Преподобномученики Павел (Моисеев) и Феодо́сий (Соболев), архимандриты, Никоди́м (Щапков) и Серафи́м (Кулаков), иеромонахи
День памяти
Жития
Убиенные насельники Николаево-Коряжемского монастыря архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков)
Настоятель монастыря архимандрит Павел, в миру Иван Яковлевич Моисеев, родился 16 февраля 1849 года в деревне Дресвищи Грязовецкого уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Грамоте обучался самостоятельно, по Псалтири. Любил читать жития святых, деревенских игр сторонился.
Решение принять монашество Иван принял в зрелом возрасте, когда уже минуло тридцать. Накануне Великого поста 19 марта 1880 г. Иван был определен послушником Павло-Обнорского монастыря, близ того места, где он родился и где бывал неоднократно.
Пройдя полугодовое послушание, 9 октября, в день празднования местночтимой Корсунской иконы Божией Матери, он принял монашество с именем Павел. Через месяц, 16 ноября, его рукоположили во иеродиакона, а 24 июня 1881 года – во иеромонаха. В 1887 году по поручению епархиального начальства о.Павел полгода управлял Павло-Обнорским монастырем, был его казначеем. В 1890 году он оказался в Устюге, став сначала настоятелем Николаево-Прилуцкого монастыря, а затем благочинным монастырей Велико-Устюгского викариатства.
Много забот и стараний положил он на спасение вверенных ему насельников. 24 июня 1898 года епископ Велико-Устюгский Гавриил возвел иеромонаха Павла в сан игумена и вручил ему посох. 13 марта 1902 года игумен Павел становится настоятелем Коряжемского Николаевского монастыря. Отныне и до смерти местом его служения будет эта обитель. Для братии, терпящей всякие нестроения, он стал крепкой нравственной опорой. Словом утешения, ободрением и вразумлением поддерживал каждого, и особенно слабых духом, помогал им приблизиться к Богу.
Декрет новой власти, отделивший Церковь от государства, обеспокоил о.Павла. По этому поводу к нему прибыл из Сольвычегодска уже бывший на покое архимандрит Введенского монастыря Феодосий – убеленный сединами 76-летний архимандрит.
А тревожиться было от чего. Уже и сюда докатились известия о расстрелах церквей Московского Кремля, о разграблении Александро-Невской лавры, об избиении монахов и убийстве большевиками Киевского митрополита Владимира...
Архимандрит Феодосий, в миру Феодор Соболев, родился 11 сентября 1842 года. Его отец – священник Жаровской Петропавловской церкви Вельского уезда Вологодской губернии Дормидонт Соболев – был сыном священника, матушка Ольга Алексеевна – дочерью дьякона.
Федор рос в семье, где свято хранили православные традиции. В основу воспитания детей были положены молитва и труд. Когда старший брат Константин поступил в Вологодскую Духовную семинарию, Феодор уже не сомневался, что последует его примеру, и после окончания Духовного училища стал семинаристом.
В 1864 году, окончив Вологодскую Духовную семинарию, Феодор обзавелся семьей и в том же году был рукоположен во священника в Тотемской городской Успенской церкви. В 1869 году назначен на должность учителя латинского языка в Тотемское Духовное училище и должность исполнял столь исправно, что ревизор Св. Синода, инспектировавший Духовное училище в 1875 году, объявил ему одобрение за успешное преподавание. В марте 1876 года его определили членом духовно-училищного правления и делопроизводителем, а вскоре и священником тотемской тюремной церкви.
Вскоре о. Феодора постигло тяжкое горе – скончалась жена. Овдовев, он всего себя отдает на служение Богу. 3 ноября 1879 года его причислили к братству Тотемского Спасо-Суморина монастыря. Через год утвердили казначеем. 6 марта 1881 года в этом же монастыре о.Феодор принимает иноческий постриг с именем Феодосий.
С 1885 года иеромонах Феодосий последовательно назначается настоятелем сначала Вологодского Спасо-Прилуцкого, затем Кадниковского Дионисие-Глушицкого монастыря той же губернии, с возведением в сан игумена. Но бремя должности стало тяготить его, и о.Феодосий вскоре подал прошение об освобождении его от должности. Он просит возвратить его в Спасо-Суморин монастырь.
Просьба была удовлетворена: в декабре 1889 г. он возвращается в родную обитель, где через год был определен на должность духовника братии. В 1892 году он назначается законоучителем Тотемской Спасо-Суморинской церковно-приходской школы. В просвещении отец Феодосий видел путь спасения людей, он понимал, как не хватает простому народу знаний о вере. Уже в следующем году труды игумена в Спасо-Суморинской школе были замечены – отец Феодосий «награжден от Святейшего Синода книгой – Святой Библией».
В 1896 году в его жизни начинается новая полоса перемещений – сначала на должность настоятеля в Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь, затем – духовником Устюгского духовного училища, Михаило-Архангельского и Иоанно-Предтеченского монастырей, далее – настоятелем Устюгского Николаево-Прилуцкого монастыря, и, наконец, в сентябре 1907 года игумен Феодосий становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…
Иеромонах Никодим, принимавший активное участие в возрождении Коряжемского Николаевского монастыря, родился в Вологодской губернии 20 октября 1852 года в семье устюжского мещанина Константина Ивановича Щапкова и жены его Татьяны Львовны. При рождении был наречен Николаем. На 21-м году, покинув отчий дом, Николай отправился в один из отдаленных в Вологодской губернии Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь.
Почти десять лет он проходил послушание и готовился к монашескому подвигу. Через шесть лет Николай был посвящен в стихарь, затем в 1883 году стал послушником монастыря. В монастыре Николаю определили послушание сапожное, которое он исполнял с присущей ему добросовестностью. 7 августа 1886 г. он принял постриг с именем Никодим. Спустя год его рукоположили во иеродиакона, а 25 мая 1896 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, – во иеромонаха. Было ему 44 года.
Через год указом Великоустюжского духовного правления о.Никодим был перемещен в Коряжемский монастырь. Своим примерным поведением и полезной пастырской службой о.Никодим снискал уважение насельников. В 1903 году его утверждают в должностях казначея, духовника и благочинного монастыря.
Иеромонах Серафим (в миру Николай) прибыл в Николаевский Коряжемский монастырь 30 лет от роду в 1904 году, будучи послушником Николаевского Прилуцкого монастыря. Родился он в семье крестьянина Костромской губернии Галичского уезда Якова Кулакова. С малых лет прилепился к церкви. Здесь обучился чтению и письму. А когда у мальчика обнаружился хороший голос, клиросное послушание стало для него основным занятием, которое исполнял он с радостью. В двадцать четыре года с благословения отца ушел в монастырь.
С 1898 года Николай стал трудиться в Прилуцком монастыре, через год был определен его послушником. Пять лет пребывал он в этом монастыре, неся клиросное и келейное послушания, а затем был перемещен в Николаевский Коряжемский монастырь, где 14 марта 1904 года принял постриг с именем Серафим. Через два года его рукоположили во иеродиакона, 1 июля 1907 года – во иеромонаха. Отец Серафим отдавал всего себя служению Богу и иного пути для себя не представлял.
Октябрь 1917 года нарушил установленный в обители порядок. С некоторых пор в монастыре поселился представитель новой власти, именуемый комендантом монастыря. О своих полномочиях он не распространялся, в жизнь обители особо не вмешивался. 27 сентября 1918 года, в день Воздвижения Креста Господня, в монастыре было праздничное богослужение. После службы присутствующие ждали напутственного слова настоятеля. Архимандрит Павел понимал, что в нынешнее смутное время их обитель, как и другие, ожидают тяжкие испытания. И они пришли.
23 сентября 1918 года в Сольвычегодскую ЧК поступило заявление от неграмотного гражданина дер. Нарадцева Великоустюжского уезда, что в Яренском уезде на берегу реки Черны в лесных избушках охотников и лесопромышленников «проживают какие-то богатые люди, по-видимому скрываются буржуи». Кроме того, он сообщил, что в Коряжемском монастыре, где ему пришлось заночевать, также имелись «такие сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся». Это заявление и послужило поводом для поездки властей в Николаевский Коряжемский монастырь.
30 сентября в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.
Как стали разворачиваться события, свидетельствует имеющаяся в деле выписка из журнала этой комиссии. В ней указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти...»
В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых.
Какие вопросы им задавались, в протоколе не указано. Записано в нем следующее:
«архимандрита Николо-Коряжемского монастыря Павла ответ: “На все вопросы игумен Павел отвечал отрицательно, говоря, что больше ничего не находится в монастыре”;
иеромонаха Никодима ответ: “Тоже ни в чем не сознавался. На все вопросы отвечал отрицательно”;
иеромонаха Серафима ответ: “Тоже ни в чем не признается, говоря, что ничем не заведовал”;
архимандрита Феодосия ответ: “В монастырские дела не вмешивался и жил отдельно”.
Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима и находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия.
Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима и Никодима – расстрелять».
Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли. Как ни терзали старцев, добиться от них ничего не смогли.
И так велико было желание сломить их монашеский дух, так сильна злоба, что, не дождавшись утверждения принятого решения, с арестованными немедленно расправились.
В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков) и 45-летний Серафим (Кулаков).
Источник: pstgu.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?