Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Украина
Православный христианин
Преподобный Максим Исповедник
Вопросы и ответы к Фалассию
http://pagez.ru/lsn/0387.php?id=60

ВОПРОС LX. Христа, как непорочного и чистого Агнца, предуведанного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для нас (1Пет.1:19-20)?. Кем предуведанного

Поэтому воплощение Христа было осуществлено не по причине греха прародителей, а по Промыслу. Однако, Бог знал, что прародители согрешат, то вополщение Христа было осуществлено ещё по Домостроительству (Спасению).

Тоесть промысел Божий был в том чтобы возглавить сотворённый Им мир для того чтобы сотворённое получило по возможности самые величайшие дары от Несотворённого
 
Крещён в Православии
Тоесть промысел Божий был в том чтобы возглавить сотворённый Им мир для того чтобы сотворённое получило по возможности самые величайшие дары от Несотворённого
Скорее не возглавить, а соединить с Богом.

Весь тварный мир или вселенная создаётся по образу Христа Бога или Бога воплощенного, как сложная ипостась в двух природах, например, небо и земля. Вершиной творения является человек Адам, малый мир или малая Вселенная, как сложная ипостась в двух природах по образу Христа Бога.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Скорее не возглавить, а соединить с Богом.

Весь тварный мир или вселенная создаётся по образу Христа Бога или Бога воплощенного, как сложная ипостась в двух природах, например, небо и земля. Вершиной творения является человек Адам, малый мир или малая Вселенная, как сложная ипостась в двух природах по образу Христа Бога.
Таким образом Вы считаете что эта цель соединение должна была быть достигнута вне зависимости от грехопадения Адама и Евы.
 
Крещён в Православии

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Падшая природа не значит греховная, а значит, что природа человека из естественного состояния благобытия (тропоса благобытия) упала или опустилась до ниже естественного безблагодатного и страдательного способа (тропоса) бытия (существования).
Безгреховная природа есть только у Бога.Он всегда безгрешный.
Про Пелагия Вам известно,и это связано не только с рамками первордного греха.
Так что Вы пелагианец,как ни прискорбно.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Да в Диспуте есть два момента
1.И потому применительно к нам о намерении говорится в точном смысле, поскольку оно есть способ пользования, а не определение природы, потому что природа бессчетное число раз меняется.
2.Применительно же к человечеству Господа, которое осуществилось не просто так, подобно нам, но — божественно (ибо ради нас Явившийся от нас во плоти был Богом), нельзя говорить о намерении.
Вот все жду от Вас про первый момент.Про то что подчеркнуто.По моему в третий или четвертый вопрошаю.
 
Крещён в Православии
Безгреховная природа есть только у Бога.Он всегда безгрешный.
Про Пелагия Вам известно,и это связано не только с рамками первордного греха.
Так что Вы пелагианец,как ни прискорбно.
Не пишите глупости про яко бы моё пелагианство.

Бог безгрешен абсолютно, то есть недоступен греху как по Своей сверх природе и своей сверх природной воле - Нетварной энергии.

Человек Адам был создан по образу Бога, имея безгрешную природу, но по наличию свободной воли был доступен греху. Но даже после согрешения человек имеет безгрешную природу, хотя и удобопреклонную ко греху по наличию тленности и страстности, через которые падшие духи уводят человека в грех. Природы человека сохранила образ Бога, хотя и находится в безблагодатном состоянии. Но человек грешит не по природе, а по свободной воле, добровольно уклоняясь в грех, совершая противо природные действия. Если человек имеет грешную природу и грешит по природе, тогда он не виновен во грехе.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Вот все жду от Вас про первый момент.Про то что подчеркнуто.По моему в третий или четвертый вопрошаю.
Не знаю чего Вы ждёте, но я Вам ответил, что в Господе природа человека обожествлена, поэтому разум субботствует, а разум есть причина намерения. В нас же разум являет свободу, поэтому в безблагодатном состоянии не ведает и совершает ошибки своиим намерением (гноми).
Если намерение есть источник гномической воли, то намерение должно быть сущностью, ибо воля есть энергия разумной сущности. Об этом говорит в диалоге прп Максим Исповедник. Пирр же отвечает если так, то намерение как источник гномической воли не может быть сущностью. Далее прп Максим говорит, гномическую волю нельзя исповедовать, ибо не может быть у человека две воли, одна из которых - гномическая воля, - направляет другую - природную волю.

Все ясно написано. Надо только отойти от мифа о гномической воле и все станет ясно и попятно, а так же встанет на свои места.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Насколько я понимаю, Бог Слово воплотился бы любом случае, даже если бы Адам с женой не согрешили.
Никаких «если бы Адам с женой не согрешил» не могло быть, потому что осуществилось то, что было наиболее совершенно и не осуществилось то, что было невозможно для достижения наивысшего блага.
Весь тварный мир или вселенная создаётся по образу Христа Бога или Бога воплощенного, как сложная ипостась в двух природах, например, небо и земля. Вершиной творения является человек Адам, малый мир или малая Вселенная, как сложная ипостась в двух природах по образу Христа Бога.
Согласен, что воплощение Бога было необходимо для обожения человека. О том, что Бог воплотится, мы догадываемся уже из Бытия, где говорится, что человек создан по образу и подобию Бога.

