Михаил, давайте по порядку.
Я это прекрасно понял. И задал вам (и не только вам) вопрос. Если проявление души – это жизнь, то животные, растения, бактерии и проч. также имеют душу? Ответа не последовало. Там к вам было еще несколько вопросов, но вы предпочитаете их игнорировать. Почему?
Василий Великий:"«Да изведет земля душу живу». Итак не из земли явилась сокрытая в ней душа бессловесных, но произошла вместе с повелением.
А душа бессловесных одна, потому что один отличительный признак – бессловесие. Но каждое животное отличается различными свойствами.
«Да изведет земля душу живу». Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, «душа всякаго животнаго кровь его есть» (
Лев 17.11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак «да изведет земля душу живу». Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали сие, были бессмысленнее рыб."
Догматическое Богословие :"Священное Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении, на согласии отцов по данному вопросу. Никто из свв. отцов не утверждал бессмертия душ животных, а некоторые прямо говорили об их смертности. Свят.
Григорий Палама, например, писал: «Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе. Эта душа ничего другого не может видеть, кроме действия тела; поэтому при разложении тела по необходимости распадается вместе с телом и она. Она не менее смертная душа своего тела, и посему все, что оно есть, обращено к смертному и считается смертным; потому и душа умирает вместе с смертным телом»
789."
Что касается безсмертия души:"
В Новом Завете о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую
1329. Ап. Петр говорит:
...скоро должен оставить храмину мою... (
2Пет.1:14), а в следующем стихе называет свою смерть
отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел:
...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... (
2Кор.5:1), или
...имею желание разрешиться и быть со Христом...(
Флп.1:23), или
...время моего отшествия настало (
2Тим.4:6).
Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души:
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (
Мф.10:28);
Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (
Лк.20:38);
Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (
Лк.23:43).
1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда
Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет
адом(
Лк.16:23;
Деян.2:51). Ад (греч. ᾅδης) – буквально «место, лишенное вида». В Писании оно также называется
преисподними местами земли (
Еф.4:9),
преисподней (
Флп.2:10),
тьмой кромешной (
Мф.22:13, 25:30),
темницей духов(
1Пет.3:19). В «Православном исповедании» сказано, что грешники пребывают в местах «осуждения и гнева Божия» (член 68)
1334.
Священное Писание описывает это состояние прежде всего как удаление от Бога. Господь говорит грешникам:
...отойдите от Меня, делающие беззаконие(
Мф.7:23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя:
...червь их не умирает, и огонь не угасает (
Мк.9:44). Причина этих мучений – угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии:
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... (
Рим.2:9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо между праведниками и грешниками
утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... (
Лк.16:26).
Различие в состоянии праведников и грешников и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое имели место еще в ветхозаветную эпоху – до пришествия Христа. Тогда в аду (древнеевр. šǝôl) пребывали и праведники и нечестивые (см.:
Пс.88:49;
Иов.30:23), но находились они в различных состояниях. После сошествия Христа во ад праведники были Им оттуда изведены (см.:
1Пет.3:18–20).
Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Так, в Священном Писании говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали (см.:
Ис.14:9–10), царя Ассирийского (см.:
Иез.31:16–17), царя Египетского (см.:
Иез.32:21). Но это общение не приближает их к Престолу Божию.