На Страстной неделе (с Понедельника по Пятницу)
С понедельника православный календарь открывает череду печальных и торжественных дней, именуемых по-славянски «Страстной седмицей», т. е. «Неделей страданий» Иисуса Христа. За каждым из дней закреплено воспоминание и богослужебное воспроизведение соответствующих событий евангельской истории. Чтения и протяжные песнопения ведут христиан по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
Страстной понедельник
Близкие страдания и смерть Спасителя символизируются повествованием о жизни ветхозаветного праведника Иосифа Прекрасного, проданного своими завистливыми братьями в Египет за двадцать сребреников (Быт.37 гл.). В евангельской притче о бесплодной смоковнице, не принесшей плода, а потому проклятой, изображается гибельность пути духовной лености. Тему продолжает притча о злых виноградарях, которые должны понести заслуженное наказание (Мф.21:18-46). Об этой страшной каре, которая положит конец библейскому Израилю, так и не понявшему смысл своего пути в дарованной ему Богом Священной истории, говорит скорбное пророчество Господа о близком разрушении Иерусалима (Мф.23:37-24:35).
Страстной вторник
В Страстной вторник Господь призывает нас к постоянному бодрствованию и приумножению своих дарований, поясняя это притчами о десяти девах (мудрых и неразумных) и о талантах (в прямом и переносном смысле), которые даны нам вовсе не для того, чтобы зарывать их в землю. Иначе нет оправдания на Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
Страстная среда
Приближается трагическая развязка, и смысловым центром Страстной среды становятся два взаимно противоположных по смыслу события: покаяние грешной женщины, благодарно возлившей драгоценное миро на ноги Иисусовы, и страшный замысел Иуды, одного из Двенадцати апостолов, предложившего властям помочь тайно арестовать своего Учителя за тридцать сребреников (Мф.26:6-16).
Страстной четверг
Наступает Страстной, или Великий, четверг. Умыв ноги ученикам и тем преподав им урок смирения, Господь вкушает Свою последнюю в земной жизни пасхальную трапезу и устанавливает таинство Евхаристии (буквально «Благодарения») – таинство Своего вечного единения и общения со всеми нами. В нём продолжается чудо Вифлеема, чудо воплощения и вочеловечения Бога, благодаря которому произошло реальное соединение двух миров – Божественного и человеческого. Обращаясь к Отцу, Христос молится за нас: «Да будут все они одно (едино); как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Люди, потомки единого Адама, становятся «сотелесниками» Богочеловека Иисуса Христа и через это – единокровными братьями.
Изменяется и характер богослужений. Не слышно более ночного предупреждения «Се жених грядет…», ибо Он уже пришел и в празднично убранной горнице совершает великую Вечерю Любви. Двойным чувством – радости и печали – проникнуто богослужение Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал всем любящим Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается. В знак ее священнослужители на Литургии переоблачаются в светлые одежды. Чем же заканчивается эта ночь четверга? Что ожидает Господа и всех нас, Его духовных сопричастников на Тайной вечере, в пятницу?
Ночь над Иерусалимом. В сионской горнице мерцают светильники. В печальном молчании возлежат Двенадцать. «Один из вас предаст Меня», – звучат подтверждением надвигающейся трагедии слова Господа. Шепот, испуганные возгласы: «Не я ли?» Встаёт Иуда и ускользает в ночную тьму. Не спят и члены Синедриона. Архиереи отдают тайный приказ воинам…
Апостолы разделили священную Чашу и Хлеб. Господь говорит о страданиях, которые ждут Его. Пётр с горячностью обещает идти с Ним на смерть. Он и не подозревает, как она близка.
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин.13:34).
Трапеза закончена. Тихо напевая пасхальный псалом, они покидают дом, выходят за городские ворота и углубляются в масличный сад Гефсимании. Там царит тьма. Апостолы спят, лишь троих, самых близких учеников, Христос просит разделить с Ним молитву. Но глаза у них слипаются и сквозь забытье они слышат Его голос: «Отче! Если Ты хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня! Впрочем, не Моя, но Твоя воля да исполнится» (Лк.22:42).
Трагический финал близок. Стража уже пересекает по тропинке овраг. Следует приветственный поцелуй Иуды, указующий на Того, Кто именно должен быть арестован; неуместная попытка Петра с мечом в руках защитить Учителя, вскоре сменившаяся столь же искренним троекратным отречением; малодушие и бегство учеников; допрос у архиерея на спешно созванном Синедрионе, лживые показания, издевательства челяди. Последний страшный вопрос Кайафы, в котором заключен смысл всей ветхозаветной истории: «Богом Живым заклинаю Тебя, скажи нам: „Ты ли Мессия (Христос), Сын Божий?“ Говорит ему Иисус: „Ты [сам это] сказал. Более того говорю вам: отныне узрите Сына Человеческого, воссевшего по правую руку Силы и шествующего по облакам небесным“. Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: „Он изрёк богохульство! Для чего нам ещё свидетели? Вот, теперь вы [сами] слышали богохульство. Что вы решите?“ Они же сказали ему в ответ: „Он должен умереть!“» (Мф.26:63-66).
В память всех этих событий, увенчанных Крестной смертью, в наших храмах совершается Утреня с чтением двенадцати Евангелий Святых Страстей (Страданий) Господа нашего Иисуса Христа. «Страстные Евангелия», как их обычно называют, – это отрывки из всех четырёх Евангелий, распределённые по хронологического принципу и охватывающие события от Тайной Вечери до погребения Спасителя. Число двенадцать символизирует полноту библейской ночи, состоящую из двенадцати часов. Числом ударов колокола возвещается порядковый номер прочитываемого Евангелия. Молящиеся стоят в темном храме с зажжёнными свечами; звучат тихие и протяжные припевы: «Слава Страстям Твоим Го-о-осподи», «Слава долготерпению Твоему Го-о-осподи». Согласно приходской традиции, эта служба совершается накануне Страстной пятницы, то есть вечером Страстного четверга.
Страстная пятница
Наступает Страстная пятница – центр великопостной скорби, день Крестной смерти и погребения нашего Господа. В православных храмах звучат чтения и песнопения о последних часах Его земной жизни.
Представим себе раннее утро дня накануне еврейской Пасхи. Иисус Христос приведён в преторию, и от Понтия Пилата требуют подтверждения смертного приговора. Тот брезглив и недоволен. Какое дело римскому губернатору до иудейских религиозных споров о Мессианском царстве, тем более – о царстве «не от мира сего»?! Он искренне сочувствует мужественному Человеку, явно оклеветанному врагами, и хочет отпустить Узника. Христос для Пилата – безобидный учёный мечтатель, похожий на странствующих античных философов, к которым «здравомыслящие» римляне относились скептически-насмешливо, как к вечным детям.
«Зачем Ты пришёл сюда», – спрашивает у Христа префект. – «Я для того родился и пришёл в мир, чтобы быть свидетелем истины», – слышит он в ответ и саркастически усмехается: «Что есть истина?» Грубый солдат, он не верит в неё. Он верит в силу золота и римских легионов. Сохранить благоволение мрачного императора Тиберия, давшего ему власть над этой беспокойной провинцией, для него важнее всего. И Пилат, несмотря на предупреждения жены (Мф.27:19), малодушно умывает руки.
Около полудня измученного Христа приводят на место казни и распинают между двух разбойников. Мир содрогается. Солнце скрыло свой лик и непонятная тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. А внизу – люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он умирает, разделив со всеми, пережившими муки и смерть, ужас последних минут... Иисус громко воскликнул: «„Отец! В руки Твои предаю дух Мой!“ И с этими словами испустил Он последний вздох» (Лк.23:46).
Утром в храмах читаются Царские Часы, посвященные воспоминанию минувшей ночи и наступившего дня смерти Спасителя. (Часы – это богослужения суточного цикла; «царскими» они называются в данном случае потому, что когда-то в Константинополе на них присутствовали императоры со всем двором.) Божественная Литургия, на которой совершается бескровная Евхаристическая жертва, не служится, ибо «жертва в этот день принесена на Голгофе» (прот. К. Никольский). (Единственное исключение – в случае совпадения Страстной пятницы с праздником Благовещения; тогда совершается Литургия св. Иоанна Златоуста.)
Около двух часов дня священнослужители выносят из алтаря Плащаницу – большую икону, на которой умерший Иисус Христос изображен во весь рост, лежащим в гробнице. Она полагается посреди храма на особом возвышении (катафалке), и принесенные верующими цветы окружают ее с трех сторон. Остается лишь место для приходящих поклониться Спасителю мира и облобызать Его пречистые ноги.
Наступает вечер, а с ним – «Чин погребения». Верующие становятся участниками погребальной процессии и, со свечами в руках, сопровождают обносимую вокруг храма Плащаницу с пением «Святый Боже». Звучит скорбно-затаенный перезвон колоколов и умолкает, когда Плащаница вновь занимает своё место в храме, среди белых цветов.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия