Готовися, Вифлееме!
Из богослужения перед Рождеством Христовым
Выступление протоиерея Сергия Правдолюбова на радио «Радонеж» 5 января 2009 года
Приближается к концу Рождественский пост, и мы собираемся праздновать один из самых великих праздников нашей церкви — праздник Рождества Христова — пришествие во плоти Господа нашего и Бога и Спаса Иисуса Христа.
Этот день у нас не так бывает, как иногда думают — вот просто идет время, и вдруг наступило число — это Рождество, потом снова всё исчезло. Нет, специально Церковь готовит верующих в такие дни, которые называются «предпразднство» — дни, посвященные приближающемуся событию. Они у нас начинаются со второго января (по новому стилю) и длятся третье, четвертое, пятое, и, наконец, накануне уже сочельник — вот там уже особые, мощные, сильные воспоминания. Праздник идет седьмого — это уже кульминация праздника и торжество, событие, которое во всей полноте воспринимается всеми верующими людьми. Для чего нужно предпразднство? Для того, чтобы ум свой приготовить к тому, чтобы мы могли подлинным образом во всей полноте ощутить, понять и умом своим представить и проникнуть в тайны бытия, которые Бог устроил на земле. Тайны удивительные и непостижимые — соединение Бога с человеком. Бог пришел и стал человеком на земле, Слово плотью стало. И для этого начинается строгий пост, в храме почти не зажигается электричество (по большей части при свечах, почти в темноте, так полагается по уставу), поются замечательные песнопения, специальные стихиры предпразднственные. Эти творения были собраны из разных времен, разных столетий, из разных государств — все, кто мог, отовсюду несли своё слово. И люди радуются и поют, стараются представить как можно ближе: понять, ощутить, осознать смысл Рождества Христова.
Очень часто мы вспоминаем Рождество Христово картинно, то есть внешнее у нас имеется представление — как мы украшаем вертеп елочными ветками, там вол и осел, и так красиво и благообразно в этой пещере мы видим Иосифа, Пресвятую Богородицу и лежащего Младенца. И такая прекрасная идиллическая картина… Но это ведь только внешне, это только лишь видимо. А что произошло и происходит на Рождество, по существу? Какое произошло изменение в мире? И вот для этого поется каждый день всего предпразднства замечательный тропарь неизвестного автора. Этот тропарь обращает наше внимание к самому смыслу событий воплощения, он поется каждый день и на вечерне, и на литургии. Это песнопение не совсем обычное, оно исполняется в церкви вслух громко и с пением в дни предпразднства. В греческой Церкви по некоторым рукописям это песнопение на каждой литургии в начале проскомидии читается служащим священником, когда на жертвенник поставлены дискос и святая чаша — на дискосе в большинстве случаев изображается Рождество Христово, и священник на проскомидии читает тропарь предпразднства — тот самый, который начинается второго января и каждый день поется до Рождества Христова:
«Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад. От Него же ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».
О чем идет здесь речь? «Готовися, Вифлееме» — это некий призыв к самому городу, тому месту, в котором Господь благоволил родиться. — Ты не оставайся равнодушным, приготовь всё необходимое для встречи Спасителя мира. Каким образом? Духовным образом. Не так, как было в самое Рождество, когда не было места пришедшему Иосифу с Мариам, никто их не принял в свой дом. И песнопевец восклицает — «Готовися, Вифлееме», то есть как ты не мог принять тогда Младенца Христа? Сейчас готовься, пусть ты не смог это сделать тогда жителями своего города, то что необходимо было сделать, надо было принять. Сейчас ты духовно готовься — радуйся, укрась себя и приготовься к пришествию Господа нашего Иисуса Христа.
И здесь такая параллель «Готовися, Вифлееме» и сразу «отверзися всем, Едеме» — что это такое? Едем — это рай. Мы знаем, что после грехопадения человека Господь изгнал его из рая, и поставил огненного Херувима, с вращающимся мечем, который не пустил и не пускал больше в рай людей. И были затворены двери райские на очень-очень долгое время. До какого времени? Вот до этого самого времени рождения Господа Иисуса Христа. «Готовися, Вифлееме», открылся для всех Едем, открывается.
«Красуйся, Евфрафо». Евфрафа — это местность вокруг Вифлеема. То есть не только сам Вифлеем, но и местность вокруг него. Красуйся — то есть украшайся, радуйся, веселись, встречай хотящего родиться Господа. А почему это все? И опять снова мысли уходят у песнотворца туда, в глубь истории. И он только что сказал «Отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо» а дальше почему — «яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы». То есть рай, который Господь насадил на востоке, а потом его никто не смог больше обнаружить, переместился теперь туда, куда Дева идет родить Младенца. И она сама в данном случае названа «Раем», ибо внутри неё «Древо Жизни процвете». То есть, мы знаем хорошо, как было сказано в книге Исход Библии, что посреди райского сада росло удивительное и странное необычное древо, на котором росли плоды. И древо это называлось — «Древо жизни». Это странное, таинственное, сокровенное, никем до конца не понятое и не осознанное «Древо жизни», с которого ты возьмешь плод и съешь — никогда больше не умрешь, будешь жить всегда. Это тоже мы знаем из Библии. И не хотел Господь впускать Адама и Еву, которые отвратились от Бога, отверглись от Него, и зло стало распространяться в человеке. И тогда Господь сказал: «Не хочу, чтобы он ел от древа жизни и жил вечно из за того, что ест плоды дерева жизни». И закрыл Господь рай, и не допустил человека до дерева жизни.
И вот здесь песнотворец и говорит: здесь в вертепе от Девы уже процвело древо жизни, новое Древо Жизни. Какое древо жизни? «Рай бо Оноя чрево явися мысленный» — у Девы, ее чрево мысленным, ноэтическим, духовным, таинственным раем стало. Почему? Потому что ее чрево это и есть рай, в котором Божественное саждение, Божественный Сад — то есть древо, которое не человек насадил, а Бог! Бог родился во плоти, без отца на земле родился, неизреченно. Поэтому Сад или Саждение, оно Божественное.
«От Него же ядше, живи будем» - если мы от этого Древа будем вкушать, то мы живы будем, «не якоже Адам умрем». Какая глубина внимания, какая удивительная связь времён, начало жизни на земле Адама и Евы в первом раю, и конец его страданий, мучений и ужаса: ибо всё уже прошло — Господь воплощается, Господь рождается, Господь, который сам про себя сказал: «Я есть Хлеб, сошедший с небес, и кто будет вкушать этот Хлеб, будет иметь жизнь вечную». И когда мы причащаемся святых Тела и Крови Христовых, это и есть вкушение таинственное и страшное, и мы вкушаем для вечной жизни.
И так песнотворец и говорит, что «От Него же ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ». Пал человек, согрешил против Бога, и сделанный грех рождает смерть — говорит Апостол — и смерть не Бог сотворил, а человек вызвал её своим отпадением от Бога, и он пал и замер, что то же — умер, перестал двигаться, дыхание из него ушло, он ушел в прах, рассыпался в землю. Это последствие греха, который Адам сотворил. И вот здесь, говорит песнотворец, «Христос раждается, прежде падший возставити образ» — поднять его, чтобы он двигался и был исполнен жизни. Вот для чего Христос приходит на землю. Такое замечательное песнопение поется каждый день перед Рождеством Христовым у всех православных, а у некоторых греков читается перед каждой Божественной Литургией. Песнопение, которое заставляет нас объять умом всю историю человечества, всю историю нашего спасения, и ощутить радость от того, что пришел Господь на землю, и пришла Пречистая Богородица в Вифлеем и принесла с собой Небесный Хлеб и таинственное Древо Жизни. Как было бы хорошо, чтобы все прихожане во всей полноте понимали и переживали этот прекрасный тропарь, который поётся у нас в предпразднство Рождества Христова.