Преподобномученик Тимофе́й Есфигменский, Афонский
Дни памяти
22 июня (переходящая) - Собор Афонских преподобных
Житие
Тимофей Есфигменский, Афонский († 1820), преподобномученик.
В миру Триандафил, родился в селении Параора (Παράορα, совр. Barağı в Турции) близ города Кисани (греч. Κισσός, совр. Keşan в Турции) Фракийской области.
Достигнув совершеннолетия, сочетался законным браком, в котором имел двоих дочерей. Один мусульманин отобрал жену Триандафила и, приобщив к мусульманской вере, поместил в свой гарем. Триандафил начал усердно молиться Богу, прося Его обратить супругу к свету истинного познания. Но в то же время он опасался и за своих дочерей, боясь, чтобы и они не подверглись участи их матери, а потому отправил их к своим родственникам, прося помочь несчастным.
Кроме усердной молитвы, он тайно через других увещевал жену оставить мусульманскую веру. Вскоре жена Триандафила почувствовала отвращение к мусульманской вере, опомнилась, горько раскаялась в своем падении и решила снова принять Христианство. Но зная, что самой трудно вырваться из рук похитителя, она предложила Триандафилу притворно принять мусульманскую веру, а потом судом потребовать ее назад; другими же путями невозможно было освободиться ей из гарема. А потом, когда она будет освобождена, они оставят мир и пойдут: он — на Святую Афонскую Гору, где, став монахом, будет умолять Бога и просить прощения за свое невольное падение, а она — в женский монастырь, где, подобно ему, будет залечивать свои раны покаянием.
Триандафил для освобождения жены решил исполнить ее желание, подражая апостолу Павлу, который для спасения братии сам желал быть отлученным от Христа (Рим.9:3). Возложив надежду на Бога, он пошел в судилище, где заявил о своем желании принять мусульманскую веру при том условии, что ему будет возвращена жена. Желание Триандафила было немедленно исполнено: его приобщили к мусульманской вере и после совершения обрезания возвратили жену. Получив жену, Триандафил хотя и делал вид, что следует магометанскому закону, но втайне вместе с женой исповедовал Христианство и исполнял все церковные обряды. Но, как они ни скрывали своей тайны, турки все-таки подозревали их в измене, почему и стали строго следить за ними.
Поручив своих дочерей родственникам и простившись с ними, он тайно, вместе с женой отправился в город Энос (Αἴνος, совр. Enez в Турции), а оттуда морем в Кидонию, где оставил ее в женском монастыре, а сам пошел на Афон.
Прибыв на Святую Гору, Триандафил вступил в братство Лавры преподобного Афанасия , где усердно подвизался в иноческих подвигах, тайно проливал горькие слезы и просил милосердного Бога простить ему невольное согрешение. Игумен, видя ревность его в подражании добродетельной жизни, постриг его в монашество с именем Тимофей. Послушания он проходил с особым усердием, украшаясь беззлобием и глубоким смирением. Он прожил в Лавре около семи лет.
Узнав о мученическом подвиге прмч. Агафангела Есфигменского, решил, что и он за свое отречение, подобно святому Агафангелу, должен исповедать перед мусульманами Христа истинным Богом, а потом принять мученическую кончину.
Однако, не испытав своих сил, он не решался без подготовки и совета опытных старцев последовать своему намерению. Желая себя испытать, он с благословения лаврского игумена перешел в Есфигменскую обитель, где отдал себя под руководство игумена, который вместе со старцем Германом участвовал в подготовке святого Агафангела к страдальческому подвигу. Здесь Тимофей вскоре пострижен был в схиму и под руководством игумена начал готовить себя к принятию мук за имя Иисуса Христа.
Тимофей ежедневно молился у святых мощей прмч. Агафангела и умолял игумена дать благословение на мученический подвиг. Но игумен, желая испытать Тимофея и как бы не внимая его просьбе, отказал в своем благословении, что, однако, нисколько не смутило Тимофея, который, по своему глубокому смирению и беспрекословному послушанию, принял слова игумена как Самого Господа. Между тем прошло довольно много времени. Тимофей не только не ослабел в своем намерении, но даже часто напоминал о нем, прося отпустить на страдальческий подвиг.
Когда же опытный руководитель увидел неизменную и твердую мысль Тимофея, то согласился и, благословив, послал его с письмом в Мириофитскую епархию на берегах Пропонтиды к иеромонаху Герману, бывшему спутнику святого Агафангела, который в то время находился там по церковным делам, прося его подготовить Тимофея к страдальческому подвигу.
Расставаясь с игуменом, Тимофей стал просить у него благословения проститься со своими дочерьми, но игумен отказал ему. Когда Тимофей проходил селение, в котором жили его дочери, они узнали об этом и побежали догонять родителя, но Тимофей, оглянувшись и увидев бегущих за ним детей, стал убегать. Ни мольбы, ни слезы не могли остановить исполнительного послушника, который бежал от них до тех пор, пока они не возвратились обратно в селение. Таким образом, Тимофей ради заповеди послушания пренебрег родительской любовью.
Придя в Пропонтиду, он отыскал старца Германа, которому вручил письмо от Есфигменского игумена. Прочитав письмо, Герман с радостью и братской любовью принял Тимофея, как будущего мученика, и гостеприимно дал ему приют.
