Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно»
Митрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых. Он был гениальным организатором и молитвенником, — в нем две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и Иосифа Волоцкого — соединялись без конфликта. Во времена, когда правда Божия попиралась, творилась ложь и Церковь должна была ее обличать, он стал голосом Церкви и ее мучеником.
Митрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых, просиявших в нашей земле. Мало в церковной истории архиереев, проявлявших нравственную стойкость и веру столь же твердые, как во времена гонений на ранних христиан. Митрополиту Филиппу удалось показать подобный пример. Не только Церковь, но и православный народ России хорошо знает и чтит святого Филиппа. О нем выходят книги, образ его разрабатывают кинематографисты, во имя него освящаются новые храмы, а по Белому морю ходит корабль «Святитель Филипп»…
Будущий архиерей родился в 1507 году, в семье старинных московских бояр Колычевых. Ему дало было имя Федор. Детство и юность он провел в достатке, ведь Колычевы относились к числу самых богатых и влиятельных родов России. По всей видимости, еще в миру будущий митрополит стал человеком «книжным», обрел вкус к учености.
Увидев, как в смутное время, когда на престоле оказался младенец, служилая аристократия принялась «толкаться локтями», жестоко борясь за чины и доходы, он отвратился от придворной службы. Уйдя из дома ради иночества, он пешком отправился на север без денег и припасов, а по дороге добывал пропитание, нанявшись пасти крестьянское стадо. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа.
В крайне суровых условиях северного архипелага, много и тяжело трудясь на хозяйственных послушаниях, он пожелал для себя больших испытаний. Филипп надолго удалялся в пустынь. Согласно монастырской традиции, Филиппу-пустынножителю являлся окровавленный, страдающий Христос, будто предрекающий своим видом судьбу инока. Подвизавшись в Соловецком монастыре, Филипп признан был братией как человек большого благочестия. После нескольких отказов с его стороны, бывший аристократ в 1546 году был принужден стать игуменом обители.
Двадцать лет провел будущий митрополит Филипп на игуменстве. Чудесным образом его тяга к уединению, молитвенности и пустынножительству сочеталась с недюжинными административными способностями. Он быстро увеличил земельные владения обители, нашел богатых жертвователей (в том числе царя и его семью), а на полученные средства начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков. На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья.
В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея Руси. Вызванный в Москву, Филипп возражал против восхождения своего на митрополичью кафедру, однако монархом заставил его. Филиппу пришлось дать обещание «не вступаться» в опричнину. Митрополит, видимо, давал его с легким сердцем, ведь первые два года опричнины в России массовых казней не было: лишилось жизни несколько аристократов, но никакого переворота устоев это не произвело. До начала опричнины митрополит Макарий, а затем и митрополит Афанасий неоднократно «печаловались» о судьбе опальных вельмож, осужденных на казнь. Потом Иван IV отобрал это право у Церкви. Но летом 1566-го митрополит Филипп спас от массовой расправы челобитчиков против опричнины. К тому же, царь вернул ему право «печаловаться» за осужденных.
С углублением опричных порядков монарх все реже прислушивается к голосу Церкви. Он крайне отрицательно относится к попыткам архиереев избавить «изменников» от смерти. Позволив митрополиту вступаться за опальных, царь впоследствии нарушил свое обещание.
Долгое время отношения главы Церкви и главы государства были добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А яз вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно».
В 1567 году, расследуя дело конюшего И.П.Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — насельников во владениях вельмож, их слуг, членов семей. Московская Русь такой крови не знала, это не входило в ее политические традиции, это шатало ее общественное устройство.
Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «...нача молити, дабы государь престал от такого неугодного начинания Богу и всему православному християнству. И воспомяну ему Евангельское слово: “Аще царство на ся разделится — запустеет”. И ина многа глагола со многими слезами...». Не добившись своего, позднее митрополит обличил воинство опричников прилюдно: «Мы убо, царю, приносим жертву Господеви чисту и бескровну в мирское спасение, а за олтарем неповинно кровь лиется християнская и напрасно умирают!» Он публично отказал царю в благословении, призывая Иван Васильевича прежде простить «согрешающих» ему. Как «пастырь добрый» митрополит Филипп готов был «душу свою положить за овец».
Его противление нехристианскому жестокосердию Ивана IV вызывало царский гнев. Иван Васильевич настоял на свершении суда над митрополитом. Архиерейские одежды были насильно сорваны с него прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые мужественные иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Церкви на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили сжечь митрополита Филиппа. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь.
Опричная политика несла в себе мощный антицерковный элемент. Трагическая смерть митрополита Филиппа дает еще одно подтверждение этому: его умертвил опричник Малюта Скуратов-Бельский, не понесший никакого наказания за погубление инока.
Святитель Филипп ушел из земной жизни 23 декабря 1569 года. В 1590 году его мощи были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, а в 1652 году, радением знаменитого Никона и с большими торжествами, — в Успенский собор Московского кремля. Там они ныне и прибывают в раке у южного входа в храм, перед самым иконостасом.
Дмитрий Володихин
По материалам: http://www.nsad.ru