Преподобный Макарий Египетский: «Тренер» иноков
19 января (1 февраля) 391 года скончался Макарий Великий – один из известнейших подвижников древности, стоявший у истоков христианского монашества. Одна из историй про него особенно актуальна сегодня: ученик преподобного встретил языческого жреца, обругал его и подрался с ним, а преподобный Макарий добрым словом обратил жреца в христианство.
Он прожил долгую жизнь. По свидетельству автора «Лавсаика» - епископа Еленопольского Палладия – преподобный «жил девяносто лет и из них шестьдесят провел в пустыне». Скорее всего, сведения эти не являются очень уж точными. Античные и средневековые авторы обожали красивые круглые цифры и часто использовали их скорее в символическом, чем в математическом или историческом значении. Древние агиографические тексты, сохранившие множество занимательных и поучительных новелл из жизни подвижника, доносят до нас портрет аскета, умудренного опытом и сохранившего крепость тела, чья слава, если такое выражение позволительно применить к отшельнику, гремела по всей египетской пустыне.
Почти все сведения о жизни преподобного Макария мы находим в патериковых новеллах. Форма подробного жития от предсказаний о рождении святого, до описания посмертных чудес у гроба праведника в древности была не слишком распространена. Формирование агиографического канона и появление привычных для нас агиобиографий завершилось в Византии лишь к Х веку, так что при разговоре о древних египетских подвижниках почти всегда приходится иметь дело с тем, что принято называть новеллами или историческими анекдотами.
Это небольшие назидательные тексты, в центре которых находится либо один афоризм святого, либо случай из его подвижнической жизни. Очень часто в патериковой новелле используется занимательный сюжет, чтобы читатель смог легко воспринять сложные богословские или иные максимы, вкладываемые агиографом в уста святого. Вот для примера типичная история о Макарии Великом, содержащаяся в «Изречениях египетских отцов»: «Говорил авва Макарий: "Тот, кто будет наполнять утробу свою хлебом и водой, дает ключ от своего дома грабителям"».
«Изречения…» – первый патерик, составленный не позднее V века. Написанные на греческом языке и посвященные инокам, спасавшимся в египетских пустынях, они скоро стали популярными, переведены на многие языки, включая славянский и почти сразу стали образцом для последующих отечников. На Руси текст был известен как Азбучный, Египетский, Алфавитный патерик, а в современной России как Древний патерик. Текст «Изречений…» или по-гречески Апофтегм представляет собой набор афоризмов и отдельных эпизодов, сгруппированных тематически или в алфавитном порядке.
Любой читатель, желавший узнать, что сказал святой, например, о борьбе с блудом, мог найти имя подвижника в разделе по алфавиту.
Преподобный Макарий в этом памятнике не только говорит наставления, но учит на собственном примере. Однажды ученик аввы Макария встретил жреца, несшего вязанку дров, и поздоровался с ним: «Эй ты, демон, куда ты бежишь?». Оскорбленный язычник избил грубого монаха до полусмерти и пошел по своим делам. Вскоре он встретил святого, произнесшего: «Привет тебе, привет, трудолюбец». Удивленный язычник спросил, чем же он заслужил подобное приветствие. Ответ отшельника был краток: «Я увидел тебя утруждающимся, но ты не знаешь, что ты утруждал себя впустую». Пораженный жрец обнял колени святого, рассказал ему о случае, произошедшем раньше, и попросил сделать его монахом.
Незатейливая история о пользе вежливости чуть ниже подтверждалась афоризмом Макария Египетского: «Говорил авва Макарий: "Злое слово иных добрых делает злыми, и точно так же доброе слово иных злых делает добрыми"». Тексты стояли в рукописи рядом, и читатель легко находил связь между занимательной новеллой и мудрым изречением.
Примерно в это же время – в IV- V веке о святом рассказывает и епископ Еленопольский Палладий – автор Лавсаика. Он был собеседником святителя Иоанна Златоуста и оставил описание своих встреч с подвижниками, среди которых был и преподобный Макарий.
В Лавсаике мы также не найдем почти никаких биографических сведений, кроме цитаты, приведенной в начале нашей статьи, да упоминания о том, что святой в 40 лет получил власть над духами. Повествование Палладия о святом Макарии лишь упоминает о нескольких случаях экзорцизма, помощи брату, искушаемому сребролюбием, да рассказывает о борьбе с чародеем, превратившим женщину в лошадь. Последняя история – в чистом виде сказочное повествование, подобное рассказу о том, как преподобный Павел Фивейский беседовал с кентаврами, а преподобный Симеон Столпник исцелил «жену» ужасного змея, страдавшую от нарыва.
Эти новеллы при всей их неисторичности дают читателю возможность прикоснуться к народным верованиям простых египтян или византийцев, для которых вера в сглаз, порчу и существование чудовищ была ближе и важнее, чем богословские рассуждения о природе Святой Троицы или искупительной жертвы Христа. Ранние византийские патерики могут служить столь же ценным источником по бытовой фольклористике, как и жизнеописание блаженной Матроны Московской, составленное З.В. Ждановой. Другое дело, что в патериках рассказы о кентаврах и колдунах не составляют основного содержания памятника, а первый вариант жития Матроны почти целиком состоит из историй о чудесах и фантастических легенд. Впрочем, вернемся к преподобному Макарию Египетскому.
Не позднее 410 года пресвитер Руфин Аквилейский пишет «Жизнь пустынных отцов», где можно найти и рассказ о Макарии Египетском. Отшельнику посвящена глава, где с небольшими вариациями описываются эпизоды, которые можно найти и у Палладия. Самое интересное для нас сообщение Руфин оставляет в конце повествования: «Много и другого рассказывали нам о Макарии, но нет возможности записать всего, да другие его деяния, сверх того, уже общеизвестны».
Финальная фраза автора «Жизни пустынных отцов» показывает, что верующие почитали преподобного Макария еще при жизни, поскольку слава о его подвижничестве широко распространилась по всей египетской пустыне.
К сожалению, современный читатель часто плохо себе представляет, что такое первые египетские монастыри. Обычно воображение рисует нам песчаный пляж без моря или унылую каменистую местность, на бескрайних пространствах которой там и сям стоят одинокие пещерки отшельников, выложенные из камней, или прорубленные в мягком известняке. На самом деле к концу IV века в Египте существовали огромные монастырские комплексы. Монашество развивалось стремительно. Как писала А. И. Еланская, первый монастырь был основан преподобным Пахомием Великим в 320 году, а уже к середине IV века в Египте было 20 тысяч отшельников. Отныне иноки стали играть одну из ведущих ролей в истории Церкви. В Александрии без согласия отшельников невозможно было избрать епископов или высказать мнение по тому или иному богословскому вопросу. Далеко не все аскеты стали святыми, но сила их была столь значительной, что они превратились в подобие армии, которую могли вести за собой вожаки, как это было во время волнений монофизитов.
Наше представление о пустыне также слишком идеалистично. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Пустыня, как бы она не казалась пустой на карте, населена гиенами, дикими кошками, тиграми и львами, всеми возможными зверьми, на которых мы без страха смотрим в зоологическом саду. Но если встретишься с ними на природе, в их глазах видишь свою смерть – смерть в их челюстях, смерть в их численности, смерть в их голоде, смерть в их дикости, неприрученной человеческой любовью».
Читая знаменитую патериковую новеллу об авве Герасиме и льве, с умилением слушая рассказ о том, как лев помог авве Зосиме похоронить тело преподобной Марии Египетской, мы не должны забывать о сотнях монахах, которых съели хищники. Любое житие, в том числе и мученическое, - это рассказ о победителе, о человеке спасенном, а потому в них не так много можно найти повествований об отступниках, грешниках, о тех, кому не удалось стать святым, несмотря на иночество или сан.
Подвиг Макария Великого тем и славен, что он получил «олимпийскую медаль» по спасению души и стал успешным «тренером» новых поколений подвижников. Но гораздо больше людей, участвовавших в соревнованиях, не дошли до финиша или не попали в число призеров.
Андрей Зайцев
По материалам: http://www.nsad.ru