Человек ни одного мгновения не бывает свободен – так ли это на самом деле?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Детерминизм материального мира то да, в том смысле, что нарушались законы природы, но не детерминизм в целом, потому что эти чудеса возникли не случайно, а были вмешательством высших сил, то есть их следствие было предопределено
Если мне не изменяет память, то Бог в Православии — Сам свободная личность, а не машина, действующая по тем или иным алгоритмам. Таким образом вмешательство высших сил не было предопределено в тот или иной момент. А значит чудо не поддаётся всеобъемлищему детерминизму. В силу того что запускает его «свободный Абсолют», говоря философским языком. А, в соответствии с православным вероучением, образом и подобием свободного Абсолюта обладает каждый человек. Значит и человек свободен.
 
Прочее
Если мне не изменяет память, то Бог в Православии — Сам свободная личность, а не машина, действующая по тем или иным алгоритмам. Таким образом вмешательство высших сил не было предопределено в тот или иной момент. А значит чудо не поддаётся всеобъемлищему детерминизму. В силу того что запускает его «свободный Абсолют», говоря философским языком. А, в соответствии с православным вероучением, образом и подобием свободного Абсолюта обладает каждый человек. Значит и человек свободен.
Так Бог в православии не познаваем в принципе и Сам является причиной всего. Посему чудо Богом то как раз и предопределено.
 
Так Бог в православии не познаваем в принципе и Сам является причиной всего.
Пропущена цепочка рассуждений от верхней цитаты к нижней...
Посему чудо Богом то как раз и предопределено.

Поясню: для меня из того что Бог — первопричина и, тем более, не познаваем — не следует, что то что Бог сотворил, в особенности чудо, было предопределено.
 
Интересующийся
Православное предание сохраняет память о чудесах, т.е. тех случаях, когда детерминизм материального мира явным и недвусмысленным образом нарушался в интересах свободы человека. Таким образом именно детерминизм материального мира является иллюзией, а свобода человека оказывается в узах этого обмана. До поры, до времени.
Поразмышляйте лучше над расхожей фразой : "чудеса - это не познанная нами закономерность".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
1-х, не моя "банда", 2-х, философ. принцип "ничто не происходит из ничего (греч. οὐδὲν ἐξ οὐδενός; ) хорошо коррелируется с суждением прот. О. Давиденкова : "Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной – Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно".
Вообще говоря, ваша " линейность" просто умиляет.
Отрекаетесь?
А еще недавно, "мы" , "нас".
"Ваши" давно уже отошли к Богу, которого в безумие своем, отрицали.

Богословие основывается на Божественном Откровении, а философия – на ряде отвлеченных идей или постулатов, так, что здесь языческая философия может только подтягиваться до богословия.
 
Интересующийся
Поясню: для меня из того что Бог — первопричина и, тем более, не познаваем — не следует, что то что Бог сотворил, в особенности чудо, было предопределено.
Мил человек, если мы признаем, что "мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно"(прот. Давыденков) , то почему вы считаете, будто чудеса - это случайность? И еще вопрос : случайность для кого - для Бога или тварных созданий? По-моему, ответ очевиден. .
 
"чудеса - это не познанная нами закономерность".
Чудо имеет причину в непознаваемом Боге. Так что закономерность, если она есть, обречена быть неопознанной. Бог неизменяем, но Он — личность. А значит закономерность, если она есть, не носит системного характера. А если нет системы, значит нет основы того детерминизма, на который Вы уповаете. Ведь очевидно, что чудо — проявление абсолютной свободы Бога (Абсолюта, если философски). Или нет?
 
Интересующийся
Не-а, если вы понимаете разницу между теизмом и деизмом, а также богами философов, мистиков, физиков и эзотериков, отличных от тех, которому поклоняются христиане. Тут следует признать, что в одном пункте все они (нетрадиционные религиозные системы) сходятся с авраамическим или индуистским учением о мире – он возник не в результате чудодейственных процессов самоорганизации, т.е. не случайно, но на этом , увы, наши дороги в истолковании Первопричины расходятся.
 
Последнее редактирование:
Прочее
Пропущена цепочка рассуждений от верхней цитаты к нижней...


