Согласен.Теперь про детерминизм и свободу. Они несовместны по определению.
Согласен.Теперь про детерминизм и свободу. Они несовместны по определению.
А кто тут из "научных кругов"?Еще раз для тех, кто в «танке»( читай: умственной глухоте) : «В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы)»( Язык и стиль научного текста).
Можно ли стать счастливым, не разрешив вековечного вопроса - А ?Когда надоест занимать голову всякой ерундой вроде "вековечного вопроса", задайтесь действительно важной проблемой: можно ли стать счастливым, и как это достичь.
Свобода есть. Человек может её достичь, и даже, предназначен для этого. Свобода заключается не в чём-то конкретном, а в полнейшем освобождении от всего, что только можно представить. Это освобождение от всех необходимостей, каких только можно себе представить, в том числе от всякого дискомфорта бытия, какого только можно себе представить. При этом, одновременно, свобода это не лишение жизни, а и есть чистое бытие. Цена свободы для вас - всё, что у вас есть, в том числе весь ваш внутренний план.Если можно, выскажите вашу мысль в краткой, лаконичной форме.
Откровенно говоря, несколько странная рекомендация от православного христианина – не находите?
Будучи опосредованно знакомым с Ал. Каминским, сухо замечу, что ваших восторгов не разделяю. Бог Каминского – его личная химера, созвучная мифу о сотворении мира в философии веданты, с ее концепциями лилы и майи ( «Обман как способ бытия») .
Каминский из числа тех умосозцателей ( без негативной коннотации), которые, создавая Святой Грааль теоретической физики , предпочитают не замечать фактов, не вписывающихся в общую теорию. Что само по себе, согласитесь, выглядит несколько анекдотично.
Здесь также можно заметить, что идея о том, будто мир построен на онтологизированном «обмане» для читателей хорошо знакомых с работами Фритьофа Капры, Стивена Хокинга, Василия Налимова, Руперта Шелдрока, Алана Уотса, Абрахама Мэслоу, Станислава Грофа и мн. др,, звучит довольно трюистично.
Ждем вашей резюмирующей фразы..
Свобода для человека категория не возможности, а реальности, актуальное имманентное его качество. Вы только что выразили свою мысль, это пример действительного проявления свободы, Ваша мысль не есть продукт химических реакций, они такого не умеют.Свобода есть. Человек может её достичь
Свобода реальна, но мы оказываемся в рабстве, и к свободе надо возвратиться, ограничена не свобода, но природа человека, а личность в пределах собственной природы полностью свободна.Свобода для человека категория не возможности, а реальности, актуальное имманентное его качество. Вы только что выразили свою мысль, это пример действительного проявления свободы, Ваша мысль не есть продукт химических реакций, они такого не умеют.
Другое дело, что свобода ограничена Богом из соображений как техники безопасности, так и из ограниченности самого человека по сути.
1.Напротив, довольно конкретно, если вы еще раз вдумчиво перечитаете мой ответ.1.Ну такое определение тоже довольно расплывчато. Что значит "принимать решения"? Принимает ли решение компьютер, рассчитывая наилучший ход в шахматах? Вполне можно сказать, что люди принимают решения, результат которых предопределен.
2.Вы формулируете это так, будто это плохо. Как будто мы не имеем какой-то свободы, которую могли бы иметь. Как вы думаете, какая могла бы быть альтернатива? Если бы у людей была свобода воли, как бы она работала?
Полностью согласен. )Если люди принимают решения, результат которых предопределен, то логично допустить, что не они являются инициаторами действий, а кто-то другой, программирующий их поведение, как и в случае с компьютером, рассчитывающим наилучший ход в шахматах.
«Ах, оставьте, ах, оставьте! Все слова, слова, слова...» (строчка из песни «Моя душечка»)...., а личность в пределах собственной природы полностью свободна.
Михаил, отзыв поступил - где обещанный ответ автору топика " одним предложением"? Ждем-с...Полностью согласен. )
Михаил, отзыв поступил - где обещанный ответ автору топика " одним предложением"? Ждем-с...
Вы смотрите с точки зрения внутреннего наблюдателя, а Православие с точки зрения Бога, это и есть ответ. )для внутреннего наблюдателя осмысление мира неизбежно иллюзия свободы и детерминированная машина
А ещё есть много всего, во что люди верят , не утруждая себя доказательствами.Свобода есть. .
Улыбнуло. Причем сильно! Следуя вашей логике , можно прийти к заключению, что Православие = Кальвинизм ( в контексте отношений Творец- тварь, гончар - изделие ) .Вы смотрите с точки зрения внутреннего наблюдателя, а Православие с точки зрения Бога, это и есть ответ. )
Я немного про другое, говоря про свободу имею ввиду внутреннее состояние, восприятие бытия. Но не перечисление того, на что я могу повлиять с помощью тела, тем более обретая свободу уже не имеет смысла переживать об этом. При достижении свободы все проблемы испаряются, а неразрешимые вопросы разрешаются бесследно, как и надобность в научных, философских, психологических и вообще в любых теориях и терминах (об этом писал ранее в данной теме).Свобода для человека категория не возможности, а реальности, актуальное имманентное его качество. Вы только что выразили свою мысль, это пример действительного проявления свободы, Ваша мысль не есть продукт химических реакций, они такого не умеют.
Другое дело, что свобода ограничена Богом из соображений как техники безопасности, так и из ограниченности самого человека по сути.
Наверное. Но по истине поверить можно лишь в то, что действительно существует, иначе вас постоянно будет преследовать сомнение.А ещё есть много всего, во что люди верят , не утруждая себя доказательствами.
У вас вредная привычка при несогласии немедленно предполагать недостаток вдумчивости со стороны собеседника.1.Напротив, довольно конкретно, если вы еще раз вдумчиво перечитаете мой ответ.
Впрочем, чтобы вам стало "окончательно" понятно, выскажусь предельно ясно : до тех пор, пока у индетерминистов ( всех мастей) отсутствует ответ на каверзный вопрос главы Института когнитивных исследований СПбГУ Т.А. Черниговской , которая, приняв решение согнуть указательный палец на правой руке (часто приводимый пример на публичных лекциях ученого) , не знает как это получилось, лучше воздержаться от утверждений , будто мы являемся свободными агентами, т.е . самоуправляемыми, самодетерминирующимися квазиматериальными ( «квази», с учетом души как самостоятельной субстанции) системами.
1) Почему "кто-то другой", а не "что-то другое"? Не уверен, намеренно ли вы выразились именно так.2. Если люди принимают решения, результат которых предопределен, то логично допустить, что не они являются инициаторами действий, а кто-то другой, программирующий их поведение, как и в случае с компьютером, рассчитывающим наилучший ход в шахматах.
совсем это нелогично.Если люди принимают решения, результат которых предопределен, то логично допустить, что не они являются инициаторами действий, а кто-то другой
Эх, Андрей, не знаю как Ваше отчество. Вы же сами не так давно восхищались товарищем Брежневым, куда всё успело выветриться?Господина Энгельса мы одни раз послушались и обрели "свободу"! Достаточно!
Улыбнуло. Причем сильно! Следуя вашей логике , можно прийти к заключению, что Православие = Кальвинизм ( в контексте отношений Творец- тварь, гончар - изделие ) .
Да уж....результаты экспериментов Бенджамина Либета, Дэниэла Вегнера и Марка Халлета убедительно доказывают, что у нас нет никакого сознательного контроля над своими волеизъявлениями,
А вы что не видите разницы между Брежневым и русофобом и ..... (не буду смущать) Энгельсом?Эх, Андрей, не знаю как Ваше отчество. Вы же сами не так давно восхищались товарищем Брежневым, куда всё успело выветриться?