Через несколько дней, видя Тимофееву твердость в намерении, благословил его на мученический подвиг. При этом нашелся и последователь Тимофея, иеромонах Евфимий, который, видя мужественную решимость, возгорел ревностью, пожелал вместе с ним пострадать за Христа и принять мученическую кончину.
Герман, укрепив своими наставлениями, велел им переодеться в мирскую одежду, идти в селение Кисани и там увидеться с принявшими мусульманскую веру христианами, чтобы возбудить в них ревность к возвращению к христианской вере.
Выслушав повеление, Тимофей стал просить старца позволить ему проститься со своими дочерьми. Но старец, предвидя, какой он может получить вред от этого свидания, возбранил ему и с кротостью сказал: «Чадо! Не обращайся назад, а иди с Божией благодатью на мучение, в чем да поможет тебе укрепляющий тебя Спаситель мира. Что же касается твоих дочерей, то даю тебе слово, что после совершения тобой мученического подвига я сам навещу их».
Напутствуемые благословением и молитвой, Евфимий и Тимофей отправились в Кисани. Там зашли в дом к знакомому Тимофея, одному бывшему христианину, а теперь отверженцу. После обычного приветствия Тимофей стал уговаривать отверженца обратиться опять ко Христу, угрожая вечной мукой и лишением тех благ, которые уготованы последователям Христовым. Но ожесточенный отверженец вместо благодарности за благие советы донес на них судье, который немедленно велел привести святых мучеников в судилище.
Когда святые мученики пришли в судилище и предстали перед судьей, то дерзновенно исповедали себя христианами, обличая заблуждение и ложное верование в Магомета. Судья, слыша хулу на свою веру, воскипел гневом, приказал слугам туго связать руки святых мучеников сзади и, считая их вину не подлежащей его власти, отправил в Адрианополь . При этом слуги показали зверское усердие: они руки святого Тимофея стянули так туго, что плечи его почти соединились вместе.
На другой день прибыли в Адрианополь. Здесь они узнали, что за день до того два подвижника Христова, иеромонах Николай и монах Варнава, мужественно исповедали христианскую веру и что после краткого увещевания судьи приказали ввергнуть их в разные темницы и, забив ноги в колоды, бить каждодневно по пятам в течение одного месяца, прибавляя каждый день по два удара, начав с тридцати восьми ударов. Это известие укрепило Евфимия и Тимофея, и они с радостью ожидали мучений за возлюбившего их Христа.
Когда святые мученики Евфимий и Тимофей были приведены в судилище, то судьи, видя их непреклонность, после обычных увещеваний повелели иеромонаха Евфимия заключить в темницу и бить по пятам точно так же, как Николая и Варнаву, Тимофея же оставили без наказания, объявив ему, что если он в течение одного месяца не обратится в мусульманскую веру, то будет предан смертной казни.
Спустя два дня прибыл в Адрианополь старец Тимофея, Герман, который от посланного навестить тайно в темнице святых мучеников узнал, что они желают приобщиться Святых Христовых Таин. Поэтому старец немедленно пошел в домовую патриаршую церковь, взял там несколько частиц антидора и в тот же день три частицы отправил святым мученикам с тем христианином, который сообщил об их желании причаститься Тела и Крови Христовых; в кратком же письме извещал страдальцев, что завтра сам придет к ним в темницу.
На другой день Герман, узнав у одного христианина, что в ту темницу, где Евфимий и Тимофей, сажают должников, а также и за неуплату податей, стал просить, чтобы на него донесли сборщику податей, будто бы он не уплатил законной подати. Как только сборщик услышал об этом, тотчас пришел в гостиницу, где остановился Герман и, вызвав его, стал требовать квитанцию об уплате податей. А так как у Германа не оказалось не только квитанции, но и денег, то сборщик отправил его в темницу, там учитель встретился со своими учениками, они провели все ночь в бдении и молитве. По окончании бдения мученики Христовы исповедались у своего старца и причастились Святых Христовых Таин. Как только наступило утро, Германа выкупили благочестивые христиане и его выпустили на волю.
Сколько жестокие мучители ни били страстотерпцев по пятам, мученики Христовы вместо обычных стонов радовались и благодарили за нанесенные удары. У палачей же после каждых побоев руки делались расслабленными.
В один из дней судьи потребовали Тимофея в судилище и, видя после разных лестных обещаний и угроз его непреклонность, приказали отрубить ему голову и вместе с телом бросить в реку. Это и было исполнено палачами 29 октября 1820 года.
Желая приобрести хотя бы окровавленную его одежду, старец Герман, предложил палачам значительную сумму денег и получил желаемое. Потом с этой драгоценной ношей отправился на Святую Гору. Проходя мимо того селения, где жили дочери святого Тимофея, Герман зашел к ним, сообщил им радостную весть о мученической кончине их отца и выделил им часть одежды святого. На Афонской Горе братья Есфигменской обители встретили одежду мученика с крестным ходом, внесли ее с честью в церковь и положили в ковчеге с одеждой святого мученика Агафангела.
Жития и книги в библиотеке
- Память преподобномученика Тимофея Эсфигменского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?