Святитель Григорий Палама: спор о Свете в сумерках империи
Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований», гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни.
Святитель Григорий Палама – великий подвижник и мистик, учитель православной Церкви, – является последним ярким представителем византийского богословия перед падением Империи. Его творчество в наши дни по праву считается вершиной мистического богословия – богословия молитвы и созерцания, богословия обожения и стяжания благодати Святого Духа.
Богословие св. Григория зиждется на духовно-практическом опыте Исихазма (от греч. hesychia – покой, — безмолвие, отрешенность) — монашеского движения, стремившегося посредством совершения постоянной “умной молитвы” достичь бесстрастия. Своей высшей целью исихасты видели преображение и обожение по образу воскресшего Иисуса Христа, в чем и заключается смысл жизненного пути подвижника.
Св. Григорий родился в Констанинополе, в аристократической семье, получил блестящее образование. Особый интерес в юности Григорий проявлял к философии. В 17 лет Григорий в присутствии императора Адроника II и его приближенных блестяще прочел лекцию о силлогистическом методе Аристотеля.
Однако около 1316 г., в возрасте 20 лет, св. Григорий покинул Константинополь и направился на Святую Гору Афон, где принял монашество и подвизался под руководством святых старцев - преподобных Никодима и Никифора.
В 1325 г. из-за турецких набегов св. Григорий с другими монахами покинул Афон и поселился в Фессалониках, где принял сан пресвитера. Позже он основал монашескую общину в окрестности города Верии, Там св. Григорий все свое время, кроме совершения общих богослужений, посвящал непрерывной безмолвной молитве.
В 1331 году св. Григорий вернулся на Афон, где жил в пустыни святого Саввы неподалеку от Великой Лавры. Затем св. Григорий был избран игуменом монастыря Эсфигмен.
Тихая жизнь в монашеском уединении продолжалась недолго – с 1335 г. до 1347 г. св. Григорий был вынужден вступить в напряженную богословско-догматическую полемику, получившую в церковной истории название “паламитских споров”. На первом этапе (1335-1341 гг.) противником св. Григория был блестяще образованный, но гордый, самолюбивый и дерзкий монах Варлаам Калабрийский.
Варлаам был родом из Италии, где изучал схоластическое богословие и философию в латинских школах. С одной стороны Варлаам слишком полагался на разум и знание, считал, что христианам философия так же необходима, как и Божественное откровение. С другой стороны, Варлаам был скептиком и считал, что Бог непознаваем для человека, в земной жизни возможно лишь очень приблизительное, символическое видение Бога, Которого человек увидит лишь после смерти.
Варлаам написал ряд сочинений, в которых подверг едкой критике специфическую, психосоматическую практику умной молитвы исихастов, а самих монахов – исихастов объявил последователями древней ереси мессалианства.
В ответ св. Григорий написал в период 1338-1341 девять слов против Варлаама, разделив их на три триады, а также составил в 1340 г. “Святогорский Томос в защиту священно-безмолствующих”. В споре с Варлаамом св. Григория поддержал Констанинопольский Патриарх Иоанн Калека, ставший позже его злейшим врагом, царица Анна и её сын Иоанн Палеолог, великий доместик, будущий император, Иоанн Кантакузин, а также византийские и афонские монахи.
Варлаам нашел поддержку в ученой среде – прежде всего в лице философа и богослова Григория Акиндина, бывшего вначале другом и единомышленником св. Григория Паламы и историка Никифора Григоры.
В этих спорах дискутировались не только вопросы, связанные с практикой исихазма. Главной темой споров было учение св. Григория о “нетварных энергиях”, посредством которых Бог действует в земном мире. Бог в Своей сущности обитает в “неприступном свете”, Его сущность непостижима человеческим ведением и не сообщается тварному миру. Однако Бог сообщает Себя миру и человеку через Свои действования, или энергии. “Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает (ενεργει) все”.
Этой нетварной энергией был Фаворский свет, которым был осиян Спаситель во время Преображения и который видели апостолы. Этим же светом может быть осиян подвижник, достигший блаженного состояния обожения.
“Так же воссияют праведники, как Господь воссиял на горе, и царство их будет не тварное и не совершенно иное, а то же самое, что и Его…О, кто воспоет достойно, единородное Слово Божие, силу Твоего пришествия на землю? Ведь на Божественном твоем жертвеннике возжигается не чуждый, земной огонь, а в другом смысле чуждый — небесный, передаванием хранимый неугасимо, который Ты пришел заронить на землю по несравненной бездне человеколюбия, которого причащаются служащие духи и от которого бегут демоны, который Моисей увидел на терновнике и которым Илия был восхищен от земли, который сонм апостолов Твоих видел изливающимся от Твоего тела и которым был озарен Павел, из гонителя обратившийся в ученика, который есть сила воскрешения и действие бессмертия, сияние святых душ и соединение всех словесных сил”.
В 1341, 1347, 1351, 1352, и 1368 годах в Констанинополе проводились церковные соборы, на которых учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением Церкви, а Варлаам и его сторонники анафематствованы. Сам Варлаам впоследствии перешел в католицизм и стал латинским епископом.
В 1341 – 1347 Византия была охвачена междоусобицей. В 1341 г. умер император Андроник III. В борьбе за власть схватились Иоанн Кантакузин и великий дука Алексий Апокавк. Алексия поддерживал патриарх Иоанн Калека, Кантакузина поддерживал Палама.
Патриарх Иоанн люто возненавидел св. Григория и хотел добиться его отлучения от Церкви. В мае-июне 1342 г. состоялось два собора для осуждения Паламы, однако патриарх не смог добиться желаемого. В ноябре 1344 г. на очередном соборе святителя Григория Паламу все же осудили и отлучили от Церкви, а Акиндин, в тот момент главный противник Паламы, в конце того же года был возведен в сан пресвитера.
В 1347 г. после победы и восшествия на императорский трон Иоанна Кантакузина, патриаршую кафедру занял Исидор Вухир, благоволивший исихастам. На соборе 2 февраля 1347 г. св. Григорий Палама был оправдан, а его противники осуждены. Вскоре Св. Григорий был избран архиепископом Фессалоникийским. Однако занял кафедру он только в 1350 г., когда император Кантакузин сломил сопротивление зилотов -сторонников Палеолога и захватил Фессалоники. Св. Григорий кротостью и миролюбием успокоил жителей города и водворил гражданский порядок.
В 1354 г. св. Григорий отправился по морю в Константинополь с целью примирить Кантакузина и Палеолога. Но его корабль подвергся нападению турецких пиратов, и св. Григорий на год оказался в турецком плену. Он со смирением перенес испытание, и считал, что Сам Бог направил его к туркам, чтобы возвестить им веру Христову.
В “Послании своей Церкви”, а также в двух сохранившихся текстах “Собеседований” св. Григорий повествует об обстоятельствах своего пленения и спорах о вере, которые он вел с мусульманами, рискуя потерять жизнь. Эти тексты являют нам образец твердой и принципиальной позиции христианина в верности евангельскому благовестию, одновременно мудрому и уважительному отношению к людям, исповедующим иную религию.
“Один из них (турок), – повествует св. Григорий - сказал: «Настанет когда-нибудь время, когда мы придем к согласию друг с другом». И я согласился с этим и высказал пожелание, чтобы такое время пришло как можно скорее. Но почему я сказал это людям, которые с точки зрения веры живут сейчас иначе, чем будут жить, когда такое время наступит? Я согласился, потому что вспомнил слова апостола о том, что «перед именем Иисуса Христа преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Рим.14:11; Флп.2:10-11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа”.
После освобождения от турок и возвращения к своей пастве свт. Григорий мирно правил своей епархией до 1359 г. ( или 1357 г.). К этому времени относятся его “Омилии” или Поучения, по праву считающиеся шедеврами церковного красноречия. Скончался св. Григорий 14 ноября 1364 г. в возрасте 63 лет.
Непосредственно после блаженной кончины св. Григория стали почитать в Фессалониках как местночтимого святого. В 1368 г. Синод Констанинопольской Церкви во главе с патриархом Филофеем Коккином прославил его в лике святых и включил имя св. Григория в церковный календарь.
Патриарх Филофей также составил житие и службу св. Григорию. Честные мощи св Григория были положены в кафедральном соборе св.Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 они хранятся в новом кафедральном соборе. города, освящённом в 1914 г. в честь св. Григория.
С XX в. к изучению богословского творчества св. Григория и в целом к исихазму и православному мистицизму проявляется большое внимание и интерес как среди православных, так и инославных христиан. Было опубликовано множество переводов, книг и монографий о св. Григории и традициях исихазма. Наиболее известной фундаментальным исследованием о паламизме является работа протопр. Иоанна Мейендорфа. “Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение”.
Жизненный пример и учение св. Григория Паламы не теряет своей актуальности для современных христиан, поскольку являет собой живой опыт непосредственного общения с Богом в молитве и аскетического подвига, направленного на преображение своего внутреннего духовного мира при помощи действия Божественной благодати, ниспосылаемой человеку Богом как величайший дар Его любви.
Протодиакон Константин Маркович
По материалам: http://www.nsad.ru