Поясню: для меня из того что Бог — первопричина и, тем более, не познаваем — не следует, что то что Бог сотворил, в особенности чудо, было предопределено.
Учитывая, что а) Бог вне времени и б) прекрасно знает, что будет и по причине «а», и даже и во времени, зная чего и кто выберет и все возможные причинно-следственные цепочки, еще до сотворения мира Он знал (как всеведущий) - какие чудеса он будет делать, для кого и к чему это приведет. И самое интересное, что это вполне себе даже соответствует православному учению. Поэтому в вопросе чудес предопределение железнейшее. Другой вопрос, что все его трактуют по-разному.
 
Еще раз : реальность чудес вовсе не устраняет закона причинности, по которому живет мир.
Мир, но не люди в мире. Люди носят в себе образ Абсолюта, в том числе и его свободы. Они не вполне свободны от причинно-следственных связей, но и не вполне зависимы от них. И таким образом сами являются первопричиной некоторых (малой части) происходящих в мире изменений, запущенных ими причинно-следственных связей. Чудеса же сами предназначены для диалога между человеком и Богом, мир лишь средство этого диалога.

Таким образом во всеобъемлющем детерминизме образуется как-то много лакун. Хотя Вы их предпочтёте включить в уравнение как некие сложные функции, я полагаю.
 
Крещён в Православии
О чем спор? Физически полный детерминизм , духовно полная свобода ,их соединение ... Поднапрягите мозги.
 
Он знал (как всеведущий) - какие чудеса он будет делать, для кого и к чему это приведет.
Было б так, Господь бы не дивился вере язычников и неверию иудеев. Такой (Каким рисуете его Вы) Бог вообще лишён удивления.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не-а, если вы понимаете разницу между теизмом и деизмом, а также богами философов, мистиков, физиков и эзотериков, отличных от тех, которому поклоняются христиане. Тут следуют признать, что в одном пункте все они (нетрадиционные религиозные системы) сходятся с авраамическим или индуистским учением о мире – он возник не в результате чудодейственных процессов самоорганизации, т.е. не случайно, но на этом , увы, наши дороги в истолковании Первопричины расходятся.
Я верою во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым, - это Основа! Догматическое учение Православной Церкви включает в себя представление о Промысле Божием, который и определяет абсолютный детерминизм всего сущего.
Остальные языческие боги - суть бесы и никаких соприкосновений или схождений быть не может.
Философия в древней Греции и Риме, есть достояние человеческой мысли, и изучается в богословии и учении Церкви.
Вы ушли в противную сторону в истолковании Первоисточника и это не сожаление, а, скорее, беда.
Философия - греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости.
Не надо подменять любовь, на любование и мудрость, не мудрование (плотское вражда на Бога Рим.8:7).
 
и определяет абсолютный детерминизм всего сущего.
Ошибка Адама в том и заключалась, что он возвёл детерминизм в абсолют и переложил с себя ответственность на жену и Бога. А жена переложила с себя ответственность на змея (сатану).
 
Прочее
Предвидение Бога Вы расписали, предопределения я не увидел, сожалею.
Это чудо предопределено Богом, собственно которым предопределено и все остальное. Бог в своем предопределении полностью свободен, в качестве первопричины всего сущего. Все, что не является причиной себя же - является следствием чего-то другого. А у свобода у следствия - оксюморон. Как-то так. Предопределено не в смысле, что Бог чего-то должен был, а в смысле, что чудеса не нарушают принципа предопределения.
 
Интересующийся
Мир, но не люди в мире.
Что такое наш мир без людей - вам известно?
Хотя Вы их предпочтёте включить в уравнение как некие сложные функции, я полагаю.
Правильно полагаете, ибо "все (sic!) из Него, Им и к Нему" ( Рим.11:36).
 
Это чудо предопределено Богом, собственно которым предопределено и все остальное. Бог в своем предопределении полностью свободен, в качестве первопричины всего сущего. Все, что не является причиной себя же - является следствием чего-то другого. А у свобода у следствия - оксюморон. Как-то так. Предопределено не в смысле, что Бог чего-то должен был, а в смысле, что чудеса не нарушают принципа предопределения.
Вы забываете о том, что в мире Бог, хоть и главный актор, но не единственный. Есть ещё дьявол, люди. Ангелы и аггелы. И чудо твориться не ради себя Богом, но ради других или общения с ними. А последнее намекает на то, что это не диалог Бога с самим собой. А значит, коли так, и даваемые Ему ответы являются проявлениями свободы других, не-Бога. Если же другие свободны, то детерминизм, как и предопределение — рушится...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху