Григорий Двоеслов: православный папа Римский
25 марта память свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). С его именем связан григорианский хорал и литургия преждеосвященных Даров. Он делил трапезу с нищими, его книгами зачитывались парижские ученые-схоласты и московские иноки-простецы. Великий святой, почитаемый и на Западе, и на Востоке. Что мы знаем о нем?
Память святителя Григория настолько прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого сразу же воскрешает в памяти светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые напевы покаянных тропарей, полумрак мартовского утра, чистая легкость души… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.
Предание называет его составителем чина литургии преждеосвященных Даров, особой литургии, которая служится только Великим постом. Чтобы понять, для чего понадобилось устраивать специальную «постную» литургию, надо вспомнить одну простую, но подзабытую истину: литургия — это всегда праздник. Более того, это всегда трапеза, угощение. С самого начала христиане, еще не имевшие тогда своих храмов, собирались на частных квартирах, «преломляя хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Вот почему постом обычная литургия служится только в воскресенье и субботу — дни, когда поститься не полагается. Но вовсе лишить верующих возможности причащаться в будни Церковь не могла, поэтому и стали служить литургию преждеосвященных Даров — Дары на ней не освящаются, они освящаются прежде, обычно в предыдущее воскресенье. Народ причащается, но полного торжественного чина не бывает.
Согласно современным научным данным, Григорий Двоеслов все же не был автором чинопоследования литургии, как не был он и создателем григорианских хоралов, древних песнопений Латинской Церкви, аналогичных русскому «знаменному пению». Но нет дыма без огня: находясь на папском престоле, святой Григорий действительно составлял богослужебные гимны, упорядочивал церковные службы, реформировал клиросное пение. Поэтому название литургических памятников в его честь вполне оправдано, хотя и не может пониматься в смысле «авторских прав».
В латинской традиции святителя Григория называют Григорием Великим. Его роль в истории Западной Церкви и правда сложно преувеличить. Римским папой он стал в трудное время, в конце VI века: последние обломки Римской империи разрушаются под натиском варварских нашествий, византийский император активно вмешивается в западную политику, но большого влияния оказать не может; войны, разорения, эпидемии — то самое мрачное средневековье, о котором так любили говорить гуманисты. «Города опустошены, крепости разрушены, церкви пожжены, монастыри мужские и женские разорены, селения покинуты народом, поля остались невозделанными, земля превратилась в пустыню, не осталось на ней ни одного жителя, дикие звери стали обитать там, где прежде жило множество народа. Не знаю, что делается в других частях света, — пишет Григорий, — но на сей земле, где мы живем, кончина мира не только близка, но уже и наступила».
Вокруг все рушилось, а святитель Григорий созидал, причем результаты его трудов пережили века: он основывал монастыри и укреплял аскетическую дисциплину, упорядочивал каноническое устройство Церкви, богослужение и экономику церковного римского государства; именно он послал группу миссионеров во главе с Августином (будущим Кентерберийским) в Англию, положив основание организации Английской Церкви. Но служение его простиралось и на сугубо светские области.
До начала своего церковного служения Григорий получил очень хорошее образование и уже занимал некоторое время высшие должности в городской администрации, потом представлял интересы Западной Церкви в Константинополе. Этот опыт оказался очень востребованным, когда в 590 году Григорий был избран папой: переговоры с императором и лангобардскими властителями, заключение перемирий и выплата контрибуций — все это входило в круг обязанностей римского первосвященника.
В православной традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Этим подчеркивается другая сторона личности святого: необычное прозвище происходит от названия популярнейшего произведения Григория — «Собеседований о жизни италийских отцов». Собеседование — в оригинале dialogus , диалог, в буквальном переложении на русский — двоеслов. В Средние века эта книга была «бестселлером», в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке — на славянский (напомним, год крещения Руси — 988!).
По сути это патерик, сборник рассказов о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий рассказывал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи и об устройстве загробного мира. Кстати, западное учение о жизни после смерти во многом складывалось под влиянием диалогов папы Григория и диакона Петра, которые они ведут на страницах «Собеседований». Схоластическая концепция чистилища — места, где души умерших очищаются от грехов временными страданиями, получившего рациональную разработку в позднем Средневековье, так, что было точно установлено, кто пойдет в какой отсек чистилища, за какой грех и на какой срок, — была лишь доведенной до крайности и продуманной в мельчайших подробностях системой Григория Великого. Значит ли это, что святитель Григорий был неправославным? Вовсе нет, богословие любого святого своеобразно, имеет особые характерные черты. А вот непропорциональное преувеличение значения этих черт, доведение их до крайности ведет к уклонению от правой веры.
Рассказы о чудесных событиях занимают значительное место в «Диалогах», впрочем, чудеса — лишь свидетельства, и для назидания диакона Петра, а с ним и множества читателей, которые внимают святому Григорию уже на протяжении почти полутора тысяч лет, в «Собеседованиях» всегда подчеркивается внутренняя сторона подвига праведников: молитвы, труды и смирение.
По молитвам святого Константина Пономаря, вода в лампадах стала гореть, как масло, но Григорий приводит и другой случай из жизни Константина. Один поселянин пришел посмотреть на святого, который был очень мал ростом, «худ и лицом весьма невзрачен». «Я думал видеть важного человека, а этот и на человека-то непохож». Лишь только услышал эти слова св. Константин, тотчас оставил лампады, которые оправлял, быстро и с радостным видом подошел к поселянину, заключил его в свои объятия и от полноты сердца благодарил, что поселянин сделал о нем такой отзыв: «Один ты, — говорил святой, — сделал обо мне справедливый отзыв!» «Теперь я вижу, что как ни велик был этот святой по своим чудесам, но еще более велик по своему смирению», — так заканчивается рассказ о необычном пономаре.
Нравоучения Двоеслова никак не завуалированы, все практические выводы и рекомендации приводятся без малейшей маскировки. Но если для любой современной книги такой морализм был бы дурным тоном и воспринимался бы как неуважение к читателю, то для безыскусного и прямолинейного стиля древнего праведника поучения звучат очень естественно и к месту.
Именно таким — строгим, честным и последовательным — учеником Христа остался папа Григорий в памяти потомков. В житии Григория, составленном Симеоном Метафрастом, описывается всего один случай, когда Григорий, не имея больше ничего для пожертвования назойливому нищему, приказал отдать ему серебряное блюдо, на котором ему принесли овощи. После, когда по традиции римских первосвященников он делил трапезу с двенадцатью нищими, оказалось, что нищих за столом не двенадцать, а тринадцать — ангел Господень посетил дом Григория, поведав на прощание, что именно ему пожертвовал тот серебряное блюдо. О несчастных и страждущих святитель Григорий заботился тщательно и планомерно — не только лично принимая нищих в своем доме, но и направляя на содержание бедных весь доход от церковных владений.
Особое значение имеют свидетельства папы Григория о жизни Бенедикта Нурсийского, которому посвящена вторая часть Собеседований. Святитель Григорий жил лишь несколькими десятилетиями позже, и его рассказы о родоначальнике западного монашества имеют большую ценность. Первый в истории Церкви папа из монахов, Григорий даже на высоте власти не переставал быть аскетом и подвижником, тяготясь суетой: «Душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни; о той жизни, когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному».
Так писал величайший святой Западной Церкви, монах и архипастырь, наставлявший верных и заботившийся о нищих. Каждый год 25 марта празднуется его память, имя его звучит на всех литургиях преждеосвященных Даров, к утешению и радости всех знакомых с его наследием.
Диакон Николай Солодов
По материалам: http://www.nsad.ru