Псалтирь. Помощник и покровитель

Псалтирь. Помощник и покровитель

(36 голосов3.8 из 5)

Отзыв о книге «Псалтирь. Помощник и покровитель»

Когда опухло лицо, хорошо помогает 79-й псалом или огуречный рассол

Наверное, настоящая мука для каждого миссионера или храмового катехизатора — настойчивые нервозные женщины, бегающие по храму и ищущие икону конкретному святому, который должен «чисто конкретно» решить конкретную проблему. Любые попытки как-то мягко объяснить им, что, по большому счету, все мы молимся Троице и Спасителю, и не важно, какого святого попросить в сомолитвенники, результатов не дают. Это волшебно-суеверное отношение к святым усугубляется многочисленными молитвословами, точно, как в поликлинике, распределяющими всех святых по направлениям медицины: кто-то отвечает за хирургию, кто-то за инфекционную реанимацию, кто-то за неврологию, кто-то за стоматологию.

Особой популярностью в церковных книжных лавках пользуется несомненный «хит»: «Псалтирь. Помощник и покровитель», Единецко-Бричанская епархия. 2004 г. (кстати, вышедший по благословению местного архиерея).

В нём дан полный инструктаж, как, каким псалмом пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Правда, почему именно одним, а не другим, непонятно. Большинство текстов псалмов к проблеме, которую они должны решать, по смыслу не имеют никакого отношения.

В предисловии к чудо-молитвослову сказано, что указания, как пользоваться псалмами – это не фантазии больной на голову тети Мани, а духовное наследие святого монаха 19 века Арсения. Когда люди досаждали ему просьбами помолиться особыми молитвами в особых ситуациях, вместо молитвы своими словами он решил использовать определенные псалмы Псалтири. Какие откровения приходили Арсению, когда он выбирал конкретные тексты, не известно. Не умаляя духовных достоинств греческого монаха, я все же с большим юмором отношусь к его указаниям по чтению Псалтири (если они действительно его). Более того, считаю, что подобные Псалтири с «бонусами» являются огромным соблазном для наших полуоккультных захожан.

Потому советую такие Псалтири все-таки не продавать в церковной сети, а «целовать» и любовно ставить на заднюю полку своего миссионерского шкафа.

Ну, а теперь, собственно, «Инструкция по применению псалмов», неизвестная и самому пророку и царю Давиду.

Когда случаются «большие разрушения и разграбления бандитами», непременно читайте псалом 47. Причем в течение 40 дней (видимо, по мнению автора, именно столько дней бандиты обычно грабят людей и разрушают дома при набегах).

Псалом 5: «Чтобы Бог исцелил глаза, «ударенные злым человеком»». В скобках поясняется по-русски, но тоже коряво: от избиения.

Неврологические проблемы разрешают 2 псалма: №27 – «Об исцелении нервнобольных» и № 7 – он указывает и причину нервного расстройства – «угрозы злых людей».

Печени хорошо помогает 12-ый псалом (в нем, правда, об этом органе человеческого тела нет ни строчки).

Псалом 37 – находка для стоматологов: «Когда болят челюсти от гнилых зубов». Тут тебе сразу и лечение, и диагноз: парадонтоз.

Псалом 44 – не очень убедительно, но всё же объединил кардиологию и урологию. Он применяется для исцеления тех, кто страдает сердцем и почками. Все же уместнее было бы соединить почки с мочеполовой системой, а сердце с неврологией. Как это принято в современной медицине. Впрочем, им, монахам, виднее.

Псалмы 58, 95 и 122 – одни из самых «отчаянных». Помогают немым обрести речь, глухим – слух, слепым – зрение. «Отчаянные», потому как их эффективность должна проявиться незамедлительно.

А вот Псалом 63 иначе как провокационным не назовешь. Не псалом, конечно, а инструкцию по использованию. Вместо того чтобы пулей лететь в местную больницу после укуса бешеной собаки, составитель советует начать читать стихи именно этого псалма. Хотя некоторый резон, конечно, есть. Может, собака и не бешеная, зато с пользой почитаешь строки царя Давида.

Мой любимый комментарий, и самый «русский», к Псалму 79. Сей псалом читается «Об исцелении человека, у которого опухло лицо и болит вся голова». Возможно, имеются в виду последствия массовых укусов пчел, но у нас на Руси эти симптомы до боли знакомы в связи с другими проблемами. Обычно мы их решали огуречным рассолом, но можно попытаться «полечиться» и так.

Инструкция по пользованию Псалтирем, что называется, на все случаи жизни. Вы потеряли ключи от дома. Ваши действия? Искать ключи? Как бы не так. Ищите прежде Псалтирь с комментариями и начинайте усиленно читать Псалом 15. Все-таки ключи не найдены? Не отчаивайтесь! Вы забыли про Псалом 23 – «Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи». Этот псалом, по идее, помогает открывать двери даже без ключей. Очень опасный получается псалом в руках профессиональных «медвежатников».

