«С дня рождения и до самой смерти, - пишет П. Гольбах в «Системе природы» , - человек ни одного мгновения не бывает свободен. «Но я все же чувствую себя свободным», - скажете вы. Это иллюзия — такая же, как и уверенность той мухи из басни, которая сидя на дышле, возомнила, что управляет повозкой. Итак, человек считающий себя свободным, не что иное, как муха, вообразившая себя управителем вселенной, тогда как она на самом деле сама, неведомо для себя, целиком подчиняется ее законом».
Интересно, осмелиться ли кто-нибудь (из присутствующих на формуле «Азбука веры») оспорить мнение фр. философа? Здесь следует отметить, что схожие мысли высказывали мн. философы, богословы и естествоиспытатели.
Не премину обозначить свою позицию в вековечном вопросе. Я отношусь к числу тех вольнодумцев, которые утверждают, что если детерминизм соблюдается в нашем мире, то слово «случайность» (‘chance’) «выражает только наше незнание причин явлений»(Лаплас), т.е. является фикцией , по Демокриту. Иначе говоря, случайность – это чисто субъективный феномен, обусловленный устройством конечного существа, не способного видеть дальше собственного носа ( в прямом и переносном смысле этого слова).
Интересно, осмелиться ли кто-нибудь (из присутствующих на формуле «Азбука веры») оспорить мнение фр. философа? Здесь следует отметить, что схожие мысли высказывали мн. философы, богословы и естествоиспытатели.
Не премину обозначить свою позицию в вековечном вопросе. Я отношусь к числу тех вольнодумцев, которые утверждают, что если детерминизм соблюдается в нашем мире, то слово «случайность» (‘chance’) «выражает только наше незнание причин явлений»(Лаплас), т.е. является фикцией , по Демокриту. Иначе говоря, случайность – это чисто субъективный феномен, обусловленный устройством конечного существа, не способного видеть дальше собственного носа ( в прямом и переносном смысле этого слова).