Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Иоанн Креститель: человек, который крестил Христа

Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.

«Он был светильник, горящий и светящий» (Ин.5,35), – так охарактеризовал Сам Господь Иоанна Предтечу, день рождения которого мы празднуем 7 июля. Все мы призваны гореть и светить, но так немногим это удается! И поэтому тянется душа наша к этим немногим, чтобы от их огня стать хоть сколько-нибудь теплее и светлее. Поэтому так потянулись люди к Иоанну, когда, стяжав постом и молитвой исполинскую силу духа, он вышел из пустыни с проповедью, смысл которой сводился к нескольким словам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Мы называем его Предтечей, потому что он предшествовал Иисусу Христу. Его служением было приготовление людей к той встрече, к которой уже много веков до него шло человечество, к той встрече, которой осознанно или неосознанно искала каждая человеческая душа. Да и сегодня многие продолжают искать. Очень у многих встреча с Иисусом Христом еще впереди. Поэтому слова "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" и в наши дни совершенно современны.

Что же имел в виду Иоанн, когда призывал народ к покаянию? Сегодня многие думают, что покаяться – это осознать свои грехи и признаться в них на исповеди с твердым намерением их больше не повторять. Все это правильно. Так и делали те, кто приходил к Иоанну креститься. Люди при всех исповедали свои грехи и затем входили в воды Иордана, чтобы очиститься. Но многие чувствовали, что это еще не все. Смыть с совести позорные пятна прошлой жизни – это только полдела. Дальше как жить? "... Сотворите же достойные плоды покаяния!" – отвечает Иоанн. Потому что "уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк.3:9).

Но какие плоды? Что нужно делать, чтобы покаяние было не только попыткой "бежать от будущего гнева", но подлинной переменой жизни?

Ответ Иоанна Крестителя краток и ясен: "У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же"(Лк.3:11). Иначе говоря, будь щедрым, будь добрым, будь милосердным. Помогай, делись, делай добро. Или, как было сказано уже много веков назад и потом повторено Спасителем, "Возлюби ближнего, как самого себя". Без этих плодов покаяние ущербно, оно не достигает цели и не приводит ко Христу.

На первый взгляд, проповедь Иоанна кажется жесткой и грозной:. "Порождения ехиднены. Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" Но вслушаемся в его слова и увидим, насколько умеренны его требования, как снисходителен этот человек к нашим немощам. Он не говорит, что нужно отдать последнее, «снять последнюю рубаху». Одеждой пусть поделится тот, кто имеет «две одежды» Насколько это мягче того, что скажет позже Господь богатому юноше: "...пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк.10:21). Но не ко всем обращался и обращается Спаситель с подобным призывом, а к избранным. К тем, кого особенно полюбил (Мк.10:21) и зовет к особому служению. Иоанн же обращается ко всем. Отдать последнее – удел великих душ. Поделиться же может и должен каждый. И если бы все руководствовались этим простым правилом, остался ли бы на нашей земле хоть один человек, лишенный крова, одежды и пищи?

Бескомпромисность Иоанна Крестителя удивительно сочетается с его, повторюсь, снисходительностью. Иоанн ни на кого не налагает «бремена неудобоносимые». Удивительно его отношение к мытарям, снискавшим презрение и отвращение соотечественников. И было за что! Они собирали подати в пользу римского императора, власть которого была ненавистна израильтянам. Мало того, значительная часть отнятых у людей денег оседала у них в карманах, поэтому мытари были людьми небедными. Казалось бы, обличая пороки, Иоанн должен был бы с особой силой обрушиться на мытарей. Как непросто, наверное, было им решиться прийти к берегам Иордана. Но пришли и они и спрашивают: «Учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам»(Лк.3:12,13). И ведь ни слова о том, что само дело, которым они занимаются, греховно!

Еще более удивительно, что говорит Иоанн воинам, которые приходили креститься к нему. Ведь что это были за воины? Это римские солдаты– завоеватели. Это враги, покорившие отечество и ненавидимые всем народом. Очень многие израильтяне мечтали поднять восстание против них, начать освободительную войну ( и начали-таки, скажем в скобках, несколько десятилетий спустя!) и от Мессии, когда он придет, ожидали, что он будет во главе этой войны. Эти солдаты – язычники, не иудеи. Даже вступить с ними в общение для правоверного иудея – осквернение. Как грозно, казалось бы должен встретить их пророк, который никогда никого не боялся. Что же говорит он им? "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк.3:17). Иоанн понимает: солдат человек подневольный. Служба есть служба. И хотя характер этой службы отвратителен для каждого израильтянина, и, думаю, для Иоанна в том числе, но что тут можно сделать! Не в твоей власти изменить эту ситуацию, как бы говорит Иоанн и мытарям и воинам, но ты можешь и в этой ситуации оставаться человеком, добрым, справедливым, честным и милосердным. В этой связи мне вспомнился рассказ психолога Виктора Франкла о начальнике фашистского концлагеря, который, как выяснилось позже, тратил все свое жалование на лекарства для заключенных.

Вот такой была проповедь Иоанна Крестителя. С одной стороны – строгость и требовательность. С другой – понимание реальных возможностей человека, полное отсутствие какого бы то ни было максимализма и радикализма.

Есть две противоположные позиции. Первая в поэтической форме ярко выражена героем драмы Ибсена священником Брандом:

Коль все ты, кроме жизни дал,
Знай, весь твой дар ничтожно мал.

Другая – "Поскольку сделать все не смогу, не буду делать ничего".
Иоанну Крестителю чуждо и то и другое. Если не способен изменить в своей жизни все, как бы говорит он нам, измени то, что можешь. Такое, думаю, всем нам под силу. Только, добавим от себя, надо не останавливаться, не успокаиваться, стремиться к большему. Потому что покаяние – не разовое усилие, а непрестанное возрастание, восхождение к совершенству.

Священник Игорь Гагарин

По материалам: http://www.nsad.ru

Случайный тест