Детская православная хрестоматия

Детская православная хрестоматия - Основы православной веры

(35 голосов4.2 из 5)

Оглавление

Основы православной веры

Десять заповедей Закона Божия

1. «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене».

2. «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им».

3. «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе».

4. «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему».

5. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

6. «Не убий».

7. «Не прелюбы сотвори».

8. «Не укради».

9. «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна».

10. «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего».

Мир Божий

Мир потому и называется Божиим, что свидетельствует каждому разумному и чистому сердцем человеку о Боге, своем Создателе и Попечителе. Как по прекрасному произведению мы судим об искусности и премудрости мастера, так и через внимательное, неспешное рассматривание творений мы восходим к познанию Всемогущего и Всеблагого Бога. И что замечательно, подобное исследование доступно не только многоученому профессору, но и вихрастому мальчишке с доброй душой и пытливым острым умом. Подумать только, решительно все, созданное Богом, учит нас правой и правильной вере в Него, преподает нам уроки добра и любви в отношении друг друга. Посмотрите-ка, если можете, на солнышко! Как дивно оно рассказывает о тайне Троицы! Вашим очам открывается солнечный диск. Он порождает лучи яркого света. Эти лучи пронизаны живительным теплом, что исходит от диска и доносится до земли. А вместе – единое Солнце, без которого и помыслить нельзя нашего бытия. Таков единый Бог, дарующий о Себе познание как об Отце, Сыне и Святом Духе.

Священник Артемий Владимиров. Из книги «Учебник жизни»

Ветхий и Новый завет

Библия» (biblia) – слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в четвертом веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Св. Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен еще при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.

Всего священных книг в Библии насчитывается 77; из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. При всем разнообразии содержания Святой Библии в ней замечается чудесное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Три христианские добродетели

Христианство учит тому, что земная жизнь человека есть время приготовления к будущей вечной жизни. Недолог человеческий век, он полон невзгод и скорбей, но именно здесь, на земле, человек делами определяет свою посмертную участь. Христианство дает верующему надежду, что он может обрести блаженство – настоящее счастье еще в этой жизни, несмотря на все земные скорби. Это происходит в том случае, если он будет следовать трем важнейшим христианским добродетелям – вере, надежде, любви.

О вере

При равном достоинстве первым звеном в цепи трех христианских добродетелей является вера. С нее начинается трудный и одновременно радостный путь духовного совершенствования. Вера есть уверенность в невидимом, и поэтому она есть подвиг. Легко принять очевидное. Но дерзнуть уверовать в то, что скрыто до времени от людей, полюбить невидимого Бога способен не каждый. Требуется немалое духовное мужество, чтобы, поверив в Бога, перестроить свою жизнь в соответствии с Его заповедями.

Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять.

Прп. Марк Подвижник

Если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести жизнь чистую, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры.

Свт. Иоанн Златоуст

Вера получает и то, чего не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте.

Прп. Иоанн Лествичник

Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, чего просит.

Прп. Иоанн Лествичник

Как относиться к людям

Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всем, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил ввысь, что не находит времени и келью свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келья его чиста.

Авва Дорофей

Ничто так не вредит человеку, особенно юному, как злая компания. Ибо, как обхождение с добрыми – это такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так обращение со злыми бывает причиной крайнего развращения.

Святитель Тихон Задонский

Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему.

Святитель Феофан Затворник

Волшебное слово

О детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами «пожалуй, старче» в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе ко главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» – вот что наполняет нынешнее «спасибо» – не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, обретении милости у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что, употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божией благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божию.

Насколько велик дар слова, настолько печальны последствия злоупотребления этим даром. Язык, дарованный нам Создателем для прославления Его имени и умножения добра в общении друг с другом, может быть причиной осуждения на вечную гибель нераскаявшегося грешника! Подумать только, правда Божия, как обещано в Евангелии, взыщет с нас за каждое праздное слово! А ведь любое слово, пустое, бессодержательное, сказанное без смысла и без пользы, может быть занесено в разряд праздных. Что говорить о прочих – острых, колких, скабрезных, пошлых, лукавых?! Вот почему сложилась поговорка: «Язык мой – враг мой». По счастью, наши читатели знают, что в Таинстве исповеди Милосердный Господь все прощает, если каешься с твердым намерением исправиться.

Предложу вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная.

Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.

Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.

Правило третье. «Не все, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как, может быть, некоторым показалось, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он сегодня услышать от тебя те слова, которые мирно лягут на его сердце три дня спустя? А принесет ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? А нужно ли ему слышать твое мнение по этому вопросу? А не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим неосторожным словом?

Некоторые сводили три упомянутых правила в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия».

Друзья, больше читайте добрых, умных, хороших, и в первую очередь, «святых» книг! «С кем поведешься – от того и наберешься», – говорит не напрасно русская пословица. Пусть вашим девизом отныне будет древнее: «Ни дня без строчки». Хотя бы прочитанной строчки, которая отойдет в золотой запас вашей памяти.

Священник Артемий Владимиров

Главные молитвы

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

М.Ю. Лермонтов

Завет Спасителя – всегда молиться. Молитва – это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с остановкой молитвы. Молитва – это разговор с Богом, с Пресвятой Богородицей, святыми. Бог – наш Небесный Отец, к Которому всегда можно обратиться со своими радостями или печалями. Поэтому в любое время, не только на богослужении и молебнах, а в любом другом месте – в дороге, за уроками, даже разговаривая с друзьями, мы можем обратиться к Пресвятой Богородице и святым угодникам и просить их помочь нам, ходатайствовать за нас пред Господом.

Первые слова, которые следует произносить утром – это «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!». Постепенно краткие молитвы собираются в правила – молитвы, обязательные для прочтения. Существуют различные, – утренние, дневные, вечерние правила и другие. Эти молитвы составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, посвященной Христу. Самой совершенной является молитва «Отче наш…», оставленная Своим ученикам Самим Господом Иисусом Христом.

Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других – несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека и от того, каким временем он располагает. Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Необходимо приучаться и к поклонам – поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве. Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве. Надо стоять прямо, смотреть прямо на иконы, и помнить, что при молитве вы предстаете перед Лицом Отца Небесного.

Молитесь вместе с Церковью

О церковной молитве знайте, что она выше домашней молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец, к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются.

Преподобный Макарий Оптинский

Некоторые говорят: молимся, но молитвы-то наши не исполняются… Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как святые апостолы молились: «Господи, спаси нас, погибаем». Молится надменный фараон, и услышан… Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться.

Преподобный Иосиф Оптинский

Почему во время молитвы мы возжигаем свечи?

Свеча, возжигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Молящийся человек зачастую не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу. Символом этого, невыразимого до конца в словах, молитвенного чувства и является пламя свечи.

Церковная свеча – еще и наша жертва Богу и Церкви. Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать в пользу Церкви они могут разные средства. Только этим и объясняются различия в цене и размере свечей.

Обычно в первую очередь мы ставим свечи к празднику и чтимой храмовой иконе. О здравии наших родных и близких мы молимся, поставляя свечи к иконам Спасителя, Божией Матери или святых, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах. Если же необходимо помолиться об упокоении усопших, следует поставить (или передать) свечу на канун: прямоугольный столик, на нем находятся Распятие Господне и множество свечей.

Молитва начальная

Эту молитву произносят прежде всех молитв.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва Господня

Молитва эта названа Господней потому, что ее дал сам Господь Иисус Христос своим ученикам, когда они просили научить их, как надо молиться.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Перевод: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Молитва к Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, Хранителю мой святый! На соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

Ангелу, Хранителю мой добрый! Помоги мне не лукавить, не льстить и никого из ближних не судить, правду Божию и истину творить, дабы спасение получить. Аминь.

Молитва в День рождения

Господи, Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого.

От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни.

Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему.

Продли и еще милости Твои мне, грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и согласии со всеми ближними.

Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нуждам моим потребно.

Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, прейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего небесного.

Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей.

Аминь.

Молитва об отце и матери

Господи и Боже мой Иисусе Христе! Услыши молитву мою о родителех моих (имена). Даруй им единомыслие и любовь во вся дни жизни их. Укрепи тела их во здравии, да послужат Тебе делами милости и Евангельского добра. Научи мя всегда быти послушным родительскому слову, избави мя от лицемерия и лукавства в обращении с ними и не лиши нас всех оправдания на Страшном Суде Твоем. Аминь.

Комментировать