Array ( [_gcl_au] => 1.1.830176818.1711102264 [_ga] => GA1.2.1680330806.1711102264 [rmcookie] => S:wBTeKqnwfFnEmc7uS9dBdVc4V8b952gdP8Ujo0WWGWop4SmscNJ6DjgZhvfO6_4Q3PIdcy3TyHam-jBB6jKcBjYp4Ece9RCf9WUEhFbeGpdww1JBz9Qd03JavbFbp8rXDCiCXVlfvLOw8XfJtd_SWunulGgtEPlhviqfOpbJV23fv0c4585ZP1lmqJxiJVlx3Bojs9MnBXRoFKBWrI9AUpaLYt44-QgAyORf3mIKmGR2P05pJWL68cImXOsuZabWymxgHfWhUvlzZacrcd0ORqo8u2RIDCh0uh4LJ4EjEQW0KNh-KgKyGqsipdnZ4V6aRAj9AfzmvaXhyC03lphIPWa_pZZosLnJebEBAvUAp_GKd_tJmwRCr_9tRHhjj86nNFBTyunyVgAbPHf8TCJh8fNF8Xk_jdUctB95iMdxUMfCipLzAl0ZjZgtpMEURM96-zu77FUv-Xu11fkEtcaBudwaZaEpbaGtW6nRmL37UANLOdrOjKGkrJi5YXSuOtMkt8P5h-R0WDdcWLYE4deDz1r1PEjY0A8ZWfRCowmTEFaIVw1PaKeZqy0usW46zCaCC7ND3btoemQFRzKLsI3JUS240vitwMAAGG7bvl5RNh9TXFDrCgb_YtBJk0LVK1wTslziOhwvpJlDZwWcMD7-_S5o_-f0C-LNs8xy3OgdTtMaPkCndpYW8u4= [otrid] => S:iyciBzbWENyvjC81n3wAjssGZwFRqUzmr8NcLdxTZs5gmh3uDO2vnmOgzsJcIj65AcmOHlKp0Q3Tr_PbNX4QYHgl-cQdmoDzEtmK6R9ozm4_0suBEQajLqJHzQyteVvVvSzcK8m5Ihft_WrmDKPpewUBcT-dKER3HhtEJdq6VhL4N9IesjQe-5ZSYs6TbwSdaQGVwlCRHiSt8z9bDGMX5P267P6o35v4R2g= [_ym_uid] => 1672826869603925751 [_ym_d] => 1714324668 [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [PQOJLY] => 5qk_.7p [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 )
<span class=bg_bpub_book_author>Сергей Нилус</span> <br>Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая

Сергей Нилус
Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая

(17 голосов4.4 из 5)

Оглавление

Сила Божия и немощь человеческая
Записки игумена Феодосия и другие повести

Необходимое предисловие

Господи, благослови!

Выпуская в свет ряд очерков из жизни близких к нам по времени православных христиан, но таких — увы! — далеких по духу для большинства моих современников, я долгом своим почитаю прежде всего предварить моего боголюбивого читателя о том, что все написанное в них одна сущая правда, в которую лично я верю всем сердцем моим, всем умом, всем помышлением, и без этой веры моей, за которую готов постоять до последней минуты моей жизни, я не позволил бы себе требовать от читателя моего и внимания к малому труду моему, из страха грядущего Страшного Суда Господня, на котором каждый христианин, а в их числе и моя христианская немощь, должен неизбежно или оправдаться от слов своих, или осудиться; и от этого страшного осуждения да избавит меня Господь!

Непрестанно сокрушаясь о всеобщем, казалось мне, оскудении веры в христианском мире, сердцем своим с великой горечью и болью отзываясь на установившееся в последние дни мировой христианской жизни зло братоненавидения и человеконенавистничества, видя, как христианский мир заливается кровью войн и усобиц, с ужасом обращая свой испуганный взгляд на богоотступничество цвета русского общества, призванного стоять во главе умственного и нравственного развития истерзанной и окровавленной Родины, этой Богом поставленной хранительницы Православного духа, я, признаюсь, в законном ослеплении своем был уверен, что угас уже истинный дух Православия в России, оскудел Преподобный, не стало праведника и, стало быть, неизбежна для нее, а с нею, по слову великих русских подвижников духа, и для всего богоотступнического мира участь библейских Содома и Гоморры. Окружающая меня и всякого верующего христианина грозная действительность не давала ли мне права питать эти мысли?!

Но в глубинах народного сердца, зримых одному Богу, еще недавно жила такая полнота и сила духа Христова, так близка была еще недавно к Богу живая вера русского человека, что не могло мое сердце мириться со страшной и братоубийственной мыслью: нет в России седми тысяч, которых соблюл бы Себе Господь и которые еще не подклонили выи своей Ваалу… И я искал их всем сердцем своим, всем помышлением моим и, видит Бог, нашел, но не там, где светит кровавый свет мира сего, не на высотах человеческого разума, а в тайниках сокровенных еще нетронутого народного сердца, в среде тех немудрых мира, которых от века избрал Себе Бог, чтобы посрамить сильных, чья слава и проповедь делом Христовой любви и самоотвержения заключены не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, данных им для того, чтобы, по слову апостола, вера наша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

И многих рабов Своих нелицемерных и истинных показал мне, ищущему, Господь, и во главе их под перо мое просится одно великое для Православной и Самодержавной России имя, к которому с трепетной надеждой и верой обращены взоры всех истинно русских людей и от кого после Бога они ждут своего спасения… Но о живых праведниках, какое бы они место в мире ни занимали, от самого великого до самого низкого, — не лет ми и глаголати, и потому до времени сохраним имена их только в своей молитвенной памяти.

Но мир праведников недавно отшедших ко Господу — это уже достояние всех хотящих на их примере жати свое спасение; о них я и поведу здесь, в моих очерках, речь свою в радостной надежде, что одним, совершенным, она будет в утешение, а другим, ищущим Бога в истине, а не «в препретельных земной мудрости словесах», она послужит в утверждение и в вечное спасение в небесных обителях Отца и Царя нашего Небесного.

Христос Господь, Бог наш, в Троице славимый, вчера, днесь и во веки Той же, и потому в ряде очерков, предлагаемых вниманию боголюбцев, я, начав жизнеописанием игумена Феодосия Попова, во всем всем нам подобострастного человека, заключаю свой малый труд преподобным Марко Фраческим, о котором писано с таким вдохновением Четь-Минеями, столь основательно позабытыми теми, кто почитает себя цветом современной образованности.

Главнейшая же цель труда моего — на достоверных показаниях и примерах близких нам по времени христиан утвердить в сердце моего читателя непреложное свидетельство апостольской истины, явленной в словах апостола Павла в его Втором послании к Коринфянам: «Ибо знаем, что, когда — земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный!»

Труд мой ничтожен — он труд только списателя верного, но и за него молю и прошу того, кому он придется по сердцу, не оставить грешного моего имени поминовением молитвенным к Творцу всяческих.

Сергей Нилус

Комментировать