<span class=bg_bpub_book_author>Сост.: Ильюнина Л.А.</span> <br>Помяни, Господи, Давида и всю кротость его

Сост.: Ильюнина Л.А.
Помяни, Господи, Давида и всю кротость его

(5 голосов4.2 из 5)

Оригинал

Псалтирь — любимая книга для каждого верующего человека. Даже если он об этом не знает, — из дня в день, из года в год, присутствуя на богослужениях, человек напитывается благодатной силой псаломских слов.

И все мы в долгу перед автором этих слов, который принял их от Бога, — царем Давидом. Эта книжица — дань любви и благодарности. С любовью написано житие святого пророка Давида святителем Димитрием Ростовским, с любовью составлен акафист царю, пророку, псалмопевцу и воину, с любовью попытались мы всмотреться в «образ кротости», который явил великий человек, и передать его в духе народных сказаний, с любовью написаны иконы и книжные миниатюры.

У святого Давида нет отдельного дня памяти — его чтят в первый воскресный день после Рождества Христова, когда воздается хвала и почитание всем праотцам. Но недаром старцы благословляли на частое произнесение молитвы: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его, и его святыми молитвами помилуй нас». Молитвенная память о святом, обладавшем великой верой в Бога, нам сейчас очень необходима. Надеемся, что эта книжица послужит укреплению памяти о святом Давиде.

Для тех, кто хотел бы углубиться в тему «Образ святого Давида и переложение псалмов», назову имена русских поэтов, которые потрудились на этом поприще: А. Сумароков, М. Ломоносов, Д. Хвостов, А. Грибоедов, М. Языков, Ф. Глинка, В. Кюхельбекер, Н. Гнедич, А. Хомяков, Л. Мей, К. Р. (Константин Романов) — в XVIII—XIX вв.; А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Тарковский, Б. Пастернак, Е. Шварц, О. Седакова — в XX—XXI вв.

Святой Давид всегда был идеалом творца для русских поэтов, и недаром одна из книг-антологий о русской литературе названа «Арфа Давида».

Святитель Димитрий Ростовский. Житие праведного царя Давида

Святой царь и пророк Давид происходил из колена Иудина. Отец его Иессей был одним из старейшин города Вифлеема и имел восемь сыновей, из которых Давид был младшим. Когда Давид достиг отроческого возраста, отец поручил ему пасти свои стада. Уединенно жил отрок среди стад, оберегая родительское достояние; когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то Давид гнался за ними и отнимал добычу; когда зверь бросался на него, то Давид брал его за космы, поражал и умерщвлял. Господь хранил отрока, ибо он был благочестив и не любил праздности; он устроил себе музыкальный инструмент со струнами и в часы досуга упражнялся в пении и игре на этом инструменте. Данную от Бога способность к этому искусству Да-вид обратил на службу Богу, на прославление Его святого имени; непрестанно пребывая в богомыслии, отрок, бряцая на струнах, воспевал премудрость и благость Отца Небесного, являемые во всем создании Божием и в жизни человеческой.

В то время царем израильским был Саул. Некоторыми своими поступками он обнаружил непокорность повелениям Господним и показал, что свои собственные силы и желания он ставил выше воли и милости Царя царствующих.

Тогда Господь повелел пророку Самуилу объявить Саулу:

— За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.

Вскоре после того Господь послал Самуила к Иессею вифлеемлянину, — ибо «между сыновьями его Я усмотрел себе царя», — сказал Господь. Прибыв в Вифлеем, пророк приказал старейшинам города приготовиться, чтобы принести жертву Богу Израилеву, пригласив к сему и Иессея с сыновьями. Когда пришли дети Иессея, Самуил, увидав старшего из них Елиана, подумал, что он избранник Божий, но Господь сказал пророку:

— Не смотри на вид его и на высоту роста его, Я отринул его. Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце.

И ни об одном из бывших с Иессеем семи сыновей Самуил не получил откровения; тогда он спросил Иессея, все ли дети его здесь. Старец ответил, что есть еще один сын, который пасет овец; пророк приказал послать за отроком. Когда пришел Давид, Господь сказал Самуилу:

— Встань, помажь его, ибо это он.

Пророк взял принесенный им с собою рог с елеем и помазал Давида среди его братьев. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Затем Самуил ушел из Вифлеема, а отрок возвратился к прежнему своему делу.

А от Саула отступил Дух Господень, и он впал в болезнь беснования; мучительны были припадки этой болезни, и Саул постоянно находился в раздраженном состоянии, томимый мрачными думами. Тогда царедворцы посоветовали своему государю пригласить человека, хорошо играющего на гуслях, чтобы тот своею игрою успокаивал царя во время припадков болезни. Саул согласился, и тогда один из придворных указал на Давида. По приказанию царя восемнадцатилетний юноша-пастырь был призван к царскому дворцу; когда Саул болезненно мучился, Давид играл на своих гуслях, благоугождая Богу, и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него. Давид очень понравился царю и сделался его оруженосцем, но служба его при дворе не была беспрерывной, и он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пастушеским делом.

Вскоре произошло нашествие филистимлян[1] на землю Израильскую. Вступив в пределы колена Иудина, они расположились лагерем между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме[2]. Саул с израильским войском остановился верстах в двух южнее; между обоими лагерями находилась обширная долина. Филистимляне задумали покончить войну обычным в древности поединком, и из их стана выступил великан Голиаф, уроженец Гефа, из рода Знаков[3]. Он был ростом шести локтей и одной пяди[4], то есть 4 аршин и 14 вершков, на нем было полное воинское вооружение из меди: чешуйчатая броня, весом пять тысяч сиклей[5], шлем, наколенники и щит; в руках он нес железное копье весом шестьдесят сиклей. Обращаясь к войску израильскому, Голиаф восклицал:

— Выберите из себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.

Грозный вид великана устрашал сынов израилевых, и никто из них не решался вступить в единоборство с Голиафом, который с каждым днем делался высокомернее и, выступая в течение сорока дней, поносил израильтян.

Братья Давида находились тогда в числе воинов, выступивших против филистимлян; однажды Иессей послал младшего своего сына к войску, чтобы проведать братьев и отнести им немного хлебных запасов. Юноша пришел к войсковому обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению; Давид поспешил к рядам израильского войска, чтобы повидаться с братьями. Пока он с ними разговаривал, из филистимского строя вышел Голиаф и стал говорить свои гордые речи; при виде великана израильтяне разбежались в страхе, в рядах их говорили:

— Если бы кто убил Голиафа, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.

Глубоко возмутился юный сын Иессея высокомерием филистимского великана.

— Как смеет этот необрезанный филистимлянин поносить так воинство Бога Живого, — с негодованием говорил Давид израильским воинам.

Слова юноши дошли до царя, и тот призвал его к себе. Могучею верою в помощь Божию дышали речи Давида, когда он просил Саула разрешить ему сразиться с Голиафом, так что царь, наконец, сказал:

— Иди, и да будет Господь с тобою.

Давид отказался от воинского вооружения,

в которое был облечен по приказанию Саула, ибо не привык к нему. Он взял свой пастушеский посох, пращу и сумку, в которую положил пять набранных в ручье гладких камней, и в таком снаряжении пошел навстречу Голиафу.

На издевательство и брань филистимского великана Давид отвечал:

— Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму главу твою и отдам труп твой и трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь.

И надежда на помощь Божию не посрамила юношу: камень, метко пущенный из пращи Давида, ударил великана в лоб с такою силой, что Голиаф упал на землю; тогда Давид подбежал к нему и его же собственным мечом отсек ему голову. Пораженные подвигом Давида, филистимляне обрати-лись в бегство, а израильское войско, овладев их лагерем, победоносно преследовало врагов до пределов их страны.

Держа в руках голову убитого великана, Давид предстал перед Саулом. Обрадованный царь оставил юношу при себе и, к общему удовольствию всего народа, возвел его в звание военачальника. Когда победители возвратились домой, по дороге во всех городах израилевых им устраивали торжественные встречи, и женщины плясали, играя на тимпанах и кимвалах, при пении победной песни с припевом:

— Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч.

Такое выражение любви народной к Давиду было неприятно царю; Саул узнал от пророка, что Господь отверг от него царство и отдал другому, в Давиде стал видеть царь своего преемника и начал подозрительно относиться к юноше. Тяжкий недуг, мучивший Саула, благодаря этому усиливался, и царь временами приходил в бешенство; дважды во время этих припадков он бросал копьем в Давида, который играл на гуслях, чтобы успокоить царя, но юноша, хранимый Духом Божиим, избег смерти; после этого Саул стал бояться Давида и удалил его от себя, поставив его тысяченачальником. В этой должности Давид во всех делах поступал благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа, к великому неудовольствию Саула, который стал искать его смерти.

Сначала царь действовал с коварством, посылая Давида в опасные походы против филистимлян. «Пусть не моя рука будет на нем, а рука филистимлян будет на нем», — злоумышлял Саул. Посылая Давида на войну, царь обещал ему руку старшей своей дочери Меровы, которую, однако, отдал за другого, а Давиду предложил вступить в брак с другою дочерью Мелхолою, поставив условием, чтобы Давид совершил другой, еще более опасный поход.

— Разве легко быть зятем царя, а я человек бедный и незначительный, — смиренно отвечал юный воевода на столь лестные предложения.

Господь хранил Своего избранника, и он возвращался каждый раз с победою, так что имя его прославилось, и Саул вынужден был выдать за него Мелхолу, которая любила Давида. После того зависть Саула еще более усилилась; он сделался врагом Давида на всю жизнь и стал прямо высказывать намерение убить зятя.

Один из сыновей Саула, доблестный Ионафан, еще со времени победы над Голиафом полюбил Давида, как свою душу, тесная дружба соединяла обоих юношей. Зная злое намерение отца, Ионафан говорил Саулу:

— Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя; он подвергал опасности жизнь свою, чтобы поразить филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю, ты видел это и радовался, для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?

Царь поклялся, что не убьет Давида, и между царем и его зятем установились добрые отношения, но ненадолго; вскоре началась война с филистимлянами, в которой Давид одержал решительную победу. Тогда Саул в припадке бешенства еще раз покушался пригвоздить к стене копьем Давида, игравшего перед ним на гуслях. Давид успел убежать и скрылся в своем доме. Царь послал воинов окружить дом, чтобы схватить Давида, когда тот выйдет, и предать смерти. Безвыходно было положение невинного страдальца, но Давид не отчаялся, а искал утешения и помощи в молитве, изображение которой находится в 58-м вдохновенном его псалме.

— Избавь меня от врагов моих, Боже мой, — восклицал Давид, — защити меня от восстающих на меня. Ибо вот они подстерегают душу мою, собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи, без вины моей сбегаются и вооружаются. Подвигнись на помощь мне и воззри. Сила у них, но я к Тебе прибегаю, ибо заступник мой Бог.

Так взывал Давид, и Господь спас его от неминуемой гибели рукою любящей супруги, которая спустила мужа по веревке из окна.

С этого времени начались странствования Давида. Царь преследовал своего зятя, «как куропатку по горам» (1Цар. 26:20). Давид не находил себе пристанища ни в поселениях израильских, ни в городах соседей филистимлян, помнивших прежние его победы. Тщетно пытался Ионафан умилостивить царя, который даже жену Давида отдал замуж за другого; первосвященник Ахимелех со всем своим родом был казнен Саулом, который заподозрил его в сочувствии зятю[6]. Давид успел, впрочем, укрыть от царского гнева своих родителей, поместив иху царя моавитского[7]. По откровению Божию, данному через пророка Гада, Давид пришел в пределы колена Иудина и здесь скрывался от царя в гористых и пустынных местностях к югу от Вифлеема; около него стали собираться все недовольные Саулом, так что вскоре Давид стал уже во главе отряда до 400 человек, людей мужественных и воинственных. С этим отрядом Давид, сам гонимый царем, успевал, однако, служить родному народу; он изгнал филистимлян из захваченного ими города Кеиля, находившегося в горах иудейских, и оберегал пасущиеся в этих горах стада от набегов хищников пустыни.

Давид вручил свою жизнь в волю Божию, и Господь хранил Своего помазанника; так, когда Давид находился в Кеиле и Саул намеревался схватить его там, Г осподь открыл Давиду, что жители города выдадут его царю, почему Давид со своим отрядом оставил этот город и «они ходили, где могли» (1Цар. 23:13). Найдя себе убежище в гористых, лишенных всякой растительности пустынях Зиф и Маон на западном берегу Мертвого моря, Давид едва не был окружен царским войском, но в это время Саул получил известие о набеге филистимлян и должен был на время прекратить преследование. Отразив неприятелей, царь вернулся с войском из пустыни, чтобы поймать Давида. Разыскивая беглецов в этой дикой местности, изобилующей ущельями и пещерами, Саул однажды зашел в одну из пещер, где в это время скрывался Давид с некоторыми из своих приверженцев. Не заметив врагов, притаившихся в темноте, Саул снял свою мантию, между тем окружавшие Давида узнали царя и стали говорить своему предводителю:

— Ныне день, о котором говорил тебе Господь: вот Я предам врага твоего в руки твои и сделаешь с ним, что тебе угодно.

Давид отвечал:

— Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он — помазанник Господень.

Он осторожно отрезал край мантии Саула, и когда царь, выйдя из пещеры, удалился на некоторое расстояние, кликнул его. Саул оглянулся, а Давид, поклонившись ему до земли, стал убеждать царя не верить злым наветам.

— Отец мой, — говорил юноша, — посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня, но рука моя не будет на тебе. Господь рассмотрит и разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей.

Саул был глубоко растроган великодушием гонимого им человека и со слезами сознавался в своей неправоте; после того царь возвратился в свою столицу, а Давид продолжал странствовать в пустыне.

Недолго помнил Саул о благородном поступке Давида. Собственная подозрительность вместе с усилением Давида, число сочувствующих которому все увеличивалось, — побудили царя возобновить преследование, и с трехтысячным отрядом Саул опять выступил в пустыню. Давид внимательно следил за действиями царя, и когда тот расположился станом на одной из возвышен-ностей, Давид укрепился на горе, откуда виден был царский стан. Чтобы точнее узнать силы Саула, Давид с одним из своих последователей Авессою ночью проник в стан царя; беспечность царских воевод была так велика, что даже у царского шатра не было сторожа, и Давид со своим спутником вошли туда. Саул спал крепким сном, у его изголовья стояло воткнутое в землю копье. Авесса вызвался поразить Саула этим копьем насмерть, но Давид сказал:

— Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придет день его и он умрет, или пойдет на войну и погибнет, меня же да не попустит Господь поднять руку на помазанника Господня!

Он взял находившиеся в шатре копье и чашу с водой, чтобы показать Саулу, что жизнь царя опять была в его руках, и, никем не замеченный, ушел из стана. Взойдя в свой лагерь, Давид гром — ким голосом стал упрекать царских воевод за то, что они плохо охраняют государя. Саул услыхал голос Давида и вступил с ним издали в беседу.

Царь говорил:

— Согрешил я, возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих, безумно поступал я и очень много погрешал.

Давид отвечал:

— Вот копье царя, пусть один из отроков придет и возьмет его. И да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал царя в руки мои, но я не хотел поднять руки моей на помазанника Господа. И пусть как драгоценна была жизнь твоя в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах Господа, и да покроет Он меня и да избавит от всякой беды.

На прощанье Саул благословил Давида именем Господним, и с тех пор они более не виделись.

Давид имел много оснований не доверять благим намерениям и обещаниям Саула и потому счел более безопасным для себя оставить пределы Израильского царства и переселиться в землю филистимлян. На южной ее границе находился город Секелаг, который и был отведен филистимским царем для жительства Давида с его приверженцами, числом до 600 человек. Отсюда Давид делал походы против жителей пустыни, исконных врагов израильского народа. Между тем царь филистимский предпринял грозное нашествие на землю израильскую и потребовал, чтобы в нем принимал участие и Давид со своим отрядом. Невыразимо тяжело было исполнить это Давиду, горячо любившему родной свой народ, но и здесь не оставила его помощь Божия, на которую он всегда крепко уповал: князья филистимские заподозрили, что он, как еврей, не может быть верным союзником врагов своего отечества, и настояли, чтобы Давид возвратился в Секелаг. На обратном пути он узнал, что город его разорен амалекитянами[8], которые захватили семейства и имущества как его, так и его приверженцев, и увели в пустыню. В самом отряде Давида поднялось возмущение, в горькой скорби о своих сыновьях и дочерях, захваченных неприятелем, спутники Д авида хотели побить его камнями. Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего, погнался за хищниками и отбил всю их добычу.

Происходившая тем временем война между филистимлянами и израильтянами кончилась поражением последних при горах Гелвуйских[9]; в битве этой пал Саул и сын его Ионафан. Весть об их кончине принес Давиду амалекитянин, который рассказал при этом, что по просьбе Саула он убил его, когда того преследовали филистимляне. При таком рассказе Давид воскликнул:

— Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?

И приказал казнить вестника. Искреннюю и глубокую скорбь о преследовавшем его Сауле и дорогом своем друге Ионафане Давид излил во вдохновенной песне:

— Горы Гелвуйские, — восклицает Псалмопевец, — да не сойдет ни роса, ни дождь на вас и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и по смерти своей, быстрее орлов и сильнее львов они были. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан, ты был очень дорог для меня, любовь твоя для меня была превыше любви женской.

Оплакав Саула и Ионафана, Давид, по откровению Божию, перешел в пределы колена Иудина и поселился со всеми своими спутниками в Хевроне[10]. Здесь Давид был помазан елеем и провозглашен царем южной страны Израильского государства[11], тогда как над остальной его частью воцарился сын Саула Иевосеей, которого возвел на царство военачальник Авенир. Около двух лет продолжалось разделение царства, но, по слову Божию, изреченному через пророка Самуила, власть над Израилем не могла оставаться в доме Саула. Иевосеей был убит двумя изменниками из числа собственных телохранителей, убийцы принесли его голову к Давиду и рассчитывали получить награду. Но Давид, оплакав смерть своего соперника, воскликнул:

— Жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби! Если того, кто принес мне известие, что умер Саул, и кто считал себя радостным вестником, я схватил и убил в Секелаге, вместо того чтобы дать ему награду, то теперь, когда негодные люди убили человека невинного в его доме, на его постели, неужели я не взыщу крови от руки вашей и не истреблю вас от земли!

И убийцы были казнены. После того в Хевроне собрались представители всех колен израильских, и Давид, при общем ликовании народа, был помазан в цари всего Израиля.

Первым делом Давида было устройство новой столицы государства, с сею целью он избрал сильную крепость, находившуюся на рубеже колен Иудина и Вениаминова и бывшую во власти хананейского племени иевуссеев; когда последние отказались уступить ее Давиду добровольно, полководец его Иоав взял крепость приступом; Давид назвал эту крепость Иерусалимом, то есть городом мира, и построил здесь свой новый дворец; новая столица вскоре процвела пышно и богато и впоследствии сделалась знаменитейшим городом в свете, как место важнейших событий в деле спасения рода человеческого. Чтобы освятить свою столицу и самому быть в непосредственной близости к месту пребывания славы Господней, Давид устроил в Иерусалиме скинию, во всем подобную той, которую Моисей соорудил, по повелению Божию, в пустыне и которая находилась во времена Давида в Гаваоне[12]. Сюда перенес он высшую святыню народа Божия Ковчег Завета из Кариаф-Иарима[13]. Перенесение святыни происходило с великой торжественностью. В шествии участвовало до семидесяти тысяч израильтян. Первоначально ковчег везли на колеснице, но так как Господь поразил смертью одного израильтянина, дерзнувшего коснуться ковчега, чтобы поддержать его, когда колесница покачнулась, то в течение остального пути ковчег несли на руках члены священнического колена Левиина. Когда несшие ковчег проходили по шести шагов, приносились жертвы Господу из тельца и овцы. Шествие следовало при пении псалмов, при громких звуках труб и других музыкальных орудий и радостных кликах народа. Сам царь в благоговейном ликовании плясал перед ковчегом Господним, отложив царское свое одеяние и оставаясь в священнической льняной одежде. Когда ковчег поставлен был на своем месте в скинии, Давид принес Господу всесожжение и жерт-вы мирные и благословил народ именем Господа Саваофа. Жена его Мелхола, возвращенная к себе Давидом по смерти Саула, укоряла царя за его поведение при перенесении ковчега, видя в том унижение царского достоинства даже в глазах женщин. Но Давид отвечал:

— Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.

Как при древней скинии в Гаваоне, так и при ковчеге Божием, «на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на Херувимах», Давид учредил порядок богослужения, согласно с законом, данным через Моисея. С этою целью он разделил назначенных к служению Божию потомков Левия на чреды, распределив между ними обязанности служения. Избраны были знаменитейшие музыканты и певцы, которые должны были образовать правильные хоры и составлять песнопения для богослужений, а также прославлять Бога, «играя на трубах, кимвалах и разных музыкальных орудиях». Такими лицами были Еман, Асаф и Ефан, а во главе них стоял сам Давид, в годы испытаний с особым рассуждением вникавший в пути Промысла и постоянно изливавший свои благочестивые чувствования во вдохновенных псалмах.

В этих священных песнях Давид изображал тяжесть и глубину незаслуженных страданий гонения, псалмами же он успокаивал себя в страхе, облегчал скорбь свою, утишая справедливые порывы гнева и негодования на человеческую неправду; в них же изливал пред Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи: песнопениями же Давид окрылял дух свой к безропотному пере-несению страданий, укреплял себя в уповании на Бога помощника и воссылал Ему хвалу и благодарность за непрестанное Его попечение и охранение среди опасностей. При этом нередко от изображения собственных страданий с надеждой избавления гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал Страдальца — Христа; в невинных Его страданиях пророк-псалмопевец провидел всемирную победу над злом и открытие нового царства правды[14]. Когда Давид сделался царем всего Израиля, — свой высокий дар песнопения он употреблял для воспитания в своем народе духа веры и благочестия[15], любви к отечеству[16], мужества[17], справедливости[18] и других добродетелей. Все важнейшие события в царствование Давида сопровождались песенными излияниями благочестивой души государя-псалмопевца. По свидетельству премудрого сына Сирахова, Давид «после каждого дела своего приносил благодарения Всевышнему словом хвалы; от всего сердца он воспевал и любил Создателя своего. И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы голосом их услаждать песнопение; он дал праздникам благолепие и с точностью определил времена, чтобы они хвалили святое имя Его и с раннего утра оглашали святилище» (Сир. 47:9-12).

Ревнуя о прославлении имени Господня, Давид сказал пророку Нафану:

— Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром.

Пророк одобрил намерение царя построить постоянный храм Господень, но в туже ночь получил откровение от Господа, которое и передал Давиду. Господь сказал Давиду через пророка:

— Когда исполнятся дни твои и ты почиешь со отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и уздами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как Я отнимал от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит на веки.

Это высокое обетование, бывшее важнейшим доказательством особенного благоволения Божия к Давиду и роду его, прояснило и возвысило пророчественный взор царя на будущую судьбу его царства. Пророк-псалмопевец находит в этом обетовании неисчерпаемый источник песнопений о грядущем вечном царстве сына Давидова, Христа Спасителя мира, Которого исповедует предвечным Сыном Божиим, называя себя рабом Его; в своих победах над окружающими народами Давид видит поражение врагов Христа и всемирное распространение Его владычества, возвещая в торжественных песнопениях будущую славу царства Христова.

И царствовал Давид над всем Израилем и творил суд и правду всему народу своему. Устанавливая внутренний порядок в царстве Израильском, потрясенный в последние годы Саула, Давид главнейшим образом заботился об угождении Богу, Небесному Царю Израиля, представителем Которого он был, и о пользе народной. Целью всей его жизни было лишь исполнять данный Богом закон и сделать его обязательным для всех своих подданных. Благодаря такому правлению Давида столица его, Иерусалим, в течение долгих лет после него была «верной столицей, исполненной правосудия». Полное послушание Давида Божественной воле увенчалось славными его победами над иноплеменниками; при нем царство Израильское достигло тех пределов, которые обетованы были потомству Авраама при заключении завета. Благодаря победам Давида его владычество простиралось от Чермного моря до реки Евфрата, на юге доходило до Аравийской пустыни, а на севере захватывало Сирию, с запада кончаясь у Средиземного моря. Израиль был в то время могущественным государством, имевшим под своей властью множество народов-данников, богатым внутри и от военной добычи, и вследствие полной безопасности подданных царя еврейского и их имущества. При таких явных проявлениях милости Божией Давиду оставалось только смиренно благодарить Бога и творить добро во славу Его святого имени. Но присущие человеку слабости и немощи не были чужды и Давиду; окруженный земной славой и великолепием, он допустил проявление этих слабостей, последствия чего для него оказались очень тяжелыми.

Подобно другим государям востока, Давид имел несколько жен и наложниц; связанная с этим роскошь и пышность царского двора имели изнеживающее и расслабляющее влияние на нравственную природу Давида. Поэтому, когда однажды, гуляя на кровле своего дворца, он увидал на соседнем дворе купающуюся красивую женщину, то не захотел подавить в себе преступной страсти, а приказал привести женщину к себе. Женщина эта, по имени Вирсавия, была женою одного из военачальников Давида Урии, бывшего в то время в походе, и сделалась от царя беременною. Узнав об этом, Давид сначала пытался скрыть свой грех от мужа, для чего и призвал его к жене в Иерусалим, но когда это не удалось, приказал своему главнокомандующему поставить Урию во время сражения в наиболее опасное место. Урия был убит в сражении, а Вирсавия сделалась женою Давида и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа. Для обличения царя пришел к нему пророк Нафан, который сказал Давиду именем Господним:

— Зачем ты пренебрег слово Господа, сделал злое пред очами Его? И так не отступит меч от дома твоего вовеки за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии.

Вместе с тем пророк предсказал скорую смерть ребенка, родившегося от Вирсавии. Дитя действительно заболело, семь дней молился Давид о ребенке в полном уединении без пищи и без сна. Когда дитя скончалось, Давид смиренно покорился воле Божией, покорность эта была столь же совершенна, как искренно и глубоко было его раскаяние в соделанном грехе, сокрушение его сердца выразилось в пламенном покаянном псалме, который навсегда стал покаянной молитвой всякого кающегося грешника (Пс. 50).

Суд Божий за совершенное преступление вскоре сказался в семействе Давида целым рядом гнусных и кровавых событий. Между двумя любимыми сыновьями Давида от разных жен, красавцами Амноном и Авессаломом, возгорелась смертельная вражда за то, что Амнон оскорбил сестру Авессалома — Фамар, а брат отмстил за это бесчестие Амнону, изменнически убив его во время пира, и бежал из страны. Горько оплакивал царь потерю детей-любимцев и только через несколько лет дозволил Авессалому возвратиться к царскому дворцу. За эту высокую милость преступный сын отплатил отцу черной неблагодарностью. Он возбудил восстание против престарелого уже Давида; благодаря своей угодливости и льстивомуучастью к нуждам простого народа Авессалом сумел собрать около себя множество приверженцев и провозгласил себя царем в Хевроне; составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.

Услышав об этом, Давид с небольшим числом приближенных решил удалиться для безопасности в страну заиорданскую; первосвященник хотел сопровождать царя с Ковчегом Завета. Но Давид сказал первосвященнику:

— Возврати Ковчег Божий в город, и пусть он стоит на своем месте. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его. А если Он скажет так: «Нет моего благоволения к тебе», то вот я: пусть творит со мною, что Ему благоугодно.

Перейдя Кедрский поток[19], Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал, голова его была покрыта, он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали. Лучшие из народа сочувствовали горькому положению старца-царя, но нашлись и такие, которые воспользовались случаем безнаказанно оскорбить страдальца. Так, некто Семей из рода Саулова дерзко ругался над царем, бросая в него камнями и грязью; возмущенные этим, спутники Давида просили дозволения казнить дерзкого, но страдалец сказал:

— Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему. Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне благостью за теперешнее его злословие.

То же упование на милосердие Божие сказалось и в умилительных песнопениях[20], в которых в то тяжелое время изливал перед Господом свою душу старец Давид, оскорбленный в чувствах отца и государя.

И извел Господь раба Своего из воздвигшейся на него напасти. За Иорданом собралось вокруг законного царя сильное войско, начальствование над которым Давид вручил испытанным полководцам Иоаву, Авессе и Еффею. По совету их сам оставшись в тылу своего войска, Давид просил военачальников пощадить жизнь своего прежнего сына. Эта его просьба не была, однако, исполнена: когда войско Авессалома было разбито, сам он искал спасения в бегстве; во время стремительной скачки лесом Авессалом запутался пышными своими волосами в ветвях дуба и повис на нем; здесь настигнул его Иоав и расстрелял его, изувеченное тело мятежного царевича было брошено в яму, которая завалена была огромной кучей камней, во исполнение предписания закона Моисеева, чтобы непокорные дети побивались камнями. Узнав об этом, несчастный отец не вспомнил зла, причиненного ему сыном, он пошел в горницу и плакал и, когда шел, говорил так:

— Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!

Испытал Давид сердечные огорчения и от народных бедствий, которыми посещал Бог землю израильскую; это были трехлетний голод и трехдневная моровая язва. Со смирением и покорностью воле Господней принимал Давид эти испытания, умилостивляя правду Божию молитвами и всесожжениями за грехи свои и своего народа.

Последние годы своего царствования, протекшие в ненарушимом мире, Давид провел в приготовлениях к тому великому делу, которое, по воле Божией, должен был исполнить его преемник, именно к сооружению храма Господня. Разработаны были чертежи всех построек священного здания и изготовлены рисунки всех принадлежностей богослужения, собраны были все материалы, потребные для полного устройства храма, равно и мастера всякого рода. Все это Давид еще при жизни передал в присутствии народных старейшин сыну своему Соломону, который, по слову Господню, должен был наследовать престол; при этом старейшины принесли богатые пожертвования и от себя, народ радовался их усердию. Царь во вдохновенной молитве посвятил Господу как те сокровища, которые сам скопил на сооружение храма, так и доброхотные приношения своих подданных на это великое дело.

— Кто я, — взывает Давид, — и кто народ мой, чтобы мы имели возможность так жертвовать! Но от Тебя все и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие, я от чистого сердца пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящейся, с радостью жертвует Тебе. Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! Сохрани в век сие расположение мыслей сердца народа Твоего и направь сердце их к Тебе. Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои, и исполнить все это и построить здание, для которого я сделал приготовление.

Вскоре после того Давид поставил Соломона царем, и он был помазан на царство первосвященником Садоком, весь народ ликовал, и поздравляли Давида все его слуги, а старец царь, удрученный немощью, поклонился на ложе своем и сказал:

— Благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал от семени моего, сидящего на престоле моем, и очи мои видят это.

И возвеличил Господь Соломона пред очами всего Израиля и даровал ему славу царства, какой не имел прежде него ни один царь у Израиля.

И Давид, сын Иессеев, царствовал над всем Израилем, времени царствования его было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и в Иерусалиме тридцать три года. И умер в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славой, и воцарился Соломон, сын его, вместо него.

Святой апостол Петр именует царя Давида пророком (Деян. 2:30). Святой же Афанасий Александрийский в толковании на 20-й псалом учит: «Царь Давид возвеличен уже тем, что от семени его родилось спасение миру. Ибо душевно желал он сего и о сем молился. Посему и дано ему сие, как некий венец чистого золота (Пс. 20:4), прославляющий главу. Ибо во всех народах про-славляется Давид вместе с Господом и Сыном своим по плоти. Даже не только венцом было для него спасение сие, но и желанием, и долгоденствием и славою, и велелепием и веселием, и радостью и надеждою, и незыблемою милостию». В толковании на слова псалма пятидесятого: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50:15), — святой Иоанн Златоуст влагает в уста псалмопевца следующее исповедание Господу:

— Ты удостоил меня такой чести, что открыл мне Сына Своего и соделал Его ведомым для меня, я познал, что Ты имеешь Сына, принявшего естество человеческое, узнал, что Ты имеешь Сопрестольного Тебе, и я возвестил вселенной крест, погребение, нисшествие во ад, воскресение Его, сказал о суде Его, сказал о спасении язычников, сказал об избрании апостолов, сказал об отвержении иудеев, сказал о призвании церкви, сказал о лике дев, сказал о сидении Его одесную Тебя.

«Так, Давид, — продолжает святой отец, — ты возвестил пророчества обо всем: для чего же взываешь: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” (Пс. 50:12)? Ты царь, ты одет в диадему, ты облечен порфирой. Но, — говорит он, — все это трава, ночь и сновидение, я ищу другой красоты, даруй мне Духа Святого, чтобы Ты опять беседовал со мною и я беседовал с Тобою; Дух отступил от меня, как отлетает голубь при виде грязи, я хочу возвратить Его, тогда приду и явлюсь пред лицом Твоим; а теперь не могу выносить этого, потеряв дерзновение пред Тобою. Видишь, как Давид исповедуется пред Богом. Смотри же, сколь великое зло — грех. Прелюбодеяние, убийство, преступление закона, нарушение заповедей Господних. Говорю это не для того, чтобы осудить пророка, но чтобы показать скорое его раскаяние. Скоро совершен грех, еще скорее — раскаяние.

Согрешив с женою Урии, он был поражен этим грехом и, приступив к написанию псалма, воскликнул: “Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей” (Пс. 50). И полным раскаянием он получил полное отпущение греха. И в чертах характера праведника царя-пророка, и в обстоятельствах его жизни, исполненной испытаний, богомудрые отцы видят указание на Сына Давидова по плоти, на Господа нашего Иисуса Христа и на Его земную жизнь».

Святой Златоуст, рассуждая о скромности, смиренномудрии и кротости Давида, учит: « И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно прощать обиды, нанесенные ему, и отмщать за обиды, нанесенные другим. Таки поступал Христос».

Святой Афанасий Александрийский в толкованиях на Пс. 51, Пс. 56 и Пс. 58 свидетельствует, что псалмы эти, изображая бедствия Давида от Саула, предуказали Господа нашего Иисуса Христа, благодеющего неблагодарным израильтянам (которых представляет Саул) и преследуемого их наветами, предуказали лицо Иуды и благовестили о призывании всех язычников после того, как Израиль за злочестие отринут будет от водительства Божия. Соответственно сему, Господь наш Иисус Христос у пророков часто изображается под именем Давида, христиане называются семенем Давида; господство Христа Спасителя — ключом Давида; престол Его — престолом Давида; церковь Христова именуется домом Давида.

Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу псалмов или Псалтирь; святой Афанасий Александрийский свидетельствует, что совершил это некто из пророков. Блаженный Феодорит в своем толковании на псалмы учит: «Иные говорят, что не все псалмы принадлежат Давилу, но есть написанные и иными. Почему, так разумея и надписания, одни псалмы приписали Идифуму, другие Эфаму, иные же сынам Кореовым, и еще иные Асафу, познав из книги Паралипоменон, что и они были пророки. Я ничего о сем не утверждаю. Ибо увеличится ли для меня польза от того, что все ли псалмы Давидовы, или отчасти принадлежат и упомянутым перед сим, когда очевидно, что все они написаны по действию Божественного Духа? Знаем, что и божественного Давида пророка, и тех книга Паралипоменон именует пророками. Пророку же свойственно предоставлять язык свой в орудие благодати Духа, по изреченному в псалмах: язык мой трость книжника скорописца (Пс. 44:2). Впрочем пусть превозмогает приговор большинства, а большая часть писателей утверждали, что псалмы принадлежат Давилу».

Святой Василий Великий так изображает высокое значение книги псалмов для христианской жизни: «“Всякое писание богодухновенно и полезно есть” (2Тим. 3:16), для того написано Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы — человеки — находили врачевство — каждый от собственного своего недуга. Ибо сказано: “Кротость покроет грехи великие” (Еккл. 10:4). Но иному учат пророки, иному бытописатели; в одном наставляет закон, а в другом — предложенное в виде приточного увещания; книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восстановляет, и неповрежденное поддерживает, вообще же, сколько можно, истребляет страсти, которые в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И причем производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным. Псалом — тишина душе, раздаятель мира, он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагами того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в единый согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, успокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это — начатки учения, для преуспевающих приращение ведения, для совершенных — утверждение: это — глас Церкви. Это — мудрое изобретение учителя, устраивающего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. К учениям примешивается приятность сладкопения, чтобы, вместе с приятным и усладительным для скуки, принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с вдохновением и приятностью принято, то в душах укореняется тверже».

«В псалмах достойно еще удивления и следующее, — учит святой Афанасий Александрийский. — В других книгах, что говорят святые, и о чем они говорят, — то читающие относят к тем именно, о ком сие написано, да и слушающие отличают себя от описываемых лиц, о которых идет речь, и если удивляются и соревнуют повествуемым деяниям, то все сие оказывается подражанием. Но кто берет в руки книгу псалмов, тот, если пророчество о Спасителе проходит и с обычным удивлением и благоговением, как и в других писаниях, то прочие псалмы читает уже как собственные слова свои, да и слушающий, как будто сам от себя произнося это, приходит в умиление, и все речения песнопений делаются ему близкими, как бы действительно его собственные».

«Богоотца еси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл Дева, и из Нея возсия цвет Христос, и Адама со Евою от тли воззва, яко благоутробен» (Стихира дня, на «Господи воззвах»).

Акафист святому пророку и царю Давиду, псалмопевцу

Кондак 1

Избранный Богом на служение пророческое, подвигами твоими Творца и Господа прославивый, промысел благий о спасении рода человеческаго явивый, святостию жития твоего просиявый; псалмы твоими хвалу Царю Небесному воздавый; похвальная восписуем ти, преславный царю Давиде. Ты же, яко имеяй дерзновение велие у Милосерднаго Господа, предстательством твоим небесным выну помогай нам, да зовем ти: Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя от колена Иудина и дома Иесеева в цари народу Своему и благодатию пророческою наполни тя, да воспоеши во псалмех величие, милосердие и премудрость Создателя нашего и промысла Его благаго о спасении нашем образ и обетование явиши. Мы же, дивящеся таковому о тебе благоизволению Божиему, вопием ти сице: Радуйся, избранниче Божий, присный о душах наших молитвенниче предивный. Радуйся, по Слову Вседержителя в прародители по плоти Сыну Божию приуготованный. Радуйся, Израиля ветхаго благословение. Радуйся, Церкви Христовой, Израиля новаго, молитвенное предстательство. Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию озаряющий. Радуйся, благия желания наша исполняющий. Радуйся, всякую печаль от нас удаляющий. Радуйся, всех чтущих память твою пред Богом поминающий. Радуйся, святеДавиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 2

Видя Премудрый Господь наш нечестия царя Саула, повеле пророку своему Самуилу пойти в дом отца твоего Иесея и помазати единаго от осьми сынов его в новые царие Израильстии; тем же, святе Давиде, помазания елея от руки Провозвестника Божия восприявше, воспел еси Всемилостивому Богу нашему: Аллилуия.

Икос 2

Разумом богоблагодатным просвещен был еси, прехвальне Давиде, от юности твоея, яко закон Господень от пророка Моисея Израилю данный усердно исполнял еси, дни отрочества твоего во трудех и молитвах проводил еси, созерцая величие творения Божия, хвалу Создателю возносил еси. Мы же, воспевая ныне таковое благочестие и благоразумение твое, взываем ти сице: Радуйся, от младенчества сердце твое Господеви предавый.

Радуйся, от юности разум твой Божиею премудростию напитавый. Радуйся, от созерцания творения ум твой ко Творцу возносивый. Радуйся, красоту и величие Божия творения воспевый. Радуйся, отцу земному доброчестно послуживый. Радуйся, от дней отрочества твоего Царю Небесному угодивый. Радуйся, о чадех наших ко Господу теплое моление. Радуйся, родителей и наставников в благочестии утверждение. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 3

Сила и благодать Всесвятаго Духа чудесно помогаше ти, всехвальне Давиде, во всех благих начинаниях твоих; многое великое и славное даровано бысть тебе от Всемогущего Бога: дар песенный, высокия добродетели, земное величие и небесное увенчание, на враги и супостаты одоление, и любы велия народа к тебе; ты же за вся сия благодеяния воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 3

Имуще смущение велие от духа злаго воздвизаемое, Саул царь повеле отыскати мужа в игре на гуслех искуснаго, дабы оный умирил есть дух царев, благодати не имущий. Ты же, угодниче Божий, по повелению царевому стада своя оставил еси, в чертози царстии вселился еси и утешение игрою своею царю израильскому приносил еси. Мы же, таковое твое благочестие и искусство похваляюще, зовем ти таковая: Радуйся, воле царя земнаго внявый и верно ему послуживый. Радуйся, скорби и недуги его душевныя благодатно исцелявший. Радуйся, послушанию истинному нас научаяй. Радуйся, духа злобы и буйства от нас удаляяй. Радуйся, страстьми одержимых от погибели спасающий. Радуйся, от искушений бесовских и падений греховных избавляющий. Радуйся, сострадати страждующим нас научающий. Радуйся, теплотою любви твоея нас согревающий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 4

Буря превеликаго нашествия филистимлянскаго потрясе землю Израильскую, обаче не возможе поколебати веры твоея, святе Давиде, во Всемогущего Господа. Тем же, верою велиею твоею укрепляем, не убоялся еси идти супротив Голиафа, грознаго воеводы филистимлянскаго, и победивши онаго, возблагодарил еси Творца нашего. Людие же израильстии о победе твоей радующиеся, воспеша Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слыша, премудре Давиде, от людей израильстих пение хвалебное: «Саул тысячи победи, Давид же десятки тысяч», смутился еси зело и в смирении сердца твоего гласом внутренним возносил еси хвалу Вседержителю. Мы же, победу твою, верою совершенную, и смирение твое восхваляюще, вопием ти сице: Радуйся, все упование твое на Господа возлагавый. Радуйся, яко выну Господа пред собою зревый. Радуйся, земли своея мужественный защитителю. Радуйся, наветов вражиих мудрый разорителю. Радуйся, любовию и благодарением от народа твоего почтенный. Радуйся, от сына царева, Ионафана благочестиваго, дружбою одаренный. Радуйся, от царя Саула, зависти ради, гонения претерпевый. Радуйся, от Господа сил венец за веру и благочестие приемый. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 5

Божественным Духом просветися сердце твое, святе Давиде, егда в гонении Сауловом супротив тебя воздвигнутом, многия скорби с кротостию и смирением притерпел еси, миролюбия и любви ко врагом своим преисполнился еси и все упование твое на всеблагаго Господа возложивши, непрестанно воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 5

Видя очами веры сердце Саулово супротив тебя всяческих зол исполненное, не возроптал еси, святе Давиде, на царя неразумнаго, но все упование свое на Господа Бога Твоего возлагая, невредим пребыл еси. Мы же, добродетели твоя высокия и велию веру твою похваляюще, зовем ти: Радуйся, живый в помощи Вышняго, Десницею Его сохраняемый. Радуйся, крилами ангельскими на всех путех твоих ограждаемый. Радуйся, Богом вразумляемый и вспомоществуемый. Радуйся, скорби и испытания в богатстве духа претерпевый. Радуйся, в терпении и смирении нас укрепляющий. Радуйся, друг друга тяготы носити нас научающий. Радуйся, на милость Господню уповати наставляющий. Радуйся, за вся Творца благодарити подвизающий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 6

Проповедника добрых дел явил еси себе, богоблаженне пророче Давиде, ты бо ревнуя о чистоте веры, потщался еси труды многими лукавыя нравы и обычаи нечестивых сынов исправити, боговедению и благочестию научал еси ближних твоих, паче же образом жития своего наставляя на путь спасения, да вопиют вси Спасителю Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси паче солнца не токмо земли израильстей, но и временам грядущим, егда во граде Хевроне при стечении дванадесяти колен израилевых помазан был еси на царство и славою велиею и обильным Божиим благословением преукрасился еси. Мы же, сему дивящеся, воспеваем ти сице: Радуйся, помазаниче Господень благоговейный. Радуйся, Богом на служение царское призванный. Радуйся, служение сие со страхом Божиим совершивый. Радуйся, могущество и славу державы твоея укрепивый. Радуйся, о благе народа попечение велие имевый. Радуйся, многия скорби за люди своя претерпевый. Радуйся, милостивый и кроткий повелителю. Радуйся, стран и народов христианских небесный покровителю. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 7

Хотяй благочестно и праведно управляти народом израильским, разумел еси, яко не токмо путие державы твоея, но и «сердце царево в руце Господней есть», во всем выну упование на Бога возлагал еси, ведая, яко токмо Богом «царие царствуют и правителие узаконяют правду». Сего ради возвеличи тя Господь паче иных сынов израильских и сопричте к лику велиих святых Своих. Мы же, сия поминающе, вопием Прославльшему тя Господу: Аллилуия.

Икос 7

Новаго Ноя, строителя спасения и созидателя царствия израильского, яви тя Господь, егда по воле Божией, собрал еси войско на гору Сионскую и град Иерусалим присовокупил еси к державе твоей. И бысть град сей стольным градом царствия твоего и со дней тех почила велия благодать Божия на месте сем. Мы же, тебе, царю боголюбивому, таковыя похвалы от усердия нашего приносим: Радуйся, царю святый, выну волю Господню творивый. Радуйся, сосуде домостроительства Божия предивный. Радуйся, Богом званный надела великия и преславныя. Радуйся, воине всечестный и воеводо доброхвальный. Радуйся, достойно покланятися Творцу научающий. Радуйся, Бога любити и волю Его творити нас подвизающий. Радуйся, ходити в заповедех Господних наставляющий. Радуйся, от сетей вражиих верных избавляющий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 8

Странствие земное совершая, на Создателя упование твое возложил еси, аще и прикоснулся еси к скверне греховней, покаянием душу твою обновил и воскресил еси. Мы же молим тя, святе Давиде, молися и ныне Всещедрому Богу, да ниспошлет благодать покаяния всем заблудшим чадом Небеснаго Отца и от греха к отеческому дому востекших, сподобит купно с тобою во веки благодарственно пети Ему: Аллилуия.

Икос 8

Весь исполнен бысть Духа Святаго пророк Нафан, егда пришедши в чертоги твоя, во гресех твоих тя обличил есть. Ты же, богодуховным его словесам внимая, горькими слезами твоими оплакал еси злыя деяния твоя, вопия: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Господь, видя велие и совершенное покаяние твое, прости тя и дары благодати Своея паки ти возврати. Мы же, Господа нашего, дивнаго в милосердии Своем, славословим и тебе таковыя похвалы восписуем: Радуйся, богоугодному покаянию нас премудро научающий. Радуйся, от пристрастий греховных нас исцеляющий. Радуйся, от похотей и страстей плотских нас отвращающий. Радуйся, в вере и благочестии нас утверждающий. Радуйся, кающихся грешников со Христом примиряющий. Радуйся, приходящих к тебе от рабства диаволу свобождающий. Радуйся, дух любви к ближним в сердцах наших воскрешающий. Радуйся, милосердие Божие к нам приклоняющий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 9

Всем требующим помощи твоея усердно благотворил еси, царю святый, и зело милосердствовал еси о нищих и убогих, и никто же отхождаше от лица твоего неутешенным. Призри же и на нас, пророче преславный Давиде, благосердием твоим, и от ран греховных исцеление подаждь нам молитвами твоими, да благодарственно поем Господеви: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут по достоянию воспети подвиги и труды твоя, всехвальный пророче Божий Давиде, яже подъял еси славы Божия и нашего спасения ради: Божественною истиною просветил еси народ твой; град Иерусалим во исполнение грядущего Промысла Божиего воздвигл и преукрасил еси и собрание псалмов твоих оставил нам еси, ими же и мы ныне просвещаеми, благодарим тя за велия труды твоя и приносим ти похвалы сия: Радуйся, о грядущем воплощении Христа возвестивый. Радуйся, об искупительных страданиях Его вещавый. Радуйся, сокровище премудрости чадом Божиим явивый. Радуйся, им род христианский во истине Божественней утвердивый. Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий. Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий. Радуйся, о Спасении нашем Спасителя умоляющий. Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняющий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 10

Спасение рода человеческаго устрояя, Всемилосердный Создатель наш возвести ти, святе Давиде, яко из дома твоего Мессия изыдет. Мы же, ведуще исполнение обетования сего, яко чрез Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, дпти твою, воплотился есть Спаситель наш, со умилением сердец во благодарении суще, Всемудрому Богу воспеваем: Аллилуия.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных, святый царю и пророче Давиде, сохрани и огради нас от искушений врага рода человеческаго, ищущего вечной погибели нашей, вемы бо вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Христа Бога нашего, Его же молити не престай о всех нас, с любовию тя почитающих и вопиющих: Радуйся, с Богородицею Мариею и Предтечею Иоанном у престола Христова вечно предстоящий. Радуйся, купно с праведными богоотцы Иоакимом и Анною славу Богу воспевающий. Радуйся, бедным отраду и вспоможение дарующий. Радуйся, богатых к милосердию и благотворению подвизающий. Радуйся, от пристрастия к земным богатствам нас отвращающий. Радуйся, богатства нетленныя искати нас побуждающий. Радуйся, нечистивых и душетленных обычаев неуклонный искоренителю. Радуйся, кротких и благих нравов благоискусный насадителю. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, царю и пророче Давиде. Ты же, со Ангельскими лики славу Божию воспевая, не забуди и нас недостойных, дабы и нам спасение душ наших улучивше, с тобою вкупе пети Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник души твоея имея выну горящим, за вся, иже ниспосла ти Господь, благодарил еси Создателя нашего, в испытаниях и печалях укрепившаго и милостию Своею обильно тя одарившаго. Тем же, и скорби старости твоея, неразумными сынами и подданными твоими супротив тя воздвигнутая, со смирением и упованием на Владыку всяческих претерпел еси. Ныне же молим тя, угодниче Божий, научи нас за вся Творца нашего благодарити и приими от нас славословия сия: Радуйся, злато, в горниле скорбей очищенное. Радуйся, древо, при источниках вод насажденное. Радуйся, тленную славу земную ни во что же вменивый. Радуйся, волю свою всецело в волю Божию предавый. Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий. Радуйся, светом любве нелицемерныя нас озаряющий. Радуйся, от уныния и отчаяния нас избавляющий. Радуйся, от малодушия и маловерия нас исцеляющий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 12

Благодатию Божиею укрепляем и подвизаем, путь жития земнаго совершив, святе Давиде, сном смертным почил еси и к Богу со упованием преставился еси, тем же святое успение твое славяще, молим тя, пророче святый, егда же и мы сном смертным усыпати начнем, умоли Господа кротко душу нашу от тела отделите и бесовския власти ю избавите, спасения вечнаго нас удостоите, да зовем Господеви в радости святых: Аллилуия.

Икос 12

Поюще Богу песнь благодарения, радуемся о тебе, богоблаженне царю Давиде, яко вся полезная нам даруеши, тобою бо пагуба отгоняется, здравие улучается, мир и благостроение водво-ряется, понеже бо на небесех присно ходатайствуеши о нас, взывающих ти сице: Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию Божиею озаряющий. Радуйся, телес наших богодарованное врачевание. Радуйся, о душах наших благоприятное предстательство. Радуйся, молитвами твоими от напрасныя смерти нас избавляющий.

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий. Радуйся, ко творению дел благих всех нас подвизающий. Радуйся, на земные скорби и печали наша призирающий. Радуйся, радости духовныя нас исполняющий. Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 13

О, святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде, приими малое сие моление наше, от любве душевныя тебе возносимое, и умоли Всеблагаго и Всемилостиваго Творца нашего избавите нас от всякаго зла и напасти, да благочестие в веце нынешнем поживем и блаженство живота вечнаго молитвами твоими обрящем, о тебе благодарственно воспевающе Господеви: Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия.

Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.

Молитва первая

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

Людмила Ильюнина. Кротость Давида (Духовное сказание)

Великий праотец Давид — необъятная, непостижимая личность. Недаром на протяжении тысячелетий ему было посвящено столько размышлений, воплощенных в разных формах — в богословских, музыкальных, живописных и художественных произведениях. Никому не удавалось «объять необъятное», каждый изображавший Давида, перелагавший его псалмы на разные языки и музыку выделял что-то свое в его неисчерпаемом характере — то, что особенно тронуло душу.

В духовном сказе «Кротость Давида» подчеркиваются в житии великого праотца моменты, когда наиболее проявилось свойство, которое толкователи Библии определяют как «преданность Богу», то есть кротость — возможность принять без ропота все, что посылает тебе жизнь.

Источником для сюжета сказа послужили не только повествования из Первой и Второй книг Царств и Паралипоменона, но и народные легенды.

«Помяни, Господи, Давида и всю кротость его», —
Молитвы чудесной слова вновь и вновь повторяя,
Сердцем постигнуть пытаюсь: каким же он был —
Царь, псалмопевец, пророк и пастух,
Предок Спасителя всех человеков?
И что значит кротость его?

* * *

Был нелюбим он в семье —
Его вне закона рожденным считали.
С раннего детства дом заменил ему овчий закут —
Так обучал его кротости Вышний Отец.
Сердце любовью наполнив к пасомым,
К каждой травинке, растущей на поле,
И к каждой звезде в небесах.
Эта любовь из пастуха сотворила поэта —
Юноша в тихой ночи начал слагать вдохновенные гимны,
Славя Творца и умоляя Его не покинуть
Строптивый еврейский народ.
Внял тем моленьям Всевышний Отец,
Возлюбивший Давида,
И Самуилу пророку волю Свою возвестил:
Помазать на Царство в глухом Бейт-лехеме
Того, кто «по сердцу Ему».

* * *

В дом Иессея пришел Самуил.
Собралось все семейство.
Семеро братьев — один горделивей другого.
Рог с благовонным елеем пророк возносил над главами
Красавцев надменных, но превращалось в смолу
Освященное масло, не вытекало из рога,
А в сердце посланца звучало: «Не тот».
«Есть ли еще у вас брат?» — спросил Самуил.
И ответ получает: «Есть, но он — отрок»,
Что значит — слуга, отщепенец.
«Так позовите его. Иначе и пир не начнется».
Братья с брезгливостью с поля позвали бастарда,
Только вошел он, как масло вскипело и бурной струей
На светлые кудри Давида само полилось.
«Этот Мной избран», — Всевышний сказал Самуилу.
Давид же с кротостью прежней опять поспешил
К своим овцам, пеньем псаломским
Поля и луга оглашая.

* * *

В миг тот, когда Самуил помазанье на Царство исполнил,
Царь иудейский Саул ощутил, что душа его ринулась в пропасть —
Бог от него отошел и терзание злобного духа
Стало уделом царя.
Болезни души в то время лечили музыкой.
Саулу сказали: «Неподалеку от нас мы слыхали,
Как дивно играет на арфе и гимны поет молодой пастушок.
Не позвать ли его?»
Так оказался Давид пред лицом своего супостата
И кротостью злую болезнь укрощал,
Призывая в молитве помиловать душу царя.

* * *

В оные дни филистимляне вышли на бой с Иудеей,
Был среди них Голиаф-великан, окованный в железо и медь,
Призывал он вступить в поединок
«Безумных, безбожных евреев».
Юный Давид в ополченье Сауловом не был,
По послушанью отцу принес он на ратное поле
Снедь для воюющих братьев.
Но только лишь слуха достигли слова Голиафа,
Хулившего Бога, как сердце Давида взыграло.
Принял он вызов сразиться со злым истуканом.
Кротостью веет картина: маленький ростом пастух,
С посохом странника, в бедной одежде, без грозных доспехов,
Не устрашившись, стоит перед страшным громилой.
Не замечая скабрезных насмешек,
Тихо влагает в пращу Божий камень
И, имя Господне призвав, поражает надменного хама.
Повержен во прах он лежит,
А Давид возвеличен во славе.

* * *

Кротость Давида являет верная служба Саулу.
Дважды пытался разгневанный царь, потерявший харизму,
Копьем поразить песнопевца-врача,
Но Бог сохранил невредимым Давида.
Смиряясь, он не бежал от Саула, а продолжал ему
В подвиге ратном победоносно служить.
Только тогда, когда царь обезумевший, клятву нарушив,
Снова убийство замыслил того, кого Бог возлюбил,
В пустыню направился кроткий Давид.
А после скрылся во вражеском граде, где вскоре был узнан.
И вновь свою кротость явил смелый воин,
Преобразившись в юрода.
Смеялись над ним,
Удивляясь, как вдруг отважный боец
Скатился до вида безумства.
С тем отпустили его.
И стал он скрываться в пещерах пустыни, а Саул на охоту
За ним, как за дичью, направил бойцов.

* * *

В этой ловитве Давид потерял всех родных,
Но и когда заглянула в глаза его смерть,
Он врагу только кротость являл.
Не наказал он предавших его поселений,
Где он скрывался от гнева царя,
И дважды Саула не тронул, когда мог его смерти предать.
Неоднократно склоняли к тому вожака своего
Храбрые воины, но он им ответил:
«Божий Помазанник неприкасаем. Бог да воздаст
Тому, кто владеет народом, а я буду ждать».
В годы скитаний и вслед его гнавшейся смерти
Кроткий Давид слагал свои гимны.
Ныне поем
И читаем вдохновленные Богом слова, и учимся вере,
Терпенью и мужеству, и прославляем Давида.

* * *

Кротость Давида являет любовь к сыну врага —
Ионафан был его другом по сердцу.
Великую скорбь нам псалмы возвещают,
Что Давида настигла, когда его друг был убит на войне.
Сам же Давид был порой и жестоким в военных сраженьях,
Но отцы нам толкуют, что и тут по-особому кротость являлась,
И при этом значение слову такое дают: «Кроткий пред Богом
Есть тот, кто свершает веленья Его».
В военных походах Давид
Завоевывал земли, которые Бог предназначил для славного царства
С столицей в Иерусалиме.
Но с кротостью принял веление Бога Давид:
«Пролитие крови не допускает тебя до строительства храма.
Пусть его строит твой сын, ему
Я пошлю годы мира, никто от руки
Его в землю не ляжет».

* * *

А предварило рождение этого сына паденье Давида.
Бог попустил ему немощь свою ощутить —
В предательстве друга из-за любви к его юной жене.
Вирсавия стала великим грехом для Давида, но после —
Великой любовью, что родилась из великого горя и покаянного
Плача. Пятидесятый псалом чрез века посылает урок
Сокрушенья для всякого, кто испытал искушенье грехом.
С кротостью встретил Давид смерть младенца, рожденного
В прелюбодействе, с кротостью долгие годы бремя болезни влачил.
После тринадцати лет очищенья, как знак всепрощения Бога,
На свет появился будущий царь Соломон,
Что назван премудрым сыном Давида, строителем храма,
О коем радея, кроткий Давид «дремания веждам не дал» —
По обету спать не ложился годами, творя всенощное моленье.

* * *

Дети во все времена — благословенье от Бога,
Но и в них — наказанье.
По предсказанью пророка Нафана
В доме Давидовом кровь пролилась: брат обесчестил сестру
Сводную, другой ее брат, местью пылая, насильника
Предал мучительной смерти, а после восстал на отца.
Кротость Давида явилась в жалости к детям
И в том, что при бегстве от
Авессалома он претерпел униженье —
Некто Семей начал смеяться над бедным царем,
Грязью кидая в него и камнями.
Возмущенные слуги Давида
Хотели охальника остановить, но Давид им сказал: «Оставьте его,
Пусть он злословит меня, так ему Бог повелел».
Царь уходил из священного града босой, в покаянной рубахе,
Слезы с лица утирал рукавом, — всем своим видом являя
Покорность Божественной воле.
И множество дивных псалмов именно в эти дни скорби
Послал в утешенье Господь избравшему Кротость
Как главную жертву смиренного сердца Творцу.

* * *

Мятежник, поднявший войска на отца, был вскоре наказан:
Запутавшись в ветках деревьев, не мог убежать и был умерщвлен.
Но кроткий Давид вместо радости от дарованной победы
В сердцах вопиял: «О сын мой Авессалом, о сын мой,
О, если б я мог умереть за тебя!» Преданье гласит:
Эти вопли смягчили загробную участь Авессалома,
Из самых глубоких кругов огнезрачного ада
Он был извлечен и страшные муки ослабли.
Давиду же странствовать в мире подлунном
С тех пор оставалось недолго.
И дни те он прожил,
Как сын его скажет, узнав, что только лишь кротость
Одна покрывает великие путы греха[21].
Нарушил Давид завет Бога, решив сосчитать свой народ,
За что в наказанье селенья и грады сразил страшный мор.
Тогда-то Давид возопил:
«Казни, Вышний Боже, меня самого
И семейство мое, но помилуй народ.
Прошу, сократи мои дни,
Но помилуй Иерусалим и храм здесь воздвигни Себе».

* * *

Тяжкую старость Господь предназначил Давиду:
Болезни его сокрушали, а дети и слуги плели за спиной его
Тяжбу — кто будет наследником трона.
Но мудростью, Богом внушенной,
Давид пересилил все распри —
На царство помазан был Соломон, и отец вместе с ним
Приступил к подготовке строительства храма.
Золото, мрамор, несметные горы сокровищ,
Что Давид собирал год за годом для Дома Господня,
Он передал богомудрому сыну, но главным наследством
Стала священная книга псалмов.
Ветхозаветный храм был уничтожен,
А слова вдохновенных молитв звучат и поныне
В наших церквях. И среди них та молитва,
Которой пророка мы чтим:
«Помяни, Господи, Давида,
И всю кротость его, и святыми его молитвами помилуй нас».

* * *

Кротость Давида прообразом стала Кротости Божьего Сына,
Которого звали сыном Давида, так как Пречистая Дева
Отраслью древа Давида была.
В Псалтыри Давида пророчества
Слышим о жизни Спасителя мира, о славном его Воскресенье,
И верим, что ныне Давид сидит одесную Предвечного Бога
И может Его умолять и нас научить своей кротости —
Верности Божией воле.

Примечания

[1] Филистимляне — потомки Месраима, сына Хамова; народ этот, родственный египтянам, жил в юго-западной части Палестины, по берегу Средиземного моря в долине Сефельской.

[2] Сокхоф, ныне Шувейке, город в холмистой местности, верстах в 24 к юго-западу от Иерусалима. Азек, теперешний Дэйр-Эл-Азбек, верстах в 13 севернее Сокхофа. Ефес-Даммим (предел крови) был на месте нынешнего Беид-Фазеб (дом кровопролития) — верстах в двух южнее Азека.

[3] Сынов Знака еврейские соглядатаи назвали исполинами (Чис. 13:34); о проживании ихв Гефе см. Нав. 11:22.

[4] Еврейские меры длины: локоть равен 12 вершкам; пядень — 6 верш.

[5] Еврейский сикль весил 3 зол. 34, 40 дол.

[6] Ахимелех, когда Давид, во время своих странствований, пришел к нему, дал ему священных хлебов и меч Голиафа. До Саула достигло известие об этом, почему он и заподозрил первосвященника в сочувствии Давиду.

[7] Моавитяне были потомки Манна, сына Логова, они жили к востоку от Мертвого моря.

[8] Амалекитяне — потомки Исава, этот народ населял земли между страною филистимскою и Египтом.

[9] Горы эти с юга огибают долину Эздрелонскую, которая разделяет Галилею от Самарии.

[10] Хеврон — один из древнейших городов Палестины: он расположен верстах в 20 к югу от Вифлеема, в нем находятся гробницы праотцев Авраама, Исаака и Иакова с их семействами (кроме Рахили, погребенной в Вифлееме).

[11] Это было около 1055 г. до P. X.

[12] Ныне деревня Эль-Джиб, в двух часах пути от Иерусалима на север.

[13] Кариаф-Иарим — ханаанский город вблизи Гаваона.

[14] Пс. 33; Пс. 51; Пс. 53; Пс. 55; Пс. 56; Пс. 58; Пс. 14.

[15] Пс. 1; Пс. 11; Пс. 13; Пс. 14; Пс. 18; Пс. 23; Пс. 28; Пс. 35; Пс. 63; Пс. 103; Пс. 104; Пс. 121; Пс. 144.

[16] Пс. 132.

[17] Пс. 9; Пс. 19; Пс. 20; Пс. 32 и др.

[18] Пс. 14; Пс. 36 и др.

[19] Поток этот протекал с восточной стороны Иерусалима.

[20] Пс. 6; Пс. 31; Пс. 37; Пс. 38; Пс. 142.

[21] 1 Еккл. 10, 4.

Комментировать