — вносит, во избежание полного распада под действием зла, некий порядок в самую гущу беспорядка. Его благая воля устрояет и охраняет вселенную. Его наказание воспитывает: для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви. Но сохраняемая таким образом вселенная все же не является истинным миром: порядок, в котором есть место для смерти, остается порядком катастрофическим; «земля проклята за человека», и сама красота космоса становится двусмысленной.
   Истинная вселенная, истинная природа утверждаются только благодатью. Вот почему грех открывает драму искупления. Второй Адам предпочтет Бога именно там, где первый Адам предпочел самого себя: сатана приступит ко Христу после Его крещения и предложит Ему то же искушение, но искушение трижды разобьется о соединенные в Нем волю Божественную и волю человеческую.
 
Крещён в Православии
Послание Восточных Патриархов.


.... Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни.
А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы; (ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам),
но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть.
https://azbyka.org/otechnik/pravila/1723/

Ясно следует, что изменился способ существования природы человека, а не природа стала греховной.

Об изменени способа существования учит и прп Симеон Новый Богослов.

..... 1. Поелику естество человеческое потеряло свое благобытие чрез преступление Адамово, .....
http://azbyka.org/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/2
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Ясно следует, что изменился способ существования природы человека, а не природа стала греховной.
Ну а Пелагий разве другое утверждал?
Преп.Максим о том же.Вы же не отвечаете,Вы просто недоумеваете-Что же от Вас хотят?
Это потому что природу Вы отрываете от жизни.Нет безжизненной природы человека,типа абстактно-мыслительная.Про которую можно утвердать и то весьма условно и спорно те тезисы,которые Вы выностие.
Природа человека сложно-составная как уже писалось выше.Падшая,греховная требующая исцеления.Но исцеление возможно только через благодать.
У Вас же природа это только констатация факта наличия души и тела.Причем и разумную душу,Вы абстрагируете от духа.
И вплавляете в свою философию авторитет Отеческого наследия.И здесь кроется тот подвох,который в свое время уловил Оригена.
Отцы от жизни в Боге,сердечной жизни,переходили к разумной.Если наоборот-то то тогда происходит вернее начинается схоластическое заблуждение.
Скрытое утверждение апокатастасиса лежит в проповеди негреховной природы.Вы любой дух гнездящийся в сердце человека,делаете негреховным.
По Вашему дух-не принадлежит природе человека.А это опасное заблуждение,давно раскрытое и опровергнутое.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху