Покров Пресвятой Богородицы
Существует несколько версий происхождения праздника.
1. Первая, самая распространенная, указывает на связь событий праздника Покрова Пресвятой Богородицы со спасением Константинополя от нашествия захватчиков. Источник, который рассказывает о празднуемом событии – житие блаженного Андрея Юродивого. Согласно житию, в ночь на воскресенье, во время всенощного бдения во Влахернской церкви Константинополя, около 4 ночи, блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели Пресвятую Богородицу в сопровождении святых, которая простирала свой мафорий над молящимися. Эта история – одно из многих видений, бывших с блаженным Андреем, описанных в его житии.
Предание связывает эту историю с осадой русами Константинополя в 860 году и его чудесным спасением благодаря предстательству Богоматери. Однако, в пользу этой версии нет каких-либо исторических свидетельств. Житие св. Андрея является единственным источником, где повествуется о чудном явлении, но и в нем нет ни слова об осажденном и спасенном Константинополе.
Тем не менее, история сохранила историческое свидетельство, согласно которому греки обходили с крестным ходом стены осажденного города, неся мафорий (омофор) Богородицы, который хранился во Влахернской церкви. Об этом пишет Константинопольский Патриарх Фотий: «Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…». Некоторые источники сообщают, что император Михаил III, воевавший в это время с арабами, быстро без войска вернулся в столицу, и вместе с Патриархом Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море, после чего внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, и те бежали. Об этом пишут поздние авторы – Георгий Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский. За ними повторяют «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет». Однако, Патриарх Фотий, сам будучи участником событий, ничего не говорит о таких фактах. Более того, он указывает, что русы ушли по своей инициативе: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения». Также Патриарх Фотий, ничего не сообщая о том, что император возвращался в город, говорит о спокойном море. Если бы события с погружением мафория Богородицы в море с последующей бурей и гибелью части флота русов и их бегством, действительно, происходили, то, без всякого сомнения, это не осталось бы без внимания со стороны Патриарха Фотия.
Современники событий также ничего не сообщают о бегстве русов. Как раз наоборот, в «Венецианской хронике» Иоанна Диакона нападающие «вернулись с триумфом», а Папа Николай в своем письме Михаилу III, упоминая о разграблении окрестностей Константинополя, указывает, что язычники ушли, избежав всякой мести. Все это дает возможность предположить, что история с погружением мафория в воду и бегством русов, скорее является благочестивой фантазией византийских хронистов, чем реальным событием. Также и эпизод с видением Богородицы из жития блаженного Андрея вряд ли имеет отношение к событиям осады Константинополя. В самом же Константинополе хотя и помнили видение блаженного Андрея, но никакого праздника в честь него и якобы имевшего место чудесного избавления от русов установлено не было. Это в очередной раз подтверждает, что видение святого и осада Константинополя никак не связаны. Последний же, и самый веский, аргумент – видение было святому в конце его жизни, а умер он в 936 году в возрасте 66 лет. Таким образом, святой родился только через 10 лет после тех событий, участие в которых ему приписывают.
2. Куда более правдоподобной видится версия учреждения праздника Покрова Пресвятой Богородицы князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами в походе 1164 года. Князя Андрея в этом походе сопровождала Владимирская икона Божией Матери. Будучи ревностным почитателем Богородицы, он был основателем многих храмов, посвященных Ей, наиболее известным из которых является Храм Покрова на Нерли.
Самый ранний источник, который указывает на учреждении праздника Покрова именно на Руси по воле некоего владетельного князя, является «Проложное сказание», датируемое концом 12 века. «Сказание» в составе Пролога присутствовало уже в 12-13 веках и наряду с другими его статьями вошло в Великие Четьи-Минеи 16 века. «Проложное сказание», наряду со службой празднику Покрова Пресвятой Богородицы, были составлены окружением святого князя Андрея Боголюбского, отчасти, возможно, с его непосредственным участием. Также был создан ряд литературных произведений, прославляющих Богородицу и содержащих идею о Её покровительстве Владимиро-Суздальскому княжеству: «Сказание о победе над волжскими болгарами» и «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».
Примечательно, что именно в «Проложном сказании» впервые одновременно говорится о видении блаженного Андрея юродивого и учреждении праздника. Вероятно, именно отсюда и берет свое начало сопоставление видения Пресвятой Богородицы блаженному с установлением праздника Покрова. Позднейшие же воспроизведения вполне могли быть увязаны с походом русов на Константинополь в 860 году. Именно таким видится наиболее вероятной современная версия, рассмотренная в первой части, и увязывающая все три события – видение блаженного Андрея, осада Константинополя и установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Однако, как показывает данный разбор, все три события происходили в разное время и никак друг с другом исторически не связаны.
3. А что же греки? У греков праздник Покрова Богородицы тоже существует, но появился он гораздо позже, чем на Руси и также никак не связан с историческими событиями 860 года. В греческой октябрьской Минеи помещены две службы 1 и 28 октября. Первая служба была составлена на Афоне и составлена Иаковом Святогорцем, ее печатное издание увидело свет в 1869 году. Текст службы отличен от церковнославянского варианта. Служба от 28 октября также посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, но исторически связана с событиями 20 века – национальным праздником «Днем охи» (дословно «днем «нет»»). Отмечается он 28 октября в память об отклонении ультиматума, предъявленного фашистской Италией греческому премьер-министру Иоаннису Метаксасу 28 октября 1940 года. Премьер-министра поддержало население Греции, вышедшее на улицы и скандирующее «охи». В этот день в Элладской Православной Церкви установлен ещё один праздник Покрова Богородицы решением Синода от 21 октября 1952 года.
Иерей Дионисий Свечников