Автор комментариев абсолютно уверен в существовании чар и сглаза. Сглаз он, как настоящий экстрасенс, предлагает снимать с помощью Псалма 121, а с колдовством нужно бороться с помощью Псалма 96. Очень сильный псалом. Гарри Поттер отдыхает.

Нашим известным миссионерам, на которых постоянно клевещут, можно было бы читать Псалом 16 «От большой клеветы». Принимать (то есть читать) 3 раза в день в течение 3 дней. Впрочем, курс, наверное, можно и повторить.

Но самым важным мне представляется все таки 91-ый Псалом. «Чтобы Бог даровал разум людям, дабы преуспевали духовно».

Совершенно точно. Дабы преуспевали духовно. И отличали, где суеверия, а где подлинное духовное делание и подлинное учение Церкви.

Валерий Отставных

Комментировать

7 комментариев

  • мария, 07.11.2014

    В целом я согласна с автором , но вред вижу скорее в неграмотности нас прихожан , а не в этой книге. Мне же лично она помогла понять и полюбить Псалтирь . Просто читать Псалтирь мне было трудно. Но когда возникали искушения я обращалась к рекомендованным псалмам чаще читала их и начинала любить и понимать. Конечно я понимала что рекомендации не являются панацеей и что помощь мне шла от Господа и от того что я усерднее молилась и что чтение всех псалмов приносит пользу. Но человек существо корыстное и свою корысть я использовала на благо. И понятно что я ходила на Литургию заказывала молебны. Не случайно же мы молимся св. Николаю о путешествующих а Сергию Радонежскому и Иоанну Кронштадскому об учении. Если мы понимаем что помощь нам дает Бог а они ходатаи то и Псалтирь с толкованиями надо понимать как помошника в молитве к Господу.

    Ответить »
  • Светлана, 01.12.2014

    Хороший шрифт, молитвы после прочтения кафизм тоже хорошие, все понравилось, а заголовки я ни разу не читала, убрать их и переиздать. Для меня очень удобный формат. Спасибо.
    А еще насчет Юлии Вознесенской, когда я закрыла, после прочтения, книгу «Путь Кассандры» у меня вслух вырвалось только одно слово: «ЧИСТОТА!». И захотелось стать христианкой. Бог Сам знает, как человека спасти, и приходят люди к вере иногда совсем не после встречи с братом-христианином, который может и отвратить навсегда от Храма своим брюзжанием и критикой всех и вся, а коснется Господь сердца в любое время и в любом месте, и происходит чудо веры.
    Спаси всех, Господь!

    Ответить »
  • Татьяна, 08.08.2015

    Эти псалмы расписал как молитвы преподобный Арсений Каппадокийский. Поэтому ваша ирония, думаю, здесь не уместна.

    Ответить »
  • АННА, 04.11.2015

    НАВЕРНОЕ СВЯТОЙ АРСЕНИЙ ПРОСТО «ПРИМЕНИЛ» ДУХОВНУЮ ХИТРОСТЬ, ЧТОБ ЛЮДИ НЕ ЛЕНИЛИСЬ ПСАЛТИРЬ ЧИТАТЬ.

    Ответить »
  • Golovschik, 23.05.2016

    Автор прав, но его можно неправильно понять.
    Псалмы были написаны при разных обстоятельствах, поэтому они могут чисто психологически помочь в похожих трудностях, и помочь с обращением к Богу подходящими словами (не все же умеют/хотят/привыкли молиться своими словами), при условии, что текст понятен на 100% (это исключает использование непонятного языка типа церковно-славянского), на русском языке. Еще свт. Афанасий (4 век) систематизировал псалмы по «потребностям». Но дело здесь в другом: люди часто воспринимают это, как некие заклинания, гарант успеха и удачи, выполнения своих нужд, без всяких обязательств пред Богом. И именно это автор и осуждает. Да и странная систематизация, приведенная в этом молитвослове, у псалмов: если печень — один псалом, если зубы — другой. У свт. Афанасия совсем другой подход, выше озвученный.

    Не надо читать псалмы на потерю ключей, нужно просто попросить своими словами у Бога; когда мы наконец научимся с Ним говорить?

    Ответить »
  • Владимир, 11.10.2017

    Рекомендации использывать псалмы в различных жизненных ситуациях рекомендовали не только св. преподобный Арсений Каппадокийский и св. Паисий Святогорец, а также св. святитель Афанасий Великий, св.преп. Ефрем Сирин,  св.преп. Амвросий Оптинский, св. святитель Филарет Московский, св. святитель Дмитрий Ростовский, св. праведный Иоанн Кронштадский. Так в частности, в своих письмах св. Амвросий Оптинский рекомендовал читать 3, 53, 58, 142 псалмы, которые читал сам пророк царь Давид, когда был в гонении от врагов. Результат всем известный. Так что ирония в даном случае не уместна!

    Ответить »
  • Елена, 08.11.2017

    С автором согласна, что Псалтырь не от сердца,  почек и соседей-врагов.   Все направлено на исцеление души а не тела,

    Ответить »