Исповедник Варсоно́фий (Юрченко), Херсонский
Дни памяти
Житие
Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Юрченко), родился 15 августа 1880 года в деревне Лозоватке, Елисаветградского уезда, Херсонской губернии, (ныне Кировоградского района и области), в благочестивой семье. Родители его, отец Григорий и мать Татьяна, были верующими православными людьми, которые и детей своих воспитали богобоязненными, кроткими и душевными. Начальное образование юный Василий получил в местной деревенской школе и поступил в Новгородковскую церковно-учительскую школу, окончив которую, получил направление в г. Александрию, Херсонской губернии, на должность учителя начальной школы. Прослужил Василий два года. В селе Петрово, Александрийского уезда, в 1905 году он сильно простудился и в течение двух лет болел. В это время усилилась его религиозная настроенность, под влиянием которой Василий в 1907 году поступил в Киево-Печерскую Лавру, где в течение восьми лет жил и одновременно учительствовал. Время, проведенное в Лавре, оставило глубокий, благодатный след в сердце будущего ревностного защитника Православной веры. В ней он познал красоту церковного богослужения, устав монашеского общежития, усердную и искреннюю молитву, и многое другое, что помогло ему в дальнейшем выдержать все трудности, мучения, истязания и нападения вражия. Для продолжения образования послушник Василий поступает в 1915 году в Херсонскую Пастырско-Миссионерскую Семинарию. Будучи воспитанником первого класса, 24 марта 1916 г. (с.ст.) принял монашеский постриг с именем Варсонофий в честь святого Варсонофия, епископа Тверского (память 4/17 октября). По окончании курса был оставлен при Семинарии Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря. Это были годы тяжелого испытания для нашей страны, народа и Церкви. Произошла революция, которая принесла с собой разруху, невежество, опустошение, безбожие, голод и смерть. Не прошла она и мимо Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря. Большевики потребовали солидную сумму денег. Вся братия обители уже поставлена была к стенке, в ожидании расстрела, но требуемая сумма каким-то образом нашлась и они избежали смерти.
В 1920 году обитель подверглась общей участи разграбления и репрессий, и монастырь закрыли. Отец Варсонофий был арестован, сидел в ужасных условиях, в душных сырых помещениях, где, по собственному его рассказу, ряса истлела от сырости, а насекомые, донимавшие заключенных, были в таком количестве, что их приходилось сгребать как мусор. Через некоторое время он был освобожден и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки около Елисаветграда (Кировограда), где своим искренним и ревностным служением вскоре приобрел всеобщее уважение, как среди верующих, так и среди духовенства.
А в это время самочинные обновленцы при поддержке атеистического государства стали раздирать хитон Церкви. Живоцерковники пытались опорочить священноначалие Православной Церкви, соблазнить православных христиан и привлечь их к себе. Этому расколу всеми своими силами противился преподобный Варсонофий. Он проявил себя твердым стоятелем за истину Церкви и неустрашимым обличителем обновленчества.
В связи с этим, в 1923 году епархиальным архиереем, епископом Онуфрием (Гагалюком), он был назначен в г. Александрию миссионером по борьбе с обновленчеством во всем Александрийском округе. С этого момента и началась самая оживленная деятельность преподобного Варсонофия.
Получив назначение, он прибыл в г. Александрию, входивший в состав Елисаветградской епархии. В городе в то время не было ни одного православного храма. Явился о. Варсонофий в собор во время литургии, отправляемой обновленцами, и стал незаметно сзади. Высокого роста, с большой бородой, в монашеской одежде, с посохом и четками, привлекательный внешне, он не мог быть не замеченным, и по окончании богослужения был окружен верующими, к тому времени уже обеспокоенными нововведениями в Церкви. Но необходим был авторитетный голос Церкви. И какая была радость, когда все узнали о назначении о. Варсонофия в Александрийское благочиние. Он зачитал послания епископа Онуфрия против обновленчества. Было решено, как нужно действовать для того, чтобы отобрать у обновленцев хотя бы один храм. Изучив обстановку своей новой миссии в г. Александрии, он вернулся на место прежнего служения в с. Высокие Буераки, там был арестован и препровожден в заключение в Александрийскую тюрьму, где и пробыл с осени до начала Великого Поста. Однако связь с ним не прекращалась: несколько лиц-ревнителей Православия ежедневно устраивали по очереди передачи.
В 1924 году о. Варсонофий был освобожден из заключения. К этому времени православная община, начавшая работу по организации прихода, после целого ряда усилий добилась у гражданских властей передачи ей одного из четырех обновленческих храмов, достаточно уже опустевших. В этот храм, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и был назначен преподобный Варсонофий настоятелем и благочинным всего Александрийского округа. Все привлекало в служителе Божием, располагало к нему: необычайная приветливость, искренняя любовь, внимательное отношение к каждому, ласковое, кроткое и смиренное обращение, безупречная личная жизнь в посте, непрестанной молитве и воздержании. На богослужении он был внимателен, сосредоточен, весь отдавался молитве.
В приходском храме богослужения отправлялись по монастырскому уставу. Верующие христиане говорили: «Бывало зайдешь в будний день на его службу: умеренный, мягкий голос раздается пред престолом, и какая-то мирность и умиление наполняют душу». Довольно большой храм в скором времени стал наполняться верующими со всех концов города. Слух, о всем происходившем в Покровском храме и о необыкновенном батюшке, разнесся далеко за пределы округа. Почти на каждом богослужении бывали люди из окрестностей. Многие, побывав на службе, приходили к о. Варсонофию на квартиру за советом, спрашивая, что предпринять, чтобы и у них была правильная церковь, и получали необходимые наставления. Каждое его богослужение сопровождалось простыми назидательными проповедями, в которых сокрушалось зло, пороки повседневной жизни, люди призывались к покаянию, выявлялась истина и разоблачалась ложь обновленчества. Верующих он призывал не осуждать запутавшихся в обновленчестве братьев, но молиться о них. Батюшка использовал всякую возможность для назидания: на требе, или при праздничных посещениях, за чашкой чая. Разговоры всегда переводились или на текущие церковные события, или касались душеспасительных тем. В скором времени опустели все обновленческиие храмы, и большая часть духовенства города принесла покаяние, а в округе из 80-ти обновленческих приходов не осталось и десяти. В самом городе происходило необычайное оживление церковной жизни. Все это крайне озлобляло оставшихся обновленцев и, особенно, ГПУ.
