Так как мы сами выяснили, что многоженство - страсть к разнообразию плотской похоти.
Но в Библии и оно под запретом.
Очень интересно толкует послание Ап.Иуды блаж.
Феофилакт Болгарский, как обычно, почти дословно повторяя за св.Иоанном Златоустом.
Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример
И вот пишет блаж.Феофилакт.
«Плотью иной» называет мужескую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, по изречению прародителя: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23), а плоть мужчины, как сказал я, чужда такого соития. Да и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской
Как и Ап.Павел настаивает:
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
http://bible.optina.ru/new:1kor:06:16
Лопухин хорошо замечает:
«Может быть - как бы говорит Апостол - любодеи и не хотят входить с блудницею в такое тесное соединение, но тем не менее они входят в таковое, потому что сила Божественного определения действует и там, где не желают его применения: половое общение ведет людей к теснейшему общению природы и делает из двух тел − одно». − А почему подобное общение нравственно невозможно для христианина, на это, по мысли Апостола, должно отвечать так: христианин при этом вступает в область, которая, по
VI:9;
V:11, находится вне области царства Божия. Кто соединяется с блудницею, тот отчуждает свое тело от подчинения Христу и ставить его в зависимость от противохристианской силы. Ап., впрочем, не делает такого умозаключения сам, потому что дело и без того было ясно. Вместо этого он говорит, что
соединяющийся с Господом есть один дух (слово:
с Господом в лучших изданиях - не читается). Соединение с Господом, т. е. со Христом, Ап. обозначает тем же термином, (κολλα̃σθαι), каким и совокупление с блудницею (ст. 16): это есть не что иное, как тесное, душу и тело обнимающее, общение между верующим и Христом. Это соединение, затем, по своему существу
духовного характера, так как сила, усвояющая тело и душу христианина Христу, есть Дух (ср.
VI:19), который является во Христе источником новой прославленной жизни в прославленном теле (ср.
2Кор. III:18 и
IV:14). Ап. намеренно, очевидно, не ограничивается в данном случае
(ст. 17) указанием на то, что христианин вступает в тесное единение со Христом, а прибавляет:
есть один дух. Он хочет сказать этим, что любодеяния потому должен избегать христианин, что оно представляет собою только грубочувственное, телесное соединение, не достигает того нравственного характера, какого достигает брачное половое общение, становящееся постепенно и общением духовным. Верующий же во Христа есть храм Духа и потому не может быть, так сказать, храмом плоти. И так, заключает Ап., бегайте блуда!
Да, мне, человеку склонному к сексуальным удовольствиям, непросто читать эти слова. Но зато становится понятной суть и логика церковного учения о браке.
И прежде чем Руслан, что это вроде бы о блудницах, а не о многожёнстве, заранее отвечу ему.
Тут Апостол, как и Сам Христос, ссылается в разговоре о браке к самому факту сотворения человека, тому моменту, когда возник брак и ему было дано определение.
И сказал человек:
вот, это кость от костей моих
и плоть от плоти моей;
она будет называться женою,
ибо взята от мужа (своего).
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть.
Это определение брака.
И это не просто Адам придумал, но Сам Господь заверяет верность определения.
И именно на основе определения брака, в котором выражена его сущность, Господь и говорить о греховности развода. Развод противоречит смыслу брака.
Равно как противоречит ему и прелюбодение и блуд.
И ровно как и Спаситель наш, так и Апостол Его осуждает блуд не по формальным критериям, ни о каких юридических нормах он не говорит, как и Христос ни слова об этом не сказал, когда его спрашивали про развод, вопрос вроде бы вполне юридический. Но и Христос и Его Апостол показывают онтологическую сторону дела, которая говорит сама за себя. В самом деле нелепо писать юридические законы, когда речь идёт о законах природы. УК РФ не знает такого преступления как, скажем, попытку дышать под водой.
Также и тут. Сама природа явлений должна подсказывать человеку.
В самом деле, до Моисея не было Закона, не было сказано, к примеру, "не ложись с мужчиной как с женщиной". Но это нисколько не отменяло того, что гомосексуализм противоречит природе брака. Знакомые с сущностью брака и сами должны были всё понимать.
Так вот многожёнство сущности брака точно также противоречит.
Брак определяется не формальностью законности, брачным договором или финансовыми отношениями. Этого не знали патриархи, не знали этого ни Авель, ни Каин, и Адам с Евой никаких договоров не заключали. Но брак они знали.
Брак определяется своей сущностью - единством. В том числе половой близостью.
оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть
Вот определение брака. Прилепление мужа к жене и возникновения факта одной плоти.
И именно из этого определения и сущности брака и следует дальнейшая законность/незаконность половых отношений. Юридизм следствие онтологической реальности. (кстати, в исламе брак не будет законным без консуммации)
И как Апостол пишет, по факту самого действия совокупление с блудницей в этом смысле не отличается от совокупления с женой. И кто переспит с чужой женой точно также входит с ней - как хорошо сказал
Лопухин - в теснейшее общение природы. Так в чём же тогда разница? Почему с женой - хорошо, с блудницей/чужой женой - плохо? Тем более, что Апостол про законность/незаконность не говорит тут ни слова. Так дело как раз в самом определении брака, в самой онтологии.
Брак это единство двух лиц. Третьим тут может быть только Сам Бог. Никакое иное лицо в единство двух не вписывается.
Жена едина с мужем, а не с второй, третьей, четвёртой его женой. Что пассивное лесбиянство выходит? Жена и муж представляю собой одно тело. И не может вместо одного тела случиться четыре. Муж также не может расщепится, и быть лишь на четверть одной плотью с каждой женой. Равно как не может быть 100% одной плотью с каждой. Это только Богу возможно обхватить в единстве всех верующих, поскольку Бог бесконечен. Человек не бесконечен и его брачное единство бинарно. Поэтому совокупляющийся с блудницей, с чужой женой, второй своей женой отнимается от своей [первой] жены. Даже физически мужчина не способен совокупиться сразу с двумя женщинами одновременно. Один пенис в два влагалища одновременно войти не может.
Также, вновь, повторюсь, крайне важным является и образ отношений. Брак сравнивается с Единобожием. Отношения Бога и Народа описываются как отношения мужа и жены, Жениха и Невесты. Любое полибрачие нарушает эту символику и становится хулой на образ отношений с Богом.
И наконец в самом деле муж и жена являются одной плотью, и соответственно любое третье лицо будет плотью чужой, и не может вписаться в единство двух.
Мы конечно можем сетовать, грешить, женится, разводиться, гулять по девочкам, по мальчикам, но это нисколько не изменит Божественного установления брака. Как бы Соломон не любил бы даже своих 300 жён, у Адама только одна жена. Да и сам Адам был сотворён единственным. Бог не создал 10 человек. Не создал Адаму двух или 10 жён. И не сказано "да будут четверо одна плоть", но сказано "двое да будут".
Так сама логика брака, его основание, содержание, смысл, даже физиологические возможности просто не вписывают в себя полигамию. Многожёнство маргинально по отношению к браку как явлению, его смыслу и сути.