Преподобный Сенну́фий Знаменосец
Дни памяти
Житие
Шенуте Атрипский, Сен(н)уфий/Синуфий Знаменосец (ок. 332-348 - 436-466), архимандрит Белого монастыря близ Атрипе в Верхнем Египте, один из наиболее почитаемых святых Коптской церкви.
Иногда отождествлялся с православным святым IX века, прп. Сеннуфием Латомским.
Родился в деревушке Шеналолет (как предполагают, ныне это селение Гезирет-Шандавиль, севернее города Сохаг, Египет) в семье крестьянина. В детстве он был отдан отцом в подручные к пастуху и пас овец.
Затем его дядя по матери Пжоль, настоятель Белого монастыря, взял его в обитель. Здесь он показал себя как суровый подвижник и деятельный монах, сделался выдающимся оратором и писателем, а также волевым руководителем. В 383 году, после кончины дяди, наследовал ему на посту настоятеля.
Значительно перестроил и расширил вверенную ему обитель, вникая во все детали монастырской жизни. Вокруг Белого монастыря появились другие, подчинённые Шенуте, в том числе женский. К концу земной жизни чтимого аввы и архимандрита под его началом было 2200 монахов и 1800 монахинь. В этих обителях был принят устав на основе Пахомиева, но более строгий (часто применялись телесные наказания, что однажды даже привело к смертельному исходу).
Прославленный настоятель стал выдающейся личностью в жизни Верхнего Египта конца IV - первой половине V века. Помимо управления монастырём и другими подчиненными ему монашескими общинами, он заступался за бедняков, выступал против злоупотреблений чиновников и помещиков. За стенами его монастыря укрывались окрестные жители во время набегов кочевников; монастырь кормил и поил их в течение многих дней, больных лечили монастырские врачи, а пленных выкупали на средства монастыря. Его влияние было столь велико, что во время народных волнений в Александрии комит и префект являлись к нему за объяснениями.
Его "Житие" изобилует описаниями чудес, которыми Шенуте славился и за пределами Египта. Славянское предание сохранило повествование, о том как однажды перед сражением император Феодосий Великий послал за знаменитым подвижником, чтобы заручиться его благословением и молитвами. Шенуте велел ему передать, что не может явиться в Константинополь, но прислал царю свою иноческую рясу и посох. Отправляясь в бой, император надел эту рясу под доспехи, взял в руку его посох и, благодаря молитве Шенуты, одержал блестящую победу. Поэтому египетского подвижника прозвали знаменосцем.
В своей борьбе с язычеством известен сожжением языческих храмов и диспутами с языческими философами. Как поборник чистоты веры, был избран сопровождать святителя Кирилла Александрийского на III Вселенский Собор в Эфесе, где боролся с ересью Нестория.
Скончался 7 числа месяца эпипа (т. е. 1 июля), после краткой болезни. Согласно преданию, после кончины Шенуте жители Ткоу (Кау эль-Кебир, греческий Антеополь, напротив города Тима), Шмина (город Ахмим) и Псой (Эль-Манша, греческая Птолемаида Ермейская) собрались в Белом монастыре, чтобы утешать его ученика и наследника, Бесу, и просили его рассказать о жизни Шенуте. В результате было составлено "Житие Шенуте", делающее акцент на связанных с ним чудесах. Шенуте стал основоположной личностью в становлении Коптской церкви - классиком и во многом создателем коптского литературного языка и великим деятелем коптского монашества. В Коптской церкви Шенуте поныне остаётся одним из наиболее почитаемых святых и носит эпитет "Великого"; широко его почитание и в других антихалкидонитских сообществах.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Господь нас создал прекрасными людьми, которые имели своей базовой потребностью как быть любимыми, так и любить. То есть до грехопадения в нас была встроена базовая потребность любить, а не только быть любимыми. Но после того, как нами завладел первородный грех, базовая потребность быть любимым осталась, а потребность любить сменилась эгоцентризмом.
протоиерей Александр Гаврилов