Группой обновленцев во главе с неким «епископом» Иоанном (Славгородским), в согласии с гражданскими властями были предприняты соответствующие меры для нанесения удара как по отцу Варсонофию, так и по возглавляемой им общине.
Религиозный подъем принял такие размеры, что власть не решалась предпринимать какие-либо прямые меры для ликвидации этого движения. Было несколько арестов о. Варсонофия, открытый судебный процесс при громадном стечении народа, на котором преподобный Варсонофий мудро отвечал на все вопросы судебного следствия, что послужило к еще большему его прославлению. Процесс не вызвал серьезных последствий, и дело ограничилось только денежным штрафом. Судебный процесс был организован в связи с крещением младенца, совершенного якобы без предварительной регистрации гражданских властей, что жестоко каралось.
В том же 1924 году местные власти пытались обвинить о. Варсонофия в организации народного бунта. Было заведено дело. Арестовали некоторых членов приходского совета и самого отца Варсонофия как организатора бунта. На квартиру к нему после полуночи с неистовым стуком ворвались уполномоченные известных органов власти и произвели обыск. В результате чего обнаружился пакет с материалом, уличающим о. Варсонофия в организации происшедшего бунта. Подлог был очевиден, так как бумаги оказались в постели у одного из ночевавших в эту ночь людей. Через несколько дней и все находившиеся в этом доме были арестованы и посажены в тюрьму. Сфабрикованное дело длилось более трех месяцев со многими допросами и угрозами, но было слишком грубо состряпано и после передачи его в высшую инстанцию - все были освобождены.
В 1926 году о. Варсонофий получает распоряжение о назначении его настоятелем в город Первомайск Одесской епархии, где не было ни единой верной Православию церкви. В самом расцвете церковной жизни александрийской общины, преподобный Варсонофий был оторван от нее и послан в глухой городок, храмы в котором принадлежали обновленцам. Но и здесь он проявляет должное послушание. Со скорбью, раздирающей его душу, слезно прощается он со своей паствой и уезжает в неизвестность на новые скорби. Приехав в незнакомый город, о. Варсонофий с трудом добирается до соборного храма и в присутствии полуобновленческого настоятеля предъявляет общине свое назначение как настоятеля и благочинного всего округа.
Уже после первой службы весть о нем разнеслась по всему округу. Собор стал оживляться не по дням, а по часам. Приходили священники и миряне за советом, спрашивали как перейти в Православие из обновленчества. Но это церковное оживление было весьма кратким.
На второй день Троицы о. Варсонофий был арестован и немедленно отправлен в Харьков, там заключен в тюрьму, но по истечении нескольких месяцев вновь освобожден без права выезда из Харькова. Он с трудом нашел себе приют в чужом городе, однако скоро приобрел всеобщую любовь и уважение в православном храме, который посещал.
Преподобный Варсонофий прожил в Харькове пять лет - с 1926 г. по 1931 г.
В 1927 году вышла декларация митрополита Сергия. Многие верующие с настороженностью отнеслись к ней, и о. Варсонофию с еще большим усердием приходилось трудиться на ниве Христовой, чтобы сохранить стадо целым и невредимым. В трудных условиях, вследствие усиления гонений на Церковь со стороны безбожной власти, о. Варсонофий, не теряя ни минуты, совершал дело пастырского служения Церкви Христовой: утверждал слабеющих в вере, укреплял немощных духом, призывал к терпению в исповедании веры. Батюшка при посредстве многих верующих как в Харькове, так и в районах бывших его приходов и других местах, поддерживал верующих различными способами: письмами или личным общением. Вокруг него образовалась община не только из местных жителей, но и из мирян Донбасса, Кубани, Полтавы, Херсона, Одессы, и даже Белоруссии. Преподобного Варсонофия посещали духовенство разогнанных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. Все шли: кто получить совет, кто утешение в скорбях, кто по церковным делам, кто для личного духовного наставления. К нему также стремились и молодые души, юноши и девицы, пленяясь его словом и красотой духовной жизни, изъявляли готовность стать на путь богоугодной жизни под его руководством. Отец Варсонофий не ставил в рамки особо строгих правил. Всем желающим жить богоугодно давалось правило: утром - утренние молитвы и полуношница, в обед - часы, вечером - повечерие с вечерними молитвами.
Однако ГПУ не дремало. 1-го января 1931 года был произведен повсеместно в одну ночь массовый арест оставшихся на свободе епископов, духовенства и мирян, проявивших какую-либо религиозную деятельность. Был арестован и преподобный Варсонофий. На сей раз он подвергался многим и разнообразным пыткам. Более всего практиковалось многосуточное лишение сна: батюшка пребывал в таком состоянии по пять, десять и более суток подряд, на ногах или сидя под наблюдением сменяющихся часовых. Мучили его дни и ночи, не давая заснуть, поднимали пинками или даже штыками.
Его лишали передач, избивали, держали в мучительных одиночках, в неимоверной тесноте, почти герметически закрытых в летнее время камерах или в холоде; лишали пищи, а потом сытно кормили и не давали пить, инсценировали расстрелы, и много других истязаний пришлось претерпеть о. Варсонофию.
Все эти страдания кончились тем, что преподобный Варсонофий получил пять лет заключения в Темниковских лагерях. Всего он провел в заточении десять лет, в лагерях: Темниковских, Алатырских и на Колыме.
Замечательно было его поведение в тюрьмах и лагерях. Преподобный Варсонофий совершенно искренне говорил, что тюрьма для него - некая духовная школа и принимал заключение в ней как возможность духовного совершенствования, без страха, с благодарностью Богу. По причине существовавшего озлобления против духовенства, о. Варсонофия помещали в камеры уголовников, отъявленных рецидивистов, потерявших всякое человеческое чувство. Истинно христианское поведение, достойное своего звания, часто укрощало и этих зверей в человеческом облике. Некоторые из них так привязались к батюшке, что даже по разлучении искали как бы связаться с ним перепиской или иным способом. В самой камере о. Варсонофий вел себя как священник и монах. Невзирая на шум, крик, неимоверную ругань, тяжелый дым табака, он часами простаивал на молитве с четками, как бы не замечая окружающей его обстановки. Передачами делился со всеми. Не опускаясь до той среды, в которой находился, но и не презирая ее, заставлял смотреть на себя как на истинного служителя Божия. В лагерях преподобный Варсонофий принципиально отказывался от какой бы то ни было работы в воскресные и праздничные дни и ни под каким предлогом не давал изменять свой облик, только насильно, применив побои, его остригали и сбривали бороду.
Находясь постоянно в неимоверно тяжелых условиях, о. Варсонофий никогда не унывал, все время посвящал молитве, находил друзей и многих утешал. В условиях заключения становилось особенно тяжело, если не было веры в Бога, и находила такая тоска и ночь уныния, безысходности, что некоторые бились головой о стенку, пытаясь физической болью заглушить ее. В такой момент при встрече с преподобным Варсонофием, при одном только получении благословения на расстоянии, не говоря уже о личном свидании, гора уныния сваливалась, и овладевало радостное чувство. Его одухотворенный, светлый внешний вид, ласковое обращение всегда привлекали к нему. Создавался круг своих, верных, и все вместе друг другу помогали, перенося трудности лагерной жизни.
В первый срок пребывания в лагерях, будучи перегоняем из лагеря в лагерь, находясь в невероятно сложных условиях, он едва не скончался от тифа.
В Сарове за совершение молитвы и проповеди был избит до полусмерти и к моменту выхода из лагеря стал совершенно сгорбленным инвалидом, передвигаться мог только при помощи костылей. Трудно было узнать сравнительно еще не старого, стройного, высокого батюшку Варсонофия.
Вследствие его инвалидности и по ходатайству родственников перед властями, по окончании срока ему удалось вернуться в Харьков. Внешне он изменился, но внутренне остался тем же. И, не теряя ни минуты, принялся за дело, свойственное его званию: спасение душ человеческих. Опять у себя на квартире и у других совершал богослужения ночью, приобщал, назидал беседами, укрепляя оставшихся верующих, к тому времени уже сильно угнетенных обнаглевшим безбожием. Гонение доходило до того, что служащим советских учреждений рискованно было заглянуть в церковь, где-либо публично перекреститься, в домах нельзя было держать иконы. Совершение треб было затруднено и небезопасно потому, что даже погребения и те отправлялись особым советским чином, с музыкой и красными флагами.
Не изменяя ни при каких обстоятельствах внешнего вида священника, лишь после 1935 года, по причине крайне развившегося преследования духовенства, так что едва ли можно было священнику пройти или проехать в присущей его сану одежде, преподобный Варсонофий для достижения главной цели - спасения душ человеческих, укрепления верующих - снимает священническое одеяние и приобретает вид старика в обыкновенной русской длинной рубахе, подпоясанной поясом. В таком образе он смог до некоторого времени незамеченным посетить целый ряд верных своих чад, как в прежних своих приходах, так и в других местах: на Кубани, Донбассе, в Херсоне, Одессе и других городах Украины и Белоруссии. Цель посещений - совершение таинства Божественной Литургии, исповедь и причащение верных чад Божиих. Собирались на эти службы только свои, верные, знавшие друг друга.
Как свидетельствует один из учеников батюшки, которому пришлось быть в одной из таких поездок с о. Варсонофием в г. Херсоне: «Там, на окраине города, в доме, находящемся в глухом месте и огражденным высоким забором, батюшка Варсонофий исповедывал в течение двух дней и ночей приходящих людей, которые друг другу передавали о его местонахождении. Не было у него времени и поесть».
В одной из таких поездок, в 1936 году в Одессе, преподобный Варсонофий был выслежен и арестован, там же посажен в тюрьму, лишен каких бы то ни было связей с внешним миром. По окончании следствия он, уже полный инвалид, был осужден НКВД на новый срок заключения на Колыму. Такие осуждения делались предусмотрительно в расчете на невозможность возвращения.
Несколько месяцев длительной и тяжелой поездки в арестантских вагонах при 40 градусном морозе претерпел преподобный Варсонофий, прежде чем попал к месту своего заключения. На Камчатке он сильно заболел, состояние было таким, что его посчитали умершим и выбросили тело. Наутро нашли сидящим среди трупов. Сам о. Варсонофий об этом случае рассказывал: когда его выбросили на кучу умерших тел - он был без сознания. Очнувшись, почувствовал тепло. Свет озарил ночное небо - явился Сам Христос, Который протянул ему руку и сказал: «Дерзай, ты мне еще нужен на земле для проповеди Евангелия».
Колыма - самое суровое место испытаний. Преподобный Варсонофий, израненный, измученный с честью пронес свой крест, уповая на милость Божию и на Покров Царицы Небесной. В течение своего священнослужения, в период гонений на Церковь, о. Варсонофий подвергался аресту до 25-ти раз. На всех допросах вел себя безстрашно, с достоинством Божьего служителя. В трудные моменты на допросах молчал, внутренне молясь до тех пор, пока не получал внутри себя ответ, и, не обращая внимания на разъярившегося следователя, давал соответствующие ответы, разрушая все ядовитые заигрывания изощренных в коварстве следователей, которые иногда, меняя тон, восхваляли подобного рода прямых и мужественных исповедников.
В 1941 году преподобный Варсонофий был освобожден из заключения.
Залечивая раны, полученные за десять лет заключения, он пролежал два года в Магаданской лагерной больнице (по 1943 год) и два года в больнице бухты Находки (по 1945). Откуда был перевезен с нарочитой обслугой в г. Пятихатки, Днепропетровской области.
В 1945 году о. Варсонофий переехал в Харьков на амбулаторное лечение. Знавшие его харьковчане говорили, что батюшка внешне изменился, но внутренне остался тем же.
С 1946 года о. Варсонофий проживал в г. Краматорске, продолжая харьковский курс лечения. В мае 1948 года епископом Донецким Никоном (Петиным) назначен клириком Покровской церкви г. Краматорска. Духовные чада, посещавшие его в то голодное время, говорили, что преподобный Варсонофий еще не оправился от своих ран и выглядел очень болезненным. На ногах были по-прежнему незаживающие раны, которые постоянно сочились, ходил на костылях. Одна нога не сгибалась, а второй ходил только на пальцах. Но, несмотря на это, преподобный Варсонофий так и остался пламенным священником, возжигая во всех Божественный огонь, который постоянно в нем горел. Два года приносил радость своим служением о. Варсонофий прихожанам Покровской церкви. И враг снова ополчился против него. В один из дней к храму подошли озлобленные безбожники с палками, лопатами, собираясь бить о. Варсонофия, требовали выхода к ним. Батюшка стоял и молился. После молитвы он трижды выходил к людям - осенял крестом - и снова уходил в храм молиться. Видя смирение и кротость пастыря Божия, разъяренные люди молча разошлись. После этого случая о. Варсонофий обратился в епархиальное управление с ходатайством, чтобы ему взамен прислали архимандрита Онуфрия из Одессы, а его перевели в Херсон. Определением епископа Херсонского и Одесского Никона от 2-го октября 1950 года преподобный Варсонофий был назначен настоятелем Греко-Софиевской церкви г. Херсона.
Всего лишь год прослужил о. Варсонофий в Греко-Софиевской церкви, а память о нем и поныне храниться в сердцах херсонцев. Как добрый пастырь, он душу свою полагал за верных чад Христовых. День и ночь молился батюшка за всех, кто обращался к нему с просьбой. Служа вместе с достойным пастырем Церкви протоиереем отцом Димитрием Позняковым, они приобрели множество почитателей, которые обращались к ним с различными просьбами и получали духовную и телесную помощь. Совершая ежедневные церковные службы, они находили время для утешения страждущих, болящих и немощных. Молебны и акафисты совершались в храме каждый день. Усердием отца Варсонофия были куплены два дома для инокинь и послушниц Благовещенского и других монастырей, которые после закрытия обителей нуждались в крове и пропитании. Батюшка всеми возможными средствами поддерживал, наставлял и утешал этих тружениц Христовых, посвятивших себя Богу и Церкви.
9 ноября 1951 года, правящий архиерей назначает его настоятелем Троицкой церкви с. Старой Збурьевки, Голопристанского округа, Херсонской области. И в этом храме прихожане горячо полюбили своего батюшку. Снова те же огненные проповеди и переполненный храм. Все тот же грозный, обличительный, как морская волна, голос во время проповеди. Многих своих воспитанников он посылал в Киево-Печерскую Лавру, которые впоследствии стали истинными монахами. Служа в этом храме, отец Варсонофий был возведен в сан архимандрита.
25 июня 1954 года архимандрит Варсонофий был назначен на священническое место в Екатерининский собор г. Херсона - последний храм в его жизни.
Главным для него было то, что заповеди Божии, святые каноны Церкви - непреложная истина, которая не должна искажаться. В этом отец Варсонофий был тверд и непреклонен.
Были у него и личные внутренние, достойные внимания, духовные переживания. Отец Павел, келейник о. Варсонофия, вспоминал: «В концлагере, в Сарове, когда о. Варсонофия избитого оставили в сарае в пятидесятиградусный мороз, Господь сподобил великой милости внутреннего духовного озарения, утешая и согревая его». Вспоминая это, преподобный Варсонофий говорил: «Господь сохранил мне жизнь, чтобы многих ныне привести ко спасению».
В последние дни своей жизни о. Варсонофий сильно болел. Он знал что скоро Господь призовет его к Себе, и стал готовиться к смерти. После исповеди и причащения Святых Христовых Таин преподобный Варсонофий мирно отошел ко Господу 17 октября 1954 года в день своего Небесного покровителя.
Отпевание преподобного Варсонофия совершалось в Екатерининском соборе благочинным протоиереем Борисом Старком и духовенством Херсона. Какой-то внутренний подъем наполнял сердца присутствовавших, каждый хотел прикоснуться к руке батюшки и получить последнее благословение. Гроб окружали ученики батюшки, а также сестры закрытых обителей, которые были на попечении о. Варсонофия. После отпевания по монашескому чину гроб с телом преподобного Варсонофия был обнесен вокруг храма городским духовенством и погребальная процессия через весь город направилась к городскому кладбищу. Вблизи храма Всех Святых тело преподобного Варсонофия было предано земле.
Так закончился земной путь верного и преданного пастыря Церкви Христовой, духовного отца, наставника, усердного молитвенника, неутомимого борца с расколами, исповедника и мученика, душой отошедшего к своему Учителю - Пастыреначальнику Христу, телом почивающего в земле, но слышащего всех тех, кто обращается в молитвах ко Господу и призывает его имя в помощь.
С момента погребения к могиле о. Варсонофия стали приходить верующие, совершая панихиды и молитвы о упокоении души дорогого батюшки. Есть множество примеров чудесной помощи, молитвенного ходатайства пред Господом преподобного Варсонофия за тех людей, которые находясь в скорби или нужде, призывали его имя.
Еще при жизни, по молитвам о. Варсонофия, исцелялись болящие, врачевались душевные и телесные недуги. Он также обладал даром прозорливости, предсказывая те или иные события.
В селе Новая Прага, Александрийского района, Кировоградской области, по молитвам о. Варсонофия был исцелен молодой юноша, который не мог ходить.
Прихожанка церкви Всех Святых г. Херсона, безногая Ксения, рассказывала, что во время молитвы ей явился умерший о. Варсонофий и предупредил о смерти своей сестры, умершей на следующий день.
Замечателен рассказ жителя г. Херсона Волкова Николая Михайловича, у которого в 1991 году возникли сильные боли в области живота. Врачи затруднялись поставить диагноз, мнения разошлись, и ничего конкретно предложить они не могли. Так и страдал он на протяжении года. В 1992 году произошло сильное обострение, не получив от врачей никакой помощи, Николай обратился ко Господу, призывая в молитвах как ходатая о. Варсонофия. После молитв у могилы батюшки он исцелился.
Из рассказа верующей христианки Веры, проживающей в с. Зеленовка, Херсонской области: «Мои оба сына были пьяницами, и что только ни предпринимала, как их только ни лечила, ничего не помогало. Тогда я обратилась с просьбой к отцу Варсонофию. Отслужила панихиду на могиле батюшки, и мои сыновья перестали пить. Я от всей души благодарна Богу и о. Варсонофию за милость ко мне и моим сыновьям».
Из рассказа схимонахини Варвары, проживающей в г. Александрии, Кировоградской области: «У одной женщины плохо жили дочь и зять, часто ссорились по пустякам. Она сильно переживала, жалела их, боялась чтобы дети не остались сиротами. Усердно молилась Господу и призывала в молитвенную помощь отца Варсонофия. И ей было откровение. Она увидела батюшку, идущего по воздуху, который сказал: «Все уладится, я за вас молюсь и за всю братию» - и ушел в небо. После этого видения дочь и зять стали жить мирно и дружно».
Схимонахиня Варвара рассказывала, что при посещении о. Варсонофия в 1947 году в г. Краматорске, Донецкой области, батюшка предсказал ей неприятности, которые ожидали ее дома: исключение из колхоза, осуждение и высылка. И только благодаря молитвам о. Варсонофия, буря нападок утихла.
28 марта 2007 года были обретены мощи преподобного Варсонофия, которые ныне покоятся в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008 года преподобный Варсонофий был причислен к лику святых преподобноисповедников.
9 августа 2008 года в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона состоялась канонизация Архимандрита Варсонофия в лике святых Херсонской епархии.
Много благодеяний Божиих получили и получают верующие по молитвам и предстательству преподобного Варсонофия, который явил собой пример верности Христу Богу и ревностного служения Его Святой Церкви, праведной и благочестивой жизни. Подвиг жизни великого угодника Божия и ныне вдохновляет верных чад Православной Церкви на самоотверженное служение Богу и людям. Молится преподобный Варсонофий за нас, грешных и недостойных, за весь мир, за тех христиан, которым, может быть, предстоит запечатлеть верность Христу Богу мученичеством и исповедничеством, дабы сподобиться одной с ним блаженной участи и славить во Святей Троице славимого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
Богослужения
Служба преподобному Варсонофию Херсонскому исповеднику
На велицей вечерне
Стихиры на Господи воззвах, глас 4:
Егда Божественное звание, прииде на тя, / богомудре отче Варсонофие,/ тогда вся мирская мудрования оставив,/ Вышних взыскуя,/ невозвратно Христу последовал еси,/ крест священничества на рамо взем,/ вкупе со иными священномучениками,/ яко верный пастырь стада Христова,/ в служении и окормлении паствы ревностно подвизался еси./ Темже ныне достойно со святыми наставники твоими/ Троицу воспеваеши присно,/ Юже моли даровати спасение верою чтущим тя.
Егда Божественное рачение найде на тя,/ блаженне отче Варсонофие,/ тогда Святым Духом движимь,/ Христа пред отступники исповедал еси,/ заточение, изгнание и болезни многия претерпел еси,/ бодрость духа и сострадание к ближним во всяких обстояниях сохраняя,/ к полку новомучеников и исповедников волею сопричислился еси,/ с нимиже ныне вкупе пред Лицем Божиим предстоиши во славе / и молиши даровати Православныя веры утверждение/ и душам нашим спасение.
Егда Божественное желание достиже тя,/ преславне отче Варсонофие,/ тогда вся мирская оставив,/ неведущим Бога проповедал еси,/ от тьмы тех к свету богоразумия наставляя,/ клевету и иныя козни вражеския поправше,/ молитвами и поучении храмы душевныя неустанно созидаше./ Темже и венцем небесным / Христос, Емуже неленостно поработал еси, венча тя;/ Егоже моли спасти и просветити души наша.
Слава, глас 6:
Днесь созывает нас преподобнаго отца и исповедника торжество,/ приидите убо, празднолюбцы,/ светло празднуем память его, глаголюще:/ радуйся, светильниче многосветлый,/ возводя ко Христу множества просвещенных тобою;/ радуйся, града Херсона и всея земли нашея похвало и удобрение,/ и всех верных благоутишное пристанище и крепосте;/ радуйся за Христа претерпети узы и раны сподобивыйся,/ с Нимже ныне присно пребываеши в радости,/ Егоже моли, отче благомудре Варсонофие,/ избавити ны от видимых и невидимых враг / и спасти души наша.
И ныне, глас 6:
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево,/ кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества?/ Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный,/ Той же от Тебе, Чистая, пройде,/ неизреченно воплощься:/ естеством Бог Сый,/ и естеством быв Человек нас ради;/ не во двою лицу разделяемый,/ но во двою естеству/ неслитно познаваемый./ Того моли, Чистая Всеблаженная,/ помиловатися душам нашим.
Стихиры на литии: Глас 1:
Силе благодати от уст твоих исходящей,/ вси внимающии словесем твоим дивляхуся,/ и тобою проповедуемому Христу от души вероваша,/ Егоже моли, премудре отче Варсонофие,/ спастися всем нам, священное твое торжество совершающим.
Божие величие богодухновенно воспев,/ к познанию во Святей Троице Единаго Бога многих богоотступных сынов привел еси,/ потрудитися над преображением своея души понуждая:/ аще вся силы направити ко очищению сердца потщитеся, – рече,/ – чада Божия возлюбленнии наречетеся./ Темже и мы, духовныя чада твоя/ яко наставника благочестия, любовию воспевающе,/ со умилением молим тя:/ научи ны выну пред лицем Божиим ходити.
Слава, глас 6:
Наста, исповедниче Варсонофие,/ всечестное и преславное торжество / в прославлении твоем со всеми святыми Русские земли./ И ныне вкупе с ними молися ко Господу,/ спастися душам нашим.
И ныне, глас тойже:
Предвозвествует Гедеон зачатие,/ и сказует Давид рождество Твое, Богородице:/ сниде бо, яко дождь на руно,/ Слово во чрево Твое,/ и прозябла еси безсеменне,/ Земле святая,/ мира спасение Христа Бога нашего, Благодатная.
Стихиры на стиховне, глас 8:
Даждь ми светозарную благодать,/ от Божественнаго свыше промышления,/ избежати страстей омрачения/ и пети усердно твоего, преподобне отче и исповедниче,/ жития красная исправления.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Апостольских деянияй ревнителю,/ землю Херсонскую яко жребий приемши,/ святым крещением людие многия/ из тьмы и бездны безбожия/ к свету спасительному извел еси.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.
Послушания усердный подвижник,/ выю свою подконив окормлению наставников своих,/ духовне тя породивших,/ и восприят в помощь на супротивника глубочайшее смирение,/ имже разруши козни вражия:/ ничтоже бо может враг на смиренныя.
Слава, глас 4:
Взыскующих Христа окормитель и кормчий,/ столп Православия и веры поборник,/ ты, старче богомудре Варсонофие,/ апостольски взывал еси:/ ничтоже ны разлучит от любве Божия;/ худшее, братие, покорим лучшему/ и плоть поработим духу./ Темже явися светильник Церкви,/ не под спудом, но на свещнице поставлен,/ да прославят Бога вси видящии дела твоя.
И ныне, глас тойже:
Ни слово, ни разум,/ ни всякая мудрость человеческая/ Твое не возмогут рождество разумети/ и воспети достойно,/ но страхом приклоншеся/ ужасаемся величию Твоему, Непорочная.
Тропарь, глас 8:
Православия ревнителю, / ересей и расколов богомудрый обличителю, / Церкви Святыя изящное украшение, / притекающим к тебе верный предстателю и заступниче,/ преподобне отче наш, Варсонофие, / молися ко Господу Спасу нашему / землю Херсонскую и всю страну нашу от всяких бед и зол избавити, / умирити мир и спасти душы наша.
Ин тропарь, глас 2:
В молитвах теплый заступниче / и просящим скорый послушателю,/ отче исповедниче Варсонофие,/ приими моление наше, / и Христа Бога моли помиловати нас,/ тя во святых прославляющих.
На утрени
По 1 стихословии седален:
В духе Евангельских заповедей воспитав свою душу, явился еси делателем неленостным на ниве Христовой, избранниче Божий, преподобне отче Варсонофие, все упование на Единаго Бога возложив, благодатию тебе данною преуспел еси во учении и доброделании.
Слава и ныне, Богородичен:
Обновила еси, Чистая, божественным рождеством Твоим истлевшее страстьми земнородных мертвенное естество: и воздвигла еси вся от смерти к жизни нетления. Темже Тя по долгу блажим вси, Дево Препрославленная, якоже прорекла еси.
По 2 стихословии седален:
Мужественное показал еси души твоея мудрование, человеческое разумение оставль, Высшей Премудрости ум, волю и чувство покорил еси; темже вшедше в Небесная, просвети, отче, благодарным сердцем тя восхваляющия.
Слава и ныне, Богородичен:
Ужасно чудо зачатия, и несказанен образ рождества в Тебе познася Приснодево Чистая, ужасает мой ум, и удивляет помышления; слава Твоя, Богородице, во всех простреся, ко спасению душ наших.
По полиелеи седален:
Евангельское учение о Царствии Божии, иже внутрь души человечестей должно утвердитися, неразумеющим ясно изъяснил еси, стрелами глагол твоих поражая ленивыя и теплохладныя; воздвигни и ны подвизатися во брани невидимой.
Слава и ныне, Богородичен:
Настави ны на путь покаяния, уклоняющияся присно к злым беспутием, и преблагаго прогневляющия Господа, неискусобрачная Благословенная Марие, прибежище отчаянных человеков, Божие обиталище.
Прокимен: Честна пред Господем/ смерть преподобных его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми.
Евангелие: от Матфея. зач. 43
По 50 псалме стихира, глас 6:
Преподобне отче,/ во всю землю изыде вещание исправлений твоих:/ темже на небесех обрел еси мзду трудов твоих,/ демонская разорил еси полчища,/ и ангельския достигл еси чины,/ ихже житию непорочно поревновал еси./ Дерзновение имея ко Христу Богу,/ мир испроси душам нашим.
Канон, глас 8.
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед яко сушу,/ и египетскаго зла избежав,/ израильтянин вопияше:/ Избавителю и Богу нашему поим.
Вразуми мя от Божественнаго свыше промышления воспети тя достойно, преподобне отче Варсонофие, исповедниче.
Приклоншеся Христовым Божественным законом, сладостей стремления от млада отвратившеся, всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину, исправил еси.
Всем сердцем притекл еси Христу, изначала спасительный узкий путь избравше, и пустынных отец житию поревновавше, чисте совершающе Единаго Учителя Божественныя заповеди.
Богородичен: Светлый Тя и святый храм Владыки всех, Богоотроковице, с лики безплотных воспеваю радостно, без истления Бога Слово Рождшую.
Песнь 3
Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи,/ Ты еси свет омраченных,/ и поет Тя дух мой.
Сияние святости преподобных отец, яко свет фаворский пронзи сердце твое огнем Божественным, егоже потщався не угасити, но на свещнице возвыси, даже и дальния страны изгнания свет той достигл еси.
Вслед Христа последовал еси радующеся, носящи крест свой на раме, исповедниче прехвальне; мучителей бо не убоявся, силою Креста укрепляемь.
Землю Херсонскую яко апостольский жребий приемши, Христа проповеданием, неустанною молитвою и подвиги исповедническими собор новомучеников и исповедников Русских светолепно украсил еси.
Богородичен: Надеждо и Предстательство Тебе поющих, яко Владычица Чистая, Пречистая Богородице Дево, едина Всепетая, моли во еже спастися нам.
Седален, глас 8:
Молитвами твоими, отче преподобноисповедниче Варсонофие, возстави ум и волю, помраченнии страстьми, да в разум приидем и завет со Христом нелицемерным покаянием обновим.
Богородичен:
Непостижимаго Бога, Сына и Слово, несказанно паче ума Рождшая, моли, Заступнице наша, Богородице, согрешений дати нам прежде конца прощение и Царствия Небеснаго достигнути.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего таинство,/ разумех дела Твоя,/ и прославих Твое Божество.
Яко соние, яко цвет, время жития течет, что всуе мятемся? – вопрошаеши отче, ко обновлению души силою покаяния призывающе.
Востаните, трезвитеся, близ при дверех Судия есть, – взывал еси, старче богомудрый, ко отвращающимся от благочестия, – да не изыдите осуждени в муку вечную.
Последующе наставлению твоему, отче, смирением потщимся изменити душу, – истинное бо смирение сетей свободно лукаваго.
Богородичен: Ни слово, ни разум, ни мудрость человеческая не возмогут Твое рождество разумети, Непорочная, но спасаемии Тобою радостно вопием: слава Воплощшемуся от Тебе.
Песнь 5
Ирмос: Утренююще вопием Ти/, Господи, спаси ны:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не вемы.
Рассеяннаго жития моего губительное течение исправи, отче богомудре Варсонофие, покаяния бо и трезвения ты еси таинник и делатель на ниве Христове преизрядный.
Имея тя помощника, отче, неленностно потрудимся, братие, приуготовим ся вечности, законы Царствия Небеснаго: Богообщения, любви и чистоты – молитвою, незлобием и целомудрием, в сердце утвердим.
Преподобне Варсонофие, отеческая похвало, не престай моляся, предстоя Троице Пребожественней, даровати разум, и силу зрети, и побеждати страсти душевныя, предстателя тя божественнаго призывающим.
Богородичен: Неизмерна глубина любве и милосердия Твоего, Мати Божия и человеческаго рода Заступнице верная, не остави до конца в бездне прельщений погибающих, ко пристанищу спасительному таинств церковных направи.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу,/ и Тому возвещу печали моя,/ яко зол душа моя исполнися,/ и живот мой аду приближися,/ и молюся, яко Иона:/ от тли, Боже, возведи мя.
Содержим аз есмь бурею и треволнением согрешений, но сам мя, наставниче, якоже и паству твою в бедственныя времена упасл еси, силою молитв твоих ко пристанищу Божественнаго покаяния возведи.
Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему, тайная твоя, да подаст ти силу победити плотския страсти, – тако заповеда творити старец богомудрый.
Егоже возлюбил еси, Егоже возжелел еси, Егоже ради гонения претерпел еси, исповедниче отче Варсонофие, моли ныне Христа от незаходимых глубин греха и отчаяния нас избавити.
Богородичен: Пречистая Владычице, Богородительнице, Надеждо к Тебе притекающих и Пристанище сущих в бури, Милостиваго Создателя и Сына Твоего умилостиви молитвами Твоими.
Кондак, глас 4:
Яко пресветлая звезда/ в земли Херсонстей возсиял еси, преподобне, / и Богом укрепляемь,/ узы и страдания за веру Православную претерпел еси. / Темже усердно молимся тебе: / научи нас, отче, твоему богоразумию / и уврачуй недуги наша душевныя и телесныя, / да во умилении зовем ти: / радуйся, исповедниче Христов, преподобне отче наш Варсонофие.
Икос:
Возлюбив, преподобне, Христовы Божественныя заповеди, и возненавидев мира сего наслаждение, пришел еси усердно к Тому, и был еси светильник, просвещая концы блистанием духовным; тем, припадая, молим тя: просвети наши очи душевныя, воспети твоя подвиги, пощение, и бдение, и слезы, болезни и измождение тела, блаженныя ради будущия жизни, еяже ныне наслаждаешися, преподобне отче наш Варсонофие.
Ин кондак, глас 8:
Огнь святости отцев преподобных преобрази душу твою,/ образ жизни духовныя от них восприял еси,/ и потрудился еси, возводя вся к Божественней высоте./ Яко злато в горниле страданий очищен,/ земли Херсонския украшение явился еси;/ темже молим тя:/ молитвами твоими от всяких ны бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Варсонофие богомудре.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы/, в Вавилоне иногда,/ верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:/ отцев Боже, благословен еси.
Яко дерзновение имый ко Господу, исповедниче и преподобне, разрешение от уз лицемерия, тщеславия, самомнения помози обрести молитвами твоими, да сокрушенным сердцем воспоим: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Яже в мире мужественно поправше временная вся, бодрствовал еси в молитве, богоносне отче, ныне же ликуеши с воинствы Ангельскими, воспевающе: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Добродетельною твоею силою, верою крепкою, терпением многим, светоносне отче, приятелище был еси Святаго Духа, вопиюще сице: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Богородичен: Яко роса найде на Тя Дух Свят, и не опали чрева Твоего, Пречистая, огнь Божества, и роди Сына – всех Бога, Емуже поем: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Песнь 8
Ирмос: Богоглаголивии отроцы в пещи,/ со огнем пламень попирающе пояху:/ благословите дела Господня Господа.
Сиянием добродетелей озаривше ум, Варсонофие славне, благоугодну жертву Богови – словесное служение принесл еси, благодарно поя: благословите вся дела Господня Господа.
Скорбною и тесною шествовав стезею, Небесныя достигл еси жизни нескончаемыя, идеже Свет безконечный есть Христос, со Ангелы поеши: благословите вся дела Господня Господа.
Буди, отче честный, заступник непобедим, избави от отчаяния и малодушия, укрепи в преданности воле Божией мольбами твоими ко Господу, поющих: благословите вся дела Господня Господа.
Богородичен: Поем Тя, величаем Тя, покланяемся Ти, Пречистая, яко Безначальныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, темже отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная.
Песнь 9
Ирмос: Устрашися всяк слух/ неизреченна Божия снисхождения,/ яко Вышний волею сниде даже и до плоти,/ от Девическаго чрева быв человек:/ темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем.
Виждь скорби душевныя, милосердый пастырю, совесть оскверненну и стенание сердца, виждь самомнением лукавым утесненную душу и воздвигни ю ко исправлению ходатайствы твоими ко Господу.
Славы текущия и тленныя возгнушався, богомудре, славу и жизнь наследовал еси блаженную; Христа моли сохранити верность Ему и нам, совершающим ныне всесвятую память твою.
Радости исполни сердца наша, богоблаженне отче, во еже пети и славити прославльшаго тя Христа Жизнодавца, Егоже непрестанно величаем.
Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, Престоле Господень, радуйся, Мати жизни нашея, Тя непрестанно величаем.
Светилен:
Благодатию, дарованною тебе, многия ко Христу привел еси, новомучеников всесветлому лику ревнующи, Христов избраниче Варсонофие, землю Херсонскую Божественным словом возделавше, семена веры насадив, приносиши плоды Ему и до ныне.
Богородичен: Радуйся, Престоле огнезрачный, радуйся, светильниче свещеносный, радуйся, горо освященная, ковчеже Жизни, Святая Святых превысшая.
На хвалитех, глас 5:
Во всяком обстоянии, болезни и печали/ предавати себе в руце Господни заповедал еси,/ и призывати Заступницу усердную со угодники Божии;/ ныне же тя прославляюще в лице святых,/ отче преподобне Варсонофие, молим:/ простри руку помощи всем просящим ю.
Укрепляйте души ваша,/ за скорби благодаряще Златоустаго гласом,/ – и действенно познаете силу в немощи совершающуюся,/ – глаголы сими и молитвою твоею крепкою/ изнемогающих в терпении возставлял еси,/ любовию движимь, старче.
Неизбежный путь скорбей пройдем с верою несумненною/ и преданностию Спасителю нашему,/ молитвенника тя имея, светоносне отче, Варсонофие, исповедниче,/ ведуще, яко претерпевши Голгофу,/ достигнем и светлыя некончаемыя радости Воскресения.
Слава: глас 8:
Приидите вси вернии,/ восхвалим единаго от собора новоисповедников Русския земли, / сквозе огнь гонений пронесшаго любовь Христову,/ силою духа превозмогшаго немощи плоти,/ пастыря мудраго и старца прозорливаго,/ проповедника, молитвенника и чудотворца,/ благодаряще Всесильнаго Бога,/ даровавшаго нам, якоже и в древняя времена,/ сего несокрушимаго ревнителя Православия,/ надежнаго защитника, и крепкаго предстателя, и помощника: / святаго Варсонофия преподобноисповедника.
И ныне, глас тойже:
Владычице, приими молитвы раб Твоих,/ и избави нас/ от всякия нужды и печали.
На Литургии
Прокимен: Восхвалятся преподобнии во славе/ и возрадуются на ложах своих.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Аллилуиа, гл.6: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.
Стих: Сильно на земли будет семя его.
Апостол: Еф. зач.233
Евангелие: Лк. зач.64
Причастен:
Радуйтеся, праведнии, о Господе,/ правым подобает похвала./ Аллилуиа
Источник: Православная Херсонщина
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Кондак, глас 2
Яко постника благочестна и искусна, и страдальца произволением честна, Церкви Христовыя пастыря доброго, в песнех достойно восхвалим Варсонофия приснохвальнаго, земли Херсонския украшение, и молитвенника о душах наших.
Кондак, глас 4
Яко пресветлая звезда в земли Херсонстей возсиял еси, преподобне, и Богом укрепляемь, узы и страдания за веру Православную претерпел еси. Темже усердно молимся тебе: научи нас, отче, твоему богоразумию и уврачуй недуги наша душевныя и телесныя, да во умилении зовем ти: радуйся, исповедниче Христов, преподобне отче наш Варсонофие.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели.
Константин Ушинский
Все жития
2:16Ничего нет хуже, когда монах заразится духовною гордостью и вздумает жить по своей воле