Совершенно несомненно признаю следующее.
1. Как и все люди после Адама,
Богородица была зачата в первородном грехе, то есть при зачатии Она наследовала первородный грех (причастна первородному греху прародителей).
2.
Перед зачатием Христа от Святого Духа (воплощением Христа) Дева Мария была очищена Святым Духом и после этого не имела личных грехов.
3.
После Воскресения Христа Богородица была крещена апостолом Иоанном Богословом (
Триодь Цветная, Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа). Соответственно
в Крещении Она духовно родилась заново.
Все остальные рассуждения по этой теме считаю непринципиальными и часто это могут быть праздные человеческие измышления, иногда даже осуждающие понапрасну. Например, некоторые, не зная всех обстоятельств, могут осудить Ее за то, что Она нарушила обет девственности, данный Ею до обручения со стариком Иосифом, который должен был хранить Ее девство. Другие осудят Ее за то, что Она оставила ребенка в опасности, когда потеряла и потом долго искала его.
Но важно не то, что люди скажут и придумают, а то, что сказал Бог. А Он везде говорит (устами святых отцев), что Она Пречистая, Пренепорочная, Невеста Неневестная и др. И мы так же должны исповедовать. Ведь и любой из нас, любя свою мать, скажет о ней, что она лучше всех.
А то, что Патриарх Кирилл сказал, что Богородица до рождения была очищена от первородного греха, так это не противоречит православию и не примыкает к католичеству.
Важно, что Богородица была зачата в первородном грехе и очищена от него перед зачатием (воплощением) Иисуса Христа от Святого Духа. А когда конкретно в этом промежутке Она была очищена Богом от первородного греха - это неважно. Замечу мимоходом, что сказанное Патриархом Кириллом об очищении от первородного греха Богородицы до рождения Ее также косвенно подчеркивает позицию православной Церкви, что, во-первых, убийство зародыша есть грех, так как началом жизни человека в православии признается зачатие, и, во-вторых, что крестить младенцев надо как можно раньше.
Что касается возможности очищения от грехов какого-либо человека благодатью Бога прежде Смерти и Воскресения Христа, то тому есть множество примеров в Ветхом Завете. Один только псалом 50 говорит о такой возможности. Если бы не было такого очищения у пророков, то они и Бога не узрели бы и пророчеств не излагали бы. Например, праведный Иов признает, что имел грехи юности. Разве он стал бы праведным, если бы его грехи юности не были очищены?
Но очищение от грехов это еще не обожение. Адам до грехопадения был чист от грехов, но это не воспрепятствовало ему согрешить.
При Крещении Святым Духом человек полностью очищается от грехов и рождается заново в духовном состоянии души Адама, которое у того было до грехопадения. Но при этом так же, как и Адам до грехопадения, человек не становится обоженым и потому сохраняет способность к греху. Более того,
даже при исполнении заповеди в первом испытании крещеный человек не становится обоженым и может согрешить при последующих испытаниях. Для обожения необходимо пройти вслед за воплотившимся Богом Его путем, неся свой крест, и со смирением и благодарностью за дар любви быть причастным к Его Жертве и Истине. И
Богородица здесь не исключение.