Доса́да - чувство неудовольствия, обусловленного неудачей, обидой, неудовлетворенностью ожиданий и т.п.
Досада является проявлением страсти гордости.
Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.
Всегда ли грех ли досаждать своим ближним?
На это вопрос нет однословного ответа: многое зависит от того, что именно вызывает досаду у ближнего и почему. Скажем, праведник или даже «обычный» человек может испытывать чувство досады, видя ближнего, грешника, упорно не желающего освобождаться от своих греховных страстей. В свою очередь грешнику могут досаждать дела праведника.
Скажем, доставить досаду мужу может преданная пьянству жена (Сир.26:10) или жена, стремящаяся «преобладать над своим мужем» (Сир.25:24). Такого рода досаждение, по понятным причинам, может быть названо небогоугодным.
А вот противоположный пример. Когда, по словам псалмопевца, «добрый человек милует и взаймы дает» (Пс.111:5), когда он «расточил, роздал нищим» (Пс.111:9), то «правда его пребывает во веки» (Пс.111:9). Между тем, «нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает» (111:10). Эти библейские стихи показывают, что праведные дела, совершаемые добрым человеком, могут служить для грешника поводом для досады даже в случае, если тот, кто их совершает, не имеет целью доставить ему скорбь. Грешник может досадовать уже в силу того, что подобные дела не согласуются с греховным расположением его ума и воли, то есть причина его досады - в нём самом. Аналогичную форму досады испытывали иудеи, имевшие неприязнь ко Христу, но не имевшие сил и способностей Его уязвить (Мк.12:12), то есть их досада была связана с тем, что у них не получалось Ему досадить.
Характерным библейским примером осознанного, нарочитого, греховного досаждения ближнему служит пример с Иосифом и женой Потифара, которая, в ответ на решительные отказы Иосифа вступить с ней в интимную связь, оклеветала его перед своим мужем, и тот отправил невиновного Иосифа в темницу (Быт.39:7-20).
Литература по теме
- Бесчестие и досада преп. Иоанн Лествичник
Комментировать