Бог это Дух. Но как тело человека, созданное из праха, сочетается с образом Бога, который бестелесен и не имеет плоти?

Ангелы более соответствуют Богу Духу, чем человек с его материальным телом. А у человека есть тело, которое никак не вписывается в образ Бога Духа. Но о каком же образе Бога говорится в Библии?

Только тогда человек наиболее полно соответствует истинному образу и подобию Бога, когда Бог воплощается. По-видимому, уже в Бытие речь шла об образе и подобии именно воплощенного Бога – Иисуса Христа. То есть уже с первых страниц Бытия можем понять, что упоминание про образ и подобие для человека с плотью пророчески предсказывает воплощение Бога Иисуса Христа.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
1. Никаких «если бы Адам с женой не согрешил» не могло быть, потому что осуществилось то, что было наиболее совершенно и не осуществилось то, что было невозможно для достижения наивысшего блага.

2. Согласен, что воплощение Бога было необходимо для обожения человека. О том, что Бог воплотится, мы догадываемся уже из Бытия, где говорится, что человек создан по образу и подобию Бога.

Бог это Дух. Но как тело человека, созданное из праха, сочетается с образом Бога, который бестелесен и не имеет плоти?

Ангелы более соответствуют Богу Духу, чем человек с его материальным телом. А у человека есть тело, которое никак не вписывается в образ Бога Духа. Но о каком же образе Бога говорится в Библии?

Только тогда человек наиболее полно соответствует истинному образу и подобию Бога, когда Бог воплощается. По-видимому, уже в Бытие речь шла об образе и подобии именно воплощенного Бога – Иисуса Христа. То есть уже с первых страниц Бытия можем понять, что упоминание про образ и подобие для человека с плотью пророчески предсказывает воплощение Бога Иисуса Христа.
Юрий, добрый день!

Хочу обратить внимание на следующее:

1. Есть Божественный Промысел, который действует от момента создания тварного мира. Согласно Промысла Адам должен был обожится через исполнение заповеди в том числе через заповедь не вкушения плода от дерева добра и зла. Полное обожение человеческой природы может осуществиться только в ипостасном соединении Бога и человека. Поэтому Сын Божий по Промыслу должен был воплотиться.

Однако, Адам согрешил и в действие вступает Божественное Домостроительство - спасение рода человека и всего творения, которое также осуществляется согласно Промысла, предполагающего воплощение Сына Божьего.

2. Душа человека создана по образу Святой Троицы.
Ипостась человека создана по образу Иисуса Христа - сложной ипостаси в двух природах.

Душа человека в сравнении с ангелами имеет в большей степени образ Бога, потому что животворит тело, являясь для тела источником жизни. Ум души человека рождает слово, через слово изводит животвоящий дух для тела. Этот живтворящий дух для тела понимается как любовь, где любовь есть действие, приводящее к единству.
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Но даже после согрешения человек имеет безгрешную природу, хотя и удобопреклонную ко греху по наличию тленности и страстности, через которые падшие духи уводят человека в грех.

Просто тавтология.Грех-это противление Воли Божией,нарушение Его заповедей.Грех это религизное понятие ,а не медицинское.
Удобопреклонен ко греху,это не значить находиться в Оргигеновской Мировой Душе безгрешным,некиим образом абстрактно.
Это значит то,что по рождению,любой человек в любом возрасте,уже имеет поврежеднную грехом-духовную свою природу.Уже грешную в Адаме.Вам бы с азами разобраться,а то у Вас вся природа сводиться к телу,да его тропосу.Хотя и тело пострадало,его -то как раз и облекли в кожаные одежды.Ограничили.
А воля человека,стала подчинена дьяволу,его воле,его прилогам.И это не тропос бытия "безгршеной природы",как Вы пытаетесь здесь извилисто выводить.Принцип "post hoc, ergo propter hoc" ( "после этого - значит вследствие этого") ошибочен.
Ибо тогда во аде вечно мучается безгрешная природа.(Что за чушь)
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Душа человека создана по образу Святой Троицы.
Ипостась человека создана по образу Иисуса Христа - сложной ипостаси в двух природах.
Духу человека,задан Образ Божий,а не душе.Первая Книга бытия.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)
Это первое упоминание о сотворении человека. Именно в этот момент был сотворён дух человека. Он означает человека духовного, являет собой подобие и образ Божий.

А душа уже позже.Во втором упоминании.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт. 2, 7)
Природу духа Вы напрочь исключаете из природы человека,надо же.
 
Крещён в Православии
Просто тавтология.Грех-это противление Воли Божией,нарушение Его заповедей.Грех это религизное понятие ,а не медицинское.
Удобопреклонен ко греху,это не значить находиться в Оргигеновской Мировой Душе безгрешным,некиим образом абстрактно.
Это значит то,что по рождению,любой человек в любом возрасте,уже имеет поврежеднную грехом-духовную свою природу.Уже грешную в Адаме.Вам бы с азами разобраться,а то у Вас вся природа сводиться к телу,да его тропосу.Хотя и тело пострадало,его -то как раз и облекли в кожаные одежды.Ограничили.
А воля человека,стала подчинена дьяволу,его воле,его прилогам.И это не тропос бытия "безгршеной природы",как Вы пытаетесь здесь извилисто выводить.Принцип "post hoc, ergo propter hoc" ( "после этого - значит вследствие этого") ошибочен.
Ибо тогда во аде вечно мучается безгрешная природа.(Что за чушь)
Сергей, человек грешит не по природе, по данной ему свободе.

ТИПВ

..... возможность греха заключалась не в его природе, а скорее в его свободной воле.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12
 
Крещён в Православии
Духу человека,задан Образ Божий,а не душе.Первая Книга бытия.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)
Это первое упоминание о сотворении человека. Именно в этот момент был сотворён дух человека. Он означает человека духовного, являет собой подобие и образ Божий.

А душа уже позже.Во втором упоминании.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт. 2, 7)
Природу духа Вы напрочь исключаете из природы человека,надо же.

святитель Григорий Палама
http://azbyka.org/otechnik/Grigorij_...estvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/
Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы


VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке

38. Умное и разумное естество Ангелов [также] обладает и умом, и словом, происходящим из ума, и любовью ума к слову; любовь эта [опять же происходит] из ума, всегда соприсутствует с умом и словом и может быть названа «духом», поскольку по природе сопутствует слову. Однако дух сей не является животворящим, ибо ангельское естество не получило от Бога тела, соединенного с ним и [взятого] от земли так, чтобы иметь животворящую и содержащую [это тело] силу. Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом, получило от Бога и животворящий дух, благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело. Этим убеждаются люди разумные относительно того, что человеческий дух, животворящий тело, есть умная любовь; он — из ума и слова, в уме и слове есть и в себе содержит ум и слово. Благодаря ему душа обладает естественным образом столь вожделенной связью с собственным телом, что никогда не желает покидать его и вообще [стремится] не покидать его, если только какая-либо серьезная болезнь не принудит ее к этому.

39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.



 
Украина
Православный христианин
святитель Григорий Палама
http://azbyka.org/otechnik/Grigorij_...estvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/
Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы


VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке

38. Умное и разумное естество Ангелов [также] обладает и умом, и словом, происходящим из ума, и любовью ума к слову; любовь эта [опять же происходит] из ума, всегда соприсутствует с умом и словом и может быть названа «духом», поскольку по природе сопутствует слову. Однако дух сей не является животворящим, ибо ангельское естество не получило от Бога тела, соединенного с ним и [взятого] от земли так, чтобы иметь животворящую и содержащую [это тело] силу. Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом, получило от Бога и животворящий дух, благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело. Этим убеждаются люди разумные относительно того, что человеческий дух, животворящий тело, есть умная любовь; он — из ума и слова, в уме и слове есть и в себе содержит ум и слово. Благодаря ему душа обладает естественным образом столь вожделенной связью с собственным телом, что никогда не желает покидать его и вообще [стремится] не покидать его, если только какая-либо серьезная болезнь не принудит ее к этому.

39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.


Не об этом ли говорит и преподобный Максим Исповедник:"11. Нет разумной души, которая по сущности была бы более ценной, чем [другая] разумная душа. Ибо Бог, будучи Благим, созидает всякую душу по образу Самого Себя и приводит ее в бытие самодвижущейся. И каждая [душа] по своей воле избирает либо честь, либо через дела свои добровольно принимает бесчестие.
 12. Бог есть, как написано, «Солнце правды» (Мал. 4:2) и Он просто озаряет всех лучами [Своей] Благости. Душе присуще по свободной воле становиться либо, как боголюбивой, воском, либо, как испытывающей склонность к материи, грязью. Ведь подобно тому, как грязь естественным образом высушивается солнцем, а воск мягчает под лучами его, так и всякая душа, тяготеющая к материи и добровольно подражающая грязи, наказывается Богом, ожесточается и, подобно фараону (Исх. 7:13), толкает себя к погибели. А всякая боголюбивая душа размягчается, как воск, на ней запечатлеваются божественные образы и изображения, и она становится в Духе обиталищем Бога.
 
Украина
Православный христианин
По теме " Богочеловек",с моей точки зрения действительно воплощение Слова Божия или Сына Божиего очевидно должно было состоятся вне зависимости от согрешения Адама и Евы, потому что воплощение и крёстная смерть и последующее воскресение даруют праведной части человечества гораздо большие и неизведанные ещё дары, которыми не были наделены первые люди в Раю. Недаром же мы называем Божию Матерь, честнейшей херувимов и славнейшей серафимов, а ведь обретение такого состояния без воплощения и крестных страданий Христа было бы невозможно.

Для меня конечно это является загадкой и возможно я не прав, так как это великая тайна, особенно это осознаёшь когда читаешь преподобных:"66. Таинство Воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие."
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху